№ 5-219/2019
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 июня 2019 года.
28 июня 2019 года г. Ростов-на-Дону
Судья Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону Быченко С.И.,
с участием защитника Мирошниченко Е.А., действующей на основании доверенности № 62/ТО 129-219 от 19.01.2019 года, старшего прокурора отдела прокуратуры Ростовской области Пошивай К.А.,
рассмотрев в помещении суда по адресу: ул. Пушкинская, 9, поступившее из прокуратуры Ростовской области дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, в отношении юридического лица – ГУФСИН России по Ростовской области, юридический адрес<адрес>
У С Т А Н О В И Л:
Прокуратурой Ростовской области 04.04.2019 в адрес врио начальника ГУФСИН России по Ростовской области внесено представление № 17-10/14-2019 «Об устранении нарушений закона в деятельности ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Ростовской области» (далее - представление). В представлении отражены множественные нарушения законодательства, выявленные прокуратурой по результатам проверки ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Ростовской области (далее - СИЗО-4) в апреле 2019 года.
В прокуратуру области 30.04.2019 поступил ответ начальника ГУФСИН России по Ростовской области от 30.04.2019 № 62/ТО/2-8902 на представление (далее - ответ), в котором сообщается о принимаемых мерах и устранении выявленных нарушений закона.
В целях проверки достоверности представленной информации прокуратуре г. Шахты поручено проведение контрольной проверки, по результатам которой 30.05.2019 выявлено, что вопреки ст. 6, 22, 24 Закона о прокуратуре представление надлежащим образом не рассмотрено, законные требования прокурора не исполнены, мер к устранению выявленных нарушений закона, причин и условий, им способствующих не принято.
Ответ на представление содержит недостоверную информацию об устранении следующих нарушений:
- восстановлении работоспособности кнопок вызова дежурной смены в камерах № 70 и 71;
- очистке и дезинфекция систем приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением в помывочных и обеспечении проходов раздевальных резиновыми дорожками;
- подводке горячей и холодной воды в моечном цехе ко всем моечным ваннам и раковинам с использованием смесителей, конструкция которых исключает повторное загрязнение рук после мытья.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 24 Закона о прокуратуре ГУФСИН России по Ростовской области предоставлен месячный срок, достаточный для рассмотрения представления и устранения нарушений.
Однако ГУФСИН России по Ростовской области, имея возможность и достаточное время для устранения отраженных в представлении нарушений, законные требования прокурора умышленно не исполнило, нарушенные права спецконтингента, содержащегося в СИЗО-4 на материально-бытовое обеспечение не восстановило, представило недостоверные сведения об устранении выявленных нарушений.
Проверкой установлено, что ГУ ФСИН России по Ростовской области при наличии возможности для соблюдения уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации и неоднократные указания прокуратуры на допущенные нарушения в данной сфере правоотношений, требования прокурора, вытекающие из его полномочий, установленных федеральным законом умышленно не выполняются.
В связи с чем, постановлением заместителя прокурора Ростовской области от 03.06.2019 в отношении юридического лица – ГУФСИН России по Ростовской области возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, материалы дела направлены в суд для рассмотрения по существу.
В судебное заседание явилась защитник ГУФСИН России по Ростовской области по доверенности Мирошниченко Е.А., с постановлением прокурора не согласилась, вину ГУФСИН России по Ростовской области в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, не признала. Пояснила, что после получения представления прокуратуры был сделан запрос в ИК-К, был получен ответ об устранении всех недостатков. Обязанностей по перепроверке полученных сведений у ГУФСИН нет. Полагала, что недобросовестность сотрудников СИЗО-4 повлекла за собой предоставление недостоверной информации в прокуратуру. Просила производство по делу в отношении ГУФСИН России по Ростовской области прекратить.
В судебном заседании старший прокурор отдела прокуратуры Ростовской области Пошивай К.А. просил привлечь юридическое лицо ГУФСИН России по Ростовской области к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ. Полагал, что доводы защиты основаны на неправильном толковании положений действующего законодательства, поскольку ГУФСИН России по Ростовской области руководит всей деятельностью уголовно-исполнительных учреждений, представление прокуратуры давалось на имя руководителя ГУФСИН России по Ростовской области, от которого был получен ответ на представление. Просил назначить ГУФСИН России по Ростовской области административное наказание в виде административного штрафа.
Выслушав защитника, старшего прокурора отдела, исследовав материалы дела об административном правонарушении и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, судья приходит к следующим выводам.
Статьёй 17.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, следующих из его полномочий, установленных федеральным законом.
Полномочия прокурора при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина установлены в гл. 2 разд. 3 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 18.04.2018) «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон о прокуратуре).
В соответствии со ст. 26 указанного Закона предметом прокурорского надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, в том числе органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
При осуществлении возложенных на него функций прокурор, согласно требованиям ст. 27 Закона, принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, использует полномочия, предусмотренные ст. 22 Закона.
В силу ст. 6 Закона о прокуратуре требования прокурора, следующие из его полномочий, перечисленных в ст. ст. 9.1, 22, 27, 30 и 33 этого Закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Положения Закона о прокуратуре, предоставляющие прокурору право вносить представления об устранении нарушений закона, обязывают должностных лиц, в чей адрес они вынесены, рассматривать эти представления, однако характер принимаемых мер должны определять сами должностные лица.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Ростовской области в апреле 2019 года проведена проверка соблюдения в ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Ростовской области требований федерального законодательства, регулирующего вопросы содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также отбывания наказания осужденными, трудоустроенными в отряде хозяйственного обеспечения.
