ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-224/2022 от 30.06.2022 Брюховецкого районного суда (Краснодарский край)

К делу № 5-224/2022

23 RS 0009-01-2022—000654-91

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

30 июня 2022 года ст. ФИО1

Брюховецкий районный суд Краснодарского края в составе председательствующего судьи Дорошенко Е.В.,

при ведении протокола секретарем Мирошниковой Л.В.

С участием лица, привлекаемого к административной ответственности ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании материал, поступивший из Северо-Кавказского Управления Ростехнадзора в отношении

ФИО2, года рождения, уроженки , гражданки РФ, с высшим образованием, работающей и.о. директора МУП «Чепигинское», зарегистрированной и фактически проживающего по адресу:

об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 9.22 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

В отношении ФИО2 государственным инспектором межрегионального отдела по государственному энергетическому надзору Северо-кавказского управления Ростехнадзора 18 марта 2022 года составлен административный протокол по ч.3 ст. 9.22 КоАП РФ, лысенко И.П. вменяется невыполнение потребителем электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, определенных в установленном законодательством об электроэнергетике порядке мероприятий, обеспечивающих готовность потребителя электрической энергии к введению в отношении его полного ограничения режима потребления электрической энергии и предотвращение наступления экономических, экологических или социальных последствий вследствие введения такого ограничения режима потребления.

В протоколе указано, что административное правонарушение совершено при следующих обстоятельствах:

Между ПАО «ТНС энерго Кубань» и МУП «Чепигинское» (далее - Потребитель) заключен договор энергоснабжения от 29.12.2020 г. № .

В соответствии с Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением правительства РФ 04.05.2012 г. №442 (далее - Правила ограничения), Потребитель относится к категории потребителей, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям.

Пунктом 2.3.1 договора на Потребителя возложена обязанность по оплате электрической энергии в порядке и сроки, установленные договором.

Ввиду неисполнения Потребителем указанной обязанности по договору энергоснабжения от 29.12.2020 г. № 712019 у Потребителя образовалась задолженность по состоянию на 27.12.2021 г. в размере 1 640 076, 32 руб.

В силу п.п. «б» п. 2 Правил ограничения, гарантирующий поставщик вправе ввести ограничение режима потребления электрической энергии в случае нарушения своих обязательств потребителем, выразившееся в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности), в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа. Право гарантирующего поставщика на введение ограничения режима потребления электрической энергии в случае наличия у потребителя задолженности по оплате электрической энергии также закреплено в п. 6 указанного договора.

В связи с наличием у Потребителя задолженности по оплате электрической энергии, ПАО «ТНС энерго Кубань» инициировало процедуру введения ограничения режима потребления электрической энергии в соответствии с требованиями Правил ограничения и направило в адрес Потребителя уведомление о введении ограничения № от 19.10.2021 г., в адрес сетевой организации ПАО «Кубаньэнерго» - уведомление о необходимости введения ограничения № от 21.10.2021 года, в адрес региональной энергетической комиссии департамента цен и тарифов Краснодарского края и ФКУ ЦУКС ГУ МЧС России по Краснодарскому краю - Уведомление № от 19.10.2021 года.

Пунктом 7.1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» установлено, что в случае возникновения оснований для введения полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, указанные потребители обязаны устранить причины, являющиеся основанием для введения ограничения их режима потребления, либо выполнить мероприятия, обеспечивающие готовность потребителей электрической энергии к введению полного ограничения режима потребления электрической энергии и предотвращение наступления экономических, экологических или социальных последствий вследствие введения такого ограничения режима потребления.

