ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-2269/2022 от 08.09.2022 Центрального районного суда г. Тольятти (Самарская область)

УИД 63RS0031-01-2022-004851-78

номер производства 5-2269/2022

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

город Тольятти, Самарская область, 08 сентября 2022 года

ул.Белорусская, 16

Судья Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области Ахтемирова Ю.С., с участием помощника прокурора г.о. Тольятти - Шиндяпиной Н.В., лица, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении – Лебедевой Л.М., которой разъяснены и понятны права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, ст. 51 Конституции Российской Федерации, ее защитников - Серовой Е.А., Якуниной А.А., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.5 ч.1 КоАП РФ в отношении должностного лица – руководителя департамента образования администрации городского округа Тольятти Лебедевой Ларисы Михайловны,

установил:

Прокуратурой города Тольятти проведена проверка соблюдения бюджетного законодательства департаментом образования администрации г.о. Тольятти, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, в рамках которого было установлено, что руководителем департамента образования администрации г.о. Тольятти, являющегося главным распорядителем бюджетных средств, Лебедевой Л.М. было произведено перечисление денежных средств в качестве субсидии: МБОУ ДО ДМЦ, МБОУ ДО «Диалог», МБОУ ДО ДТДМ, МБОУ ДО «Свежий ветер», МБОУ ДО «Икар», МБОУ ДО «Планета», МБОУ ДО «Эдельвейс», МБОУ ДО ГЦИР, МБОУ ДО «Центр Гранит», МБОУ ДО «Мечта», МБОУ ДО «Родник», МБОУ ДО «ДДЮТ», с нарушением условий предоставления таковых, определенных Порядком предоставления субсидий № 3984-п/1 от 15.12.2011, а именно в отсутствие утвержденного Муниципального задания.

Постановлением мэрии г.о.Тольятти от 02.12.2015 № 3897-п/1 утвержден Порядок формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в отношении муниципальных учреждений городского округа Тольятти и финансового обеспечения выполнения муниципального задания.

В силу п. 1.3 Порядка от 02.12.2015 № 3897-п/1, муниципальное задание формируется администрацией городского округа Тольятти в лице органов администрации, в ведомственном подчинении которых находятся муниципальные учреждения, оказывающие (выполняющие) муниципальные услуги (работы) (далее - отраслевой орган администрации), по форме согласно Приложению N 1 к настоящему Порядку, а также в соответствующей информационной системе.

Постановлением администрации г.о. Тольятти № 246-п/1 от 27.01.2021 утверждено Муниципальное задание на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) на территории городского округа Тольятти на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов муниципальным бюджетный учреждениям дополнительного образования, находящимся в ведомственном подчинении департамента образования администрации городского округа Тольятти.

В 2021 году предоставление субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществлялось:

- в соответствии с Соглашением от 14.01.2021 № 115-дг/3.2-1, заключенным между администрацией г. о. Тольятти и МБОУ ДО «Центр Гранит», размер перечисленной субсидии составил 1452 500 руб.,

- в соответствии с Соглашением от 15.01.2021 № 156-дг/3.2-1, заключенным между администрацией г. о. Тольятти и МБОУ ДО «Гуманитарный центр интеллектуального развития», размер перечисленной субсидии составил 1 100 000 руб.,

- в соответствии с Соглашением от 15.01.2021 № 157-дг/3.2-1, заключенным между администрацией г. о. Тольятти и МБОУ ДО «Свежий ветер», размер перечисленной субсидии составил 865 000 руб.,

- в соответствии с Соглашением от 15.01.2021 № 158-дг/3.2-1, заключенным между администрацией г. о. Тольятти и МБОУ ДО «Икар», размер перечисленной субсидии составил 298 000 руб.,

- в соответствии с Соглашением от 15.01.2021 № 159-дг/3.2-1, заключенным между администрацией г. о. Тольятти и МБОУ ДО «Детский морской центр», размер перечисленной субсидии составил 300 000 руб.,

- в соответствии с Соглашением от 15.01.2021 № 160-дг/3.2-1, заключенным между администрацией г. о. Тольятти и МБОУ ДО «Диалог», размер перечисленной субсидии составил 353 000 руб.,

- в соответствии с Соглашением от 15.01.2021 № 161-дг/3.2-1, заключенным между администрацией г. о. Тольятти и МБОУ ДО «Эдельвейс», размер перечисленной субсидии составил 500 000 руб.,

