Дело <№>
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 20 февраля 2020 г.
Судья Кронштадского районного суда Санкт-Петербурга Тарновская В.А., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.9 КоАП РФ, в отношении
Автономной некоммерческой организации «Военно-исторический Центр Северо-Западного Федерального округа», ОГРН <***>, дата внесения в ЕГРЮЛ сведений о регистрации 03.02.2015, расположенного по адресу: <...> 59-н,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением военного прокурора – войсковая часть 77932 полковником юстиции ФИО1 от 22.11.2019 по результатам проведенной в период с 05.11.2019 по 25.11.2019 проверки соблюдения требований законодательства о сохранности федеральной собственности в отношении Автономной некоммерческой организации «Военно-исторический Центр Северо-Западного Федерального округа» (далее – АНО «ВИЦ СЗФО») возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.9 КоАП РФ, материалы дела об административном правонарушении 09.12.2019 направлены для рассмотрения мировому судье судебного участка № 109 Санкт-Петербурга.
Определением мирового судьи судебного участка № 109 Санкт-Петербурга от 10.12.2019 материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.9 КоАП РФ, в отношении АНО «ВИЦ СЗФО», переданы мировому судье судебного участка № 110 Санкт-Петербурга для рассмотрения по подведомственности.
Определением мирового судьи судебного участка № 110 Санкт-Петербурга от 20.12.2019 материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.9 КоАП РФ, в отношении АНО «ВИЦ СЗФО», переданы в Кронштадтский районный суд Санкт-Петербурга для рассмотрения по подведомственности.
Определением суда от 30.12.2019 дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.9 КоАП РФ, в отношении АНО «ВИЦ СЗФО», назначено к рассмотрению Кронштадтским районным судом Санкт-Петербурга.
Как следует из постановления военного прокурора – войсковая часть 77932 от 22.11.2019 о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.9 КоАП РФ, в отношении АНО «ВИЦ СЗФО», председатель указанной организации ФИО2, действуя на основании Устава АНО «ВИЦ СЗФО», утвержденного внеочередным общим собранием учредителей общества (протокол № 1/2014 от 19.12.2014), заключил 12.08.2019 с ИП ФИО3 договор подряда СК-0509/2019 г. на осуществление реставрационных работ здания, планирующегося использованию в качестве музея «Парка патриот» на территории военного городка № 28 (войсковая часть 45752-Б, г. Санкт-Петербург, г. Кронштадт, Якорная площадь, д. 7а).
В военную прокуратуру - войсковая часть 77932 05.11.2019 поступила информация отдела ФСБ - войсковая часть 60253 о незаконном потреблении энергии с трансформаторной подстанции АО «Оборонэнерго» АНО "ВИЦ СЗФО".
Акт об отключении от незаконного потребления электроэнергии составлен 18.10.2019 представителем АО «Оборонэнерго», ведущим инженером отдела по транспорту электроэнергии РЭС «Санкт-Петербург» филиала - Северо-Западный» ФИО4, начальником ОТЭЭ РЭС «СПб» ФИО5 в присутствии потребителя - председателя правления АНО «ВИЦ СЗФО» ФИО2.
В соответствии с информацией, указанной в нем, при осмотре электроустановки обнаружен факт самовольного подключения энергопринимающих устройств/потребления электрической энергии без заключенного договора энергоснабжения путем ПС-21, ф. 12, ТП-26, ВРУ - 0,4 кВ зд. 19, а также отсутствуют приборы учета потребления электроэнергии. Электропринимающими устройствами являются: строительные вагончики и электроинструменты, расположенные по адресу: г. Санкт-Петербург, Кронштадт, в/<...> а.
Объем незаконного потребления электроэнергии за период с 10.08.2019 по 18.10.2019 составил 8981 кВт/ч.
В своих объяснениях уполномоченный представитель (доверенность № 12-1119 от 12.11.2019) и работник (трудовой договор № 12 от 01.10.2018) АНО «ВИЦ СЗФО» ФИО6 сообщил, что еще 10.08.2019 около 14:00 он лично осуществил самовольное подключение к электрическим сетям, расположенным в здании по адресу: г. Санкт-Петербург, Кронштадт, Якорная площадь, д.7а, «Лесной сарай» (подсоединил купленные им кабеля ВВГ к данным электросетям), принадлежащим АО «Оборонэнерго», то есть из здания «Лесной сарай» провел кабеля с электричеством в здание «Угольный склад», где производились строительные работы, в результате чего, без оформления каких-либо договорных отношений в период с 10.08.2019 по 18.10.2019 АНО «ВИЦ СЗФО» потреблено электричества на общую сумму 72331,18 рублей.
