ДД.ММ.ГГГГ дело №
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
Судья Юсьвинского районного суда ФИО3 края Кобелева С.П., рассмотрев административный материал в отношении заведующей МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Чебурашка» ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Заместителем ФИО2 края, начальником контрольно-ревизионного управления Министерства ФИО5ДД.ММ.ГГГГ возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.5 ч.20 КоАП РФ, и проведении административного расследования в отношении должностного лица – заведующего МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Чебурашка» ФИО1, выразившегося в невыполнении предписаний об устранении нарушений бюджетного законодательства.
ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении. В обоснование административного правонарушения положены результаты внеплановой тематической проверки исполнения расходной части бюджета Юсьвинского муниципального района в отношении МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Чебурашка», в ходе которой выявлено нецелевое использование средств, доведенных в форме субсидии на иные цели в сумме 4 020 462,67 руб. Согласно предписанию от ДД.ММ.ГГГГ МЮДОУ ЦРР – детский сад «Чебурашка» требовалось осуществить возврат данной суммы на лицевой счет Отдела по управлению муниципальными учреждениями администрации Юсьвинского муниципального района в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В протоколе указано, что довод о невозможности исполнения предписания не может быть принят во внимание, поскольку заведующему МЮДОУ ЦРР – детский сад «Чебурашка» ФИО1 ранее направлено представление об устранении нарушений от ДД.ММ.ГГГГ, считают, что времени для устранения нарушений, указанных в предписании, было достаточным.
ФИО1 с протоколом об административном правонарушении не согласилась, пояснила, что формулировка нецелевого расходования средств в сумме 4 020462,67 рублей, изложенная в предписании об устранении нарушений от ДД.ММ.ГГГГ года, установленная по итогам ревизии исполнения расходной части бюджета <адрес> обусловлена неверным отнесением проведенных работ по реконструкции здания детского сада в категории капитального ремонта. В результате проведенных работ расширена площадь здания детского сада, что позволило увеличить объем потребителей образовательной услуги. Объем субсидии на ФИО2 обеспечение выполнения муниципального задания для Учреждения, утвержденного на 2015 год, составляет 5767,9 тыс. рублей, из них фонд оплаты труда – 5318,4 тыс. рублей. Объем доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности утвержден на 2015 года в размере 530 тыс. рублей.
Таким образом, осуществить возврат средств в сумме 4 020 462,67 рублей за счет средств образовательного учреждения не представляется возможным. Невозможность возврата средств за счет дополнительных объемов финансирования из бюджета района также обусловлена объективными причинами, поскольку отсутствуют источники дополнительного финансового обеспечения, а также в виду предельных значений дефицита бюджета района на текущий ФИО2 2015 год.
ФИО6заместитель главы администрации <адрес> по ФИО2 и налоговой политике подтвердила невозможность возврата 4020462 руб. в установленные сроки. МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Чебурашка» как бюджетное образовательное учреждение собственных средств не имеет, для осуществления образовательной деятельности получает ФИО2 дотации, которые имеют строго целевое назначение.
Выслушав ФИО1, ФИО6, изучив материалы административного дела, судья приходит к следующему.
Ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа государственного финансового контроля предусмотрена ч. 20 ст.19.5 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Из материалов дела следует, что в соответствии с приказом Министерства ФИО2 края от ДД.ММ.ГГГГ в отношении <адрес> проведена внеплановая проверка использования средств краевого бюджета, выделенных в рамках реализации приоритетного регионального проекта «Новая школа». В ходе проверки установлен факт нецелевого использования средств, доведенных в форме субсидии на иные цели в сумме 4 020 462,67 руб. Согласно представления Министерства ФИО2 края об устранении нарушений от ДД.ММ.ГГГГ МБДОУ ЦРР – детский сад «Чебурашка» обязано была осуществить возврат целевых бюджетных средств в сумме 4 020 262,67 руб. на лицевой счет Отдела по управлению муниципальными учреждениями администрации Юсьвинского муниципального района.