В соответствии с п. 16 и п. 16(1) Правил ограничения потребитель обязан в течение 3 дней после дня введения частичного ограничения до уровня аварийной брони либо после дня уведомления о введении ограничения, если отсутствует акт согласования технологической и (или) аварийной брони или в этом акте не указан уровень аварийной брони, предоставить исполнителю (субисполнителю) и инициатору введения ограничения утвержденный план мероприятий по обеспечению готовности к введению полного ограничения режима потребления и в срок, предусмотренный соответствующим планом (но не более 6 месяцев или не более 6 месяцев за вычетом срока сокращения электроснабжения до уровня аварийной брони если в отношении потребителя согласованы технологическая и аварийная брони), выполнить указанные мероприятия, либо в течение 2 месяцев выполнить мероприятия по установке за свой счет автономных источников питания, обеспечивающих безопасное функционирование энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя без необходимости потребления электрической энергии из внешней сети. После выполнения вышеуказанных мероприятий потребитель обязан направить исполнителю (субисполнителю) и инициатору уведомление о готовности к введению полного ограничения режима потребления.

Утвержденный план мероприятий по обеспечению готовности к введению полного ограничения режима потребления в адрес исполнителя (субисполнителя), ПАО «ТНС Энерго Кубань», Потребитель не предоставил.

Уведомление о готовности к введению полного ограничения режима потребления в адрес исполнителя (субисполнителя), ПАО «ТНС энерго Кубань», Потребитель не предоставил.

Следовательно, мероприятия, обеспечивающие готовность потребителя электрической энергии к введению в отношении его полного ограничения режима потребления электрической энергии и предотвращение наступления экономических, экологических или социальных последствий вследствие введения такого ограничения, потребителем не были выполнены.

В судебном заседании ФИО2 вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 9.22 КоАП РФ, не признала, просила производство по административному делу прекратить за отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 9.22 КоАП РФ ввиду отсутствия ее вины. Суду пояснила, что работает в должности И.О. директора МУП «Чепигинское» с 21 сентября 2021 года, Уведомление ПАО «ТНС энерго Кубань» о введении ограничения режима потребления электроэнергии было получено ею 19.10.2021 г. После получения уведомления необходимо было в трехдневный срок предоставить план мероприятий по обеспечению готовности к введению полного ограничения режима потребления и в срок, предусмотренный планом (но не более 6 месяцев, т.е. не позднее 24.04.2022 г.), выполнить указанные мероприятия, либо в течение 2 месяцев (т.е. не позднее 20.12.2021 г.) выполнить мероприятия по установке за свой счет автономных источников питания, обеспечивающих безопасное функционирование энергопринимающих устройств и(или) объектов электроэнергетики потребителя без необходимости потребления электроэнергии из внешней сети. Требования к предоставлению плана мероприятий предполагают не формальную его передачу, а предварительное техническое перевооружение, без которого требуемая подготовка к введению полного ограничения в указанные сроки может быть выполнена только при условии целевого финансирования из федерального или муниципального бюджетов. Техническое перевооружение линий электроснабжения и приобретение резервных источников питания (в т.ч. дизельных установок) не относится к предмету, уставным целям и видам деятельности, а также правам предприятия (п.6 Положения ). У предприятия отсутствует финансовая возможность введения в штат должности энергетика. Этот специалист, возможно, при наличии финансирования смог бы определить требуемую мощность, тип, место установки, схему подключения, осуществить процесс пуско-наладки, введения в эксплуатацию и обслуживания автономных источников питания. Средств для оплаты указанных работ специализированными организациями у предприятия также не имеется. Функции и полномочия учредителя и собственника имущества в отношении МУП осуществляет администрация. Унитарное предприятие не наделено правом собственности на закрепленное за ним собственником имущество, имущество принадлежит ему на праве хозяйственного ведения. МУП «Чепигинское» владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним имуществом в пределах, установленных законодательством. Предприятие наделено статусом гарантирующей организации по обеспечению холодным водоснабжением потребителей Чепигинского сельского поселения, является убыточным и при этом единственным, кто осуществляет холодное водоснабжение населения Чепигинского сельского поселения, состоящего из 5 населенных пунктов с количеством проживающих 3724 человека. Выполнить требуемые мероприятия к введению полного ограничения не имеется никакой реальной возможности из-за нахождения предприятия на грани банкротства и в этом отсутствует ее вина, а следовательно и состав административного правонарушения. Задолженность за электроэнергию образовалась задолго до исполнения ею дополнительных обязанностей директора. Ею предпринимаются все возможные меры для полного погашения долга за электроэнергию.