Согласно Акту № С-3/СПб/бд.юр.л./2019/ о неучтенном потреблении, на момент обнаружения незаконного потребления электроэнергии председателем АНО «ВИЦ » являлся ФИО2.
Проверкой установлено, что в соответствии с п.7 постановления Правительства 27.12.2004 № 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы торгового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения принимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», должностные лица АНО «ВИЦ СЗФО» обязаны были уведомить орган федерального государственного энергетического надзора о подключении энергопринимающих устройств.
В этой связи, АНО «ВИЦ СЗФО» было обязано сообщить о намерении заключить соответствующий договор электроснабжения и подключении энергопринимающих устройств в Федеральную службу по экологическому, логическому и атомному надзору (Ростехнадзор), чего в нарушение указанных положений закона сделано не было.
Таким образом, по мнению военного прокурора, в противоправных действиях юридического лица - АНО «ВИЦ СЗФО» выразившемся в нежелании заключать договор купли-продажи электроэнергии либо об электроснабжении и незаконном её потреблении посредством самовольного подключения должностными лицами АНО "ВИЦ СЗФО» энергопотребляющих устройств к электросетям АО «Оборонэнерго» усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.9 КоАП РФ.
В судебное заседание законный представитель АНО «ВИЦ СЗФО» не явился, направил в суд своего представителя по доверенности Егорову О.С., которая в судебном заседании вину юридического лица не признала, представила письменные объяснения, пояснив, что организация является некоммерческой, добровольно признала вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.9 ч.1 КоАП РФ, по факту потребления электрической энергии без заключенного договора энергоснабжения, но факт самовольного подключения энергопринимающих устройств актом о неучтенном потреблении электроэнергии, послужившим основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, не установлен, что свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.9 КоАП РФ, в связи с чем, просила прекратить производство по делу.
Помощник военного прокурора 50 военной прокуратуры гарнизона в/ч 77932 ФИО7 в суд явился, просил признать АНО «ВИЦ СЗФО» виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.9 КоАП РФ, ссылаясь на обстоятельства, указанные в акте № С-З/СПб/ бд.юр.л./2019 от 18.10.2019 о неучтенном потреблении при выявлении бездоговорного потребления электрической энергии юридическим лицом.
Свидетель ФИО6, работающий в АНО «ВИЦ СЗФО» в должности заместителя председателя правления по общехозяйственным вопросам, предупрежденный об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний в порядке ст.17.9 КоАП РФ и опрошенный в соответствии со ст.25.6 КоАП РФ, в судебном заседании подтвердил самовольное подключение к электросетям, пояснив, что организация выполняет реставрационные работы по адресу: Санкт-Петербург, <...>, «Угольный сарай», в целях обеспечения электроэнергией рабочих, которые производили строительные работы в этом здании, он подсоединил собранный им из кабеля удлинитель к розетке в соседнем здании без оформления документов, стоимость безучетно потребленной электроэнергии на общую сумму 72 331,18 руб. возмещена в полном объеме.
Суд, выслушав объяснения защитника Егоровой О.С., прокурора, допросив свидетеля ФИО6, изучив материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ выяснению подлежат, в том числе, наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
Состав административного правонарушения - это совокупность предусмотренных КоАП объективных и субъективных признаков, характеризующих общественно опасное деяние как правонарушение; событие административного правонарушения - это факт совершения лицом действия, предусмотренного КоАП, за которое установлена административная ответственность.
Согласно ст. 9.9 КоАП РФ ввод в эксплуатацию топливо- и энергопотребляющих объектов без разрешения органов, осуществляющих государственный надзор на указанных объектах влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Таким образом, объектом противоправного посягательства являются безопасность эксплуатации объектов энергетики, установленный порядок управления топливно-энергетическим комплексом.
Минэнерго России устанавливает нормы, правила и технические требования, касающиеся ввода в эксплуатацию топливо- и энергопотребляющих объектов, в частности разрабатывает правила присоединения потребителей к сети общего назначения, правила технической эксплуатации электрических станций и сетей, котельных, электрических и тепловых установок и техники безопасности при их эксплуатации энергоснабжающими организациями и потребителями электрической и тепловой энергии (Постановление Правительства РФ от 28.05.2008 № 400 «О Министерстве энергетики Российской Федерации»).
