ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-223/19 от 09.08.2019 Киселевского городского суда (Кемеровская область)

Дело № 5-223/2019;

УИД 42RS0010-01-2019-001824-79

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

(652700, <...>)

город Киселёвск «09» августа 2019 г.

Судья Киселёвского городского суда Кемеровской области Василевичева М.В., с участием: защитника юридического лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, – ФИО1, представителя Сибирского управления Ростехнадзора – ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица:

Акционерного общества «Разрез Октябринский», ИНН <***>, КПП 421101001, ОГРН <***>, расчетный счёт № <***>, банковские реквизиты: Филиал «Новосибирский» АО «Альфа-Банк», корреспондентский счёт № 30101810600000000774, БИК 045004774, адрес юридического лица: 652700, <...>, законный представитель юридического лица – ФИО3 (директор, на основании протокола заседания совета директоров акционерного общества «Разрез Октябринский» от 16 мая 2016 г., Устава АО «Разрез Октябринский»),

У С Т А Н О В И Л:

Определением и.о. заместителя начальника Беловского территориального отдела горного надзора за добычей открытым способом Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Сибирское управление Ростехнадзора) ФИО2 от 29 июля 2019 г. (л.д. 12) было возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования в связи с поступившей в административный орган информации из Новокузнецкой межрайонной природоохранной прокуратуры для проверки требований федерального законодательства при производстве взрывных работ Акционерным обществом «Разрез Октябринский» (далее – АО «Разрез Октябринский»).

06 августа 2019 г. государственным инспектором Беловского территориального отдела горного надзора за добычей открытым способом Сибирского управления Ростехнадзора ФИО2 был составлен протокол об административном правонарушении № 27-04-59 в отношении АО «Разрез Октябринский» за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 19).

Согласно указанному протоколу об административном правонарушении следует, что 06 августа 2019 г. в 14 часов 30 минут при проведении мероприятий надзорной деятельности должностным лицом Сибирского управления Ростехнадзора, проводимых в рамках административного расследования, были выявлены причины административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, в области промышленной безопасности к использованию, транспортировке и учёту взрывчатых веществ на опасных производственных объектах, а именно: при проверке анализа ведения взрывных работ и одного из проектов на массовый взрыв, проводимый на опасном производственном объекте – «Разрез угольный» АО «Разрез Октябринский» по блоку от 04 июля 2019 г. было установлено, что проведение промышленных взрывов 21 июня 2019 г., 28 июня 2019 г. и 05 июля 2019 г. осуществлялось с использованием взрывчатого вещества – эмульсолит в объеме 24 тонны за один массовый взрыв, при этом нормативно-технической документацией по предельно допустимым выбросам вредных веществ в атмосферу предусмотрено использование взрывчатого вещества – эмульсолит в объёме не более 20 тонн за один массовый взрыв, тем самым АО «Разрез Октябринский» нарушило требования особых условий, предусмотренных Разрешением на ведение работ с взрывчатыми материалами промышленного назначения № ВР-68-26-069 от 24 декабря 2018 г. (далее Разрешение № ВР-68-26-069).

В связи с данными обстоятельствами должностным лицом административного органа привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу инкриминируется нарушение требований части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункт 4 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при взрывных работах», утверждённых Приказом Ростехнадзора от 16 декабря 2013 г. № 605.

Таким образом, как указывает административный орган, данные нарушения представляют угрозу жизни и здоровью работников предприятия в случае отравления продуктами выбросов от проведения взрывных работ, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение требований промышленной безопасности к использованию взрывчатых веществ на опасных производственных объектах).

В судебном заседании защитник юридического лица АО «Разрез Октябринский» – ФИО1, а также в предыдущем судебном заседании участвующие защитника юридического лица – ФИО4, ФИО5, оспаривая виновность юридического лица в инкриминируемом ему правонарушении, не согласились с инкриминируемым нарушением, просили прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В обоснование доводов ссылались на то, что Особыми условиями Разрешения Ростехнадзора № ВР-68-26-069 от 24 декабря 2018 г. на ведение взрывных работ в пределах горного отвода АО «Разрез Октябринский» предусмотрено, что «Взрывные работы необходимо производить с соблюдением требований проектной и нормативной документации, в соответствии с Планом развития горных работ на 2019 год». При этом проектной документацией АО «Разрез Октябринский», а именно: Техническим проектом разработки Киселёвского каменноугольного месторождения в границах участка «Октябринский» от 2014 год (стр. 65) и Типовым проектом Буровзрывных работ на АО «Разрез Октябринский» (стр. 26-27) предусмотрено, что расход взрывчатого вещества (далее – ВВ) при ведении взрывных работ составляет (не должен превышать) 25, 172 тонн и 25, 099 тонн соответственно. Планом развития горных работ на 2019 год, согласованным с Сибирским управлением Ростехнадзора (стр. 8) предусмотрено, что количество ВВ за 1 массовый взрыв не должно превышать 25 тонн.

