ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-2271/2022 от 09.06.2022 Псковского городского суда (Псковская область)

Резолютивная часть оглашена 09.06.2022 года

Дело № 5-2271/2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

09 июня 2022 года <...>

Судья Псковского городского суда Псковской области Бондаренко И.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ломановым Е.М., с участием представителя Псковской таможни С.Э., выступающей по доверенности №* от **.**.**** года, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.3 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 (УНП №*), **.**.**** года рождения, уроженца , гражданина Республики Беларусь, имеющего на иждивении одного несовершеннолетнего ребенка, проживающего по адресу: , ранее не привлекаемого к административной ответственности за совершение правонарушений в области таможенного дела,

УСТАНОВИЛ:

04.03.2022 года должностным лицом Псковской таможни в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – ИП ФИО1), выступающего в качестве перевозчика, составлен протокол об административном правонарушении, выразившемся в несоблюдении установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров в Российскую Федерацию, ответственность за которое предусмотрена ст.16.3 КоАП РФ.

Определением от 14.04.2022 года дело об административном правонарушении передано на рассмотрение в Псковский городской суд Псковской области.

ИП ФИО1, при надлежащем извещении о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении рассмотрения дела либо о рассмотрении дела без его участия не заявил. В связи с изложенным, в силу ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, дело об административном правонарушении рассмотрено в отсутствии ИП ФИО1, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Представитель Псковской таможни С.Э. в судебном заседании доводы, изложенные в протоколе об административном правонарушении, поддержала в полном объеме. Полагала, что вина ИП ФИО1, как перевозчика, в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ, полностью подтверждается материалами дела в совокупности, и является доказанной. С учетом всех обстоятельств дела, просила признать ИП ФИО1 виновным в совершении настоящего правонарушения, и назначить ему наказание в виде штрафа в размере, предусмотренном санкцией статьи. Относительно товара – «сигарет», явившегося предметом административного правонарушения, указала, что, поскольку табачная продукция без маркировки Российской Федерации подлежит изъятию из оборота, то она не может быть конфискована, вследствие чего подлежит уничтожению в установленном законом порядке.

Выслушав представителя Псковской таможни, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

Согласно подпункту 27 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) под перемещением товаров через таможенную границу Союза понимается ввоз товаров на таможенную территорию Союза или вывоз товаров с таможенной территории Союза.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС под ввозом товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза понимается совершение действий, которые связаны с пересечением таможенной границы Союза и в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до выпуска таких товаров таможенными органами.

Согласно пункту 2 статьи 9 ТК ЕАЭС товары, перемещаемые через таможенную границу Союза подлежат таможенному контролю в соответствии с ТК ЕАЭС.

В силу пункта 1 статьи 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.

Согласно п.п. 10 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС под запретами и ограничениями понимаются применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов.

Пунктом 3 части 1 статьи 212 Федерального закона от 03.08.2018 года №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 03.08.2018 года №289-ФЗ) установлено, что Правительство Российской Федерации вправе вводить запрет на оборот в Российской Федерации товаров, в отношении которых государством - членом Союза, в том числе в случаях, определяемых актами, составляющими право Союза, в торговле с государствами, не являющимися членами Союза, в одностороннем порядке применяются тарифные льготы, тарифные преференции, тарифные квоты и (или) запреты и ограничения по правилам, отличающимся от общих правил, установленных актами, составляющими право Союза, и (или) правил, применяемых в Российской Федерации.

Пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 20.02.2010 года № 76 «Об акцизных марках для маркировки ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации табачной продукции» установлено, что с 1 января 2011 года запрещается ввоз на таможенную территорию Российской Федерации табачной продукции без маркировки акцизными марками в соответствии с данным постановлением.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 03.08.2018 года №289-ФЗ под ввозом товаров в Российскую Федерацию понимается фактическое перемещение товаров через Государственную границу Российской Федерации и (или) пределы искусственных островов, установок и сооружений, в отношении которых Российская Федерация имеет суверенные права и юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, в результате которого товары прибыли из других государств - членов Союза или с территорий, не входящих в единую таможенную территорию Союза (далее - таможенная территория Союза), на территорию Российской Федерации и (или) на территории искусственных островов, установок и сооружений, в отношении которых Российская Федерация имеет суверенные права и юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, а также все последующие действия с указанными товарами до их выпуска таможенными органами, если такой выпуск предусмотрен международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) настоящим Федеральным законом.