МБДОУ ЦРР – детский сад «Чебурашка» предписание было рассмотрено, о чем руководителем образовательного учреждения на имя главы района ДД.ММ.ГГГГ подана докладная, в которой ФИО1 указала, что возврат использованных не по целевому назначению в бюджет ФИО3 края средств в установленные сроки не представляется возможным ввиду отсутствия требуемых средств у учреждения. Просила оказать помощь в решении вопроса. ДД.ММ.ГГГГФИО1 в адрес Министерства ФИО2 края была направлена информация по результатам рассмотрения Представления об устранении нарушений. В указанной информации заведующая МБДОУ ЦРР – детский сад «Чебурашка» пояснила, что осуществление возврата средств, использованных не по целевому назначению в сумме 4 020 462,67 руб. в настоящее время не представляется возможным, так как МБДОУ ЦРР – детский сад «Чебурашка» на выполнение муниципального задания на 2014 год выделено – 5 658 490,00 руб (субвенции из краевого бюджета на заработную плату и фонды, оснащение педагогического процесса), 1 633 845,55 руб. – средства местного бюджета, а именно – 897 245,55 руб – субвенции на выполнение муниципального задания, 736 600, 00 руб. – целевые субсидии (641 500,00 руб. на приобретение котельно-печного топлива;. 25000 руб. – субсидии на уплату налогов, 70 100,00 руб. – субсидии на иные цели – предоставление социальных гарантий и льготы педагогическим работникам).
В целях выполнения Предписания об устранении нарушений направлено письмо главе района о сложившейся ситуации и оказании ФИО2 помощи. Также указано, что нарушения будут устранены после выделения дополнительных средств.
Министерством ФИО2 края ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора МБДОУ ЦРР- детский сад «Чебурашка» ФИО1 направило предписание, согласно которому дошкольное образовательное учреждение обязано было осуществить возврат средств, использованных не по назначению, в сумме 4020462 руб. до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ руководителем учреждения Министерству было направлено сообщение, что осуществить возврат средств не представляется возможным, ввиду отсутствия собственных средств и отсутствия источников дополнительного финансового обеспечения. Однако представленные доводы не были приняты во внимание и ДД.ММ.ГГГГ в отношении должностного лица – руководителя МБДОУ ЦРР – детский сад «Чебурашка» составлен протокол об административном правонарушении за невыполнение в установленный срок предписания органа государственного финансового контроля.
Заведующая МБДОУ ЦРР – детский сад «Чебурашка» ФИО1, поддержав приведенные доводы в судебном заседании, представила документы, подтверждающие расходы образовательного учреждения МЮДОУ ЦРР – детский сад «Чебурашка» на 2015 год, предоставленные в форме субсидий Отделом по управлению муниципальными учреждениями администрации Юсьвинского муниципального района.
Так, из соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что МБДОУ ЦРР – детский сад «Чебурашка» выделено субсидий на ФИО2 обеспечение выполнения муниципального задания на 2015 год в размере 5 767 854,00 рублей (л.д. 72-73).
<адрес>ДД.ММ.ГГГГ с МБДОУ ЦРР – детский сад «Чебурашка» заключено соглашение, по условиям которого администрация района предоставляет субсидии бюджетному учреждению на иные цели.
Согласно докладной ФИО1ДД.ММ.ГГГГ после получения из Министерства ФИО2 Представления об устранении нарушений и возврате средств в размере 4 020 462,67 рублей, использованных на капитальный ремонт учреждения, она обращалась в администрацию района с просьбой оказать помощь в решении указанного вопроса (л.д. 66).
Информация о результатах рассмотрения Представления об устранении нарушений руководителем образовательного учреждения также была направлена в Министерство ФИО2 края (л.д. 67).
Организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, ФИО2 обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время ст.15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнесено к вопросам местного значения муниципального района.
Постановлением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5-П определено, что применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.
