ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-224/19 от 19.09.2019 Североморского районного суда (Мурманская область)

Дело № 5-224/2019

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ЗАТО г.Североморск 19 сентября 2019 года

Судья Североморского районного суда Мурманской области (ЗАТО <...>) Петрова О.С., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), в отношении юридического лица - Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота», ***

УСТАНОВИЛ:

Согласно протоколу об административном правонарушении № 07/19 от 30 июля 2019 года, составленному заместителем начальника отдела надзора за судоходством, портовой деятельностью и гидротехническими сооружениями Северного управления государственного морского и речного надзора Ространснадзора ФИО1, Федеральное казенное учреждение «Объединенное стратегическое командование Северного флота» (далее по тексту ФКУ «ОСК Северного флота») осуществило деятельность, не связанную с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), а именно: произвело погрузку дизельного топлива ***

По данному факту в отношении ФКУ «ОСК Северного флота» составлен протокол по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.20 КоАП РФ.

В судебное заседание законный представитель и защитник юридического лица «ОСК Северного флота» не явились, о времени и месте судебного разбирательства юридическое лицо и защитник юридического лица извещены надлежащим образом.

Защитник юридического лица ФИО2 представил отзыв на протокол об административном правонарушении, в котором указал, что производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению в соответствии с ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с одновременным наличием следующих обстоятельств.

Так, полагал, что административным органом, составившим протокол, не доказаны обстоятельства, на основании которых составлен протокол, и по делу отсутствует состав административного правонарушения, поскольку ФКУ «ОСК СФ" не может нести административную ответственность за действия войсковой части ***

Хотя ФКУ «ОСК СФ», наряду с другими органами военного управления, и осуществляет в отношении войсковой части *** управленческую функцию в пределах своей компетенции, просил учесть, что войсковая часть *** является войсковой частью федерального органа исполнительной власти - Министерства обороны РФ, статуса юридического лица не имеет, не имеет статуса филиала или представительства Министерства обороны РФ или ФКУ «ОСК СФ", или иного юридического лица, в состав юридического лица Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» как структурное подразделение не входит.

Свой вывод об отсутствии события административного правонарушения обосновал нормами международного права – ст. 32 «Конвенции ООН по Морскому праву» 1982 года, согласно которой ничто не затрагивает иммунитет военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, п.3 ст.3 «Конвенции ООН по предотвращению загрязнения с судов» 1983 года, согласно которому Конвенция не применяется к любым военным кораблям, военно-вспомогательным судам или иным судам, принадлежащим государству или эксплуатируемым им, когда они используются только для правительственной некоммерческой службы, настаивая на том, что деятельность по перевалке нефтепродуктов на военные корабли и государственные некоммерческие суда, или в государственных целях, в данном случае подпадает под иммунитет в соответствии с приведенными вьше положениями международных договоров.

Ссылаясь на то, что деятельность по погрузке-разгрузке (перевалке) нефтепродуктов и бункеровке судов в акватории порта Архангельск осуществляется исключительно в целях обороны страны, полагал, что действия войсковой части необходимо расценивать как действия в состоянии крайней необходимости.

Представитель административного органа, составившего протокол, ФИО3 подтвердил обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении, полага, что «ОСК Северного флота» подлежит привлечению к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ.

Судья, руководствуясь статьей 25.4 КоАп РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие защитника юридического лица.

Заслушав представителя административного органа, составившего протокол, ФИО3, изучив представленные материалы, суд приходит к следующим выводам.

В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

Согласно пункту 28 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах подлежит лицензированию.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 марта 2012 года N 193 "О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте", утверждены Положения, которыми определен порядок лицензирования деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах.

Согласно требованиям ГОСТ 19433-88 "Грузы опасные. Классификация и маркировка" нефть, бензин, керосин, дизельное топливо и другие фракции относятся к вредным веществам 3 класса опасности.

Пунктом 3 Положения о лицензировании погрузо-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах установлено, что погрузо-разгрузочная деятельность включает в себя работы по перегрузке опасных грузов в морских портах с одного транспортного средства на другое транспортное средство (одно из которых является судно) непосредственно и (или) через склад, нефтебазу, бункеровочную базу.

Как следует из протокола об административном правонарушении и не оспаривалось лицом, привлекаемым к административной ответственности, войсковая часть 77360-Ю осуществила деятельность, не связанную с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), а именно: произвело погрузку дизельного топлива ***.

