Дело № 5-221/2017
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г.Урай ХМАО – Югры 24 ноября 2017 года
ул.Крылова, д. 1
Судья Урайского городского суда ХМАО – Югры Поспелов Игорь Иванович, рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в отношении юридического лица Казенного общеобразовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Урайская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»,
УСТАНОВИЛ:
Казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Урайская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», (далее КОУ ХМАО – Югры «Урайская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»), осуществляло деятельность, не связанную с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна) при следующих обстоятельствах:
В результате плановой выездной проверки КОУ ХМАО – Югры «Урайская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», проведенной в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что юридическим лицом – КОУ ХМАО – Югры «Урайская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», по адресу осуществления деятельности: 628285, Российская Федерация, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, <...>, а именно: по факту отсутствия свидетельства о признании иностранного образования у учителя ФИО с ДД.ММ.ГГГГ (дата приема на работу) и отсутствия свидетельства о признании иностранного образования у учителя ФИО с ДД.ММ.ГГГГ (принята на работу).
Административное правонарушение совершенное юридическим лицом – КОУ ХМАО – Югры «Урайская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», выразилось осуществлении образовательной деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий лицензии, если такая лицензия обязательна.
Законный представитель КОУ ХМАО – Югры «Урайская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», в судебное заседание не явился, был своевременно извещен о месте, дате и времени рассмотрения дела. Должностное лицо, составившее протокол по делу об административном правонарушении в судебное заседание не явился, согласно письменному заявлению просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии статьи 26.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельства каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу требований статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность.
В соответствии с ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно примечанию к ст. 19.20 КоАП РФ понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с пунктом 40 части 1 статьи 46 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности») образовательная деятельность подлежит лицензированию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. № 966 утверждено Положение о лицензировании образовательной деятельности (далее - Положение о лицензировании образовательной деятельности), которое устанавливает порядок лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.
Согласно подпункту "д" пункта 6 данного Положения одним из лицензионных требований к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является наличие педагогических работников, заключивших с лицензиатом трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам.
В силу статьи 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 331 Трудового кодекса Российской Федерации к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере образования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 107 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» признание в Российской Федерации образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве (далее - иностранное образование и (или) иностранная квалификация), осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, регулирующими вопросы признания и установления эквивалентности иностранного образования и (или) иностранной квалификации, и законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 6 ст. 107 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, в случае признания федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, иностранного образования и (или) иностранной квалификации их обладателю выдается свидетельство о признании иностранного образования и (или) иностранной квалификации.
Согласно части 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой, в частности, возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
В силу пункта 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», в том числе нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктом "д" пункта 6 данного Положения.
В судебном заседании установлено, что КОУ ХМАО – Югры «Урайская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»: осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ№, бланк серии 86Л01 №, выданной Учреждению Службой по контролю и надзору в сфере образования ХМАО – Югры.
На основании приказа Службы по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от ДД.ММ.ГГГГ№ «О проведении плановой выездной проверки казенного общеобразовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Урайская школа - интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (с изменениями от № с 16 по ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая выездная проверка соблюдения Учреждением лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности.
В ходе проверки установлено, что в нарушение требований п.п. 1, 6 ст. 107 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в штате Учреждения имеются педагогические работники, не имеющие профессионального образования и не обладающие соответствующей квалификацией, указанной в Едином квалификационном справочнике (представленные документы об иностранном образовании не прошедшие установленную процедуру признания в соответствии со статьей 107 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»):
отсутствует высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы у учителя ФИО; отсутствует высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы у учителя ФИО.
В ходе проведения проверки установлено:
- диплом ФИО№, выданный в Узбекистане в ДД.ММ.ГГГГ году, не прошедший установленную процедуру признания в соответствии со статьей 107 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Свидетельство о признании иностранного образования на территории Российской Федерации при проверке Обрнадзору Югры не представлено;
- диплом ФИО - №, выданный в Узбекистане в ДД.ММ.ГГГГ году, не прошедший установленную процедуру признания в соответствии со статьей 107 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Свидетельство о признании иностранного образования на территории Российской Федерации при проверке Обрнадзору Югры не представлено.
При привлечении ФИО и ФИО к образовательной деятельности не проведена проверка по вопросам: обладают ли ФИО и ФИО правом заниматься образовательной деятельностью, могут ли быть допущены к образовательной деятельности.