Частью 4 статьи 246 Федерального закона от 03.08.2018 года №289-ФЗ установлено, что проверка маркировки товаров акцизными марками и иными видами марок, контроль за соблюдением правил маркировки которыми возложен на таможенные органы, заключается в проверке таможенными органами порядка маркировки товаров такими марками, соответствия информации, размещенной (содержащейся) на таких марках, маркированным товарам и сведениям о товарах, заявленным в таможенной декларации и (или) содержащимся в представленных таможенным органам документах, а также иным сведениям, имеющимся в распоряжении таможенных органов, в том числе проверке наличия либо отсутствия признаков того, что такие марки являются поддельными.

Согласно части 3 статьи 18 Федерального закона от 23.02.2013 года №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» в целях предупреждения незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями каждая пачка и каждая упаковка табачных изделий подлежат в обязательном порядке маркировке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.

В статье 15 Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака, заключенной в г. Женеве 21.05.2003 года, и принятой Федеральным законом от 24.04.2008 года №51-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака», закреплено, что Стороны признают, что ликвидация всех форм незаконной торговли табачными изделиями, включая контрабанду, незаконное производство и подделку, а также разработка и осуществление соответствующего национального законодательства, помимо субрегиональных, региональных и глобальных соглашений, являются необходимыми компонентами борьбы против табака. Каждая Сторона принимает и осуществляет эффективные законодательные, исполнительные, административные или иные меры для обеспечения того, чтобы все пачки и упаковки табачных изделий и любая внешняя упаковка таких изделий были маркированы для оказания Сторонам помощи в определении происхождения табачных изделий и, в соответствии с национальным законодательством и соответствующими двусторонними и многосторонними соглашениями, оказания Сторонам помощи в установлении точки отклонения, а также мониторинга, документирования и контроля за движением табачных изделий и их юридическим статусом.

Частью 2 статьи 4 Федерального закона от 22.12.2008 года №268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию» определено, что табачная продукция подлежит маркировке специальными (акцизными) марками, исключающими возможность их подделки и повторного использования.

Исходя из вышеизложенного, табачная продукция, ввозимая на территорию Российской Федерации должна быть маркирована специальными акцизными марками.

Согласно части 5 статьи 4 Федерального закона от 22.12.2008 года №268-ФЗ реализация на территории Российской Федерации табачной продукции без маркировки специальными (акцизными) марками не допускается.

В соответствии со ст. 16.3 КоАП РФ административным правонарушением признается несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ.

Как следует из материалов дела, 05.02.2022 года в 13 часов 20 минут на 531 км автодороги Киев - Санкт-Петербург, вблизи дер. Еменец Невельского района Псковской области, в соответствии с п. 1 ст. 261 Федерального закона от 03.08.2018 года № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 03.08.2018 года № 289-ФЗ), в целях проверки соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства Российской Федерации, осуществлена остановка состава грузовых автотранспортных средств марки «D», регистрационный номер №*, прицеп марки «K», регистрационный номер №*, следующего под управлением гражданина В.А., **.**.**** года рождения (паспорт , дата выдачи - **.**.**** года), зарегистрированного по адресу: , проживающего по адресу: .

По данному факту был составлен акт об остановке автомобильного транспортного средства от 05.02.2022 года №*.

Водитель вышеуказанного состава транспортных средств В.А. предоставил следующие документы: CMR №* от 04.02.2022 года, счет-фактуру №* от 04.02.2022 года, свидетельства регистрации транспортных средств №*, №*.

