Дело № 5-227/2018
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 июля 2018 года.
20 июля 2018 года г. Ростов-на-Дону
Судья Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону Быченко С.И.,
с участием защитников юридического лица ФИО17, действующего на основании доверенности от 19.04.2018, ФИО18, действующей на основании доверенности от 06.07.2018,
рассмотрев в помещении суда по адресу: ул. Пушкинская, 9, дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении юридического лица – частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Академия Стиля «МоцартАртХаус», ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: <...>,
У С Т А Н О В И Л:
31.05.2018 в 15 час. 30 мин. по адресу: <...>, в ходе проведенной Региональной службой по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области (далее - Ростобрнадзор) проверки деятельности Частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Академия стиля «МоцартАртХаус» (далее – ЧОУ ДПО «Академия Стиля «МоцартАртХаус»), установлено, что ЧОУ ДПО «Академия Стиля «МоцартАртХаус» совершено длящееся административное правонарушение, выразившееся в осуществлении деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), предусмотренное ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, выразившееся в следующем.
Одним из лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности является наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном сновании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам (п.п. «д» п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 № 966).
В ходе проведения проверки установлено, что в ЧОУ ДПО «Академия стиля МоцартАртХаус» в должности мастера производственного обучения работает ФИО1 (трудовой договор <данные изъяты>, уровень образования которой не соответствует установленным требованиям.
Согласно требованиям к уровню квалификации «Мастер производственного обучения», установленным Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 X 761н, мастер производственного обучения должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в областях, соответствующих профилям обучения, и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
Мастер производственного обучения ЧОУ ДПО «Академия стиля «МоцартАртХаус» ФИО2 имеет квалификацию рабочей профессии «Парикмахер», подтвержденную свидетельствами о присвоении квалификации (№ 115951 от 17.03.1998; серия АА № 673746 от 31.07.1998; серия АБ № 973375 от 16.08.2004), выданными учебно-производственными комбинатами. Обучение в учебно-производственных комбинатах для получения квалификации рабочей профессии не является профессиональным образованием.
Несмотря на то, что во время проверки были представлены справка № 969 от 16.75.2018 о том, что ФИО3 обучается в ГБПОУ РО «Ростовский технологический техникум сервиса» и аттестационный лист о соответствии занимаемой должности от 01.12.2017, выданный на основании решения аттестационной комиссии ЧОУ ДПО «Академия стиля «МоцартАртХаус», данные документы не подтверждают уровень образования в соответствии с требованиями статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
По данному факту уполномоченным должностным лицом – начальником отдела лицензирования образовательной деятельности Региональной службы по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области (далее - Ростобрнадзор) в отношении юридического лица – ЧОУ ДПО «Академия стиля «МоцартАртХаус» составлен протокол об административном правонарушении от 31.05.2019, материалы дела направлены в Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону для привлечения ЧОУ ДПО «Академия стиля «МоцартАртХаус» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
В судебном заседании защитники юридического лица по доверенности ФИО17, ФИО18 с протоколом об административном правонарушении не согласились, пояснили, что на момент заключения трудового договора со ФИО4 указанные в протоколе ограничения и требования в действовавшем в тот период законодательстве отсутствовали. В процессе трудовой деятельности ФИО5 основания для расторжения с ней трудового договора отсутствовали. Аттестация ФИО7 проводилась 01.08.2010 (при приеме на работу), 14.01.2015 и 01.12.2017. С 2015 ФИО6 обучалась в ГПБОУ РО «РТТС» по специальности «парикмахерское искусство», квалификация «технолог», которое окончила 20.06.2018. В случае признания вины ЧОУ ДПО «Академия стиля «МоцартАртХаус» в совершении вменяемого административного ему административного правонарушения просили прекратить производство по делу в связи с малозначительностью.
Представитель административного органа в судебное заседание не явился, извещен, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Заслушав защитников юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, исследовав материалы дела и оценив имеющиеся в деле доказательства, судья приходит к следующим выводам.
Состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст.19.20 Кодекса РФ об АП, образует осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Объективная сторона правонарушения выражается в осуществлении лицензируемого вида деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией.
С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
Согласно примечанию к указанной норме понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской. Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. N 966 утверждено Положение о лицензировании образовательной деятельности (далее - Положение о лицензировании образовательной деятельности), которое устанавливает порядок лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.
Согласно подпункту "д" пункта 6 данного Положения (в редакции на момент выявления обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ЧОУ ДПО «Академия стиля «МоцартАртХаус» к административной ответственности) одним из лицензионных требований к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является наличие педагогических работников, заключивших с лицензиатом трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам.
В силу статьи 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации") право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подразделом 2 раздела I Номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 678, должность лиц, осуществляющих деятельность по подготовке парикмахеров, относится к должностям иных педагогических работников – мастер производственного обучения.
Судьей установлено, что ЧОУ ДПО «Академия стиля «МоцартАртХаус» на основании заключенного трудового договора № 124 от 01.08.2010 года была принята на работу на должность преподаватель – мастер производственного обучения (парикмахеры) работник ФИО8 имевшая на момент приема на работу полное среднее образование, а также квалификацию рабочей профессии «Парикмахер», подтвержденную свидетельствами о присвоении квалификации (№ 115951 от 17.03.1998, серия АА № 673746 от 31.07.1998, серия АБ № 973375 от 16.08.2004, выданными учебно-производственными комбинатами.
