ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-2232/2021 от 28.09.2021 Ханты-мансийского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело №5-2232/2021

УИД 86RS0001-01-2021-006405-04

Постановление

по делу об административном правонарушении

Судья Ханты-Мансийского районного суда ХМАО-Югры ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ, в отношении должностного лица – ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца <данные изъяты>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, с высшим образованием, работающего первым заместителем директора Департамента труда и занятости населения ХМАО-Югры, ранее не привлекавшегося к административной ответственности,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3, являясь должностным лицом – исполняющим обязанности директора Департамента труда и занятости населения ХМАО-Югры, и главным распорядителем бюджетных средств, ДД.ММ.ГГГГ, находясь на рабочем месте по адресу: <адрес>, допустил нарушение требований п.3 ст.78.1 Бюджетного кодекса РФ при предоставлении субсидии юридическому лицу – Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация «Сургутский институт экономики, управления и права» (далее – АНПОО «СИЭУиП») а именно:

ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом труда и занятости населения ХМАО-Югры и АНПОО «СИЭУиП» заключено Соглашение о предоставлении из бюджета ФИО2-Югры субсидии, предусмотренной Государственной программой ХМАО-Югры «Поддержка занятости населения» (утв. Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 05.10.2018 №343-п), некоммерческой организации, не являющейся государственным учреждением.

В нарушение п.3 ст.78.1 Бюджетного кодекса РФ, Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ не содержит обязательное условие предоставления субсидий - согласие лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения обязательств по соглашениям о предоставлении субсидии, на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления субсидий.

В судебное заседание ФИО3 и представитель административного органа не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

До судебного заседания от ФИО3 поступили письменные возражения, в которых он указывает, что в протоколе об административном правонарушении неверно определено время совершения правонарушения – ДД.ММ.ГГГГ, тогда как субсидия перечислена платежными поручениями от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ; правонарушение является малозначительным, в связи с чем, просит освободить его от административной ответственности на основании ст.2.9 КоАП РФ, дело рассмотреть без его участия.

Суд, изучив письменные материалы дела, возражения лица, привлекаемого к административной ответственности, установил следующее.

Административная ответственность по ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ предусмотрена за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Согласно п.2 ст.78-1 Бюджетного кодекса РФ в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.

Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации или нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами) уполномоченных ими соответственно федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов), органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления. Указанные нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и содержать положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидию, и органами государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий иными некоммерческими организациями, не являющимися государственными (муниципальными) учреждениями.

В соответствии с п.3 ст.78-1 Бюджетного кодекса РФ при предоставлении субсидий, указанных в пунктах 2 и 4 настоящей статьи, обязательными условиями их предоставления, включаемыми в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий и (или) в нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие порядок их предоставления, и договоры (соглашения), заключенные в целях исполнения обязательств по данным договорам (соглашениям), являются согласие получателей субсидий и лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения обязательств по договорам (соглашениям) о предоставлении субсидий на финансовое обеспечение затрат получателей субсидий, на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления субсидий и запрет приобретения за счет средств, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат получателей субсидий, иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также иных операций в случаях, определенных нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации, регулирующими порядок предоставления субсидий.

Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 05.10.2018 №343-п утверждена Государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Поддержка занятости населения».

Ответственным исполнителем Государственной программы определен Департамент труда и занятости населения ХМАО-Югры.

Согласно «Порядка предоставления субсидии социально ориентированным некоммерческим организациям из бюджета ХМАО-Югры на финансовое обеспечение затрат, связанных с реализацией мероприятий по предоставлению общественно полезной услуги по организации ярмарок вакансий и учебных рабочих мест» Приложение 26 к Постановлению Правительства ХМАО-Югры от 05.10.2018 №343-п (далее- Порядок), субсидию предоставляет Департамент труда и занятости населения ХМАО-Югры, до которого в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации как получателя бюджетных средств доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий на соответствующий финансовый год и плановый период.

В соответствии с п.3.2 Раздела III «Условия и порядок предоставления субсидии» Порядка субсидия предоставляется на основании Соглашения. Соглашение, в том числе дополнительное соглашение к нему, предусматривающее внесение изменений, дополнений или дополнительное соглашение о расторжении Соглашения, заключается в соответствии с типовой формой, утвержденной Департаментом финансов автономного округа, между Департаментом и Получателем субсидии.

Соглашение предусматривает согласие Получателя субсидии, а также лиц, получающих средства на основании договоров, заключенных с Получателем субсидии (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах), на осуществление в отношении них Департаментом и органом государственного финансового контроля автономного округа проверки за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидии (п.3.3 Раздела III Порядка).

Согласно Положению о Департаменте труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утвержденному постановлением Правительства автономного округа от 27.07.2012 №265-п "О Департаменте труда и занятости Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" Департамент труда и занятости населения ХМАО-Югры является исполнительным органом государственной, власти автономного округа, осуществляющим функции по реализации единой государственной политики, нормативному правовому регулированию, оказанию государственных услуг в сфере труда, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы и урегулирования коллективных трудовых споров, содействия занятости населения и защиты от безработицы, региональному государственному контролю (надзору) в области содействия занятости населения.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом труда и занятости населения ХМАО-Югры (далее – Департамент) в лице исполняющего обязанности директора Департамента ФИО3 и АНПОО «СИЭУиП» заключено Соглашение о предоставлении субсидии из бюджета ХМАО-Югры, предусмотренной государственной программой ХМАО-Югры, некоммерческой организации, не являющейся государственным учреждением.

Предметом данного Соглашения является предоставление Департаментом получателю субсидий из бюджета ХМАО-Югры в 2021 году субсидии на финансовое обеспечение затрат, связанных с реализацией мероприятий общественно полезной услуги по организации ярмарок вакансий и учебных рабочих мест.

