ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-2270/2022 от 08.09.2022 Центрального районного суда г. Тольятти (Самарская область)

УИД 63RS0031-01-2022-004852-75

номер производства 5-2270/2022

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

город Тольятти, Самарская область, 08 сентября 2022 года

ул.Белорусская, 16

Судья Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области Ахтемирова Ю.С., с участием помощника прокурора г.о. Тольятти - Шиндяпиной Н.В., лица, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении – Балашовой Е.В., которой разъяснены и понятны права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, ст. 51 Конституции Российской Федерации, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.5 ч.1 КоАП РФ в отношении должностного лица – руководителя департамента информационных технологий и связи администрации городского округа Тольятти Балашовой Елены Валерьевны,

установил:

Прокуратурой города Тольятти проведена проверка соблюдения бюджетного законодательства департаментом информационных технологий и связи администрации г.о. Тольятти, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, в рамках которой было установлено, что 15.01.2021 (соглашение от 14.01.2021 № 35-дг/1.1), руководителем департамента информационных технологий и связи администрации г.о. Тольятти, являющегося главным распорядителем бюджетных средств, Балашовой Е.В. было произведено перечисление денежных средств в размере 5 700 000 рублей, в качестве субсидии, с нарушением условий предоставления таковых, определенных Порядком предоставления субсидий № 3984-п/1 от 15.12.2011, а именно в отсутствие утвержденного муниципального задания.

Постановлением мэрии г.о.Тольятти от 02.12.2015 № 3897-п/1 утвержден Порядок формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в отношении муниципальных учреждений городского округа Тольятти и финансового обеспечения выполнения муниципального задания.

В силу п. 1.3 Порядка от 02.12.2015 № 3897-п/1, муниципальное задание формируется администрацией городского округа Тольятти в лице органов администрации, в ведомственном подчинении которых находятся муниципальные учреждения, оказывающие (выполняющие) муниципальные услуги (работы) (далее - отраслевой орган администрации), по форме согласно Приложению N 1 к настоящему Порядку, а также в соответствующей информационной системе.

Постановлением администрации г.о. Тольятти № 223-п/1 от 26.01.2021 утверждено Муниципальное задание на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальным автономным учреждением г.о.Тольятти «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальный услуг», находящимся в ведомственном подчинении Департамента информационных технологий и связи администрации г.о. Тольятти, на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов».

В 2021 предоставление субсидий Многофункциональному центру предоставления государственных и муниципальный услуг на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществлялось в соответствии с Соглашением от 14.01.2021 № 35-дг/1.1, заключенным между администрацией г. о. Тольятти и МАУ «МФЦ».

На основании п.3.1 Порядка предоставления субсидий, утвержденного постановлением мэрии г.о. Тольятти №3984-п/1 от 15.12.2011 (утратил силу с 10.09.2021 на основании Постановления администрации городского округа Тольятти Самарской области от 06.09.2021 N 3005-п/1 «О предоставлении из бюджета городского округа Тольятти субсидий муниципальным бюджетным и автономным учреждениям городского округа Тольятти на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных муниципальных правовых актов»), предоставление субсидии бюджетному учреждению осуществляется при наличии одновременно следующих условий: наличие сформированного и утвержденного муниципального задания соответствующему бюджетному учреждению; наличие соглашения о предоставлении субсидии муниципальному бюджетному учреждению на финансовое обеспечение выполнения им муниципального задания.

Проверкой установлено, что произведено перечисление субсидии муниципальному автономному учреждению г.о. Тольятти «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее МАУ «МФЦ») 15.01.2021 в сумме 5 700 000 рублей, в отсутствие утвержденного муниципального задания. Муниципальное задание Учреждению утверждено постановлением администрации г.о. Тольятти от 26.01.2021.

Распоряжением мэрии г.о. Тольятти от 01.06.2012 № 1223-р-а/1 с 01.06.2012 руководителем департамента информационных технологий и связи администрации г.о. Тольятти является Балашова Елена Валерьевна.

Указанные обстоятельства явились основанием для возбуждения 27.06.2022 заместителем прокурора г. Тольятти Гасановой Э.В. дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ в отношении руководителя департамента информационных технологий и связи администрации г.о. Тольятти Балашовой Е.В., как главного распорядителя бюджетных средств.

