П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
26 июня 2018 года с. Родино
Судья Родинского районного суда Алтайского края Ожогина Г.В.,
при секретаре Крючковой Д.В.,
с участием помощника прокурора Родинского района Алтайского края Домниковой А.А.,
лица в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Покачалова Ю.Ф.,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в отношении Покачалова Юрия Федоровича, <данные изъяты>
УСТАНОВИЛ:
21 июня 2018 года в Родинский районный суд Алтайского края поступил административный материал в отношении главы Администрации Мирненского сельсовета Родинского района Алтайского края Покачалова Ю.Ф. о совершении им правонарушения предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ – нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы РФ и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Которое выразилось в нецелевом использовании бюджетных средств выделенных администрации Мирненского сельсовета Родинского района Алтайского края на содержание военно- учетного стола на расходные материалы, которые согласно Финансово-экономическому обоснованию утверждены на 1 полугодие 2017 года в размере 1800рублей, однако сверх утвержденных расходов администрацией на эти цели израсходованы денежные средства в размере 3700 рублей, а именно: 06 апреля 2017 года оплачено приобретение бумаги у ИП В.В. на сумму 1290рублей; 22 мая 2017 года оплачена заправка катриджа у ИП Л.В. на сумму 300 рублей; 19 июня 2017 года оплачена заправка катриджа, приобретение бумаги у ИП Л.В. на общую сумму 850 рублей; 30 июня 2017 года оплачено приобретение бумаги у ИП В.В. на сумму 1290 рублей.
В судебном заседании помощник прокурора Родинского района Алтайского края Домникова А.А. настаивала на привлечении Покачалова Ю.Ф. к административной ответственности и привела доводы аналогичные изложенным в постановлении прокурора Родинского района Алтайского края о возбуждении дела об административном правонарушении.
В судебном заседании лицо в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Покачалов Ю.Ф. вину в совершенном им правонарушении не признал и пояснил, что финансово-экономическое обоснование на 2016 и 2017 год до сведения Администрации Мирненского сельсовета не доводилось, в связи с чем расходы производились по фактическим затратам.
Выслушав помощника прокурора Домникову А.А., лицо в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Покачалова Ю.Ф., исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статья 15.14 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В силу пункта 1 части 1 статьи 25.11, части 1 статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прокурор в пределах своих полномочий вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении.
Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении (пункт 3 части 4 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Частью 2 статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 данного Кодекса.
В соответствии с ч.2 ст.28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
По смыслу приведенных выше норм в ходе производства по делу об административном правонарушении по одному факту совершения правонарушения составляется только один протокол об административном правонарушении или выносится только одно постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.
Из материалов дела следует, что постановлением прокурора Родинского района Алтайского края от 19 марта 2018 года в отношении главы Администрации Мирненского сельсовета Родинского района Алтайского края Покачалова Ю.Ф. возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 15.14 КоАП РФ.
Как следует из указанного постановления, правонарушение выразилось в том, что Покачалов Ю.Ф. назначенный на должность главы Администрации Мирненского сельсовета Родинского района Алтайского края решением Мирненского сельского Совета депутатов Родинского района Алтайского края от 14.03.2013 №39 допустил нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в оплате Администрацией Мирненского сельсовета Родинского района Алтайского края коммунальных услуг без учета нормы площади определенной финансово-экономическим обоснованием сумм затрат на коммунальные услуги на одного работника в год, в результате чего за 2016 год затраты на оплату электроэнергии превысили утвержденные ассигнования на 8,5 тыс. рублей, на услуги связи-4.0 тыс. рублей. Администрацией Мирненского сельсовета Родинского района Алтайского края также допущено превышение ассигнований в 2016 году на расходные материалы (канцтовары, почтовые отправления и т.п.) на 31,7 тыс. рублей, за 1 полугодие 2017 года – на 1,8 тыс. рублей.
Сумма использованных Администрацией Мирненского сельсовета Родинского района Алтайского края средств субвенций на осуществление полномочий по первичному воинскому учету не по целевому назначению в 2016 году составила 44,2 тыс. рублей, за 1 полугодие 2017 года - 18,8 тыс. рублей.
Указанные в действиях главы Администрации Мирненского сельсовета Родинского района Алтайского края Покачалова Ю.Ф. квалифицированы по ст.15.14 КоАП РФ.
19 марта 2018 года административный материал направлен на рассмотрение мировому судье судебного участка Родинского района Алтайского края, определением которого от 23 марта 2018 года административное дело принято к производству.
Определением мирового судьи судебного участка Родинского района Алтайского края от 05 апреля 2018 года постановление о возбуждении дела об административном правонарушении со всеми приложенными материалами направлено на рассмотрение в Родинский районный суд Алтайского края.