Согласно свидетельствам о регистрации транспортных средств №*, №*, транспортные средства принадлежат ИП ФИО1.

Согласно CMR №* от 04.02.2022 года в составе транспортных средств с регистрационными номерами №*/№* перемещался товар: «макаронные изделия», в количестве 1750 коробок, весом брутто 18900,00 кг.

Отправитель товара: ОАО «Б» (Республика Беларусь, ).

Получатель товара: ООО «О» (199226, г. Санкт-Петербург, ).

Перевозчик: ИП ФИО1, **.**.**** года рождения, уроженец Республики Беларусь (паспорт ), место жительства: .

При проведении осмотра грузового отсека транспортного средства с регистрационным номером №* должностными лицами ОКВОТ СТКПВТ были выявлены картонные коробки с товаром «сигареты» белорусского производства без акцизных марок Российской Федерации и маркировки средствами идентификации. Товаросопроводительные документы на данный товар отсутствовали.

В результате таможенного досмотра (АТД №*) было установлено, что в грузовом отсеке транспортного средства с регистрационным номером №* находились коробки из многослойного гофрокартона, в картонных коробках упакован товар: «макаронные изделия», маркировка на упаковке (Изготовитель АОА Л, , ТМ Лидские макароны, изделия рожки витые, группа В сорт первый, СТБ 1963-2009, масса 8 кг, ЕАС, дата изготовления 27.10.2021) на части упаковок маркировка отсутствовала, а также 1217 коробок с сигаретами белорусского производства, без акцизных марок Российской Федерации и маркировки средствами идентификации, общим количеством 608 500 пачек, а именно:

1. Сигареты марки «NZ Black Power», на картонной коробке имеется этикетка с информацией: изготовитель ОАО «Н», ; каждая пачка имеет Белорусскую акцизную марку. Количество - 151 коробка (75 500 пачек по 20 сигарет в каждой);

2. Сигареты марки «Credo», на картонной коробке имеется этикетка с информацией: изготовитель ОАО «Н», ; каждая пачка имеет Белорусскую акцизную марку. Количество - 216 коробок (108 000 пачек по 20 сигарет в каждой);

3. Сигареты марки «NZ Gold MS», на картонной коробке имеется этикетка с информацией: изготовитель ОАО «Н», ; каждая пачка имеет Белорусскую акцизную марку. Количество - 40 коробок (20 000 пачек по 20 сигарет в каждой);

4. Сигареты марки «NZ Gold», на картонной коробке имеется этикетка с информацией: изготовитель ОАО «Н», ; каждая пачка имеет Белорусскую акцизную марку. Количество - 65 коробок (32 500 пачек по 20 сигарет в каждой);

5. Сигареты марки «NZ 10», на картонной коробке имеется этикетка с информацией: изготовитель ОАО «Н», ; каждая пачка имеет Белорусскую акцизную марку. Количество - 15 коробок (7 500 пачек по 20 сигарет в каждой);

6. Сигареты марки «ФЭСТ», на картонной коробке имеется этикетка с информацией: изготовитель ОАО «Н»», ; каждая пачка имеет Белорусскую акцизную марку. Количество - 125 коробок (62 500 пачек по 20 сигарет в каждой);

7. Сигареты марки «NZ Safari», на картонной коробке имеется этикетка с информацией: изготовитель ОАО «Н», ; каждая пачка имеет Белорусскую акцизную марку. Количество - 490 коробок (245 000 пачек по 20 сигарет в каждой);

8. Сигареты марки «NZ Black», на картонной коробке имеется этикетка с информацией: изготовитель ОАО «Н», ; каждая пачка имеет Белорусскую акцизную марку. Количество - 55 коробок (27 500 пачек по 20 сигарет в каждой);

9. Сигареты марки «NZ Gold Compact», на картонной коробке имеется этикетка с информацией: изготовитель ОАО «Н», ; каждая пачка имеет Белорусскую акцизную марку. Количество - 40 коробок (20 000 пачек по 20 сигарет в каждой);

10. Сигареты марки «Queen menthol», на картонной коробке имеется этикетка с информацией: изготовитель ОАО «Н», ; каждая пачка имеет Белорусскую акцизную марку. Количество - 20 коробок (10 000 пачек по 20 сигарет в каждой).

