ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-2220/2021 от 27.05.2021 Псковского городского суда (Псковская область)

Дело № 5-2220/2021

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

27 мая 2021 года <...>

Резолютивная часть постановления оглашена 25.05.2021

Судья Псковского городского суда Псковской области Емельянова М.В.,

при помощнике судьи Козыревой Н.И.,

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),

в отношении перевозчика ООО «ГОА-ТРАНС» зарегистрированного по адресу: 115419, <...> (ИНН <***>, КПП 772501001, ОГРН <***>, ОКПО 76584216), дата регистрации – 24.03.2005,

У С Т А Н О В И Л:

25 января 2021 года перевозчик ООО «ГОА-ТРАНС» сообщил в таможенный орган (МАПП Бурачки Псковской таможни) недостоверные сведения о весе брутто товаров при убытии с таможенной территории ЕАЭС путем представления недействительных документов, чем совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.3 ст.16.1 КоАП РФ.

Представитель перевозчика ООО «ГОА-ТРАНС» - ФИО1 в судебном заседании вину Общества не признал, просил производство по делу прекратить. В обоснование своей позиции указал, что используемые при взвешивании весы не предназначены для производства такелажных и погрузочно-разгрузочных работ, обнуление весов не делалось, поэтому полагает, что таможенными органами достоверно не установлен вес брутто товара. Также считает, что паллеты являются транспортным оборудованием, и не должны включаться в общую массу брутто товара, отдельно они взвешены не были. Кроме того, обращает внимание, что расхождения по наименованию товара, грузовым местам не имелось.

Представитель Псковской таможни ФИО2, поддержала обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении. Пояснила, что согласно положениям таможенного законодательства, под массой брутто товара понимается товар и его упаковка в том виде, в каком он должен поступить к получателю. Товаросопроводительные документы содержат указание на паллеты именно как на упаковку товара, то, что они подлежат возврату как транспортное оборудование, не указано. Указала, что процедура взвешивания нарушена не была, кроме того, его результаты согласуются с результатами проведённого транспортного контроля.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.

В силу требований ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.

Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие меры по их соблюдению.

В ст.15 Конституции Российской Федерации закреплено, что любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности. Вступая в таможенные правоотношения лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для данного вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения закона.

Часть 3 ст.16.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам.

Согласно п.2 примечания к ст.16.1 КоАП РФ под недействительными документами понимаются, в том числе, документы, содержащие недостоверные сведения.

В соответствии с п.26 ч.1 ст. 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) перевозчиком является лицо, осуществляющее перевозку (транспортировку) товаров и (или) пассажиров через таможенную границу Союза и (или) перевозку (транспортировку) товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории Союза.

Товар - любое движимое имущество, в том числе валюта государств-членов, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая энергия, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу (п.45 ч. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС).

В соответствии с требованиями ст.89 ТК ЕАЭС при международной перевозке автомобильным транспортом при прибытии товаров на таможенную территорию Евразийского экономического Союза перевозчик представляет сведения о наименовании, количестве грузовых мест, весе и (или) объёме товаров.

Данные сведения, согласно положениям статей 80, 89, 92 ТК ЕАЭС, перевозчик сообщает путем представления таможенному органу международной транспортной накладной, имеющихся у перевозчика коммерческих документов на перевозимые товары, транзитной декларации, декларации на товары и других документов.

Из материалов дела следует, что 25.01.2021 на таможенный пост МАПП Бурачки Псковской таможни с целью убытия с таможенной территории ЕАЭС прибыл состав грузовых транспортных средств: седельный тягач марки «DAF», регистрационный номер P364XC777, с полуприцепом марки «SCHMITZ», регистрационный номер EE272077, следующие под управлением водителя гражданина Республики Беларусь ФИО3 (Liauchuk P.). Транспортное средство следовало из России в Германию.