Относительно Проекта предельно допустимых выбросов (далее – ПДВ) от 2016 год (Книга 2 стр. 9-11), где расчёт вредных выбросов от ведения взрывных работ сделан на 20 тонн по конкретному виду ВВ – эмульсолиту, защитники пояснили, что Проект ПДВ не входит в состав проектной документации, предусмотренной действующим законодательством о промышленной безопасности, соответственно отклонения от данного проекта не влекут за собой нарушения требований промышленной безопасности, в связи с чем, в данном случае полагают, что отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, объективной стороной состава которого является нарушениях требований именно промышленной безопасности. Согласно Разрешения № 9/атмКис от 08 декабря 2016 г., утверждённого Управлением Росприроднадзора по Кемеровской области (стр. 8-9) установлены нормативы выбросов вредных веществ при ведении взрывных работ на участке ОГР: оксид азота – 11, 99865 г/с, оксид углерода – 146, 8367 г/с. Согласно расчёту выбросов в атмосферный воздух от проведения взрывных работ, выполненного по «Отраслевой методике расчёта количества отходящих, уловленных и выбрасываемых в атмосферу вредных веществ предприятием по добыче угля» (Пермь, 2014 год) примененной в Проекте ПДВ фактические выбросы вредных веществ при взрыве 24 тонн эмульсолита составят: оксид азота - 9, 9 г/с, оксид углерода – 80, г/с, то есть намного ниже нормы ПДВ, который составляет: оксид азота – 11, 99865 г/с, оксид углерода - 146,83 г/с. Таким образом, превышение установленного в Проекте ПДВ количества эмульсолита при проведении массового взрыва носит формальный характер, что также, по мнению защитников, не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе данное обстоятельство не влечёт за собой каких-либо негативных последствий для окружающей среды. При проверке требований законодательства в области охраны окружающей среды нарушений органами прокуратуры выявлено не было, в связи с чем, в Сибирское управление Ростехнадзора была направлена информация для проверки соблюдений требований промышленной безопасности. Довод должностного лица Сибирского управления Ростехнадзора о том, что данное превышение представляет угрозу для жизни здоровья работников предприятия носит надуманный характер, поскольку в момент массового взрыва и после него, до полного проветривания места взрыва, персонал, занятый на взрывных работах на блок не допускается. Доказательств виновности юридического лица административным органом не представлено.

Представитель Сибирского Управления Ростехнадзора ФИО2 в судебном заседании подтвердил доводы и основания привлечения АО «Разрез Октябринский» к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изложенные в протоколе об административном правонарушении, ссылаясь на то, что юридическим лицом нарушены Особые условия Разрешения № ВР-68-26-069 при проведении взрывных работ, которые должны были производиться в соответствии с нормативной документацией. Полагает, что проект ПДВ относится к нормативной документацией, в котором не предусмотрено применение вида взрывчатого вещества – эмульсолит более 20 тонн.

Выслушав участников процесса, допросив свидетелей, заслушав пояснения специалиста, изучив письменные материалы, прихожу к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делам об административных правонарушениях должно производиться при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В соответствии с частью 2 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований промышленной безопасности к получению, использованию, переработке, хранению, транспортировке, уничтожению и учёту взрывчатых веществ на опасных производственных объектах влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до полутора лет; на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективная сторона правонарушения состоит в действии или бездействии, повлекшем нарушение требований промышленной безопасности при обращении с взрывчатыми веществами, которые касаются их получения, использования, переработки, хранения, транспортировки, уничтожения и учёта на опасных производственных объектах, установленных Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», принятых в соответствии с ним подзаконных актов.

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16 декабря 2013 г. № 605 утверждены федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности при взрывных работах».

В силу ч. 1 и ч. 4 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в п. 13 Постановления от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принципа административной ответственности – презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.

Оценивая приведенные в ходе судебного заседания доказательства и толкуя все сомнения в виновности в пользу АО «Разрез Октябринский», ставлю под сомнение наличие виновности юридического лица в инкриминируемом ему деянии.