Органы государственного энергетического надзора выдают разрешения на применение электрической энергии для электротермических процессов в промышленности, сельском хозяйстве и коммунально-бытовом секторе, эксплуатацию (ввод в эксплуатацию) гидротехнических сооружений, находящихся в частной собственности или эксплуатации организаций топливно-энергетического комплекса, пуск газа на топливоиспользующие установки после окончания их строительства, реконструкции, технического перевооружения и перевода на газ для проведения пусконаладочных работ и режимно-наладочных испытаний.
Таким образом, объективная сторона рассматриваемых административных правонарушений представляет собой действия или бездействие, связанные с нарушением установленного разрешительного порядка ввода в эксплуатацию топливо- и энергопотребляющих объектов, а субъектами административных правонарушений являются должностные лица, ответственные за получение разрешений на ввод в эксплуатацию объектов энергетики в установленном порядке, а также индивидуальные предприниматели и юридические лица, нарушившие обязательные для исполнения правила эксплуатации объектов топливно-энергетического комплекса.
Под энергопотребляющими объектами, указанными в ст. 9.9 КоАП РФ понимаются электрические и теплоиспользующие установки, в том числе реконструированные.
Согласно приказу Минэнерго России от 13.01.2003 № 6 «Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей» электроустановка – электроустановка, предназначенная для производства электрической или электрической и тепловой энергии, состоящая из строительной части, оборудования для преобразования различных видов энергии в электрическую или электрическую и тепловую, вспомогательного оборудования и электрических распределительных устройств.
Электроустановка действующая - электроустановка или ее часть, которая находится под напряжением, либо на которую напряжение может быть подано включением коммутационных аппаратов.
В силу статьи 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» энергопринимающая установка, энергопринимающее устройство - аппарат, агрегат, оборудование либо объединенная электрической связью их совокупность, которые предназначены для преобразования электрической энергии в другой вид энергии для ее потребления и функционируют совместно с другими объектами электроэнергетики в составе электроэнергетической системы.
Требования, касающиеся пользования энергопотребляющими объектами и их эксплуатации, определены Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Градостроительным кодексом РФ, Федеральным законом «О связи». Министерство энергетики РФ устанавливает нормы, правила и технические требования, касающиеся ввода в эксплуатацию топливо- и энергопотребляющих объектов, в частности разрабатывает правила присоединения потребителей к сети общего назначения, правила технической эксплуатации электрических станций и сетей, котельных, электрических и тепловых установок и техники безопасности при их эксплуатации энергоснабжающими организациями и потребителями электрической и тепловой энергии
Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии (далее - Основные положения).
Согласно абзацу 9 пункта 2 Основных положений бездоговорное потребление электрической энергии - самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) потребление электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, кроме случаев потребления электрической энергии в отсутствие такого договора в течение 2 месяцев с даты, установленной для принятия гарантирующим поставщиком на обслуживание потребителей.
Исходя из пункта 192 Основных положений по факту выявленного безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии и не позднее 3 рабочих дней с даты его составления передается в адрес: гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающего потребителя, осуществившего безучетное потребление; лица, осуществившего бездоговорное потребление.
Пунктом 193 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии предусмотрено, что в акте о неучтенном потреблении электрической энергии должны содержаться данные: о лице, осуществляющем безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии; о способе и месте осуществления безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии; о приборах учета на момент составления акта; о дате предыдущей проверки приборов учета - в случае выявления безучетного потребления, дате предыдущей проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где выявлено бездоговорное потребление электрической энергии, - в случае выявления бездоговорного потребления; объяснения лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, относительно выявленного факта; замечания к составленному акту (при их наличии).
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В качестве доказательств, подтверждающих наличие события административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.9. КоАП РФ, и свидетельствующих о виновности юридического лица, в материалы дела представлен акт осмотра электроустановок потребителя от 09.08.2019, составленный представителем АО «Оборонэнерго» в присутствии председателя правления АНО «ВИЦ СЗФО» ФИО2, которым установлено, что при обследовании электроустановок потребителя: строительные вагончики, электроинструмент, по адресу: Санкт-Петербург, г. Кронштадт, в/<...> а, отсутствует договор энергоснабжения, электроустановка отключена от сетей АО «Оборонэнерго» (л.д. 2).
Согласно акту № С-З/СПб/ бд.юр.л./2019 от 18.10.2019, составленному представителем АО «Оборонэнерго» ведущим инженером отдела по транспорту электроэнергии РЭС «Санкт-Петербург» филиала «Северо-Западный» ФИО4, начальником отдела ОТЭЭ РЭС «СПб» ФИО5 в присутствии потребителя председателя правления АНО «ВИЦ СЗФО» ФИО2, при осмотре электроустановки обнаружен факт потребления электрической энергии без заключенного договора энергоснабжения путем ПС-21, ф. 12, ТП – 26, ВРУ – 0,4 кВ зд.19. Место расположение энергопринимающих устройств: Санкт-Петербург, г. Кронштадт, в/<...> а, характеристика энергопринимающих устройств – строительные вагончики, электроинструмент (л.д.3).