Согласно объяснению водителя В.А., 04 февраля 2022 года около 20 часов 00 минут ему позвонил работодатель – ИП ФИО1, и сообщил, что 05 февраля 2022 года нужно выйти в рейс, из г. В. Республики Беларусь в Российскую Федерацию, г. С.. Пояснил, что грузом будут макароны; на стоянке в микрорайоне Б., В. области его будет ждать автомобиль «D», белого цвета, с государственным номером №*. На загрузке данного автомобиля он отсутствовал, так как его грузили в г. М. Республики Беларусь. Пломба на прицепе синего цвета с государственным номером №* отсутствовала.

Установив, что 05.02.2022 года перевозчиком – ИП ФИО1, в нарушение требований Федерального закона от 23.02.2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», Федерального закона от 22.12.2008 года № 268-ФЗ «Об утверждении технического регламента на табачную продукцию» и постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2010 года № 76 «Об акцизных марках для маркировки ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации табачной продукции» осуществлен ввоз в Российскую Федерацию из Республики Беларусь сигарет, не маркированных акцизными марками Российской Федерации, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ, 08.02.2022 года должностным лицом отдела контроля за ввозом и оборотом товаров службы таможенного контроля после выпуска товаров Псковской таможни (г. В.) было принято решение о возбуждении в отношении перевозчика – ИП ФИО1, дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.

09.02.2022 года товар, явившийся предметом административного правонарушения, был изъят в присутствии водителя перевозчика – ИП ФИО1 – В.А., и помещен на ответственное хранение в камеру хранения вещественных доказательств Псковской таможни по адресу: , согласно акту приема-передачи материальных ценностей на ответственное хранение от 21.02.2022 года.

Как следует из объяснения ИП ФИО1, опрошенного 02.03.2022 года должностным лицом Витебской таможни в рамках оказания содействия в расследовании Псковской таможней дела об административном правонарушении, ИП ФИО1 по обстоятельствам дела пояснил, что им, как перевозчиком, согласно товаросопроводительным документам: CMR №* от 04.02.2022 года, счет-фактура №* от 04.02.2022 года, на таможенную территорию Союза осуществлялся ввоз товара – «макаронные изделия», в количестве 1750 коробок, весом 18900,00 кг. Водитель при погрузке товара в состав транспортных средств не присутствовал, поскольку болел. При погрузке товара непосредственно присутствовал он сам. Погрузка происходила на улице из машины в машину в г. В. в районе Б.. При этом, он видел, что в его машину были загружены макаронные изделия, сигарет он не видел. Фактически увидел коробки, когда грузчики заканчивали позгузку, однако это были коробки с макаронами. Коробок с сигаретами он не видел. Согласно заключенным договоренностям ответственность за надлежащее оформление товаросопроводительных документов нес заказчик. Ему была предоставлена CMR на товар – «макаронные изделия». В качестве перевозчика в CMR был указан он. Кто был отправителем и получателем товара он не помнит. Кроме CMR на макаронные изделия ему для перевозки никакие иные документы не представлялись. Транспортное средство 05.02.2022 года он передал водителю В.А., который у него выполняет разовые поездки и официально не трудоустроен. В.А. при загрузке не присутствовал, инструктаж он с ним не проводил. Загруженный состав транспортных средств перемещался по маршруту от г. В. через Р. по направлению к Е., потом в Российскую Федерацию. Загруженный состав транспортных средств пересек государственную границу в н.п. Е. 05.02.2022 года в 13.00 часов. Не может пояснить, по какой причине на ввезенной в Россию табачной продукции отсутствовали акцизные марки Российской Федерации. О том, что табачная продукция, немаркированная акцизными марками Российской Федерации, запрещена к ввозу в Россию в соответствии с п. 7 постановления Правительства Российской Федерации от 20.02.2010 года №76, он не знал. Считал, что он, как перевозчик, перевозит указанные в сопроводительных документах товары – «макаронные изделия», поскольку перед отправкой товара убедился в этом. Вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ, он признает, однако совершил его без умысла. При назначении наказания просил учесть, что на его иждивении находится несовершеннолетний ребенок, а также наличие у него потребительских кредитов, в связи с чем он находится в затруднительном материальном положении.

