Дело №
59RS0№-23
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
23 сентября 2020 года <адрес>
Судья Свердловского районного суда <адрес> Анищенко Т.В.,
при секретаре ФИО2,
с участием прокурора отдела по надзору за исполнением законодательства в финансово-бюджетной сфере управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры <адрес>ФИО3,
защитника ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении ФИО10 краю, находящегося по адресу: <адрес>, ИНН <***>, ОГРН <***>, о совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
30.07.2020г. заместителем прокурора <адрес>ФИО7 в отношении Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по <адрес> (далее Пермьстат) было возбуждено дело об административном правонарушении по ст.17.7 КоАП Российской Федерации, по факту неисполнения требования прокурора отдела по надзору за исполнением законодательства в финансово-бюджетной сфере управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры <адрес>ФИО3, предъявленного в устной форме в ходе проведения проверки по месту нахождения проверяемого лица 26.06.2020г., о предоставлении доступа к первичным статистическим данным 2019 года и первого квартала 2020 года, на основании которых сформирована статистическая отчетность по формам 22-ЖКХ (жилище), 22-ЖКХ (ресурсы), утвержденным приказом Росстата от 18.07.2019г., о чем был составлен акт от 26.06.2020г. подписанный руководителем Пермьстат ФИО4
В судебном заседании защитник лица, привлекаемого к административной ответственности, не согласился с постановлением, вину юридического лица в совершении вменяемого правонарушения не признал, пояснил, что в соответствии с п.5 ст. 4, п.1,2 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 282-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации", а также на основании Приказа Росстата №-дсп от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении Типового решения по обеспечению защиты конфиденциальной информации при предоставлении информации внешним пользователям, Пермьстат не мог предоставлять прокурору первичные статистические данные, поскольку это информация ограниченного доступа, и исключения из этого правила для прокурора указанными нормами закона не предусмотрены. Кроме того, прокурор не является субъектом официального статистического учета, он не занимается формированием официальной статистической информации, и не смог бы воспользоваться ею, даже в случае предоставления Пермьстатом. Истребуемые данные не соответствовали целям проверки.
Прокурор в суде настаивала на привлечении юридического лица к административной ответственности, поскольку прокурор, на основании ч.2.1. ст. 4 Закона о прокуратуре имеет право доступа к информации ограниченного доступа. Истребимая информация была необходима для проведении проверки соблюдения органом статистики федерального законодательства при формировании статистической отчетности, для проверки ее достоверности. Орган прокуратуры в во исполнение приказа Генпрокуратуры России № от ДД.ММ.ГГГГ, занимается мониторингом состояния расчетов организаций в сфере жилищно-коммунального хозяйства за топливно-энергетические ресурсы. 26.05.2020г. для осуществления надзорных функций органу статистики было направлено требование о предоставлении информации о работе организаций, оказывающих услуги в сфере ЖКХ, ресурсоснабжающих организаций по формам 22-ЖКХ (жилище), 22-ЖКХ (ресурсы) по итогам 2019г., 04.06.2020г. поступил ответ на требование, при этом часть сведений в целях обеспечения конфиденциальности раскрыта не была. Это было одной из причин принятия решения от 17.06.2020г. о проведении проверки в отношении территориального органа, проведение которой было поручено ей, в части проверки соблюдения требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации», и прокурору ФИО5 в части соблюдения трудового законодательства. В ходе проверки ею было устно озвучено требование о предоставлении первичных статистических данных руководителю проверяемого лица, однако в предоставлении доступа была отказано, о чем составлен акт.
Судья, выслушав защитника, прокурора, изучив доводы жалобы и материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 17.7 КоАП РФ, умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении,
- влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Исходя из требований ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О прокуратуре Российской Федерации», требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Согласно ч.1 ст.22 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:
по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены пунктами 2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5 статьи 6 настоящего Федерального закона; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.
Органы прокуратуры в связи с осуществлением ими в соответствии с настоящим Федеральным законом прокурорского надзора вправе получать в установленных законодательством Российской Федерации случаях доступ к необходимой им для осуществления прокурорского надзора информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, в том числе осуществлять обработку персональных данных (часть 2.1 статьи 4). Статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно. Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность (части 2, 3 статьи 6).