В судебном заседании Балашова Е.В. вину в совершении правонарушения не признала, пояснив, что на момент заключения с МАУ «МФЦ» соглашения от 14.01.2021 № 35-дг/1.1 и перечисления 15.01.2021 денежных средств по данному соглашению действовало муниципальное задание, утвержденное постановлением администрации г.о. Тольятти от 13.01.2020 № 13-п/1, в котором были установлены и показатели на 2021 год, таким образом, условия предоставления субсидий были соблюдены, в связи с чем в ее действиях отсутствует событие и состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, просит производство по делу прекратить.

Выслушав Балашову Е.В., заключение прокурора, полагавшего, что в действиях должностного лица администрации г.о. Тольятти усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.5 ч.1 КоАП РФ, так как перечисление денежных средств в качестве субсидий произведено с нарушением действующего законодательства, исследовав материалы административного дела, судья приходит к следующему.

Частью 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификации на срок от одного года до двух лет.

Предоставление бюджетных субсидий юридическим и физическим лицам регламентируется Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами, принимаемыми на уровне субъекта Российской Федерации и отдельных муниципальных образований.

На основании статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

С учетом совокупности исследованных доказательств, судья считает, что вина должностного лица – руководителя департамента информационных технологий и связи администрации г.о. Тольятти Балашовой Е.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, полностью доказана и подтверждается: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 27.06.2022; распоряжением мэра г.о.Тольятти от 01.06.2012 № 1223-р-а/1 о назначении Балашовой Е.В. на должность муниципальной службы – руководителя департамента информационных технологий и связи администрации; постановлением главы г.о. Тольятти от 26.01.2021 № 223-п/1 «Об утверждении муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальным автономным учреждением г.о. Тольятти «Многопрофильный центр предоставления государственных и муниципальных услуг», находящимся в ведомственном подчинении департамента информационных технологий и связи г.о. Тольятти» на 2021 и плановый период 2022-2023 годов» с приложением «Муниципальное задание»; реестром платежных поручений, перечисленных в рамках предоставлении субсидии на выполнение муниципального задания в январе 2021 года, согласно которого на основании соглашения № 35-дг/1.1 от 14.01.2021, заключенного между администрацией г.о. Тольятти и МАУ «МФЦ» о предоставлении субсидии муниципальному автономному учреждению на финансовое обеспечение выполнения им муниципального задания, 15.01.2021 департаментом информационных технологий и связи г.о. Тольятти 15.01.2021 были перечислены денежные средства в размере 5700000 руб., и другими материалами, имеющими отношение к рассматриваемому делу.

Доказательства вины Балашовой Е.В. получены в соответствии с требованиями КоАП РФ. Оснований не доверять указанным доказательствам не имеется.

Доводы Балашовой Е.В. о том, что вышеуказанные денежные средства были перечислены в рамках муниципального задания, утвержденного постановлением администрации г.о. Тольятти от 13.01.2020 № 13-п/1, признанного недействительным с 26.01.2021, в котором были установлены и показатели на 2021 год, судьей не принимаются по следующим основаниям.

Согласно абзаца 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ, в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, в том числе в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.

В соответствии с Постановлением Мэрии городского округа Тольятти Самарской области от 08.04.2013 N 1069-п/1 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий муниципальным автономным учреждениям городского округа Тольятти, находящимся в ведомственном подчинении департамента информационных технологий и связи администрации городского округа Тольятти, на финансовое обеспечение выполнения ими муниципального задания» (утратил силу с 10.09.2021 на основании Постановления Администрации городского округа Тольятти Самарской области от 06.09.2021 N 3005-п/1) финансовое обеспечение выполнения муниципального задания автономным учреждением осуществляется за счет средств бюджета городского округа Тольятти в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 78.1 БК РФ путем предоставления автономному учреждению субсидии. Муниципальное задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности (п. 1.4).

Субсидия автономному учреждению предоставляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в бюджете городского округа Тольятти на соответствующий финансовый год, главному распорядителю бюджетных средств - Департаменту информационных технологий и связи администрации городского округа Тольятти (п. 1.5).

Объем субсидии автономному учреждению определяется на основании муниципального задания, которое сформировано и утверждено в соответствии с Порядком формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в отношении муниципальных учреждений городского округа Тольятти и финансового обеспечения выполнения муниципального задания, утвержденным Постановлением мэрии городского округа Тольятти от 02.12.2015 N 3897-п/1 (п. 2.1.1).

Изменение объема субсидии в течение срока выполнения муниципального задания осуществляется только при соответствующем изменении указанного муниципального задания. В случае внесения изменений в муниципальное задание в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня внесения изменений в муниципальное задание, вносятся соответствующие изменения в Соглашение (п. 2.4). Внесение изменений в Соглашение осуществляется путем заключения дополнительного соглашения, которое является неотъемлемой частью Соглашения (п. 2.5).

