ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-21/2022 от 11.02.2022 Бокситогорского городского суда (Ленинградская область)

УИД47RS0001-01-2022-000058-54

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении № 5-21/2022

11 февраля 2022 года г. Бокситогорск

Судья Бокситогорского городского суда Ленинградской области Гусарова И.М.,

рассмотрев дело об административном правонарушении, поступившее из Комитета общественных коммуникаций Ленинградской области в отношении:

ООО «Альфа-М», юридический адрес: <адрес>, помещ.II (комнаты 9-13), ИНН <***>, ОГРН <***>,

в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ,-

УСТАНОВИЛ:

Согласно протокола об административном правонарушении в отношении юридического лица , составленного главным специалистом отдела мониторинга и социсследований отраслевого проектного офиса ЦУР (управления) Комитета общественных коммуникаций Ленинградской области ФИО2, следует, что юридическим лицом- ООО «Альфа-М» 18 ноября 2021г. в 12часов 33 мин. по адресу: <адрес>), магазин «Красное & Белое» не выполнило правила поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а именно, в нарушение пунктов 1.19 постановления Правительства Ленинградской области от 13.08.2020 № 573 «О мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Ленинградской области и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Ленинградской области», (осуществляла работу (деятельность), а именно: хозяйствующим субъектом не осуществлялся контроль за обязательным использованием посетителями, покупателями, клиентами, находящимися на территории, в том числе в помещениях, используемых указанными хозяйствующими субъектами для осуществления деятельности, средств индивидуальной защиты органов дыхания; осуществлялась продажа продукции клиентам, не использующим средств индивидуальной защиты органов дыхания.

Таким образом, ООО «Альфа-М» совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ.

На рассмотрение дела об административном правонарушении законный представитель или защитник лица, привлекаемого к административной ответственности ООО «Альфа-М» не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменные возражения, согласно которых просит прекратить производство по делу об административном правонарушении по ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, ссылаясь на то, что в нарушение ст. 27.8 КоАП РФ административным органом Протокол об осмотре принадлежащих юридическому лицу помещений (далее - Протокол осмотра) не составлялся. Фактический осмотр был проведен в отсутствие представителя юридического лица, кроме того, при осмотре не присутствовали понятые, видеозапись не применялась. Общество полагает, что не составление административным органом Протокола осмотра является существенным нарушением процессуальных требований КоАП РФ. Общество полагает, что допущенные процессуальные нарушения являются существенными, поскольку они не могут быть восполнены в ходе рассмотрения деля об административном правонарушении по существу.

Административным органом не доказан факт несоблюдения ООО «Альфа-М» правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории Бокситогорска. Событие административного правонарушения, выражающиеся в отсутствие масок у посетителей магазина «Красное&Белое», не установлено, т.к. фотографии из материалов дела устанавливают факт того, что некие граждане находятся в помещении магазина «Красное&Белое» без средств индивидуальной защиты. Вместе с тем, материалами дела не установлен факт продажи товаров таким гражданам. Кроме этого, Общество не управомочено какими-либо насильственными действиями не допускать граждан без СИЗ в помещения магазина «Красное&Белое».

Вместе с тем, Письмом Минпромторга России от 11.05.2020 N ЕВ-32091/15 даны рекомендации на случай введения режима обязательного использования средств индивидуальной защиты в субъектах РФ. Согласно п. 8 данного Письма при попытке прохода посетителя без СИЗ на территорию организации торговли представитель организации торговли осуществляет: информирование посетителя о возможности приобретения СИЗ при входе на территорию торгового объекта (при наличии такой возможности), а также на его территории (например, выделенная касса); в случае введения на территории субъекта Российской Федерации режима обязательного ношения СИЗ информирование посетителя о необходимости соблюдения обязательных требований и об ответственности за нарушение такого режима. В случае несогласия посетителя исполнять такие требования, их нарушения, в том числе проникновения на территорию объекта торговли, представитель организации торговли, не вступая в конфликт с нарушителем, вправе вызвать представителей органов внутренних дел для пресечения нарушения. Резюмируя вышеизложенное, материалы административного дела устанавливают лишь факт нахождение граждан в помещении магазина «Красное&Белое» без СИЗ, но не устанавливают факт того, что Общество осуществило продажу товаров таким гражданам, а также каким-либо образом поощряло игнорирование гражданами требований о ношении СИЗ.

Кроме того, Общество полагает, что сами по себе фотографии не позволяют установить, где и когда именно они сделаны, тот факт, что под фотографиями сотрудником административного органа напечатаны дата и место фото, не позволяют это утверждать, как истину. Дополнительно, стоит учитывать, что отсутствует понимание того, кем эти фотографии сделаны. Административный орган утверждает, что фотографии сделаны им самим в ходе осмотра (выезда на объект), вместе с тем Протокол осмотра не составлялся, отсутствует в материалах дела, в то время как КоАП РФ обязывает административный орган при осмотре помещений составлять Протокол осмотра.