В качестве доказательств по делу об административном правонарушении административным органом представлены:

копия договора энергоснабжения,

акт снятия показаний приборов учета от 29.12.2020 года,

перечень точек поставки, приборов учета, по которым проводится расчет а отпущенную электрическую энергию МУП «Чепигинское»,

распоряжение губернатора Краснодарского края от 08 сентября 2020 года № 196-р « Об утверждении Перечня потребителей, относящихся к категории потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям»,

акты сверки взаиморасчетов с 01 марта по 30 ноября 2021 года,

уведомление ПАО «ТНС Энерго Кубань» от 19.10.2021 года с приложением с адрес МУП «Чепигинское»,

уведомление от 21 октября 2021 года в адрес Брюховецкого РЭС,

уведомление от 19.10.2021 года в адрес Руководителя Региональной энергетической комиссии Департамента цен и тарифов Краснодарского края, ЦУКС ГУ МЧС России по Краснодарскому краю,

приказ о назначении ФИО2 на должность И.О директора МУП «Чепигинское»,

выписка из ЕГРЮЛ на МУП «Чепигинское».

Лицом, привлекаемым к административной ответственности, представлена переписка с учредителем и иными органами, сведения о финансово-хозяйственном положении.

Оценивая исследованные доказательства в их совокупности, суд признает не доказанной виновность ФИО2 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 9.22 КоАП РФ по следующим основаниям.

Материалами дела подтверждается, что между ПАО «ТНС энерго Кубань» и МУП «Чепигинское» заключен договор энергоснабжения от 29.12.2020 г. № , которым предусмотрена обязанность МУП «Чепигинское» оплачивать электроэнергию.

По состоянию на 27.12.2021 г. у МУП «Чепигинское» образовалась задолженность по оплате электроэнергии в размере 1 640 076, 32 руб.

В соответствии с Постановлением Губернатора Красноларского края № 196-р от 08.09.2020 года и Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ 04.05.2012 г. №442 (далее Правила № 442) МУП «Чепигинское» относится к категории потребителей, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям.

Согласно п.п. «б» п. 2 Правил № 442 гарантирующий поставщик вправе ввести ограничение режима потребления электрической энергии в случае нарушения своих обязательств потребителем, выразившееся в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности), в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа. Такое право предусмотрено также п. 6 договора энергоснабжения от 29.12.2020 года.

В связи с наличием у Потребителя задолженности по оплате электрической энергии, ПАО «ТНС энерго Кубань» направило в адрес МУП «Чепигинское» уведомление о введении ограничения (полного) № от 19.10.2021 г., в адрес сетевой организации ПАО «Кубаньэнерго» - уведомление о необходимости введения ограничения № от 21.10.2021 года, в адрес региональной энергетической комиссии департамента цен и тарифов Краснодарского края и ФКУ ЦУКС ГУ МЧС России по Краснодарскому краю - Уведомление № от 19.10.2021 года – о введении режима ограничения.

Пунктом 7.1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» установлено, что в случае возникновения оснований для введения полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, указанные потребители обязаны устранить причины, являющиеся основанием для введения ограничения их режима потребления, либо выполнить мероприятия, обеспечивающие готовность потребителей электрической энергии к введению полного ограничения режима потребления электрической энергии.

Состав указанных мероприятий определяется потребителями электрической энергии самостоятельно в соответствии с установленным Правительством Российской Федерации порядком и может включать мероприятия, необходимые для безаварийного прекращения технологического процесса, обеспечения безопасности людей и сохранности оборудования, мероприятия по установке потребителями за свой счет автономных резервных источников питания, обеспечивающих снабжение электрической энергией энергопринимающих устройств потребителей в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями после введения полного ограничения режима потребления электрической энергии.