Определением Родинского районного суда Алтайского края от 9 апреля 2018 года постановление прокурора Родинского района от 19 марта 2018 года о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Покачалова Юрия Федоровича о привлечении к административной ответственности по ст.15.14 КоАП РФ с приложенными к нему материалами возвращены прокурору Родинского района Алтайского края для устранения недостатков, выразившихся в том, что в постановлении прокурора Родинского района Алтайского края о возбуждении дела об административном правонарушении от 19 марта 2018года не указаны дата и время совершения должностным лицом административного правонарушения, то есть осуществления конкретной платежно-расчетной операции по нецелевому расходованию бюджетных средств, не содержится описания объективной стороны вменяемого Покачалову Ю.Ф. административного правонарушения, заключающейся в направлении средств бюджета и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, с указанием кодов бюджетной классификации, реквизитов операций по перечислению денежных средств, а также норм бюджетного законодательства, которые нарушены. В постановлении имеется лишь ссылка на обобщенные результаты проверки обоснованности, эффективности и целевого использования субвенций на функционирование административных комиссий и на осуществление первичного воинского учета Администрации Мирненского сельсовета Родинского района за период с 01.01.2016 по 31.07.2017, что нельзя признать описанием события правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ, и указанием на время совершения данного правонарушения, так как данное правонарушение длящимся не является. Датой совершения административного правонарушения является дата осуществления платежа по платежному поручению. При этом множественность таких операций свидетельствует о неоднократности совершения самостоятельных правонарушений. К ответственности, предусмотренной ст.15.14 КоАП РФ, лицо может быть привлечено за единичный факт неправомерного расходования бюджетных средств, то есть за каждое правонарушение в отдельности. Так же указано на то, что при вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении прокурор Родинского района Алтайского края не учел сроки привлечения к административной ответственности, которые в соответствии с ч.3 ст. 4.5 КоАП РФ в данном случае составляют один год со дня совершения административного правонарушения.
Устраняя указанные недостатки, прокурор Родинского района Алтайского края 04 мая 2018 года вынес новое постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, в котором указал, что Покачалов Ю.Ф. назначенный на должность главы Администрации Мирненского сельсовета Родинского района Алтайского края решением Мирненского сельского Совета депутатов Родинского района Алтайского края от 14.03.2013 №39 допустил в нарушение требований ст.133, ч.4 ст. 140, п.2 ст.161 ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ, ст.8 Федерального закона от 28 марта 1998года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» п.8 Положения о воинском учете, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 года № 719, п.п.3,4,5 Правил предоставления из федерального бюджета бюджетам субьектов РФ субвенций на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты, Утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 апреля 2006года №258 нецелевое использование бюджетных денежных средств, так администрацией Мирненского сельсовета Родинского района не по целевому назначению израсходованы бюджетные средства на расходные материалы (канцтовары, заправку катриджа) за 1 полугодие 2017 года в размере 3730 рублей, а именно: 06 апреля 2017 года оплачено приобретение бумаги у ИП В.В. на сумму 1290рублей; 22 мая 2017 года оплачена заправка катриджа у ИП Л.В. на сумму 300 рублей; 19 июня 2017 года оплачена заправка катриджа, приобретение бумаги у ИП Л.В. на общую сумму 850 рублей; 30 июня 2017 года оплачено приобретение бумаги у ИП В.В. на сумму 1290 рублей.
Указанные в действиях главы Администрации Мирненского сельсовета Родинского района Алтайского края Покачалова Ю.Ф. квалифицированы по ст.15.14 КоАП РФ.
Определением судьи Родинского районного суда Алтайского края от 10 мая 2018 года постановление прокурора Родинского района Алтайского края от 04 мая 2018 года о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, в отношении Покачалова Ю.Ф. с приложенными к нему материалами возвращены прокурору района для устранения недостатков, с указанием на то, что во вновь вынесенном постановлении прокурором недостатки не устранены, прокурор вновь не расписал объективную сторону вменяемого Покачалову Ю.Ф. административного правонарушения, не указав коды бюджетной классификации и реквизиты операций по перечислению денежных средств, сославшись лишь на финансово-экономическое обоснование затрат на расходные материалы, что нельзя признать описанием события правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ. Так же при вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении 4 мая 2018 года прокурор Родинского района Алтайского края не учел сроки привлечения к административной ответственности и вынося постановление о возбуждении дела об административном правонарушении 4 мая 2018года вменил Покачалову Ю.Ф. совершение административных правонарушений, по которым срок давности привлечения к административной ответственности уже истек. Кроме того, прокурор Родинского района Алтайского края в качестве доказательств, подтверждающих вину Покачалова Ю.Ф. приложил к постановлению о возбуждении дела об административном правонарушении копии документов на л.д.82-85 которые частично не читаемы, на данных листах дела имеются копии нескольких документов которые так же частично не читаемы и которые не содержат сведений подтверждающих перечисление денежных средств Администрацией Мирненского сельсовета Родинского района, при таких обстоятельствах сделать вывод об их относимости к административному правонарушению Покачалова Ю.Ф. по ст. 15.14 КоАП РФ не представляется возможным.
Не согласившись с определением судьи и.о. прокурора Родинского района Мошляк О.А. принесла протест в котором просила об отмене определения судьи от 10 мая 2018 года и направлении материала на новое рассмотрение.