- в соответствии с Соглашением от 15.01.2021 № 162-дг/3.2-1, заключенным между администрацией г. о. Тольятти и МБОУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи», размер перечисленной субсидии составил 1 449 600 руб.,

- в соответствии с Соглашением от 15.01.2021 № 163-дг/3.2-1, заключенным между администрацией г. о. Тольятти и МБОУ ДО «Планета», размер перечисленной субсидии составил 1 196 650 руб.,

- в соответствии с Соглашением от 18.01.2021 № 195-дг/3.2-1, заключенным между администрацией г. о. Тольятти и МБОУ ДО «Родник», размер перечисленной субсидии составил 541 000 руб.,

- в соответствии с Соглашением от 18.01.2021 № 196-дг/3.2-1, заключенным между администрацией г. о. Тольятти и МБОУ ДО «Мечта», размер перечисленной субсидии составил 300 000 руб.,

- в соответствии с Соглашением от 18.01.2021 № 197-дг/3.2-1, заключенным между администрацией г. о. Тольятти и МБОУ ДО «Дворец детского и юношеского творчества», размер перечисленной субсидии составил 3 162 000 руб. Таким образом, общий размер субсидии, перечисленной муниципальным бюджетным учреждениям дошкольного образования 20.01.2021 и 21.01.2021 составил 11 517 750 руб.

На основании п.3.1 Порядка предоставления субсидий, утвержденного постановлением мэрии г.о. Тольятти №3984-п/1 от 15.12.2011 (утратил силу с 10.09.2021 на основании Постановления Администрации городского округа Тольятти Самарской области от 06.09.2021 N 3005-п/1 «О предоставлении из бюджета городского округа Тольятти субсидий муниципальным бюджетным и автономным учреждениям городского округа Тольятти на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных муниципальных правовых актов»), предоставление субсидии бюджетному учреждению осуществляется при наличии одновременно следующих условий: наличие сформированного и утвержденного муниципального задания соответствующему бюджетному учреждению; наличие соглашения о предоставлении субсидии муниципальному бюджетному учреждению на финансовое обеспечение выполнения им муниципального задания.

Проверкой установлено, что произведено перечисление субсидии муниципальным бюджетным учреждениям дополнительного образования, находящимся в ведомственном подчинении департамента образования г.о. Тольятти, в общем размере 11 517 750 руб., в отсутствие утвержденного муниципального задания. Муниципальное задание муниципальным бюджет учреждениям дополнительного образования утверждено постановлением администрации г.о. Тольятти от 27.01.2021.

Распоряжением главы г.о. Тольятти от 01.08.2019 № 6854-р-а/1 с 01.06.2012 руководителем департамента образования администрации г.о. Тольятти является Лебедева Лариса Михайловна.

Указанные обстоятельства явились основанием для возбуждения 27.06.2022 заместителем прокурора г. Тольятти Гасановой Э.В. дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ в отношении руководителя департамента образования администрации г.о. Тольятти Лебедевой Л.М., как главного распорядителя бюджетных средств.

В судебном заседании Лебедева Л.М. и ее защитники вину в совершении правонарушения не признали, пояснив, что на момент заключения с заявленными прокурором муниципальными бюджетными учреждениями дошкольного образования 14.01.2021, 15.01.2021 и 18.01.2021 соглашений и перечисления 20.01.2021 и 21.01.2021 им денежных средств по данным соглашениям, действовали муниципальные задания, утвержденные постановлением администрации г.о. Тольятти от 20.01.2020 № 109-п/1, в котором были установлены и показатели на 2021 год, таким образом, условия предоставления субсидий были соблюдены, в связи с чем, в действиях Лебедевой Л.М. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, просят производство по делу прекратить. Кроме того, перечисление денежных средств на лицевые счета учреждений связано с соблюдением сроков выплаты заработной платы их сотрудникам.

Выслушав Лебедеву Л.М. и ее защитников, заключение прокурора, полагавшего, что в действиях должностного лица администрации г.о. Тольятти усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.5 ч.1 КоАП РФ, так как перечисление денежных средств в качестве субсидий произведено с нарушением действующего законодательства, исследовав материалы административного дела, судья приходит к следующему.

Частью 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификации на срок от одного года до двух лет.