Вместе с тем, материалами дела не установлен факт того, что Обществом не предпринимались меры по недопущению нарушений правил поведения при введении режима повышенной готовности, следовательно, нельзя установить факт наличия вины Общества в вменяемом ему административно правонарушении. Так, помимо устного информирования граждан о мерах по профилактики распространения коронавирусной инфекцией, Обществом размещена аналогичная информация печатном виде, а также проигрывается аудиоизвещение. Вместе с тем, с сотрудниками магазина проводятся профилактические мероприятия с целью разъяснения правил использования средств индивидуальной защиты. Кроме этого, в магазине проводится проверка знаний сотрудников о мерах п профилактике распространения коронавирусной инфекции. Таким образом, Обществом предпринимаются все зависящие от него меры по недопущению совершения административном правонарушения, что исключает его вину в понимании ст. 2.1 КоАП.

Исследовав материалы дела, прихожу к следующему:

В соответствии с ч.1 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст.24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В силу частей 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.

В соответствии с ч.1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.

Исходя из указанных положений, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Из материалов дела следует, что 18.11.2021г. главным специалистом отдела мониторинга и социсследований отраслевого проектного офиса ЦУР (управления) Комитета общественных коммуникаций Ленинградской области ФИО2 было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ООО «Альфа-М» по признакам правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.

Также 18.11.2021г. указанным должностным лицом было составлено Уведомление (извещение) о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, согласно которому уполномоченному защитнику ООО «Альфа-М» надлежит явится ДД.ММ.ГГГГ в 13 часов 00 минут в Комитет общественных коммуникаций Ленинградской области для составления и подписания протокола об административном правонарушении по п. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.

Указанное уведомление было направлено на юридический адрес ООО «Альфа-М» 19.11.2021г. и вручено адресату 29.11.2021г., что подтверждается Отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором , сформированным официальным сайтом Почты России.

15.12.2021г. в присутствии защитника лица, привлекаемого к административной ответственности- ООО «Альфа-М» по доверенности ФИО3 главным специалистом отдела мониторинга и социсследований отраслевого проектного офиса ЦУР (управления) Комитета общественных коммуникаций <адрес>ФИО2 в отношении юридического лица ООО «Альфа-М» был составлен протокол об административном правонарушении в отношении юридического лица .

Постановлением Губернатора Ленинградской области от 22.05.2020 N 45-пг (ред. от 30.12.2020) был утвержден Перечень органов исполнительной власти Ленинградской области и их должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из содержания п.2 указанного Перечня следует, что к должностным лицам, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст.20.6.1 КоАП РФ, относятся должностные лица Комитета общественных коммуникаций Ленинградской области, определенные приказом Комитета общественных коммуникаций Ленинградской области.

Приказом Комитета общественных коммуникаций Ленинградской области от 19.01.2021 N 3 был утвержден Перечень в Комитете общественных коммуникаций Ленинградской области, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно данного Перечня уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.6.1 КоАП РФ, в Комитете общественных коммуникаций Ленинградской области являются:

1. Ведущий специалист сектора финансового обеспечения и делопроизводства отдела поддержки социальных инициатив Комитета общественных коммуникаций Ленинградской области - ФИО4

2. Ведущий специалист редакционно-издательского сектора отдела поддержки социальных инициатив Комитета общественных коммуникаций Ленинградской области - ФИО2

Принимая во внимание, что вышеуказанный Перечень не относит к числу должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст.20.6.1 КоАП РФ, главного специалиста отдела мониторинга и социсследований отраслевого проектного офиса ЦУР (управления) Комитета общественных коммуникаций Ленинградской области ФИО2, суд приходит к выводу о том, что протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «Альфа-М» по ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, составленный главным специалистом отдела мониторинга и социсследований отраслевого проектного офиса ЦУР (управления) Комитета общественных коммуникаций Ленинградской области ФИО2, составлен неправомочным лицом.

Частью 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

На основании изложенного, протокол об административном правонарушении от 18.11.2021 в отношении ООО «Альфа-М» по ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ является недопустимым доказательством по делу и не может быть использован судом при вынесении постановления.

Согласно пункту 3 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.

Из содержания пункта 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.

Исходя из приведенных выше положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и правовой позиции, изложенной в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", возвращение протокола возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку часть 2 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.

По смыслу положений статей 29.1 и 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях стадия подготовки дела к рассмотрению не может быть возобновлена после принятия дела к рассмотрению по существу.

В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

При таких обстоятельствах, учитывая, что протокол об административном правонарушении от 18.11.2021 в отношении ООО «Альфа-М» по ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ признан судом недопустимым доказательством по делу, суд приходит к выводу о том, что вина ООО «Альфа-М» в совершении вменяемого ему административного правонарушения материалами дела не доказана, соответственно в действиях ООО «Альфа-М» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в связи с чем на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу подлежит прекращению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.29.10 КоАП РФ,

постановил:

Производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Альфа-М» привлекаемого к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях- прекратить по основаниям, предусмотренным п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение 10 суток со дня вручения копии постановления.

Судья: <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>