При убытии с таможенной территории Евразийского экономического союза водитель перевозчика предоставил должностному лицу т/п МАПП Бурачки Псковской таможни товаросопроводительные документы: СMR № 220120211 от 22.01.2021г., инвойс №000001/1 от 22.01.2021г., инвойс №000002/1 от 22.01.2021г., упаковочный лист б/н от 22.01.2021г., декларацию на товары № 10013160/220121/0025861 от 22.01.2021г., согласно которым перемещался товар – «монолитный поликарбонат», в количестве: 14 - грузовых мест(паллет), общим весом брутто с учетом веса паллет: 22512кг. Отправитель товара: ООО «ЭкспортСпейс», Россия, г.Москва. Получатель товара: Palram DE GmbH, Германия.

В результате 100 % таможенного досмотра, проводимого в присутствии водителя перевозчика OOO «ГОА-ТРАНС» ФИО3 (АТД №10209150/270121/000145), было установлено, что в грузовом отделении транспортного средства фактически перемещается товар, наименование которого соответствует заявленному в ТСД, в количестве: грузовых мест -14 (деревянных поддонов), общим весом брутто с учетом веса деревянных поддонов: 23775кг (в ТСД 22512 кг), что на 1263 кг больше заявленного в ТСД.

Таким образом, превышение общего веса брутто товарной партии составило 1263 кг.

Какие-либо изменения, оговорки в графу №18 оговорки и замечания перевозчика CMR в части несоответствия о весе брутто товара внесены не были.

Опрошенный в качестве свидетеля по делу об АП водитель OOO «ГОА-ТРАНС» Л. пояснял, что при погрузке товара он присутствовал, товар принимал по количеству грузовых мест и наименованию товара. Вес брутто им не проверялся, взвешивания не производилось. Какие-либо отметки в графу 18 CMR, он не вносил. При прибытии на т/п МАПП Бурачки были представлены документы в таможенный орган для регистрации прибытия. Относительно превышения веса брутто пояснить ничего не может.

Согласно ст.3 Конвенции о договоре международной перевозки грузов от 19.05.1956, перевозчик отвечает как за свои собственные действия и упущения, так и за действия и упущения своих агентов и всех других лиц, к услугам которых он прибегает для осуществления перевозки, когда эти агенты или лица действуют в рамках возложенных на них обязанностей. Согласно ст.4 Конвенции договор перевозки устанавливается накладной.

Заключая договор перевозки, перевозчик должен знать предмет договора, проверить все сведения, указанные в накладной. Принимая груз к перевозке, в силу требований ст. 89 ТК ЕАЭС, перевозчик должен принять меры к проверке сведений, содержащихся в документах, в том числе о весе брутто товаров (в килограммах) либо объеме товаров (в кубических метрах). Подпись перевозчика для контролирующих органов свидетельствует о соответствии фактически принятого к перевозке груза сведениям о нем, содержащимся в накладной.

Перевозчик обязан принять меры для обеспечения выполнения своих обязанностей, то есть проявить для этого должную степень заботливости и осмотрительности.

Для перевозок всеми видами транспорта существует единый подход к установлению порядка действий перевозчика при приемке груза к перевозке. Он характеризуется тем, что если перевозчик фактически не может реализовать свое право проверить достоверность сведений о грузе, он должен внести в товаротранспортные документы соответствующие обоснованные оговорки (п.2 ст.8 КДПГ, ст.39 Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 г.). Отсутствие таких оговорок в документах, в случае выявления недостоверности заявленных в них сведений, может свидетельствовать о недостаточной степени заботливости перевозчика о соблюдении требований таможенного законодательства, а, следовательно, и о наличии вины в его действиях.

Представитель фирмы-перевозчика не вносил оговорки в товаросопроводительные документы.

Объективных обстоятельств, препятствующих перевозчику выполнению обязанностей, предусмотренных таможенным законодательством, не имелось, что в соответствие с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ свидетельствует о виновности юридического лица.

Вопреки позиции представителя ООО «ГОА-ТРАНС», оснований для прекращения производства по делу не имеется, исходя из следующего.

В соответствии с п.15 Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утверждённой Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 №257, под массой «брутто» понимается общая масса товара, включая все виды его упаковки, необходимые для обеспечения неизменности их состояния до поступления в оборот, но исключая контейнеры и (или) транспортное оборудование.