Решением судьи Алтайского краевого суда Вегель А.А. определение судьи Родинского районного суда Алтайского края от 10 мая 2018 года отменено, дело об административном правонарушении предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, в отношении главы администрации Мирненского сельсовета Родинского района Алтайского края Покачалова Ю.Ф. направлено для рассмотрения в Родинский районный суд Алтайского края, в связи с тем, что постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, и другие материалы дела были возвращены прокурору со стадии его рассмотрения по существу, тогда как в соответствии п.4 ч.1 ст. 29.4 КоАП РФ постановление составленное с нарушением требований ст. 28.2 КоАП РФ подлежало возвращению, составившего его должностному лицу, для устранения недостатков на стадии подготовки дела к рассмотрению.
Исходя из материалов дела суд установил, что в отношении Покачалова Ю.Ф. вынесено два постановления о возбуждении дела об административном правонарушении предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, по одному и тому же факту нарушения Покачаловым Ю.Ф. порядка использования бюджетных средств, что влечет признание постановления о возбуждении дела об административном правонарушении недопустимым доказательством и исключении его из числа доказательств.
Исключение протокола об административном правонарушении из числа доказательств по делу об административном правонарушении влечет недоказанность обстоятельств, на основании которых вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, производство по делу подлежит прекращению.
Кроме того в силу статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - БК РФ) принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В соответствии с частью 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 БК РФ для составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации используется бюджетная классификация Российской Федерации, которая представляет собой группировку доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В силу статьи 19 БК РФ в состав бюджетной классификации Российской Федерации входит классификация операций сектора государственного управления (далее - КОСГУ), порядок применения которой устанавливается Минфином России (пункт 4 статьи 23.1 БК РФ). В частности, Министерством финансов Российской Федерации устанавливаются перечни расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, подлежащих отнесению на определенные статьи и подстатьи КОСГУ.
Вынесенные в отношении Покачалова Ю.Ф. постановления о возбуждении дела об административном правонарушении не содержат описания события правонарушения. Поскольку в них не указано каким образом были распределены бюджетные средства выделенные муниципальному образованию Мирненский сельсовет Родинского района Алтайского края на содержание военно- учетного стола и расходные материалы, не указаны конкретные коды и статьи бюджетной классификации, в соответствии с которыми были потрачены бюджетные средства выделенные на содержание военно-учетного стола и расходные материалы. Отсутствие классификации потраченных муниципальным образованием Мирненский сельсовет Родинского района Алтайского края денежных средств, без указания кодов и статей бюджетной классификации, не доказывает их нецелевое использование. Суд не вправе по своей инициативе устанавливать и выявлять событие административного правонарушения, напротив, суд, обязан исключительно проверить соответствие описанного события в постановлении на предмет действительности и на предмет доказанности.
Отсутствие в постановлении четкого описания события административного правонарушения является по смыслу ст.ст. 26.1, 28.2 КоАП РФ его существенным недостатком, что так же влечет признание постановления о возбуждении дела об административном правонарушении недопустимым доказательством, исключении его из числа доказательств и прекращение производства по делу.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении подлежало возвращению прокурору, что не было сделано мировым судьей. В настоящее время такая возможность утрачена, так как по смыслу ст.ст. 29.1, 29.4 КоАП РФ возвращение постановления о возбуждении дела об административном правонарушении и других материалов в орган вынесший постановление, допускается только на стадии подготовки дела к рассмотрению.
Кроме того, при рассмотрении дела судьей установлено, что события правонарушения по расходованию денежных средств на содержание военно-учетного стола происходили в 2016 году, на расходные материалы (канцтовары, заправку картриджа) 06.04.2017года, 22.05.2017года, 19.06.2017 год.
В силу положений ч.3 ст. 4.5 КоАП РФ в данном случае срок привлечения к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ составляют один год со дня совершения административного правонарушения.
Таким образом, к моменту рассмотрения административного материала Родинским районным судом истек год с момента совершения Покачаловым Ю.Ф. указанных выше правонарушений.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Исходя из положений ст. 4.5 и п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности, в том числе и о виновности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может.
За нецелевое использования денежных средств на расходные материалы 30.06.2017года, Покачалов Ю.Ф. не может быть привлечен к административной ответственности, в связи с недопустимостью постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, о чем указано выше.
Кроме указанного суд так же учитывает, что в качестве доказательств нецелевого использования бюджетных средств на расходные материалы к постановлению, прокурором приложены копии товарных чеков и кассовых чеков, из которых не усматривается, кем произведен расчет за приобретенные товары, на основании какого распорядительного документа произведена покупка, списаны ли денежные средства со счета администрации и поступили ли они на счет получателя, часть приложенных чеков не читаема.
С учетом изложенного суд полагает, что производство по делу об административном правонарушении в отношении Покачалова Ю.Ф. подлежит прекращению на основании п. 2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ в виду отсутствия в его действиях состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.29.10, 29.11 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Прекратить производство по делу об административном правонарушении предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ в отношении Покачалова Ю.Ф. в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 дней со дня вручения или получения его копии.
Судья Г.В. Ожогина