Данные обстоятельства подтверждаются совокупностью доказательств, имеющихся в материалах дела, а именно: актом проверки Службой по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры казенного общеобразовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа Югры «Урайская школа — интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от ДД.ММ.ГГГГ № №; документами из личного дела педагогического работника ФИО (копия трудовой книжки, копия перевода трудовой книжки, копия приказа от ДД.ММ.ГГГГ№-к «О приеме на работу» копия трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ№/с, копия дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, копия диплома №, выданного в ДД.ММ.ГГГГ году, копия перевода диплома на русский язык от ДД.ММ.ГГГГ); документами из личного дела педагогического работника ФИО (копия приказа от ДД.ММ.ГГГГ№ «О приеме на работу», копия трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ№, копия дополнительных соглашений от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, копия диплома №, выданного В Узбекистане в ДД.ММ.ГГГГ году, копия диплома о профессиональной переподготовке № от ДД.ММ.ГГГГ, копия удостоверения о повышении квалификации № от ДД.ММ.ГГГГ, копия удостоверения № от ДД.ММ.ГГГГ об обучении по программе «Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим при повреждении здоровья на производстве», копия свидетельства о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ№ пояснительной запиской директора Учреждения ФИО№ от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу иностранного образования ФИО и ФИО с приложением копии запроса о направлении документов о признании иностранного образования в отношении ФИО от ДД.ММ.ГГГГ; сведениями о кадровом обеспечении образовательного процесса по реализуемым образовательным программам за 2015-2017 годы.
Таким образом, материалы дела объективно свидетельствуют о грубом нарушении лицензионных требований, выразившемся в привлечении педагогического работника к образовательной деятельности без сведений о его соответствии требованиям статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Трудового кодекса Российской Федерации, что влечет угрозу причинения вреда жизни и здоровью несовершеннолетних.
Действия юридического лица – КОУ ХМАО – Югры «Урайская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ.
Принимая во внимание характер совершенного юридическим лицом правонарушения, учитывая, что противоправное действие (бездействие) КОУ ХМАО – Югры «Урайская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», не привели к наступлению негативных последствий, учитывая степень вины юридического лица, учитывая финансовое и имущественное положение, являющегося некоммерческой организацией (учреждением), а именно государственным учреждением, финансируемым за счет средств соответствующего бюджета, доходов самостоятельных не имеющего, учитывая социально значимую роль данного учреждения, деятельность которого направлена на выполнение и реализацию социально значимых функций (задач) государства, суд приходит к выводу, что данные обстоятельства следует признать исключительными, в связи с чем назначенное наказание даже в минимальном размере – 150 000 рублей не может рассматриваться судом как справедливое и соразмерное установленному судом правонарушению и фактическим обстоятельствам дела, отвечающее принципу индивидуализации назначенного наказания, в связи с чем суд полагает необходимым снизить размер назначенного наказания и назначить его с учетом положений пункта 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, т.е. ниже низшего предела, назначив сумму штрафа по части 3 ст.19.20 КоАП РФ в размере 75 000 рублей, указанная сумма с учетом установленных по делу обстоятельств будет способствовать индивидуализации назначенного КОУ ХМАО – Югры «Урайская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», Татарстан наказания и обеспечит назначение справедливого и соразмерного административного наказания данному юридическому лицу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать юридическое лицо Казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Урайская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 75 000 (семьдесят пять тысяч) рублей
Назначенное наказание в виде штрафа подлежит уплате по следующим реквизитам:
Получатель УФК по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (Обранадзор Югры л/сч 04871W08270)
ИНН <***>
КПП 860101001
Расчетный счет № <***>
Банк получателя РКЦ Ханты-Мансийск г. Ханты-Мансийск
БИК 047162000
ОКТМО 71878000
КБК 077 116 07000 01 6000 140 (денежные взыскания (штрафы) по компетенции Рособрнадзора, зачисляемые в доход федерального бюджета)
В соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
Сумма административного штрафа вносится или переводится лицом, привлеченным к административной ответственности, в кредитную организацию, в том числе с привлечением банковского платежного агента или банковского платежного субагента, осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", организацию федеральной почтовой связи либо платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами".
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель.
Жалоба на постановление может быть подана в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления через Урайский городской суд либо непосредственно в вышестоящий суд.
Судья И.И.Поспелов