При этом в заключенном Соглашении не предусмотрено обязательное условие предоставления субсидии – согласие лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения обязательств по соглашениям о предоставлении субсидии, на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления субсидий.

Таким образом, субсидия АНПОО «СИЭУиП» предоставлена с нарушением условий предоставления субсидий, в отсутствие включенного в Соглашение согласия лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения обязательств по соглашениям о предоставлении субсидии, на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления субсидий.

Согласно пункту 9 Положения о Департаменте труда и занятости населения ХМАО-Югры, Департамент возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Губернатором автономного округа в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и автономного округа. В соответствии с пунктом 11.1 Положения директор осуществляет руководство деятельностью Департамента, несет персональную ответственность за обеспечение исполнения полномочий Департамента.

В соответствии с ч.1 ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ со стороны Департамента подписано первым заместителем директора Департамента ФИО3, который на момент подписания Соглашения, в соответствии с Распоряжением Губерантора ХМАО-Югры от 15.09.2020 №151-ргк, исполнял обязанности директора Департамента.

Указанное свидетельствует о нарушение ФИО3 требований ч.3 ст.78-1 Бюджетного кодекса РФ и образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ, в его действиях.

Виновность ФИО3 подтверждается представленными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении №83/2021 от ДД.ММ.ГГГГ; приказом о проведении контрольного мероприятия от ДД.ММ.ГГГГ; выпиской из акта контрольного мероприятия; копией Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ с дополнительными соглашениями; Распоряжением Губернатора ХМАО-Югры от 14.09.2020 №107-ргк; Распоряжением Губернатора ХМАО-Югры от 15.09.2020 №151-ргк; должностным регламентом директора Департамента труда и занятости населения ХМАО-Югры; табелем учета использования рабочего времени.

Доводы ФИО3, изложенные в письменных возражениях, суд находит несостоятельными.

Датой совершения правонарушения, инкриминируемого ФИО3, является ДД.ММ.ГГГГ, когда было заключено Соглашение о предоставлении субсидии с нарушением условий ее предоставления.

Тот факт, что ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом труда и занятости населения ХМАО-Югры и АНПОО «СИЭУиП» было заключено Дополнительное соглашение №2 к Соглашению от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Раздел 4 Соглашения дополнен пунктом 4.6 «при заключении договора (соглашения) в целях исполнения обязательств по настоящему Соглашению Получатель обеспечивает включение в условия такого договора (соглашения) согласия лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) на осуществление главным распорядителем бюджетных средств, предоставившим субсидию, и органом государственного финансового контроля проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления субсидии» не является основанием для освобождения ФИО3 от административной ответственности.

Правонарушение, которое инкриминируется ФИО3, не является длящимся, совершено ДД.ММ.ГГГГ при заключении Соглашения .

Устранение нарушения бюджетного законодательства в дальнейшем, после того, как Счетной палатой ХМАО-Югры было проведено контрольное мероприятие и выявлено указанное нарушение, не свидетельствует об отсутствии состава правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ, в действиях ФИО3

Процессуальных нарушений, допущенных по делу, суд не усматривает.

В связи с изложенным, суд квалифицирует действия ФИО3 по ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ.

Оснований для признания вменяемого ФИО3 административного правонарушения малозначительным, суд не усматривает в силу нижеследующего.

Так, малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Применение названной нормы является правом, а не обязанностью суда.

В силу п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющие существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

По смыслу названных норм и разъяснений оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.

Таким образом, малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Исходя из диспозиции части 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ, предусмотренный данной нормой состав правонарушения является формальным. Объективную сторону состава правонарушения образует факт нарушения главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидию, условий ее предоставления.

Наступление в результате этих действий каких-либо последствий в конструкцию объективной стороны данного состава правонарушения законодателем не включено.

Объектом указанного административного правонарушения выступают экономические интересы государства, выражающиеся в обеспечении соблюдения одних из основополагающих принципов бюджетной системы Российской Федерации, установленных статьей 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а именно принципа эффективности и адресности расходования бюджетных средств.

Устанавливая административную ответственность за нарушение главным распорядителем бюджетных средств условий предоставления субсидии без установления квалифицирующих признаков, законодатель констатировал значимость регулируемых общественных отношений.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что правонарушение, инкриминируемое ФИО3, признаков малозначительности не содержит, оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ в данном случае не имеется.

Смягчающими обстоятельствами суд признает – совершение правонарушения впервые, принятие мер к устранению допущенного нарушения. Отягчающих обстоятельств суд не находит.

При назначении наказания суд учитывает характер и обстоятельства совершенного административного правонарушения, сведения о личности ФИО3, наличие смягчающих обстоятельств и отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, и приходит к выводу о назначении ФИО3 административного наказания в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Признать должностное лицо – ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца <данные изъяты>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.15.15.5 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.

Штраф подлежит уплате по следующим реквизитам: Получатель штрафа – Счетная палата ХМАО-Югры, ИНН <***>, КПП 860101001, БИК 007162163, ОКТМО 71871000, единый казначейский счет (кор/счет) 40102810245370000007, казначейский счет (р/счет) 03100643000000018700, КБК 30011601156010000140, банк РКЦ Ханты-Мансийск/УФК по ХМАО-Югре г.Ханты-Мансийск.

На основании п.1 ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления данного постановления в законную силу. Неуплата штрафа в установленный срок влечет ответственность, предусмотренную ч.1 ст.20.25 КоАП РФ.

Постановление может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры через Ханты-Мансийский районный суд в течение 10 дней со дня получения или вручения его копии.

Судья Ханты-Мансийского

районного суда ФИО1