к делу № 5-221/2016г
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
11 августа 2016 г. ст.Павловская Павловский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Марченко О.В.,
при секретаре Корсаковой М.В.,
с участием помощника прокурора Павловского района Дубина Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по ст.17.7 КоАП РФ в отношении должностного лица главы Павловского сельского поселения Павловского района Краснодарского края ФИО2,
УСТАНОВИЛ:
Должностное лицо глава Павловского сельского поселения Павловского района ФИО2 совершил умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.
Прокуратурой района в соответствии с заданием прокуратуры края проведена проверка исполнения законодательства при выявлении и привлечении к ответственности лиц, виновных в возникновении природных пожаров, и взыскании причиненного ими вреда, в ходе которой в деятельности администрации Павловского сельского поселения выявлены нарушения.
В соответствии с ч.ч. 1 - 2 ст. 62 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров.
В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы.
Кроме того, в ст. 68 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлено, что на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения.
К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; противопожарные резервуары.
В силу ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №69-ФЗ "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов в том числе относится создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
Однако, определенные на территории Павловского сельского поселения места для забора воды из водоемов для целей пожаротушения не оборудованы в соответствии с действующими требованиями, установленными в Сводах Правил, а именно на территории Павловского сельского поселения места для забора воды из естественных источников для целей пожаротушения не соответствую требованиям СП 8.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности", а именно согласно п. 9.4. водоемы, из которых производится забор воды для целей пожаротушения, должны иметь подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12м для установки пожарных автомобилей в любое время года.
Указанные обстоятельства послужили основанием для внесения прокурором района ДД.ММ.ГГГГ главе Павловского сельского поселения <адрес> представления об устранении нарушений.
В соответствии со ст.ст. 6. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ "О прокуратуре Российской Федерации" требования прокурора, вытекающие из его полномочий подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Однако, согласно ответу главы Павловского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, выявленные нарушения не устранены.
Указанные обстоятельства подтверждаются актами осмотра, а именно: акт проверки забора воды для целей пожаротушения из естественного водоема от ДД.ММ.ГГГГ, расположенного по адресу: <адрес>, район пляжа, <адрес>; акт проверки забора воды для целей пожаротушения из естественного водоема от ДД.ММ.ГГГГ, расположенного по адресу: <адрес>; акт проверки забора воды для целей пожаротушения из естественного водоема от ДД.ММ.ГГГГ, расположенного по адресу: <адрес>.
Кроме того, проведенные осмотры показали, что вблизи определенных мест забора воды отсутствуют предусмотренные "ФИО8ДД.ММ.ГГГГ-2001. Государственный стандарт Российской Федерации. Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний «знаки F7-пожарный водоисточник».
Указанное свидетельствует о наличии в действиях главы <адрес>ФИО1 признаков состав административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ – умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.
В судебном заседании помощник прокурора ФИО7 просит суд привлечь к административной ответственности должностное лицо ФИО1 по ст. 17.7 КоАП РФ.
Глава Павловского сельского поселения ФИО1 указал, что информация о результатах рассмотрения названного представления была направлена в прокуратуру <адрес>ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ комиссией, с участием прокуратуры <адрес> и представителей 127 ПСЧ ФГКУ «38 отряд ФПС по <адрес>» были обследованы три места забора воды для целей пожаротушения: в <адрес> и <адрес>. Результаты обследования зафиксированы актами проверки забора воды для целей пожаротушения из естественного водоема от ДД.ММ.ГГГГ, на каждый из объектов проверки.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения, среди прочих, относится вопрос, предусмотренный пунктом 9, части первой статьи 14 настоящего закона: обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Статьей 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, наряду с иными, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» устанавливает требования к водоемам, являющимся источниками противопожарного водоснабжения. При этом в соответствии со статьей 98 Технического регламента обязательные требования установлены только в отношении источников, которые размещены на территории производственных объектов. Согласно пункта 8 статьи 98 Технического регламента надлежит предусматривать подъезды с площадками для разворота пожарных автомобилей, их установки и забора воды. Размер таких площадок должен быть не менее 12x12 метров.
Статьей 68 Технического регламента, определяющей требования к источникам противопожарного водоснабжения поселений и городских округов, аналогичных требований не установлено.
Пункт 3 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «О техническом регулировании» устанавливает, что федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера, за исключением случаев, установленных статьями 5 и 9.1 настоящего закона.
Согласно четвертого абзаца пункта 3 статьи 7 Федерального закона № 184-ФЗ «О техническом регулировании» не включенные в технические регламенты требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения не могут носить обязательный характер.
В соответствии с этим, свод правил СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утверждённый Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ№ не может иметь обязательного характера, а имеет только рекомендательный.
Статья 1.1 правил СП 8.13130.2009 декларирует, что настоящий свод правил является нормативным документом добровольного применения и устанавливает требования пожарной безопасности к источникам наружного противопожарного водоснабжения на территории поселений, городских округов и организаций.
Актами проверки забора воды для целей пожаротушения из естественного водоема от ДД.ММ.ГГГГ, зафиксировано, что все обследованные источники, предназначенные для забора воды в целях противопожарного водоснабжения обеспечены возможностью забора воды в любое время года, а также имеют беспрепятственный подъезд.