В силу п. «Ь» ст.1 Приложения В.3 Конвенции о временном ввозе (заключена в Стамбуле 26.06.1990), под упаковкой понимаются любые изделия и материалы, служащие или предназначенные – в том виде, в каком они ввозятся, - для упаковки, защиты, размещения и крепления или разделения товаров, за исключением упаковочных материалов (солома, бумага, стекловолокно, стружка и т.п), ввозимых навалом.

Из акта таможенного досмотра и приложенных к нему фотографий видно, что товар – монолитный поликарбонат (14 грузовых мест – деревянных поддонов с товаром), обтянут полиэтиленовой плёнкой белого цвета, зафиксирован на поддоне стяжной полимерной лентой, на упаковке имеется маркировка.

Кроме того, в упаковочном листе отправителем товара ООО «Экспорт Спейс» в графе 5 «паллета» указана как тип упаковки (л.д.11), и как следует из объяснений директора данного Общества, ООО «Экспорт Спейс» получает груз от изготовителя упакованным на деревянных обеззараженных поддонах, и при расчёте веса товара в данном случае не было учтено, что изготовитель упаковал груз в деревянную тару нового образца, превышающую по весу тару старого образца, из-за чего и произошла ошибка в указании веса товара (л.д.53).

Также согласно декларации на товары (л.д.12), поддоны включены в описание товара и их стоимость включена в стоимость товара.

Таким образом, деревянные поддоны в данном случае являются устройствами, необходимыми для обеспечения неизменности состояния товара при поступлении к конечному потребителю, и предусматривают передачу в собственность получателю вместе с основным товаром, следовательно не могут рассматриваться как самостоятельное транспортное оборудование, поскольку упакованы изготовителем и предназначены для транспортировки в указанном виде.

Вина OOO «ГОА-ТРАНС» в совершении административного правонарушения полностью подтверждается: определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования № 10209000-293/2021 от 29.01.2021 (л.д.1-7), копия CMR 220120211 от 22.01.2021 (л.д.8), копия инвойс №000001/1 от 22.01.2021 (л.д. 9), копия инвойс №000002/1 от 22.01.2021 (л.д.10), упаковочный лист б/н от 22.01.2021 (л.д.11), ДТ № 10013160/220121/0025861 от 22.01.2021 (л.д.12-13), копией акта таможенного досмотра №10209150/270121/000145 (л.д.20-25), копией протокола определения массы товара (л.д.26-27), копией информационного листва о взвешивании (л.д.34-35), протоколом об АП №1020900-293/2021 от 25.02.2021 (л.д. 72-84).

Указанные доказательства оценены в совокупности в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.

Вопреки утверждению представителя ООО «ГОА-Транс», оснований для признания акта таможенного досмотра недопустимым доказательством, не имеется. Сведения о весе товара получены в соответствии с установленными процедурами, претензий со стороны водителя транспортного средства, присутствовавшего при досмотре, не поступало, с результатами взвешивания он был согласен. Кроме того, полученные в результате взвешивания сведения о весе брутто товара согласуются с результатами транспортного контроля, результаты которого отражены в информационном листе о взвешивании (л.д.34,35).

На основании совокупности представленных материалов суд приходит к выводу о наличии в действиях перевозчика OOO «ГОА-ТРАНС» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.16.1 КоАП РФ, то есть сообщение таможенному органу недостоверных сведений о весе брутто товаров при прибытии на таможенную территорию ЕАЭС путем представления недействительных документов.

Нарушений порядка производства по делу об административном правонарушении не установлено.

При назначении наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности правонарушения, отсутствие отягчающих обстоятельств, совершение перевозчиком административного правонарушения впервые, и полагает возможным назначить наказание в виде предупреждения.

Товар не изымался, издержек по делу не имеется.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10, ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, суд

П О С Т А Н О В И Л:

Перевозчика OOO «ГОА-ТРАНС» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде предупреждения.

Постановление может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья М.В. Емельянова