Из содержания указанной нормы следует, что при возникновении задолженности по оплате электроэнергии МУП «Чепигинское» должно было принять меры к погашению задолженности либо выполнить мероприятия, обеспечивающие готовность к введению полного ограничения режима потребления электроэнергии, при этом в план мероприятий включаются мероприятия по установке за свой счет резервных источников питания.

Пунктами 20 и 3 Правил разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) и использования противоаварийной автоматики, утв. приказом Минэнерго России от 6 июня 2013 г. N 290, предусмотрено, что указанные планы мероприятий согласовываются с сетевыми организациями – первичными получателями команд, либо иными организациями, не включенные диспетчерским центром в перечень первичных получателей команд об аварийных ограничениях, осуществляющие разработку графиков аварийного ограничения, фактические действия по вводу графиков аварийного ограничения и контроль реализации указанных графиков- вторичные получателями команд об аварийных ограничениях.

Из актов сверки расчетов с 01 марта 2021 года по 30 ноября 2021 года следует, что в марте, мае, июле, сентябре, октябре, ноябре 2021 года МУП «Чепигинское» частично погашало задолженность по электроэнергии.

В соответствии с п. 16 Правил № 442 Потребитель, ограничение режима потребления которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, обязан утвердить план мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного ограничения режима потребления, включающий в себя мероприятия, необходимые для безаварийного прекращения технологического процесса, обеспечения безопасности людей и сохранности оборудования, и (или) мероприятия по установке за свой счет автономных источников питания, обеспечивающих снабжение электрической энергией его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.

Срок проведения мероприятий по обеспечению готовности к введению полного ограничения режима потребления не должен превышать 6 месяцев либо, если в отношении потребителя согласованы технологическая и аварийная брони, - 6 месяцев за вычетом срока сокращения электроснабжения до уровня аварийной брони, указанного в акте согласования технологической и (или) аварийной брони.

Согласно п. 16 (1) Правил № 442 Потребитель, ограничение режима потребления которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, не устранивший основания для введения ограничения режима потребления, после дня уведомления его о введении частичного ограничения режима потребления (если у такого потребителя отсутствует акт согласования технологической и (или) аварийной брони или в этом акте не указан уровень аварийной брони) обязан:

в течение 3 дней представить исполнителю (субисполнителю) и инициатору введения ограничения утвержденный план мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного ограничения режима потребления;

в срок, предусмотренный соответствующим планом, выполнить указанные мероприятия;

в течение 2 месяцев выполнить мероприятия по установке за свой счет автономных источников питания, обеспечивающих безопасное функционирование его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики без необходимости потребления электрической энергии из внешней сети, - в случае если в установленный настоящим пунктом срок исполнителю (субисполнителю) не был представлен утвержденный план указанных мероприятий либо если предусмотренный планом срок проведения указанных мероприятий превышает срок, указанный в пункте 16 настоящих Правил.

После выполнения этих мероприятий потребитель обязан направить исполнителю (субисполнителю) и инициатору введения ограничения уведомление о готовности к введению полного ограничения режима потребления.

Из указанной нормы следует, что МУП «Чепигинское» должно было либо предоставить план мероприятий, необходимых для безаварийного прекращения технологического процесса, включающий в себя мероприятия по установке за свой счет автономных источников питания, срок выполнения которых составляет не более 6 месяцев, либо выполнить мероприятия по установке за свой счет автономных источников питания в течение 2 месяцев.

План мероприятий по обеспечению готовности к введению полного ограничения режима потребления и уведомление о готовности к введению полного ограничения МУП «Чепигинское» в установленные сроки не предоставило.

ФИО2 занимает должность И.О. директора МУП «Чепигинское» с 21 сентября 2021 года.