По результатам проверки в связи с выявленными нарушениями требований Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ и УИК РФ прокурором Ростовской области ВРИО начальника ГУФСИН России по Ростовской области внесено представление № 17-10/14-2019 от 04.04.2019 об устранении нарушений закона в деятельности ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Ростовской области.
В прокуратуру области 30.04.2019 поступил ответ начальника ГУФСИН России по Ростовской области от 30.04.2019 № 62/ТО/2-8902 на представление (далее - ответ), в котором сообщается о принимаемых мерах и устранении выявленных нарушений закона.В целях проверки достоверности представленной информации прокуратуре г. Шахты поручено проведение контрольной проверки, по результатам которой 30.05.2019 выявлено, что вопреки ст. 6, 22, 24 Закона о прокуратуре представление надлежащим образом не рассмотрено, законные требования прокурора не исполнены, мер к устранению выявленных нарушений закона, причин и условий, им способствующих не принято.
Ответ на представление содержит недостоверную информацию об устранении следующих нарушений:
- восстановлении работоспособности кнопок вызова дежурной смены в камерах № 70 и 71;
- очистке и дезинфекция систем приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением в помывочных и обеспечении проходов раздевальных резиновыми дорожками;
- подводке горячей и холодной воды в моечном цехе ко всем моечным ваннам и раковинам с использованием смесителей, конструкция которых исключает повторное загрязнение рук после мытья.
Таким образом, в нарушение ст.ст. 6, 22, 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» указанные в акте прокурорского реагирования н нарушения законодательства в установленный срок не устранены.
Исследовав все обстоятельства дела в их совокупности, и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, судья приходит к выводу о том, что факт совершения юридическим лицом ГУФСИН России по Ростовской области административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, и его вина объективно установлены и подтверждаются: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 03.06.2019, объяснением защитника ГУФСИН России по Ростовской области Мирошниченко Е.А., подтвердившей факт ненадлежащего рассмотрения представления прокуратуры; приказом ФСИН России № 518 от 11.06.2015 об утверждении положений о территориальных органах Федеральной службы исполнения наказаний; Положением о ГУФСИН России по Ростовской области; представлением Прокурора Ростовской области № 17-10/14-2019 от 04.04.2019 об устранении нарушений закона в деятельности ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Ростовской области, полученным, согласно имеющейся отметке, 04.04.2019; ответом на представление начальника ГУФСИН России по Ростовской области № 62/ТО/12-8902 от 30.04.2019 об устранении выявленных нарушений; поручением прокурору г. Шахты Ростовской области от 08.05.2019 № 17-10-2019 о проведении проверки фактического устранения отраженных в представлении нарушений; информацией прокурора г. Шахты Ростовской области о результатах проведенной проверки фактического устранения отраженных в представлении нарушений от 30.05.2019 № 17-89-2019.
Данные доказательства в своей совокупности и каждое в отдельности, логичны и последовательны.
Довод защиты о невыполнении требований предписания в силу недобросовестности сотрудников ФКУ СИЗО-4, повлекшей за собой предоставление недостоверной информации в прокуратуру – судья признает не имеющим значения для рассмотрения настоящего дела и не влияющим на юридическую квалификацию действий привлекаемого к административной ответственности юридического лица ГУФСИН России по Ростовской области.
Согласно п. п. 14 Положения о Главном управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Ростовской области, утвержденного приказом ФСИН России от 11.06.2015 № 518, его основной задачей является обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, руководство подведомственными учреждениями.
Так, в силу положений пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
В пункте 3 статьи 22 Закона о прокуратуре указано, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.
Согласно пункту 1 статьи 24 Закона о прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность (пункт 3 статьи 6 Закона о прокуратуре).
Материалами дела установлено, что ГУФСИН России по Ростовской области при наличии возможности для соблюдения уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации и неоднократные указания прокуратуры на допущенные нарушения в данной сфере правоотношений, требования прокурора, вытекающие из его полномочий, установленных федеральным законом умышленно не выполняются.
Материалы дела свидетельствуют о том, что прокурор действовал в пределах полномочий, представленных ему Законом о прокуратуре. Представление об устранении нарушений закона внесено по результатам проверки соблюдения требований з федерального законодательства, регулирующего вопросы содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также отбывания наказания осужденными, трудоустроенными в отряде хозяйственного обеспечения.
Таким образом, судья приходит к выводу, что в действиях ГУФСИН России по Ростовской области имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ – умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
Обстоятельств, смягчающих либо отягчающих административную ответственность ГУФСИН России по Ростовской области, по делу не установлено.
В соответствии с ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении ГУФСИН России по Ростовской области административного наказания судья учитывает характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
С учетом указанных выше обстоятельств, судья приходит к выводу о назначении ГУФСИН России по Ростовской области административного наказания в виде административного штрафа.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10. КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Признать юридическое лицо – ГУФСИН России по Ростовской области виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (Пятьдесят тысяч) рублей.
Штраф подлежит уплате в течение шестидесяти дней со дня вступления настоящего постановления в силу по следующим реквизитам: получатель штрафа – УФК по РО (прокуратура Ростовской области, л/сч. 04581181330), ИНН <***>, КПП 616401001, ОКТМО 60701000, р/счет <***> в Отделение по Ростовской области Южного ГУ Банка России, Отделение Ростов-на-Дону, БИК 046015001, КБК 415 1 16 90010 01 6000 140 «Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в федеральный бюджет».
Постановление может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в полном объеме.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 июня 2019 года.
Судья С.И. Быченко