Как следует из письма генерального директора ОАО «Б» К.А. от 16.03.2022 года, ОАО «Б» не имеет договорных отношений с организацией ООО «О». Кроме того, ОАО «Б» не производит реализацию товаров на экспорт (РФ) и не осуществляет торгово-закупочную деятельность товарами номенклатуры «бакалея» и табачных изделий.

Согласно письма заместителя генерального директора по коммерческим вопросам ОАО «Н» Ш.А. от 22.03.2022 года, образцы сигарет, изъятых таможенным органом в качестве предмета административного правонарушения, не обладают признаками подделки (контрафактности). Наличие акцизной марки государственного образца для табачных изделий, штрих-код, соответствующий конкретному наименованию сигарет, идентификационный код, свидетельствую о том, что образцы сигарет, изъятые таможенным органом в качестве предмета административного правонарушения, действительно произведены на ОАО «Н». Вышеуказанная продукция произведена для продажи на внутреннем рынке и реализована фабрикой на территории Республики Беларусь.

Согласно примечанию 1 к статье 16.1 КоАП РФ, за административные правонарушения, предусмотренные главой 16 КоАП РФ, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

В соответствии с п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Объективная сторона административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.3 КоАП РФ, в рассматриваемом случае, выражается в несоблюдении лицом установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза.

Субъектами правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ, выступают лица, на которых возложена обязанность соблюдения установленных запретов и ограничений. Такими лицами являются перевозчики (при несоблюдении запретов) либо декларанты, уполномоченные экономические операторы (при несоблюдении ограничений).

Согласно подпункту 26 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС перевозчиком является лицо, осуществляющее перевозку (транспортировку) товаров и (или) пассажиров через таможенную границу Союза и (или) перевозку (транспортировку) товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории Союза. При перемещении товаров трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи перевозчиком является лицо, ответственное за использование трубопроводного транспорта или линий электропередачи, и (или) за перемещение товаров трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи, и (или) за контроль и учет этих товаров.

В рассматриваемом случае в качестве перевозчика выступал ИП ФИО1, осуществляющий международную автомобильную перевозку, и указанный в графе международной товаротранспортной накладной (CMR), в связи с чем, перевозчик – ИП ФИО1, является надлежащим субъектом административной ответственности по статье 16.3 КоАП РФ.

Материалами дела установлено, что 05.02.2022 года представителем перевозчика – ИП ФИО1, в лице водителя состава транспортных средств с регистрационными номерами №*/№*В.А., в Российскую Федерацию из Республики Беларусь был осуществлен ввоз товара – «сигареты», не маркированных акцизными марками Российской Федерации. На указанном товаре имелась акцизная марка только Республики Беларусь.

Таким образом, отсутствие на табачных изделиях акцизных марок Российской Федерации свидетельствует о том, что данный товар незаконно ввезен перевозчиком – ИП ФИО1, на территорию Российской Федерации.

Учитывая, что своими действиями перевозчик – ИП ФИО1, нарушил требования ч. 4 ст. 246 Федерального закона от 03.08.2018 года №298-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от 20.02.2010 года №76 «Об акцизных марках для маркировки ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации табачной продукции», Федерального закона от 23.02.2013 года №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», Федерального закона от 22.12.2008 года №268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию», суд приходит к выводу, что перевозчиком – ИП ФИО1, совершено административное правонарушение, выразившееся в несоблюдении установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.3 КоАП РФ.