Из справки о финансовом состоянии, переписки и.о. директора МУП «Чепигинское» ФИО2 с администрацией Чепигинского сельского поселения, списка судебных приказов, следует, что ФИО2 как и.о. директора предпринимались меры к тому, чтобы погасить задолженность МУП по электроэнергии, в том числе велась судебная работа по взысканию задолженности с потребителей воды, она обращалась к администрации сельского поселения по вопросу выделения денежных средств на приобретение автономных резервных источников питания, однако денежные средства, необходимые для выполнения требований ПАО ТНС энерго Кубань» администрацией сельского поселения МУП «Чепигинское» выделены не были.

Из актов сверки расчетов следует, что задолженность по электроэнергии у МУП «Чепигинское» образовалась до того, как ФИО2 приступила к своей должности.

Согласно Уставу, выписке из ЕГРН МУП «Чепигинское» является муниципальным унитарным предприятием, учредителем которого является администрация Чепигинского сельского поселения, виды деятельности МУП включают в себя удаление сточных вод, предоставление услуг холодного водоснабжения. Согласно разделу 6 Устава МУП основано на муниципальной форме собственности и не наделено правом собственности на закрепленное за ним имущество, имущество принадлежит МУП на праве хозяйственного ведения, источниками формирования имущества являются: имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения, доходы от деятельности, иные источники, не противоречащие законодательству.

Из представленных документов следует, что МУП «Чепигинское» является убыточным предприятием, имеет ряд задолженностей перед кредиторами, собственных средств на выполнение требований ПАО «ТНС энерго Кубань» не имеет.

Автономными резервными источниками питания МУП «Чепигинское» собственником имущества- администрацией Чепигинского сельского поселения не обеспечено, средств на эти цели учредителем предприятию не выделено.

Согласно ст.ст. 18, 11 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" предусмотрено, что муниципальное унитарное предприятие вправе распоряжаться в установленных законом рамках только движимым имуществом (к которому относятся денежные средства), принадлежащим ему на праве оперативного управления.

Согласно п. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления ( т.е администрации Чепигинского сельского поселения) относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Статьей 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 01.05.2022) "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям сельского поселения в области водоснабжения относится в числе прочих организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Следовательно, Чепигинское сельское поселение должно обеспечить учрежденное им МУП «Чепигинское» достаточным имуществом (в том числе денежными средствами), необходимым для выполнения функций по обеспечению населения холодным водоснабжением. Обеспечение этого водоснабжения невозможно без электроэнергии. Соответственно, администрация поселения должна финансировать МУП «Чепигинское» в объеме, необходимом для оплаты электроэнергии.

В свою очередь и.о. директора МУП «Чепигинское» ФИО2 ввиду недостаточности у МУП собственных средств на выполнение требований законодательства при введении режима ограничения режима потребления электрической энергии принимала все зависящие от нее меры к выполнению законодательства, однако по объективным причинам – ввиду недостаточности финансирования – выполнить их не смогла.

Согласно ст. 1.5 КоАП РФ Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Исходя из указанных положений КОАП РФ следует, что при ФИО2 как и.о. директора не может нести административную ответственность в случае, если ею не допущено ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей или их неисполнение.

Судом не установлено виновного неисполнения либо не надлежащего исполнения ФИО2 своих служебных обязанностей, следовательно, она не подлежит административной ответственности по ч.3 ст. 9.22 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах на основании ст. 28.9, п. 2 ч.1 ст. 24.5 КОАП РФ производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.5-29.11 КоАП РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица и.о. директора МУП «Чепигинское» ФИО2 по ч.3 ст. 9.22 КоАП РФ прекратить за отсутствием состава административного правонарушения по основанию, предусмотренному п. 2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Постановление может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Брюховецкий районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья подпись Е.В. Дорошенко

Копия верна. Судья ______________________Е.В. Дорошенко