ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-2240/2021 от 30.12.2021 Беловского городского суда (Кемеровская область)

Материал № 5-2240/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Белово 30 декабря 2021 года

Судья Беловского городского суда Кемеровской области Третьякова Н.Н., (адрес суда:<адрес>),

рассмотрев материалы по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ,

в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Кузнецкжелдортранс», (далее по тексту – «ООО Кузнецкжелдортранс»), <адрес><адрес>

УСТАНОВИЛ:

ООО «Кузнецкжелдортранс» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ - нарушение требований промышленной безопасности.

Так, при проведении в 11 часов 16.11.2021 года на опасном производственном объекте «разрез угольный (участок «Верхнетыхтинский»)» расположенного по адресу: <адрес> мероприятий надзорной деятельности, проводимых в рамках административного расследования возбужденного определением № 27-10-013 от 29.10.2021 года в отношении ООО «Кузнецкжелдортранс», на основании поступившего в Сибирское управление Ростехнадзора (далее Управление) обращения гражданина ФИО1, установлено, что ООО «Кузнецкжелдортранс» ведет добычу угля с нарушениями требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта «разрез угольный (участок «Верхнетыхтинский»)», а именно:

1. горные работы ведутся с отступлением от плана развития горных работ на 2021 год, согласованного в установленном порядке, а именно: не соблюдается порядок отработки месторождения, горные работы велись на нижележащих горизонтах в контурах III и IV кварталов 2021 года, без выполнения объемов предусмотренных в I и II квартале на вышележащих горизонтах. Объем невыполненных работ составил по вскрыше 9924 тыс.м и по добыче 2323 т.т

2. при формировании внешнего отвала в районе разведочной линии 188, по всему фронту разгрузки не выдерживается поперечный уклон не менее 3°, направленный от бровки откоса в глубину отвала на длину базы работающих автосамосвалов.

3. в районе разведочной линии 188 формирование внешнего отвала в ночное время осуществляется без мачты освещения.

4. формирование внешнего отвала осуществляется без схем движения транспортных средств.

5. при формировании внешнего отвала зона разгрузки не обозначена с обеих сторон светоотражающими знаками в виде изображения автосамосвала с поднятым кузовом с указателем направления разгрузки. По всему фронту в зоне разгрузки сформирован предохранительный вал высотой менее 0,5 диаметра колеса применяемого транспортного средства максимальной грузоподъемности, и местами менее 1 метра. Внутренняя бровка предохранительного вала располагаться в призме возможного обрушения яруса отвала.

6. формирование внешнего отвала гусеничным бульдозером SHANTUI SD 32 осуществляется без проекта производства работ, согласованного и утвержденного в установленном порядке.

7. При проверке гусеничного бульдозера SHANTUI SD 32 было установлено, что бульдозер укомплектован не исправными средствами пожаротушения.

8. При проверке гусеничного бульдозера SHANTUI SD 32 было установлено, что не работает проблесковый маячок желтого цвета, установленный на кабине и при движении задним ходом не работает прерывистый звуковой сигнал.

9. При проверке гусеничного бульдозера 8НАНТ1Л 8В32 было установлено, что в журнале приема-сдачи смен (книга приема-сдачи смен) отсутствуют результаты проверок по исправности и комплектности машины с периодичностью - еженедельно - сменным механиком и ежемесячно (один раз в тридцать дней) - главным механиком, главным энергетиком угольного разреза или другим назначенным лицом.

10. у машиниста гусеничного бульдозера SHANTUI SD 32 ФИО3 просрочено удостоверение тракториста-машиниста, срок действия до 14.11.2021 года.

11. Машинист гусеничного бульдозера SHANTUI SD 32 ФИО3 не обучен безопасным приемам работы и не проходил проверку знаний должностных инструкций по профессии. Результаты проверки знаний оформляются протоколом.

12. задействованный в производственном процессе персонал не ознакомлен с маршрутами передвижения под подпись.