Данное обстоятельство подтверждается протоколом об административном правонарушении и грузовыми документами в отношении погрузки танкера «Корд Винд».

Субъектом ответственности за совершение административных правонарушений по ст. 19.20 КоАП РФ являются: граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица.

Составляя протокол об административном правонарушении в отношении юридического лица – ФКУ «ОСК Северного флота», заместитель начальника отдела надзора за судоходством, портовой деятельностью и гидротехническими сооружениями ФИО1, указал, что войсковая часть *** является структурным подразделением ФКУ «ОСК Северного флота».

Согласно гражданскому законодательству структура юридического лица может включать в себя филиалы и представительства.

Филиал – это обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (п. 2 ст. 55 ГК РФ).

Представительство - обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту (п. 1 ст. 55 ГК РФ).

Данные о филиалах, представительствах подлежат внесению в Единый государственный реестр юридических лиц и должны быть отражены в учредительных документах юридического лица.

По делу установлено, что войсковая часть 77360-Ю не является юридическим лицом.

Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации (ст. 11 ФЗ «Об обороне» от 31.05.l996 N 61-ФЗ).

В соответствии со ст.11.1.Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» управление объединения, управление соединения и воинская часть Вооруженных Сил Российской Федерации могут являться юридическим лицом в форме федерального казенного учреждения.

Решение о создании в качестве юридического лица управления сформированного объединения, управления сформированного соединения или сформированной воинской части Вооруженных Сил Российской Федерации, а также о реорганизации или ликвидации указанного юридического лица принимается Министром обороны Российской Федерации.

***

***

В соответствии с п. 2 Положения об объединенном стратегическом командовании (Северного флота) (ФКУ «ОСК СФ»), утвержденного приказом Министра обороны РФ от 11.12.2014г. NQ899, ФКУ «ОСК СФ» является стратегическим межвидовым органом военного управления и подчиняется командующему Северным флотом.

При этом согласно Положения о ФКУ «ОСК Северного флота» данное учреждение вправе осуществлять погрузку, разгрузку, перевозку и хранение воинских грузов автомобильным, морским и авиационным транспортом.

Однако доказательств того, что войсковая часть *** входит в структуру юридического лица «ОСК Северного флота», к протоколу об административном правонарушении не приложено, как и не представлено доказательств того, что именно ФКУ «ОСК Северного флота» произвело погрузку дизельного топлива ***.

К протоколу об административном правонарушении не приложены договоры на оказание услуг по поставке, погрузке и т.д. дизельного топлива, из которых можно было бы установить причастность данного юридического лица к совершению административного правонарушения.

Само по себе осуществление данным учреждением управленческих функций в пределах своей компетенции в отношении войсковой части *** не свидетельствует о том, что именно данная организация совершила административное правонарушение.

Таким образом, суд полагает, что вывод о виновности ФКУ «ОСК Северного флота» основан лишь на предположении о причастности данного учреждения к совершению рассматриваемого правонарушения, доказательств, бесспорно свидетельствующих о виновности юридического лица, административным органом не представлено, в судебном заседании не добыто.

Вместе с тем в силу положений частей 1, 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Положения части 1 статьи 1.5 КоАП РФ о презумпции невиновности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, имеет первостепенное значение для разрешения вопроса о возможности применения к нему административного наказания.

Исходя из правил частей 2 и 3 статьи 1.5 КоАП РФ бремя доказывания наличия безусловных оснований к принятию решения о применении мер административной ответственности возлагается на должностных лиц уполномоченных государственных органов.

По смыслу статьи 1.5 КоАП РФ во взаимосвязи с нормами статей 26.1, 29.1, 29.9 Кодекса совокупность ряда достаточных и неопровержимых доказательств виновности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должна быть представлена и всесторонне исследована до принятия постановления в порядке, установленном главой 29 КоАП РФ.

При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.

При таких обстоятельствах ФКУ «ОСК Северного флота» в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не может быть привлечено к административной ответственности. Производство по делу подлежит прекращению.

Руководствуясь статьями 2.7, 6.1.1, 23.1, 29.9-29.10 КоАП Российской Федерации, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), в отношении юридического лица - Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота», расположенного по адресу: ***, прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Североморский районный суд Мурманской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья О.С. Петрова