Для реализации этого права органы муниципальных образований обязаны создать достаточную сеть муниципальных дошкольных учреждений, тем самым обеспечить потребность детей дошкольного возраста в получении услуги. При этом предоставление места в детском саду должно учитывать требования территориальной доступности.
Согласно пункту 9 Соглашения к трудовому договору, заключенному между Отделом по управлению муниципальными учреждениями администрации Юсьвинского муниципального района и ФИО1 руководитель образовательного учреждения обязан обеспечивать эффективную деятельность Учреждения, организацию административно-хозяйственной, ФИО2 и иной деятельности Учреждения, обеспечивать работникам безопасные условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Во исполнение данных полномочий ФИО1 были заключены договора на реконструкцию здания детского сада. Работы по реконструкции выполнены в полном объеме и в установленные сроки. Формулировка нецелевого использования средств в сумме 4020462 руб. обусловлена неверным отнесением проведенных работ по реконструкции здания детского сада к категории капитального ремонта, что свидетельствует об условном понимании формулировки нецелевое расходование бюджетных средств.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица. При этом лицо может быть признано виновным ели будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ст.2.1 КоАП РФ).
Судья приходит к выводу, что заведующей МБДОУ ЦРР – детский сад «Чебурашка» ФИО1 не имелась возможность осуществить возврат бюджетных средств, в действиях должностного лица отсутствуют противоправность и виновность.
Суждение финансового органа о необоснованности доводов должностного лица о невозможности исполнения предписания в срок, поскольку руководителю образовательного учреждения ранее уже направлялось представление от ДД.ММ.ГГГГ, судья находит неверным.
В соответствии со ст. 270.2. Бюджетного Кодекса РФ.
1. В случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания.
2. Под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать обязательную для рассмотрения в установленные в нем сроки или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.
3. Под предписанием в целях настоящего Кодекса понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, содержащий обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и (или) требования о возмещении причиненного такими нарушениями ущерба Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.
4. Неисполнение предписаний органа государственного (муниципального) финансового контроля о возмещении причиненного нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию ущерба является основанием для обращения уполномоченного соответственно нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации государственного (муниципального) органа в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
По общему правилу частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Вместе с тем в части финансового контроля частью 20 статьи 19.5 КоАП РФ определена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа финансового контроля, предусматривающая наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Таким образом, фактически административная ответственность в данной части предусмотрена за невыполнение предписания органа финансового контроля, определение которому дано в пункте 3 статьи 270.2 БК РФ, а не представления (пункт 2 статьи 270.2 БК РФ). В связи с указанным не имеется оснований учитывать представление Министерства ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ при оценке действий заведующего МБДОУ ЦРР – детский сад «Чебурашка» ФИО1 по административному делу, возбужденному на основании неисполнения предписания органа государственного финансового контроля от ДД.ММ.ГГГГ.
Руководителем детского учреждения ФИО1 после получения предписания органа государственного финансового контроля от ДД.ММ.ГГГГ были приняты все зависящие от нее меры по исполнению требований, но ввиду отсутствия у дошкольного учреждения собственных средств и отсутствия источников дополнительного финансового обеспечения предписание в установленные сроки не было выполнено. В действиях ФИО1 виновное бездействие не усматривается.
При таких обстоятельствах производство по административному делу, возбужденному по ч.20 ст.19.5 КоАП РФ в отношении должностного лица - заведующего МБДОУ ЦРР – детский сад «Чебурашка» ФИО1 подлежит прекращению за отсутствием в действиях должностного лица состава административного правонарушения.
Руководствуясь пп.2 п.1 ст.24.5, ст.29.9 КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Производство по административному делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.20 ст.19.5 КоАП РФ, возбужденном в отношении заведующего МБДОУ ЦРР – детский сад «Чебурашка» ФИО1 прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Юсьвинский районный суд в течение 10 дней с момента получения постановления.
Судья: С.П. Кобелева
Копия верна
Судья Юсьвинского районного суда: С.П. Кобелева