13. отсутствуют утвержденные техническим руководителем (главным инженером) угольного разреза маршруты и скорость перевозки людей.

14. эксплуатация технологических автодорог осуществляется с отсутствием дорожных знаков, предусмотренных правилами дорожного движения.

15. горные работы гидравлическими экскаваторами Hitachi ZX 470 № 4, Volvo ЕС 480 № 3 и Volvo ЕС 950 №1 ведутся без проекта производства работ, согласованного и утвержденного в установленном порядке.

16. горные работы осуществляются без прогноза устойчивости бортов и уступов разреза и откоса отвалов. У предприятия нет возможности своевременно спрогнозировать возможное обрушение (деформации) борта, уступа отвала.

17. В ООО «Кузнецкжелдортранс» не составлена геомеханическая модель месторождения.

18. в ООО «Кузнецкжелдортранс» в пределах прибортового массива не выполняется инженерно-геологическое и гидрогеологическое районирование.

19. В ООО «Кузнецкжелдортранс» не разработаны мероприятия по управлению режимом подземных и поверхностных вод, влияющих на устойчивость бортов, уступов, откосов, способы дренажа месторождения (участка недр).

20. горные работы ведутся с нарушением технологии отработки месторождения предусмотренной Проектом, без выполнения мероприятий по откачке воды с горной выработке в места их скопления, а так же отсутствуют водоотводные канавы по отводу талых вод в места их скопления. Не выполнение мероприятий привело к скоплению воды в горной выработке и водонасыщению пород, что влияет на их физико-механические свойства и может повлечь за собой деформацию рабочего борта, в результате чего привести к повреждению горнотранспортного оборудования и непосредственной угрозе жизни персонала.

21. Зумпф не имеет ограждения (предохранительного вала) и не обозначен
предупредительными знаками, что создает угрозу жизни и здоровья обслуживающего персонала.

22. границы опасной зоны зарегистрированной между 1 разведочной линией и 188 разведочной линией на местности не обозначены предупредительными знаками, ограждениями или предохранительными валами, что может привести к произвольному нахождению горнотранспортного оборудования с обслуживающим персоналом в опасной зоне и возникновения аварийной ситуации представляющей собой непосредственную угрозу опасности для жизни людей.

23. на предприятии отсутствует документация на производство работ по осушению месторождения, утвержденная техническим руководителем (главным инженером) угольного разреза.

В судебное заседание законный представитель и защитник ООО «Кузнецкжелдортранс» не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, представив суду письменные объяснения, из которых следует, что с протоколом об административном правонарушении генеральный директор не согласился, поскольку не все из выявленных нарушений относятся к деятельности общества, что указывает на отсутствие состава правонарушения по некоторым, вменяемым обществу. Вместе с тем, общество незамедлительно приступило к устранению выявленных нарушений, непосредственно относящихся к деятельности общества. Кроме того, основная часть нарушений имеет формальный состав, либо устранены, поэтому не являются существенными нарушениями и не несут угрозу причинения вреда работникам или окружающей среде, не привели к негативным последствиям. Просили о применении положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ.

Изучив представленные материалы дела, судья считает, что указанные в протоколе об административном правонарушении обстоятельства, свидетельствуют о нарушении ООО «Кузнецкжелдортранс», требований промышленной безопасности опасных производственных объектов, а именно ст.9 ч. 1 ФЗ от 21.07.1997 г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», ст. 22, 24 Закона РФ от 21.12.1992 №2395-1 «О недрах», п.п. 9,10, 12, 17, 24, 26, 42, 89, 136, 162,163, 164, 136, 211, 283, 442, 526, 562 Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом», утвержденных приказом Ростенхнадзора от 10.11.2020 №436; п.п. 9, 19, 20, 23, 25, Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правил обеспечения устойчивости бортов и уступков карьеров, разрезов и откосов отвалов», утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 13.11.2020 года №439, и его действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.1 ч.1 КРФ об АП.