Характеризуя субъективную сторону административного правонарушения, совершенного перевозчиком – ИП ФИО1, следует отметить, что согласно ст. 15 Конституции Российской Федерации любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности.

Вступая в правоотношения с таможенными органами, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.

Обязанность по соблюдению установленных запретов и ограничений является публично-правовой и регулируется нормами таможенного права. Исполнение данной обязанности не может быть поставлено в зависимость от обстоятельств, связанных с осуществлением лицом предпринимательской деятельности, их взаимных прав и обязанностей и, до определенной степени, - действий контрагентов, поскольку данные правоотношения регулируется нормами гражданского законодательства.

Эта обязанность должна быть исполнена лицом, на которое она возложена, путем принятия всех зависящих от него мер. То есть перевозчик, должен принять меры к тому, чтобы произвести проверку товара на предмет соответствия сведениям о нем, указанным в документах, получаемых от отправителя товара или его представителей. Данные меры полностью зависят от перевозчика.

Как следует из объяснения ИП ФИО1, он присутствовал при погрузке товара в состав транспортных средств с регистрационными номерами №*/№*. Вместе с тем, он видел только последние коробки, загруженные в состав транспортных средств, в которых находились макаронные изделия, что соответствовало сведениям, указанным в представленных ему товаросопроводительных документах. Соответствие груза, указанному в товаросопроводительных документах, не проверял, несмотря на наличие такой возможности.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, судом установлено, что перевозчиком – ИП ФИО1, не были в достаточной степени использованы меры, которые позволили бы соблюдению запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза, в частности, перевозчиком не была осуществлена фактическая проверка всего груза, принимаемого к международной перевозке, на предмет его соответствия сведениям, указанным в представленных перевозчику товаросопроводительных документах.

Вина перевозчика – ИП ФИО1, в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ, помимо протокола об административном правонарушении №* от 04.03.2022 года (л.д.98-107), также полностью подтверждается следующими доказательствами в их совокупности: определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования №* от 08.02.2022 года (л.д.1-4); копиями паспорта В.А. и свидетельств о регистрации транспортных средств (л.д.5-6); копией трудового контракта от **.**.**** года, заключенного между ИП ФИО2, в соответствии с которым В.А. принят на работу водителем международных перевозок на полную ставку сроком на 1 (один) год с **.**.**** года по **.**.**** года на условиях полного рабочего дня (л.д.7-10); копиями CMR №* от 04.02.2022 года (л.д.11, 46, 62); копией счёт-фактуры №* от 04.02.2022 года (л.д.12); копией требования о предъявлении товаров от 05.02.2022 года (л.д.13); копией уведомления о проведении таможенного досмотра от 05.02.2022 года (л.д.14); копией поручения на таможенный досмотр №* от 05.02.2022 года (л.д.15); копией акта таможенного досмотра №* от 07.02.2022 года (л.д.16-21); копией акта об остановке автомобильного транспортного средства №* от 05.02.2022 года (л.д.24); копией объяснения В.А. (л.д.25); копией паспорта ФИО1 (л.д.26-27); протоколом изъятия вещей и документов по делу об административном правонарушении №* от 09.02.2022 года (л.д.28-29); копиями договора международной автомобильной перевозки грузов от 04.02.2022 года, заключенного между ИП ФИО3 (л.д.41-45, 59-61); копиями паспорта Т.С. (л.д.47-49, 63-65); объяснением ИП ФИО1 от 02.03.2022 года (л.д.51-54, 67-68); актом приема-передачи материальных ценностей на ответственное хранение от 21.02.2022 года (л.д.84-85); письмом генерального директора ОАО "Б" от 16.03.2022 года (л.д.95); фотографиями образцов табачной продукции, изъятой в качестве предмета административного правонарушения (л.д.112-117); копией постановления о передаче сообщения по подследственности от 09.03.2022 года (л.д.126-128); рапортом об обнаружении признаков преступления от 25.02.2022 года (л.д.130-134); письмом заместителя генерального директора по коммерческим вопросам ОАО «Н» Ш.А. от 07.04.2022 года (л.д.141).