Таким образом, акт от 09.08.2019 и акт № С-З/СПб/ бд.юр.л./2019 от 18.10.2019 имеют противоречия, поскольку в акте от 09.08.2019 строительные вагончики и электроинструменты указаны, как электроустановки потребителя, а в акте от 18.10.2019 как энергопринимающие устройства потребителя.
Между тем, строительные вагончики и электроинструменты признакам электроустановки, содержащимся в Приказе Минэнерго России от 13.01.2003 № 6 (ред. от 13.09.2018) «Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей» не отвечают, поскольку указанные объекты не предназначены для производства электрической или электрической и тепловой энергии, они не состоят из строительной части, оборудования для преобразования различных видов энергии в электрическую или электрическую и тепловую, вспомогательного оборудования и электрических распределительных устройств.
При этом суд считает, что указанные объекты (строительные вагончики и электроинструменты) не обладают признаками энергопринимающего устройства потребителя, указанными в Постановлении Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», поскольку под этим термином понимаются присоединенные (планируемые к присоединению) к электрической сети общего назначения наружные сети электроснабжения и (или) вводно-распределительные устройства потребителя с подключенными к ним приемниками электрической энергии, т.е. устройствами, приводимыми в действие с помощью электричества и выполняющими некоторую полезную работу.
Данная работа может выражаться в виде механической работы, выделения тепла (и др.), обеспечения работы других электроприборов (осветительное и нагревательное оборудование, электрические двигатели, насосы, компьютеры и т.п.).
Сами энергопринимающие устройства потребителя не связаны с сооружениями и помещениями, в которых предполагается их установка, и не предусматривают непосредственное производство, трансформацию, передачу и распределение электрической энергии.
Целью установки энергопринимающего устройства потребителя является исключительно потребление электрической энергии.
Согласно Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго Российской Федерации от 13.01.2003 № 6, приемник электрической энергии (электроприемник) это аппарат, агрегат, механизм, предназначенный для преобразования электрической энергии в другой вид энергии.
Таким образом, исходя из обстоятельств, зафиксированных в актах от 09.08.2019 и от 18.10.2019, по результатам проведенной в отношении АНО «Военно-исторический центр Северо-Западного федерального округа» проверки выявлены факты безучетного потребления электрической энергии потребителем АНО «ВИЦ СЗФО» – без заключенного договора путем самовольного подключения строительного вагончика и электроинструментов, являющихся приемниками электроэнергии к электросетям с целью ее получения для освещения и работы электроинструментов. Энергоустановкой в данном случае является трансформаторная подстанция АО «Оборонэнерго», расположенная на территории военного городка № 28 (войсковая часть 45752-Б по адресу: Санкт-Петербург, г. Кронштадт, Якорная площадь, д.7а).
Вместе с тем, выполнение указанных действий охватывается диспозицией ст. 7.19 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за самовольное подключение к электрическим сетям, тепловым сетям, нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам, а равно самовольное (безучетное) использование электрической, тепловой энергии, нефти, газа или нефтепродуктов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Более того, факт совершения АНО «ВИЦ СЗФО» самовольного подключения к электрическим сетям и безучетного использования электроэнергии получил оценку в постановлении мирового судьи судебного участка № 110 Санкт-Петербурга от 17.01.2020 по делу № 5-53/2020-110, которым АНО «ВИЦ СЗФО» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.9 ч. 1 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Одновременно с этим, в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, не указано какой энергопотребляющий объект был введен в эксплуатацию, без разрешения органов, осуществляющих государственный надзор на указанных объектах.
При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие сведений относительно введенных АНО «ВИЦ СЗФО» в эксплуатацию электрических и теплоиспользующих установок, являющихся энергопотребляющими объектами, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.9 КоАП РФ.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.
С учетом вышеизложенного, исходя из отсутствия в действиях АНО «ВИЦ СЗФО» объективной стороны указанного административного правонарушения, а также вины юридического лица в его совершении, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.9 КоАП РФ, в отношении АНО «ВИЦ СЗФО» подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 9.9, п. 2 ч. 1 ст. 24.5, 29.10 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.9 КоАП РФ, в отношении Автономной некоммерческой организации «Военно-исторический Центр Северо-Западного Федерального округа» – прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 суток со дня получения копии постановления.
Судья В.А. Тарновская