Объективная сторона правонарушения предусмотренного ч.1 ст. 9.1 КРФоАП состоит в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность, или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности.

Вина юридического лица в совершении указанного административного правонарушения в судебном заседании нашла свое подтверждение определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 29.10.2021, протоколом об административном правонарушении № 27-10-053 от 23.11.2021 года, иными материалами дела.

Доводы «ООО Кузнецкжелдортранс», изложенные в письменных объяснениях, оценены судом, однако признаются несостоятельными.

Так, привлечение к административной ответственности постановлением № 27-11-399 от 02.12.2021 года не свидетельствует о повторном привлечении к административной ответственности, поскольку нарушения требований промышленной безопасности, отступление от плана развития горных работ на 2021 год, в части соблюдения порядка отработки месторождения, выполнения объемов вскрыши и добычи, выявлены в ходе иной проверки. Кроме того, представленное постановление № 27-11-399 от 02.12.2021 года не содержит подписей должностного лица и лица, привлеченного к административной ответственности, а также сведений о вступлении постановления в законную силу.

Вопреки доводам ООО «Кузнеццкжелдортранс», устранение выявленных нарушений не свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения, а является обстоятельством, смягчающим административную ответственность.

Доводы об отсутствии состава административного правонарушения в связи с осуществлением работ бульдозерами, предоставленными по договорам на оказание услуг спецтехники с экипажем, в силу ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» не освобождают ООО «Кузнецкжелдортранс» от ответственности за допуск к работе на опасном производственном объекте указанной техники с выявленными в ходе проверки недостатками в комплектации и техническими неисправностями, а также машиниста бульдозера, не имеющего требуемых документов и подготовки.

В части установления мачты освещения в темное время суток на место производства работ, а также наличия проектов производства работ на экскаваторах, как и непроведение работ по водоотведению в отсутствие необходимой документации, доводы ООО «Кузнецкжелдортранс» несостоятельны, поскольку указанные нарушения выявлены должностным лицом непосредственно при проведении проверки.

При назначении административного наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность – частичное признание вины, принятие мер, направленных на устранение выявленных нарушений.

С учетом, установленных в судебном заседании обстоятельств, суд считает возможным назначитьООО «Кузнецкжелдортранс» наказание, предусмотренное санкцией ст.9.1 ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в минимальном размере, поскольку такое наказание соответствует принципам разумности и справедливости, а также будет способствовать достижению целей наказания.

Оценивая доводы ООО «Кузнецкжелдортранс» о применении положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.3.2 ст. 4.1 КРФ об АП при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Исходя из характера выявленных при эксплуатации опасного производственного объекта нарушений, часть из которых создает угрозу жизни и здоровью обслуживающего персонала, отсутствия сведений о тяжелом финансовом положении юридического лица, препятствующем уплате административного штрафа в полном объеме, каких-либо иных исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного правонарушения, суд не усматривает оснований для применения при назначении наказания положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ.

Оснований для прекращения производства по делу суд не находит, поскольку срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ч.1 ст.4.5 КРФ об АП, на момент рассмотрения дела, не истек.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.29.5, 29.10 КРФоАП, судья

ПОСТАНОВИЛ:

ООО «Кузнецкжелдортранс» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КРФоАП и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 (двести тысяч) рублей.

Разъяснить, что штраф оплачивается в любом отделении банка в течение 60 дней со дня вступления постановления в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КРФ об АП. Неуплата административного штрафа влечет административную ответственность по ч.1 ст.20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Копию квитанции об уплате штрафа правонарушитель обязан направить или представить в суд, рассмотревший дело.

Оплату штрафа производить по реквизитам:

Назначение платежа: штраф за нарушение законодательства о промышленной безопасности.

Постановление может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 суток со дня получения его копии, путем подачи жалобы судье, которым вынесено постановление по делу, или непосредственно в Кемеровский областной суд.

Судья: Н.Н. Третьякова