Относимость, достоверность и допустимость представленных доказательств, оцениваемых судом по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, сомнений не вызывают.

Оснований для освобождения перевозчика – ИП ФИО1, от административной ответственности и признания правонарушения малозначительным не имеется, поскольку в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключалась в пренебрежительном отношении перевозчика к выполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере таможенного дела, выразившиеся в непринятии всех мер для предотвращения правонарушения.

При таких обстоятельствах, за совершение административного правонарушения перевозчик – ИП ФИО1, подлежит привлечению к административной ответственности по ст. 16.3 КоАП РФ.

Санкцией ст. 16.3 КоАП РФ для юридических лиц предусмотрено наказание в виде административного штрафа в размере от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Разрешая вопрос о виде и размере наказания, суд учитывает следующее.

Согласно ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 КоАП РФ).

Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.

При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

При назначении наказания, суд, учитывая обстоятельства совершения ИП ФИО1, выступающим в рассматриваемом случае в качестве перевозчика, настоящего правонарушения, характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, к которым суд относит – признание ИП ФИО1 вины в совершении административного правонарушения, совершение им административного правонарушения в области таможенного дела впервые, наличие на его иждивении несовершеннолетнего ребенка, а также учитывая материальное положение ИП ФИО1, руководствуясь основной целью административного наказания - предупреждение совершения новых правонарушений, считает целесообразным применить к ИП ФИО1, административное наказание в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 16.3 КоАП РФ.

Разрешая судьбу предмета административного правонарушения, суд исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3.2 КоАП РФ конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения является одним из видов административного наказания, назначаемого за совершение административного правонарушения.

Согласно части 3 статьи 3.7 КоАП РФ не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения, в числе прочего, изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.

В силу пункта 2 части 3 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации, а также о внесенном залоге за арестованное судно. При этом вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению.

Оборотом табачной продукции признается, в том числе ввоз в Российскую Федерацию табачной продукции, ее хранение, транспортировка, приобретение и реализация (продажа) на территории Российской Федерации.

Оборот табачной продукции без маркировки запрещен.

В частности, частью 5 статьи 4 Федерального закона от 22.12.2008 года №268-ФЗ установлен запрет на реализацию на территории Российской Федерации табачной продукции без маркировки специальными (акцизными) марками, а пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 20.02.2010 года №76 – на ввоз на таможенную территорию Российской Федерации табачной продукции без маркировки акцизными марками.

Таким образом, табачная продукция без маркировки является товаром, подлежащим изъятию из оборота.

Поскольку в рассматриваемом случае товар – «сигареты», изъятые в качестве предмета административного правонарушения, не имеют соответствующей маркировки Российской Федерации, в связи с чем они подлежат изъятию из оборота, то данный товар не может быть конфискован.

Вместе с тем, учитывая, что товар – «сигареты», явившиеся предметом административного правонарушения, является предметом исследования в рамках уголовного дела №*, расследуемого следственным отделом МО МВД России «Невельский», то вопрос о судьбе данного товара подлежит разрешению по результатам рассмотрения указанного уголовного дела.

Издержки по делу об административном правонарушении отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 16.3, ст.ст. 29.9, 29.10, 29.11 КоАП РФ, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Индивидуального предпринимателя ФИО1 (УНП №*), **.**.**** года рождения, уроженца , гражданина Республики Беларусь, проживающего по адресу: , признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.

Уведомить ИП ФИО1 о реквизитах для оплаты штрафа: Банк получателя: Операционный департамент Банка России//Межрегиональное операционное УФК г. Мсоква, БИК 024501901, Получатель: ИНН <***>, КПП 773001001, Межрегиональное операционное УФК (ФТС России), Счет получателя: 40102810045370000002, Счет получателя средств: 03100643000000019502, КБК: 15311601161010000140, ОКТМО: 45328000, Код таможни: 10209000, УИН №*, Поле «Назначение платежа»: ///BY;390014801/// Оплата штрафа по постановлению по делу об АП № 5-2271/2022 (№*), код выплат: ШТ. В поле 21 платежного документа указывается пятая очередность платежа. В случае оплаты на территории иностранного государства – код валютной операции {VO70010}.