Предоставление бюджетных субсидий юридическим и физическим лицам регламентируется Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами, принимаемыми на уровне субъекта Российской Федерации и отдельных муниципальных образований.

На основании статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

С учетом совокупности исследованных доказательств, судья считает, что вина должностного лица – руководителя департамента образования администрации г.о. Тольятти Лебедевой Л.М. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, полностью доказана и подтверждается: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 27.06.2022; распоряжением главы г.о.Тольятти от 01.08.2019 № 6854-р-а/1 о назначении Лебедевой Л.М. на должность муниципальной службы – руководителя департамента образования администрации; постановлением главы г.о. Тольятти от 27.01.2021 № 246-п/1 «Об утверждении муниципального задания на оказание муниципальных услуг на территории г.о. Тольятти на 2021 и плановый период 2022-2023 годов муниципальным бюджетным учреждениям дополнительного образования, находящимся в ведомственном подчинении департамента образования администрации г.о. Тольятти» с приложением «Муниципальное задание» для МБОУ ДО «Гранит», МБОУ ДО «Гуманитарный центр интеллектуального развития», МБОУ ДО «Свежий ветер», МБОУ ДО «Икар», МБОУ ДО «Детский морской центр», МБОУ ДО «Диалог», МБОУ ДО «Эдельвейс», МБОУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи», МБОУ ДО «Планета», МБОУ ДО «Родник», МБОУ ДО «Мечта», МБОУ ДО «Дворец детского и юношеского творчества»; реестром платежных поручений, перечисленных в рамках предоставлении субсидии на выполнение муниципальных заданий в январе 2021 года, согласно которым на основании Соглашений, заключенных между администрацией г.о. Тольятти и вышеуказанными муниципальными бюджетными учреждениями дополнительного образования, о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими муниципального задания, 20.01.2021 и 21.01.2021 департаментом образования администрации г.о. Тольятти были перечислены денежные средства в общем размере 11 517 750 руб. и другими материалами, имеющими отношение к рассматриваемому делу.

Доказательства вины Лебедевой Л.М. получены в соответствии с требованиями КоАП РФ. Оснований не доверять указанным доказательствам не имеется.

Доводы Лебедевой Л.М. и ее защитников о том, что вышеуказанные денежные средства были перечислены в рамках муниципального задания, утвержденного постановлением администрации г.о. Тольятти от 20.01.2020 № 109-п/1, признанного недействительным с 27.01.2021, в котором были установлены и показатели на 2021 год, не принимаются по следующим основаниям.

Согласно абзаца 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ, в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, в том числе в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.

В соответствии с Постановлением Мэрии городского округа Тольятти Самарской области от 15 декабря 2011 г. N 3984-п/1 «Об утверждении порядка предоставления субсидий бюджетным учреждениям городского округа Тольятти из бюджета городского округа Тольятти на финансовое обеспечение исполнения ими муниципального задания» (утратил силу с 10.09.2021 на основании Постановления Администрации городского округа Тольятти Самарской области от 06.09.2021 N 3005-п/1) Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидии из бюджета городского округа Тольятти, предусмотренной абзацем первым пункта 1 статьи 78.1 БК РФ. (п. 1.4).

Предоставление субсидии осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете городского округа Тольятти на соответствующие цели соответствующему главному распорядителю бюджетных средств (п. 1.5).

Объем субсидии бюджетному учреждению определяется исходя из расчета финансового обеспечения выполнения муниципального задания, произведенного в соответствии с постановлением мэрии городского округа Тольятти от 02.12.2015 N 3897-п/1 «Об утверждении Порядка формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в отношении муниципальных учреждений городского округа Тольятти и финансового обеспечения выполнения муниципального задания» (п. 2.1).

Изменение объема субсидии в течение срока выполнения муниципального задания осуществляется только при соответствующем изменении указанного муниципального задания. В случае изменения объема субсидии и внесения изменений в муниципальное задание в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня внесения изменений в муниципальное задание, вносятся соответствующие изменения в Соглашение (п. 4.1).

Согласно положений п. 1.4 Порядка формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), утвержденного Постановлением мэрии г.о.Тольятти от 02.12.2015 № 3897-п/1, муниципальное задание формируется в процессе формирования бюджета городского округа Тольятти на очередной финансовый год и плановый период, утверждается в срок не позднее 20 рабочих дней со дня утверждения лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Муниципальное задание формируется сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период).

Бюджет городского округа Тольятти на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов утвержден Решением Думы городского округа Тольятти Самарской области от 11.12.2019 N 427.

Бюджет городского округа Тольятти на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов утвержден Решением Думы городского округа Тольятти Самарской области от 23.12.2020 N 787.

Как следует из представленных документов, муниципальными заданиями на 2021 и плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденными постановлением администрации г.о. Тольятти № 246-п/1 от 27.01.2021, со сроком действия с 01.01.2021, показатель объема муниципальной услуги, который МАУ «МФЦ» должно предоставить в 2021 году, определен в на основании утвержденного бюджета г. Тольятти на 2021 текущий год, в связи с чем, предоставление субсидии на основании муниципального задания, утвержденного в рамках бюджета, в котором 2021 год был лишь плановым, необоснованно.

Ссылка на соблюдение сроков выплаты заработной платы сотрудникам муниципальных бюджетных учреждений дополнительного образования не является основанием для нарушения законодательства в области соблюдения условий предоставления субсидий.

Ссылка на то, что постановление администрации г.о. Тольятти № 246-п/1 от 27.01.2021, которым утверждено Муниципальное задание на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) на территории городского округа Тольятти на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов муниципальным бюджетный учреждениям дополнительного образования, находящимся в ведомственном подчинении департамента образования администрации городского округа Тольятти, имеет обратную силу, поскольку п. 3 постановления гласит, что оно распространяет свое действие с 01.01.2020, не могут быть приняты во внимание, поскольку данные обстоятельства являются опиской, кроме того, приложенные к постановлению «Миниципальные задания» имеют указание на начало их действия с 01.01.2021.

Между тем, указание на начало действия муниципального задания, утвержденного постановлением администрации г.о. Тольятти № 246-п/1 от 27.01.2021 с 01.01.2021, как на обстоятельство позволяющее предоставлять субсидии с указанной даты, основано на неправильном толковании норм права.

Избранная Лебедевой Л.М. позиция относительно установленных по делу обстоятельств опровергается представленными доказательствами, оценив которые в их совокупности, судья приходит к убеждению, что представленные доказательства последовательны, непротиворечивы, соответствуют фактически установленным обстоятельствам дела, составлены полномочными сотрудниками, в своей совокупности являются достаточными для объективного вывода о виновности Лебедевой Л.М. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст.15.15.5 КоАП РФ, то есть в нарушении главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.

Объектом вмененного должностному лицу – руководителю департамента образования администрации г.о. Тольятти Лебедевой Л.М. административного правонарушения, являются общественные отношения, регулируемые бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.

Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, заключается в совершении деяния, повлекшего нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, условий их предоставления.

Поскольку наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, отсутствие указанных последствий не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в данном случае не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в ненадлежащем отношении должностного лица, ответственного за соблюдение условий предоставления субсидий, к исполнению своих обязанностей.

Исходя из обстоятельств настоящего дела, основания для применения ст. 2.9 КоАП РФ отсутствуют.

Обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность Лебедевой Л.М., судьей по делу не установлено.

С учетом обстоятельств совершения правонарушения, личности виновного, судья полагает возможным назначить Лебедевой Л.М. наказание в виде штрафа, приходя к убеждению, что указанное наказание позволит обеспечить должную реализацию принципов справедливости и неотвратимости административной ответственности, а также гарантировать достижение ее превентивных целей. При этом, определяя размер административного штрафа, судья с учетом установленных по делу обстоятельств, личности Лебедевой Л.М., ее имущественного и семейного положения, считает возможным назначить наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

признать Лебедеву Ларису Михайловну виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.15.5 КоАП РФ и назначить ей наказание в виде административного штрафа в размере 10000 (десять тысяч) рублей.

Сумму штрафа необходимо перечислить по следующим реквизитам: получатель УФК по Самарской области (Прокуратура Самарской области, л/с 04421203380), ИНН 6317010714, КПП 631701001, р.счет 40102810545370000006, банк получателя: Отделение Самара Банка России//УФК по Самарской области г. Самара, БИК 013601205, ОКТМО 36740000, КБК 41511601051010059140.

Разъяснить, что в соответствии со ст.32.2 ч.1 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 1.3, 1.3-1 и 1.4 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В соответствии со ст.20.25 ч.1 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Постановление может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение 10 суток со дня получения копии постановления.

Судья: Ахтемирова Ю.С.