То есть фактически, подтверждено исполнение полномочий, возложенным статьей 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
Кроме того, администрацией Павловского сельского поселения <адрес> успешно реализуется программа «Укрепление пожарной безопасности на территории Павловского сельского поселения <адрес>» на 2016 год, утвержденная постановлением администрации Павловского сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№.
В рамках ведомственной целевой программой, помимо других мероприятий, предусмотренных программой и объемом финансирования, применительно к источникам наружного противопожарного водоснабжения, произведено изготовление и установка информационных табличек «Пожарный водоем» в местах водозабора из реки Сосыка <адрес>: <адрес>).
На реализацию мероприятий, носящих рекомендательный характер, по приведению наружных источников противопожарного водоснабжения в соответствие нормам свода правил СП 8.13130.2009, администрацией поселения предусматриваются денежные средства, по мере их поступления в местный бюджет.
Завершено устройство разворотных площадок в местах противопожарного водозабора в <адрес> из <адрес> и <адрес>.
Данные мероприятия уже выполнены и проверены на соответствие (фотоматериалы и письмо от ДД.ММ.ГГГГ№).
В отношении устройства разворотной площадки, для пожарных машин в месте забора воды у дамбы № на реке Сосыка, выполнить данные мероприятия не представляется возможным по следующим основаниям.
Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей» вводит охранные зоны газопроводов и устанавливает ограничения по использованию земельных участков в этих охранных зонах.
<адрес>вой автодороги «<адрес>», проходящей через дамбу № на реке Сосыка, проложен газопровод высокого давления, охранная зона которого составляет 2 метра (подпункт «а» пункта 7 Правил охраны газораспределительных сетей). Разворотная площадка с твёрдым покрытием не может располагаться над трассой газопровода, так как это создаст препятствие для доступа эксплуатирующей организации к газораспределительным сетям на данном участке, что запрещено подпунктом «е» пункта 14 Правил охраны газораспределительных сетей.
Однако с другой стороны дороги проходит высоковольтная воздушная линия электропередачи (10 кВ), для которой тоже установлены ограничения.
Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» вводит охранные зоны объектов электросетевого хозяйства и устанавливает ограничения по использованию земельных участков в этих охранных зонах.
Так, Требования к границам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства (приложение к Правилам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон) устанавливают границы охранной зоны воздушной линии электропередачи (далее - ВЛЭП) напряжением 10 кВ с неизолированными проводами, отстоящими на 10 метров в обе стороны от ВЛЭП.
При этом Правила охраны электрических сетей, размещенных на земельных участках (статья 9 пункт «б») запрещают размещение стоянки всех видов машин и механизмов в охранной зоне объектов электросетевого хозяйства напряжением свыше 1000 В.
При исключении охранных зон ВЛЭП и газопровода места для размещения разворотной площадки размером 12 х 12 метров на территории, прилегающей к дамбе № на реке Сосыка, не остаётся.
На основании вышесказанного, устройство разворотной площадки для пожарных машин в указанном месте не представляется возможным.
В связи с тем, что забор воды из естественных водоемов при тушении пожаров на территории Павловского сельского поселения <адрес> не производится и — предусматривается как резервный, для целей пожаротушения в восточной части <адрес> будет установлен дополнительный пожарный гидрант по <адрес>, в районе <адрес>. Это позволит обеспечить первичные меры пожарной безопасности в границах данного населенного пункта и эффективно использовать бюджетные денежные средства.
ДД.ММ.ГГГГ Павловский районный суд рассмотрел административное исковое заявление <адрес> к администрации Павловского сельского поселения <адрес> о признании незаконным бездействия администрации Павловского сельского поселения <адрес> и возложении обязанности приведения места для забора воды из естественных источников в соответствии с п. 9.4. СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности» в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе рассмотрения данного заявления <адрес> были заявлены и удовлетворены судом ходатайства о прекращении производства по административному исковому заявлению о признании незаконным бездействия администрации в части возложения обязанности привести в соответствие Своду правил места забора воды из естественных источников в <адрес> из <адрес> и <адрес>, а также изменены требования в части понуждения о приведении в соответствие водозабора в <адрес>. Прокурором заявлено новое требование об установлении пожарного гидранта на <адрес>.
Так для обеспечения данных мероприятий в ведомственную целевую программу постановлением администрации Павловского сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в постановление администрации Павловского сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении ведомственной целевой программы «Укрепление пожарной безопасности на территории Павловского сельского поселения <адрес>» на 2016 год» были внесены соответствующие изменения.
Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает, что вина должностного лица ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ, доказана полностью.
<адрес>ДД.ММ.ГГГГ главе Павловского сельского поселения <адрес>ФИО1 вынесено представление об устранении нарушений, связанных с тем, что определенные на территории Павловского сельского поселения места для забора воды из водоемов для целей пожаротушения не оборудованы в соответствии с действующими требованиями, установленными в Сводах Правил, а именно на территории Павловского сельского поселения места для забора воды из естественных источников для целей пожаротушения не соответствую требованиям СП 8.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности", а именно согласно п. 9.4. водоемы, из которых производится забор воды для целей пожаротушения, должны иметь подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12м для установки пожарных автомобилей в любое время года.