Исходя из содержания вышеуказанных норм закона, органы прокуратуры в целях реализации возложенных на нее законом полномочий вправе запрашивать необходимую информацию, в том числе информацию, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами.
Материалами дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в связи с осуществлением надзорных функций на основании Закона о прокуратуре руководителю территориального органа Федеральной службы государственной статистики по <адрес>ФИО4 было направлено требование № о предоставлении в срок до ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру края, в том числе на электронный адрес unfz_fbo@prokurorperm.ru, сводную (по <адрес>) информацию о работе организаций, оказывающих услуги в сфере ЖКХ, ресурсоснабжающих организаций по формам №-ЖКХ (жилище), №-ЖКХ (ресурсы) по итогам 2019 года.
Указанные формы федерального статистического наблюдения предполагают отражение информации о дебиторской и кредиторской задолженности организаций в сфере жилищно-коммунального хозяйства за топливно-энергетические ресурсы.
Обозначенное требование изначально направлено по электронной почте на адрес, указанный на официальном сайте территориального органа Федеральной службы государственной статистики по <адрес> – P59_Permstat@gks.ru. Кроме того, требование на бумажном носителе направлено заказной почтой ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ на электронный адрес unfz_fbo@prokurorperm.ru за подпись заместителя руководителя территориального органа ФИО6 поступил ответ на требование, направлена сводная информация по указанным формам федерального статистического наблюдения по <адрес> за январь – декабрь 2019 года. При этом часть сведений была не раскрыта в целях обеспечения конфиденциальности статистических данных, в соответствии с п. 5 ст. 4, п. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации».
17.06.2020г. заместителем прокурора <адрес>ФИО7 было принято решение о проведении проверки №, с целью проверки соблюдения требований федерального законодательства, для анализа состояния законности, на основании рапорта начальника управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры края (л.д.28-29). Предмет проверки: соблюдение Трудового кодекса РФ, Федерального закона от 29.11.2007г. № 282-ФЗ«Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации», иных нормативно-правовых актов, относящихся к предмету проверки, а также оценка исполнения законодательства об официальном статистическом учета при формировании статистической отчетности по формам №-ЖКХ (жилище), №-ЖКХ (ресурсы), утвержденным Приказом Росстата от 18.07.2019г. № (л.д.27).
Согласно акта об отказе в предоставлении доступа к документам в рамках проводимой прокурорской проверки от 26.06.2020г., с выходом по месту нахождения проверяемого лица (<адрес>), прокурору отдела по надзору за исполнением законодательства в финансово-бюджетной сфере управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры <адрес>ФИО3, руководителем территориального органа Федеральной службы государственной статистики в <адрес>ФИО4 было отказано в предоставлении доступа к первичным статистическим данным 2019г., первого квартала 2020г., на основании которых сформирована статистическая отчетность по формам №-ЖКХ (жилище), №-ЖКХ (ресурсы), утвержденным Приказом Росстата от 18.07.2019г. №, со ссылкой на п.5 ст. 4, п.1 ст. 9 Федерального закона от 29.11.2007г. № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (л.д.31).
Обстоятельств, свидетельствующих о том, что действия лица, привлекаемого к административной ответственности, по непредставлению доступа к первичным статистическим данным основано на законе, судом не установлено.
В соответствии с п.5 статьей 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" одним из принципов официального статистического учета и системы государственной статистики является обеспечение конфиденциальности первичных статистических данных при осуществлении официального статистического учета и их использование в целях формирования официальной статистической информации.
Согласно ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 282-ФЗ первичные статистические данные, содержащиеся в формах федерального статистического наблюдения, являются информацией ограниченного доступа, за исключением информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами. Субъекты официального статистического учета обязаны обеспечить конфиденциальность информации ограниченного доступа. Первичные статистические данные, являющиеся информацией ограниченного доступа, не подлежат разглашению (распространению и (или) предоставлению) и используются только в целях формирования официальной статистической информации (пункт 1).
Субъекты официального статистического учета не вправе предоставлять федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, государственным и муниципальным служащим, должностным лицам, другим физическим и юридическим лицам первичные статистические данные, являющиеся информацией ограниченного доступа, для использования этих данных в иных не связанных с формированием официальной статистической информации целях (пункт 2).