Поскольку иных документов об образовании и документов, подтверждающих соответствие установленным квалификационным требованиям к уровню образования мастера производственного обучения ФИО9. во время проведения проверки образовательной организацией представлено не было, административный орган пришел к выводу о допущенном со стороны ЧОУ ДПО «Академия стиля «МоцартАртХаус» грубом нарушении пп. «д» п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 № 966, и, как следствие, о наличии в действиях ЧОУ ДПО «Академия стиля «МоцартАртХаус» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
Между тем, на момент приема на работу ФИО10 (01 августа 2010 года) действовали Федеральный закон № 3266-1 от 10.07.1992 «Об образовании», Постановление Правительства РФ от 31.03.2009 № 227 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности».
В соответствии со ст. 53 Закона об образовании особенности занятия педагогической деятельностью устанавливаются Трудовым кодексом Российской Федерации.
Согласно ст. 331 ТК РФ к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством РФ.
Согласно указанным актам мастер производственного обучения должен был иметь
образование не ниже среднего (полного) общего.
Поскольку при приеме на работу у ФИО11 имелось полное среднее образование, а также квалификация рабочей профессии «Парикмахер», подтвержденная свидетельствами о присвоении квалификации (№ 115951 от 17.03.1998, серия АА № 673746 от 31.07.1998, серия АБ № 973375 от 16.08.2004, выданными учебно-производственными комбинатами, а на момент принятия (26 августа 2010) и вступления в силу (31 октября 2010 года) Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, ФИО12 уже состояла в трудовых отношениях с ЧОУ ДПО «Академия стиля «МоцартАртХаус», судья приходит к выводу об отсутствии у образовательного учреждения законных оснований для незаключения со ФИО13 трудового договора.
В соответствии с п. 9 приказа Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
Аттестационная комиссия, о которой идет речь в пункте 9 указанного выше раздела, призвана выполнять задачу, а именно, коллегиально рассматривать возможность приема на работу лиц, квалификация которых не соответствует требованиям квалификационных характеристик, и выносить соответствующую рекомендацию для работодателя.
Таким образом, предъявление к квалификации педагогических работников требования о наличии высшего или среднего профессионального образования, в том числе, по определенному направлению профессиональной подготовки, не означает, что работники, у которых отсутствует требуемое образование, не могут быть приняты на соответствующие должности.
Учитывая, что порядок назначения работника, не отвечающего установленным квалификационным требованиям, связан с наличием опыта работы и с выполнением качественно и в полном объеме возложенных на него должностных обязанностей, то роль аттестационной комиссии может заключаться именно в оценке возможностей претендента выполнять предусмотренные по этой должности обязанности с учетом опыта его предыдущей работы.
Таким образом, действовавшие па период приема на работу ФИО14 нормативные правовые акты не предусматривали обязательное наличие высшего или среднего профессионального образования. В связи с принятием справочника "Квалификационные характеристики должностей работников образования", утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от от 26.08.2010 № 761н, она была аттестована комиссий в соответствии с п. 9 вышеуказанного приказа и продолжила работать в должности мастера производственного обучения.
Согласно пунктам 2 и 3 Приказа Минобрнауки России от 07 апреля 2014 года N 276 "Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность", аттестация педагогических работников проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности. Основными задачами проведения аттестации являются, в том числе учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава организаций.
В силу п. 23 Приказа Минобрнауки России от 07 апреля 2014 года N 276 аттестационные комиссии организаций дают рекомендации работодателю о возможности назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации» раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих и (или) профессиональными стандартами, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности.
Согласно материалам дела, в соответствии с протоколом № 1 заседания аттестационной комиссии от 01.08.2010, от 14.01.2015, аттестационным листом заседания аттестационной комиссии от 01.12.2017 о проведении аттестации на соответствие занимаемой должности мастер производственного обучения ФИО15 признана соответствующей занимаемой должности мастера производственного обучения (л.д. 26-27, 58, 59).
При таких обстоятельствах судья приходит к выводу о том, что отсутствие у педагогического работника образования по профилю работы (по направлению подготовки) само по себе не может являться основанием для признания данного работника не соответствующим занимаемой должности и не свидетельствует о нарушении образовательным учреждением условий лицензирования.
Наличие положений, содержащихся в пункте 9 раздела "Общие положения" квалификационных характеристик должностей работников образования и пункте 23 Порядка аттестации, не только не исключает возможность продолжения работы педагогическими работниками, обладающими практическим опытом и компетентностью, принятыми на соответствующие должности до вступления в силу приказа Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761Н, но и сохраняет такую возможность в настоящее время.
Обобщая изложенное, с учетом того, что ФИО16 на момент проверки неоднократно проходила аттестацию по должности "мастер производственного обучения", решениями аттестационной комиссии неоднократно признана соответствующей занимаемой должности, судья приходит к выводу об отсутствии в материалах дела доказательств виновности юридического лица ЧОУ ДПО «Академия стиля «МоцартАртХаус» в совершении вменяемого ему административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
В соответствии с принципом презумпции невиновности (ст. 1.5 КоАП РФ), лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Установив указанные выше обстоятельства, судья приходит к выводу, что в действиях юридического лица ЧОУ ДПО «Академия стиля «МоцартАртХаус» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, а именно: осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9., 29.10. КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении юридического лица – частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Академия Стиля «МоцартАртХаус» – прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Копию постановления направить в Региональную службу по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области.
Постановление может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в полном объеме.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 июля 2018 года.
Судья