Акционерное общество «Разрез Октябринский» эксплуатирует опасный производственный объект II класса опасности – Разрез угольный, который зарегистрирован 21 ноября 2000 за номером (свидетельство о регистрации , выданное 06 июня 2018г.).

Должностным лицом административного органа АО «Разрез Октябринский» инкриминируется нарушение требований части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункт 4 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при взрывных работах», утверждённых Приказом Ростехнадзора от 16 декабря 2013 г. № 605.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения данного Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.

Пункт 4 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при взрывных работах», утверждённых Приказом Ростехнадзора от 16 декабря 2013 г. № 605, предусматривает, что организации, ведущие взрывные работы, должны получать разрешение на ведение работ с взрывчатыми материалами промышленного назначения.

Как следует из письменных материалов дела, ведение работ со взрывчатыми материалами промышленного назначения юридическим лицом осуществляется в соответствии с Разрешением № ВР-68-26-069, выданным Сибирским управлением Ростехнадзора 24 декабря 2018 г. Особыми условиями данного Разрешения предусмотрено, что взрывные работы должны производится с соблюдением требований проектной и нормативной документацией, в соответствии с Планом развития горных работ на 2019 год.

При исследовании в судебном заседании представленной проектной и нормативной документации, установлено, что взрывные работы производятся с соблюдением требований проектной и нормативной документацией, в соответствии с Планом развития горных работ на 2019 год. Проект расчёта параметров буровзрывных работ (далее – БВР) был выполнен для эталонного взрывчатого вещества (далее – ВВ) – граммонита 79/21, с переводным коэффициентом по видам ВВ. В основном проекте, как и в техническом проекте, применяются те же расчёты параметров при БВР, согласно которым предусмотрено применение ВВ в количестве не более 25 тонн, при этом при изменении удельного расхода ВВ в результате его уточнения сериями опытных взрывов, типа, применяемого ВВ и т.п., технической службой разреза должен быть произведён пересчёт элементов буровзрывных работ с учётом конкретных горно-геологических условий по указанной в нём методике (л.д. 46). Исходя из представленных документов усматривается, что в связи с этим предприятием АО «Разрез Октябринский» был разработан Типовой проект БВР (л.д. 49-50), производится технический расчёт каждого массового взрыва. При этом каких-либо доказательств нарушений указанных норм и правил в области промышленной безопасности при производстве массового взрыва (промышленных взрывов 21 июня 2019 г., 28 июня 2019 г. и 05 июля 2019 г.), проводимого на опасном производственном объекте – «Разрез угольный» АО «Разрез Октябринский» по блоку № 24 от 04 июля 2019 г. должностным лицом административного органа не представлено.

При этом также усматривается, что основной Проект на отработку каменноугольного месторождения имеет положительное заключение экологической Главэкспертизы. Ссылка должностного лица Сибирского управления Ростехнадзора на нарушение нормативно-технической документацией по предельно допустимым выбросам вредных веществ в атмосферу, согласно которому предусмотрено использование взрывчатого вещества – эмульсолит в объёме не более 20 тонн за один массовый взрыв, не свидетельствует о нарушении норм и правил в области промышленной безопасности, поскольку Проект ПДВ загрязняющих веществ и Отчёт по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, на которые ссылается в протоколе должностное лицо, не относятся к проектной и нормативной документацией, в соответствии с Планом развития горных работ на 2019 год. Указанный Проект ПДВ и Отчёт выполнен ИП К.Е.С. в 2016 году для соблюдения экологических требований, при том, что основной Проект на отработку каменноугольного месторождения имеет положительное заключение экологической Главэкспертизы. Сведений о том, что АО «Разрез Октябринский» при производстве массового взрыва (промышленных взрывов 21 июня 2019 г., 28 июня 2019 г. и 05 июля 2019 г.), проводимого на опасном производственном объекте – «Разрез угольный» АО «Разрез Октябринский» по блоку № 24 от 04 июля 2019 г. допущено нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него (Разрешение № 9/атмКис, выданное 08 декабря 2016 г. Федеральной службой по надзору в сфере природопользования), а также обстоятельств, создающих угрозу причинения вреда, также не представлено.

При таких обстоятельствах прихожу к выводу о том, что по делу отсутствуют доказательства, свидетельствующие о виновности АО «Разрез Октяринский» в совершении данного административного правонарушения и, в соответствии со ст. 1.5 и п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по делу подлежит прекращению за отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

п о с т а н о в и л:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Акционерного общества «Разрез Октябринский» прекратить за отсутствием состава административного правонарушения, на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение десяти дней со дня вручения или получения его копии.

Судья М.В. Василевичева