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные служащие, должностные лица, другие физические и юридические лица не вправе требовать предоставление первичных статистических данных, являющихся информацией ограниченного доступа, от субъектов официального статистического учета и использовать их в иных не связанных с формированием официальной статистической информации целях (пункт 3).
Исходя из системного толкования вышеуказанных норм закона и части 2.1 статьи 4 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", первичные статистические данные относятся к информации ограниченного доступа, однако закон не содержит положений о недопустимости истребования указанной информации органами прокуратуры при проведении ими проверочных мероприятий.
Доводы жалобы о том, что первичные статистические данные являются информацией ограниченного доступа, не подлежат разглашению и используются только в целях формирования официальной статистической информации направлены на иное толкование закона, без учета норм Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации".
Доводы защитника о том, что истребимые данные не относились к предмету проверки, опровергаются содержанием решения заместителя прокурора <адрес>ФИО7 от 17.06.2020г. №.
Материалами дела, в том числе рапортом начальника управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры края ФИО8 (л.д.28-29), сводной информацией по формам федерального статистического наблюдения №-ЖКХ (жилище), №-ЖКХ (ресурсы) за январь-декабрь 2019г. (л.д.10-25), докладной запиской о состоянии расчетов за топливно-энергетические ресурсы начальника управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры края ФИО8(л.д.49-50), копией решения селекторного оперативного совещания при заместителе Генерального прокурора РФ ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.51-54) подтверждается наличие у прокуратуры <адрес> достаточных оснований для проведения прокурорской проверки.
Учитывая изложенное, в действиях Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по <адрес> усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.
При этом, судья считает, что у юридического лица имелась возможность выполнить требование прокурора по предоставлению истребуемых данных, однако, данное требование выполнено не было.
Довод защитника о том, что руководитель территориального органа Федеральной службы государственной статистики по <адрес> руководствовался приказом №-дсп, не свидетельствует об отсуствии вины в совершении правонарушения, поскольку данный приказ издан для служебного пользования, тогда как полномочия прокуратуры определены федеральным законом.
На основании изложенного, прихожу к выводу, что вина юридического лица в неисполнении требований прокурора нашла в суде свое подтверждение исследованными доказательствами, поэтому Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по <адрес> подлежит привлечению к административной ответственности.
Какие-либо исключительные обстоятельства, которые бы позволили признать правонарушение малозначительным, не установлены.
Состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, является формальным и не предусматривает в качестве обязательного условия административной ответственности наступление общественно опасных последствий, отсутствие которых, соответственно, не свидетельствует о малозначительности деяния.
Совершенное правонарушение посягает на институт государственной власти в виде реализации органом, действующим от имени государства и представляющим его интересы, полномочий, представленных ему законом. Непредоставление информации и документов в рамках проводимой в отношении органа статистического учета проверки, поставило под угрозу исполнение прокурором возложенных на него функций.
Смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств судьей не установлено.
Оснований для применения положений, предусмотренных п.2.2. ст. 4.1 КоАП РФ, не имеется.
При назначении наказания, в соответствии со ст. 4.2, 4.3 КоАП Российской Федерации, судья, учитывая отсутствие обстоятельств смягчающих и отягчающих ответственность, а также тот факт, что ранее юридическое лицо не привлекалось к административной ответственности за аналогичные административные правонарушения, характер его деятельности, имущественное и финансовое положение, считает необходимым назначить наказание, в виде административного штрафа минимальном размере, установленном санкцией ст. 17.7. КоАП РФ, в сумме 50 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.9, 29.10, 29.11 КоАП Российской Федерации, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать ФИО11, находящегося по адресу: <адрес>, ИНН <***>, ОГРН <***>, виновным в совершении административного правонарушения по ст. 17.7 КоАП Российской Федерации и назначить наказание в виде административного штрафа в сумме 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.
Штраф подлежит оплате до истечения 60 дней со дня вступления постановления в законную силу по следующим реквизитам: ИНН <***>, КПП 590201001, ОГРН <***>, ОКТМО 57701000, ОКПО 020910605, ОКВЭД 75.23.32, получатель - управление федерального казначейства по Пермскому краю (Прокуратура Пермского края), банк получателя – ГРКЦ ГУ Банка России по Пермскому краю г. Пермь, р/счет <***>, БИК 045773001, КБК 41511690010016000140.
Постановление в 10 дней со дня получения копии может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г. Перми.
Судья: Т.В. Анищенко