В соответствии со ст.ст. 6. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ "О прокуратуре Российской Федерации" требования прокурора, вытекающие из его полномочий подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Однако, согласно ответу главы Павловского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, выявленные нарушения не устранены.
Таким образом, в действиях должностного лица ФИО1 имеется формальный состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ.
Вместе с тем актами проверки забора воды для целей пожаротушения из естественного водоема от ДД.ММ.ГГГГ, зафиксировано, что все обследованные источники, предназначенные для забора воды в целях противопожарного водоснабжения обеспечены возможностью забора воды в любое время года, а также имеют беспрепятственный подъезд.
То есть фактически, подтверждено исполнение полномочий, возложенным статьей 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», по которой к полномочиям органов местного самоуправления поселений, по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, наряду с иными, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
Кроме того, администрацией Павловского сельского поселения <адрес> реализуется программа «Укрепление пожарной безопасности на территории Павловского сельского поселения <адрес>» на 2016 год, утвержденная постановлением администрации Павловского сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№.
В рамках ведомственной целевой программой, помимо других мероприятий, предусмотренных программой и объемом финансирования, применительно к источникам наружного противопожарного водоснабжения, произведено изготовление и установка информационных табличек «Пожарный водоем» в местах водозабора из реки Сосыка <адрес>: <адрес>).
На реализацию мероприятий, носящих рекомендательный характер, по приведению наружных источников противопожарного водоснабжения в соответствие нормам свода правил СП 8.13130.2009, администрацией поселения предусматриваются денежные средства, по мере их поступления в местный бюджет.
В судебном заседании установлено, что завершено устройство разворотных площадок в местах противопожарного водозабора в <адрес> из <адрес> и <адрес> мероприятия уже выполнены и проверены на соответствие (фотоматериалы и письмо от ДД.ММ.ГГГГ№).
В отношении устройства разворотной площадки, для пожарных машин в месте забора воды у дамбы № на реке Сосыка, выполнить данные мероприятия не представляется возможным по следующим основаниям.
Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей» вводит охранные зоны газопроводов и устанавливает ограничения по использованию земельных участков в этих охранных зонах.
<адрес>вой автодороги «<адрес>», проходящей через дамбу № на реке Сосыка, проложен газопровод высокого давления, охранная зона которого составляет 2 метра (подпункт «а» пункта 7 Правил охраны газораспределительных сетей). Разворотная площадка с твёрдым покрытием не может располагаться над трассой газопровода, так как это создаст препятствие для доступа эксплуатирующей организации к газораспределительным сетям на данном участке, что запрещено подпунктом «е» пункта 14 Правил охраны газораспределительных сетей.
Однако с другой стороны дороги проходит высоковольтная воздушная линия электропередачи (10 кВ), для которой тоже установлены ограничения.
Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» вводит охранные зоны объектов электросетевого хозяйства и устанавливает ограничения по использованию земельных участков в этих охранных зонах.
Так, Требования к границам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства (приложение к Правилам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон) устанавливают границы охранной зоны воздушной линии электропередачи (далее - ВЛЭП) напряжением 10 кВ с неизолированными проводами, отстоящими на 10 метров в обе стороны от ВЛЭП.
При этом Правила охраны электрических сетей, размещенных на земельных участках (статья 9 пункт «б») запрещают размещение стоянки всех видов машин и механизмов в охранной зоне объектов электросетевого хозяйства напряжением свыше 1000 В.
При исключении охранных зон ВЛЭП и газопровода места для размещения разворотной площадки размером 12 х 12 метров на территории, прилегающей к дамбе № на реке Сосыка, не остаётся.
На основании вышесказанного, устройство разворотной площадки для пожарных машин в указанном месте не представляется возможным.
В связи с тем, что забор воды из естественных водоемов при тушении пожаров на территории Павловского сельского поселения <адрес> не производится и — предусматривается как резервный, для целей пожаротушения в восточной части <адрес> будет установлен дополнительный пожарный гидрант по <адрес>, в районе <адрес>.
При таких обстоятельствах при рассмотрении дела судом установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, так как действие или бездействие лица, привлекаемого к административной ответственности, хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
На основании статьи 2.9 КоАП РФ судья вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.
При таких обстоятельствах, суд считает, что должностным лицом ФИО1 совершено малозначительное административное правонарушение.
Смягчающих обстоятельств судом не установлено.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.
Суд признает данное правонарушение малозначительным, освобождает от ответственности должностное лицо ФИО1, ограничившись устным замечанием.
Руководствуясь ст.2.9, ст. 17.7, ст.29.10, 29.9 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать административное правонарушение, предусмотренное ст.17.7 КоАП РФ, совершенное должностным лицом ФИО2, малозначительным. Освободить должностное лицо ФИО2 от административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ и ограничиться устным замечанием в соответствии ст.2.9 КоАП РФ
Производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Постановление суда может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Павловский районный суд в течение 10 суток со дня получения или вручения копии.
Председательствующий: