ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-226/2016 от 29.04.2016 Мотовилихинского районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело №5-226/2016

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

город Пермь 29 апреля 2016 года

Судья Мотовилихинского районного суда г. Перми Шатова О.С.,

с участием представителей Пермской городской общественной организации «Центр гражданского образования и прав человека» Суслова А.Б., Максимова С.В.,

представителя Управления Минюста России по Пермскому краю Рыкова И.С.,

при секретаре Поповой А.С.,

рассмотрев административный материал в отношении Пермской городской общественной организации «Центр гражданского образования и прав человека», расположенной по адресу: 614070, г.Пермь, ул. Техническая, 3-13, ОГРН 1035900009287 от 07 апреля 2003 года, о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

В ходе проведения с 18.01.2016 года по 12.02.2016 года плановой документарной проверки Пермской городской общественной организации «Центр гражданского образования и прав человека» (далее – Организация) на предмет соответствия деятельности Организации уставным целям, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества за период с января 2013 г. по декабрь 2015 г. установлен факт иностранного финансирования Организации, а именно: на основании информации Федеральной службы по финансовому мониторингу Организацией за период с 2003 года по 2015 год получено иностранного финансирования на сумму <данные изъяты> от следующих организаций:

- OSI ASSISTANCE FOUNDATION- <данные изъяты> (январь 2013 г.);

- NATIONAL ENDOWMENT FOR DEMOCRACY – <данные изъяты> (апрель 2013 г.);

- NED – <данные изъяты> (октябрь 2013 г.);

- OSI ASSISTANCE FOUNDATION – <данные изъяты> (декабрь 2013 г.);

- EUROPEAN COMMISSION DIRECTORATE GENERAL BUDGET BRUSSELS – <данные изъяты> (январь 2014 г.);

- NED – <данные изъяты> (февраль 2014 г.);

- THE TRANSATLANTIC FOUNDATION – <данные изъяты> (май 2014 г.);

- NED – <данные изъяты> (июль 2014 г.);

- THE TRANSATLANTIC FOUNDATION – <данные изъяты> (июль 2014 г.);

- NED – <данные изъяты> (июль 2014 г.);

- OSI ASSISTANCE FOUNDATION – <данные изъяты> (август 2014 г.);

- NED – <данные изъяты> (октябрь 2014 г.);

- NED – <данные изъяты> (январь 2015 г.);

- EUROPEAN COMMISSION THE RUE DE LA LOI WETSTRAAT BRUSSEL BELGIUM – <данные изъяты> (май 2015 г.);

- NED – <данные изъяты> (май 2015 г.);

- ANKER HOTEL STORGATA OSLO NORWAY- <данные изъяты> (август 2015 г.).

На основании анализа деятельности Организации, проведенных ею мероприятий, установлено, что Организация в ходе осуществления своей деятельности оказывает непосредственное воздействие на органы государственной власти, а также формирует общественное мнение в целях оказания воздействия на органы государственной власти в части реализации федерального государственного общеобразовательного стандарта, посредством:

- проведения тематических мониторингов и дачи непосредственных рекомендаций органам государственной власти по реализации нормативного правового регулирования образовательных правоотношений, направление указанных материалов руководителям федеральных, региональных, муниципальных органов управления образованием; заместителю губернатора, курирующего сферу образования, депутатам законодательного собрания Пермского края, уполномоченным по правам человека и по правам ребенка в Российской Федерации и Пермском крае. Средствам массовой информации и международным правозащитным организациям;

- направление работников сферы образования и журналистов за счет средств иностранного финансированная на территории иностранных государств с целью изучения и анализа, реализации, внедрения зарубежных образовательных стандартов по правам человека в российский образовательный стандарт с целью изменения концепции обучения и воспитания по вопросам прав человека в российских школах;

- участия в расширенном заседании Экспертного совета по дополнительному образованию взрослых и просветительской деятельности Комитета Государственной Думы по образованию, с целью оказания воздействия на принимаемые государственными органами решений в указанной сфере.

Так же, Организация оказывает воздействие на органы государственной власти и осуществляет формирование общественного мнения в сфере реализации прав и свобод граждан на проведение общих собраний, митингов, демонстраций, посредством доведения до общественности, слушателей, на семинарах претензий в целях выработки у представителей органов власти большей терпимости к данным мероприятиям, в том числе по отношению к критике их деятельности, неизбежно присутствующей на подобного рода мероприятиях; а также путем размещения на официальном Интернет-сайте Центра памятки подробно описывающей процедуру подготовки к участию в митингах, шествиях, демонстрациях, разъясняющей принципы участия и ухода с митинга, порядок общения с представителями органов государственной власти, а также способы физического взаимодействия с представителями силовых структур.

Руководство Организации публично, произвольно трактует положения Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 года, в части определения свободы собраний и объединений. Так, в трактовке Организации формальные нарушения уведомительных процедур не могут быть основанием для запрета мирных собраний; формальное нарушение срока подачи уведомления не является достаточной причиной для привлечения к административной ответственности; отсутствие уведомления само по себе не оправдывает нарушения права на свободу собраний, тем самым вводя в заблуждение лиц (проводящих или желающих организовывать собрания, митинги и другие публичные мероприятия, а также представителей органов государственной власти), направляя их к нарушению порядка, установленного действующим законодательством, по организации и проведению мероприятий такого рода.

При этом, осуществляемая Организацией деятельность является политической, поскольку:

- такая деятельность не относиться к исключениям, установленным положениями абз.3 п.6 ст.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях»;

- такая деятельность, как по содержанию, так и по последствиям, на наступление которых она рассчитана, не ограничивается собственными (внутренними) нуждами некоммерческой организации, а со всей очевидностью затрагивает как публично-правовые интересы в целом, так и права и свободы всех граждан;

- вне зависимости от формы участия в политической деятельности имеет направленность на воздействие, в том числе путем привлечения к участию в проводимых мероприятиях представителей государственных органов с целью публичного обсуждения вопросов их деятельности, на принятие государственными органами решений и проводимую ими государственную политику, а также нацеленность на публичный резонанс и привлечение внимания со стороны государственного аппарата и (или) гражданского сообщества.