Согласно положений п. 1.4 Порядка формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), утвержденного Постановлением мэрии г.о.Тольятти от 02.12.2015 № 3897-п/1, муниципальное задание формируется в процессе формирования бюджета городского округа Тольятти на очередной финансовый год и плановый период, утверждается в срок не позднее 20 рабочих дней со дня утверждения лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Муниципальное задание формируется сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период).

Бюджет городского округа Тольятти на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов утвержден Решением Думы городского округа Тольятти Самарской области от 11.12.2019 N 427.

Бюджет городского округа Тольятти на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов утвержден Решением Думы городского округа Тольятти Самарской области от 23.12.2020 N 787.

Как следует из представленных документов, муниципальным заданием на 2021 и плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденным постановлением администрации г.о. Тольятти № 223-п/1 от 26.01.2021, со сроком действия с 01.01.2021, показатель объема муниципальной услуги, который МАУ «МФЦ» должно предоставить в 2021 году, определен в 994649, между тем муниципальным заданием, утвержденным постановлением администрации г.о. Тольятти № 13-п/1 от 13.01.2020, данный показатель в 2021 плановом году определен в 1 014 373, таким образом, имеет место изменение объема муниципального задания. Кроме того, на момент заключения с МАУ «МФЦ» соглашения № 35-дг/1.1 от 14.01.2021 был утвержден бюджет г. Тольятти на 2021 текущий год, в связи с чем, предоставление субсидии на основании муниципального задания, утвержденного в рамках бюджета, в котором 2021 год был лишь плановым, необоснованно.

Ссылка на начало действия муниципального задания, утвержденного постановлением администрации г.о. Тольятти № 223-п/1 от 26.01.2021 с 01.01.2021, как на обстоятельство позволяющее предоставлять субсидии с указанной даты, основана на неправильном толковании норм права.

Избранная Балашовой Е.В. позиция относительно установленных по делу обстоятельств опровергается представленными доказательствами, оценив которые в их совокупности, судья приходит к убеждению, что представленные доказательства последовательны, непротиворечивы, соответствуют фактически установленным обстоятельствам дела, составлены полномочными сотрудниками, в своей совокупности являются достаточными для объективного вывода о виновности Балашовой Е.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст.15.15.5 КоАП РФ, то есть в нарушении главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.

Объектом инкриминируемого должностному лицу – руководителю департамента информационных технологий и связи администрации г.о. Тольятти Балашовой Е.В. административного правонарушения, являются общественные отношения, регулируемые бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.

Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, заключается в совершении деяния, повлекшего нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, условий их предоставления.

Поскольку наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, отсутствие указанных последствий не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в данном случае не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в ненадлежащем отношении должностного лица, ответственного за соблюдение условий предоставления субсидий, к исполнению своих обязанностей.

Исходя из обстоятельств настоящего дела, основания для применения ст. 2.9 КоАП РФ отсутствуют.

Обстоятельством смягчающим административную ответственность Балашовой Е.В., предусмотренным ст. 4.2 КоАП РФ, является наличие несовершеннолетнего ребенка

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, по делу не установлено.

С учетом обстоятельств совершения правонарушения, личности виновного, судья полагает возможным назначить Балашовой Е.В. наказание в виде штрафа, приходя к убеждению, что указанное наказание позволит обеспечить должную реализацию принципов справедливости и неотвратимости административной ответственности, а также гарантировать достижение ее превентивных целей. При этом, определяя размер административного штрафа, судья, с учетом установленных по делу обстоятельств, личности Балашовой Е.В., ее имущественного и семейного положения, считает возможным назначить наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

признать Балашову Елену Валерьевну виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.15.5 КоАП РФ и назначить ей наказание в виде административного штрафа в размере 10000 (десять тысяч) рублей.

Сумму штрафа необходимо перечислить по следующим реквизитам: получатель УФК по Самарской области (Прокуратура Самарской области, л/с 04421203380), ИНН 6317010714, КПП 631701001, р.счет 40102810545370000006, банк получателя: Отделение Самара Банка России//УФК по Самарской области г. Самара, БИК 013601205, ОКТМО 36740000, КБК 41511601051010059140.

Разъяснить, что в соответствии со ст.32.2 ч.1 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 1.3, 1.3-1 и 1.4 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В соответствии со ст.20.25 ч.1 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Постановление может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение десяти суток со дня получения копии постановления.

Судья: Ахтемирова Ю.С.