Разъяснить ИП ФИО1, что в соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. Предложить ИП ФИО1 предоставить квитанцию об уплате штрафа в Псковский городской суд Псковской области (каб. №*).

Разъяснить ИП ФИО1, что в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в указанный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей.

Вопрос у судьбе товара, явившегося предметом административного правонарушения, а именно товара, изъятого в рамках дела об административном правонарушении №* (согласно акта приема-передачи материальных ценностей на ответственное хранение от 21.02.2022 года): 1). Сигареты марки «NZ Black Power», на картонной коробке имеется этикетка с информацией: изготовитель ОАО «Н», ; каждая пачка имеет Белорусскую акцизную марку. Количество - 151 коробка (75 500 пачек по 20 сигарет в каждой); 2). Сигареты марки «Credo», на картонной коробке имеется этикетка с информацией: изготовитель ОАО «Н», ; каждая пачка имеет Белорусскую акцизную марку. Количество - 216 коробок (108 000 пачек по 20 сигарет в каждой); 3). Сигареты марки «NZ Gold MS», на картонной коробке имеется этикетка с информацией: изготовитель ОАО «Н», ; каждая пачка имеет Белорусскую акцизную марку. Количество - 40 коробок (20 000 пачек по 20 сигарет в каждой); 4). Сигареты марки «NZ Gold», на картонной коробке имеется этикетка с информацией: изготовитель ОАО «Н», ; каждая пачка имеет Белорусскую акцизную марку. Количество - 65 коробок (32 500 пачек по 20 сигарет в каждой); 5). Сигареты марки «NZ 10», на картонной коробке имеется этикетка с информацией: изготовитель ОАО «Н», ; каждая пачка имеет Белорусскую акцизную марку. Количество - 15 коробок (7 500 пачек по 20 сигарет в каждой); 6). Сигареты марки «ФЭСТ», на картонной коробке имеется этикетка с информацией: изготовитель ОАО «Н», ; каждая пачка имеет Белорусскую акцизную марку. Количество - 125 коробок (62 500 пачек по 20 сигарет в каждой); 7). Сигареты марки «NZ Safari», на картонной коробке имеется этикетка с информацией: изготовитель ОАО «Н», ; каждая пачка имеет Белорусскую акцизную марку. Количество - 490 коробок (245 000 пачек по 20 сигарет в каждой); 8). Сигареты марки «NZ Black», на картонной коробке имеется этикетка с информацией: изготовитель ОАО «Н», ; каждая пачка имеет Белорусскую акцизную марку. Количество - 55 коробок (27 500 пачек по 20 сигарет в каждой); 9). Сигареты марки «NZ Gold Compact», на картонной коробке имеется этикетка с информацией: изготовитель ОАО «Н», ; каждая пачка имеет Белорусскую акцизную марку. Количество - 40 коробок (20 000 пачек по 20 сигарет в каждой); 10). Сигареты марки «Queen menthol», на картонной коробке имеется этикетка с информацией: изготовитель ОАО «Н», ; каждая пачка имеет Белорусскую акцизную марку. Количество - 20 коробок (10 000 пачек по 20 сигарет в каждой), а всего общим количеством коробок - 1217, общим количеством товара 608 500 пачек, находящиеся на ответственном хранении в камере хранения вещественных доказательств Псковской таможни по адресу: , являющийся предметом исследования по уголовному делу №*, находящемуся в производстве следственного отдела МО МВД России «Невельский», подлежит разрешению при принятии решения по уголовному делу №*.

Издержки по делу об административном правонарушении отсутствуют.

Постановление может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья И.В. Бондаренко