Таким образом, Пермская городская общественная организация «Центр гражданского образования и прав человека» является некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

В судебном заседании представители ПГОО «Центр гражданского образования и прав человека» указали на согласие с выявленными в ходе проверки нарушениями, пояснили что организация в политической деятельности участия не принимает, занимается образовательной деятельностью для просвещения и повышения уровня образованности, передачи опыта, соответственно функции иностранного агента не выполняет и не должна была быть включена в реестр. Минюстист России по Пермскому краю слишком расширительно трактует понятие осуществления политической деятельности. Привлечение к ответственности привлечет к дискриминации, и в случае привлечения к ответственности просили назначить наказание ниже низшего предела, в связи с финансовым положением организации, отсутствия денежных средств.

Представитель Управления Министерства Юстиции Российской Федерации по Пермскому краю в судебном заседании пояснил, что состав административного правонарушения в действиях оргванизации установлен, подтверждается материалами дела, настаивал на необходимости привлечения юридического лица к ответственности по ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП Российской Федерации административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 1 статьи 19.34 КоАП РФ осуществление деятельности некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.34 КоАП Российской Федерации, образует бездействие, состоящее в невыполнении обязанности по подаче заявления о регистрации в качестве некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента.

Согласно п. 6 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в настоящем Федеральном законе понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ) (далее - иностранные источники), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации. Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она участвует (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях.

В силу п. 7 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация, намеревающаяся после государственной регистрации осуществлять свою деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, обязана до начала осуществления такой деятельности подать в уполномоченный орган заявление о включении ее в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 настоящего Федерального закона реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Вина ПГОО «Центр гражданского образования и прав человека» подтверждается совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств: протоколом об административном правонарушении от 06.04.2016 года; актом проверки от 12.02.2016 года с представленными к нему документами, распоряжением -р от 21.12.2015 года о проведении проверки, копией Устава Общества принятого 2003 года, выпиской ЕГРЮЛ, актом осмотра Интернет ресурса от 23 декабря 2015 года, копией брошюры «права человека в профессиональных образовательных организациях Пермского края»; памятка проведенного Круглого стола от 26 октября 2015 года «Проблемы эффективности защиты личных и политических прав граждан «подходы Европейского суда по правам человека к трактовке свободы собраний»; контрактом на предоставление гранта – действия за пределами Европейского союза 2013/314-009 заключенного между Европейский союзом и Центром гражданского образования и прав человека.

Собранными по делу доказательствами, которые являются допустимыми и достоверными, суд находит установленным факт допущения ПГОО «Центр Гражданского образования и прав человека» действующего законодательства, а именно требований п. 7 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" в связи с чем, суд полагает, что вина ПГОО «Центр Гражданского образования и прав человека» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ нашла свое подтверждение.

В действиях ПГОО «Центр Гражданского образования и прав человека», имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку являясь некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, ПГОО «Центр Гражданского образования и прав человека» получало денежные средства от иностранных организаций и участвовало в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, но при этом с заявлением о внесении сведений в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, не обратилось.

Доводы представителей юридического лица о том, что осуществляемая организацией деятельность не была связана с политической, судья расценивает критически как способ защиты с целью избежания ответственности за содеянное. Указанная позиция опровергается совокупностью доказательств по делу.

Положения Федеральных законов "О некоммерческих организациях" и "Об общественных объединениях" направлены на обеспечение прозрачности (открытости) деятельности некоммерческих организаций, получающих денежные средства и иное имущество от иностранных источников и участвующих в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, в целях оказания воздействия - прямого или опосредованного (путем формирования общественного мнения) - на принимаемые государственными органами решения и проводимую ими государственную политику. Данное регулирование не предполагает государственного вмешательства в определение предпочтительного содержания и приоритетов такой деятельности и не означает негативную законодательную оценку некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Из совокупности представленных материалов, подтверждается то обстоятельство, что Пермская городская общественная организация «Центр гражданского образования и прав человека» является некоммерческой организацией, которая получает денежные средства от международных и иностранных организаций, и которая участвует, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, то есть является некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента. При этом в период проверки Министерством юстиции РФ не была зарегистрирована в качестве такового, в установленном законом порядке.

При назначении наказания суд учитывает категорию и обстоятельства совершения правонарушения, характер и степень общественной опасности административного правонарушения, а также то, что ранее ПГОО «Центр Гражданского образования и прав человека» к административной ответственности не привлекалось (доказательств иного в материалах дела не имеется), учитывая имущественное и финансовое положение юридического лица, отсутствие смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, полагает необходимым назначить наказание в виде административного штрафа, при этом, исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением юридического лица, судья оснований для назначения наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, на основании положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Признать юридическое лицо - Пермская городская общественная организация «Центр гражданского образования и прав человека» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 (триста тысяч) рублей в доход государства.

Реквизиты для уплаты штрафа: ИНН/КПП 59022293594/590201001, получатель УФК по Пермскому краю (Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю), л/с 04561879960, р/сч 40101810700000010003, Банк ГРКЦ ГУ Банка России по Пермскому краю, г.Пермь, БИК 045773001, код ОКТМО 57701000, КБК 31811690010016000140.

Постановление может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г. Перми в течение 10 суток с момента его вынесения или получения копии постановления.

Судья - /подпись/

Копия верна. Судья - О.С.Шатова

Секретарь -