� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
2 июня 2021 года 180007 <...>
Судья Псковского городского суда Псковской области Тимофеева И.В., при секретаре Ильиной Ю.Н., рассмотрев материалы административного дела в отношении перевозчика – «ТРАНСПОРТ КРАЁВЫ И МЕЖДУНАРОДОВЫ Клопотек Пётр» (<данные изъяты> совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
18 декабря 2020 года на т/п МАПП Бурачки Псковской таможни прибыло транспортное средство peг. № (перевозчик - «ТРАНСПОРТ КРАЁВЫ И МЕЖДУНАРОДОВЫ Клопотек Пётр» («TRANSPORT KRAJOWY I MIEDZYNARODOWY KLOPOTEK PIOTR»)).
«ТРАНСПОРТ КРАЁВЫ И МЕЖДУНАРОДОВЫ Клопотек Пётр»/ «TRANSPORT KRAJOWY I MIEDZYNARODOWY KLOPOTEK PIOTR» в лице водителя, гражданина Республики Беларусь <данные изъяты>, представило товаросопроводительные документы: CMR № б/н от 16.12.2020, инвойс № 1047886098 от 14.12.2020, согласно которым в транспортном средстве перемещался товар: «бытовые приборы электрические» (32 грузовых места, весом брутто 9774,399 кг.) при прибытии на Таможенную территорию Евразийского экономического союза.
Отправитель товара: «PROCTER and GAMBLE INTERNATIONAL OPERATIONS» SA (47 Route de Saint-Geoges, 1213, Petit Lancy 1, Geneva, Switzerland);
Получатель: OOO «Проктер энд Гембл» дистрибьюторская компания (Ленинградское шоссе, 16 А, стр. 2, Москва, Россия).
В ходе проведенного таможенного досмотра товара (акт таможенного досмотра № 10209150/251220/002960), перемещаемого в вышеуказанном транспортном средстве, было установлено, что общее количество грузовых мест перемещаемого товара составляло – 34 грузовых места, что на 2 грузовых мест больше, чем указано в представленных перевозчиком товаросопроводительных документах, общий фактический вес брутто товара составил 10318 кг., что на 543,6 кг., превышает вес брутто товара, указанного в товаросопроводительных документах представленных перевозчиком для таможенного контроля при прибытии на таможенную территорию Евразийского экономического союза.
Товар, выявленный в ходе проведенного таможенного досмотра, превышающий количество грузовых мест и вес брутто товара: «электрический триммер» бля бороды «braun 5513» с сетевым блоком и 3-мя насадками, упакованный в картонную коробку с маркировкой 81743502, ЕАС, made in china, в коробке по 3 триммера «king c gillette beard trimmer aparat de tuns» (2 грузовых места, общим весом брутто 540 кг.) выявленный в ходе проведенного таможенного досмотра, превышающий количество грузовых мест и вес брутто товара, был изъят в качестве предмета административного правонарушения по протоколу изъятия вещей и документов по делу об административном правонарушении от 27.12.2020 и помещен на ответственное хранение на СВХ ООО «Транзит Терминал» (д. Уболенка, Пыталовский район, Псковская область) согласно акту приема-передачи товара на ответственное хранение.
Таким образом, перевозчиком «ТРАНСПОРТ КРАЁВЫ И МЕЖДУНАРОДОВЫ Клопотек Пётр»/ «TRANSPORT KRAJOWY I MIEDZYNARODOWY KLOPOTEK PIOTR» нарушены требования установленные ст. 89 ТК ЕАЭС относительно предоставления таможенному органу РФ сведений о количестве грузовых мест и весе брутто товара, при прибытии на таможенную территорию Евразийского экономического союза.
Представитель фирмы «ТРАНСПОРТ КРАЁВЫ И МЕЖДУНАРОДОВЫ Клопотек Пётр»/ «TRANSPORT KRAJOWY I MIEDZYNARODOWY KLOPOTEK PIOTR» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом. Пояснений в суд не представил.
Представитель Псковской таможни доводы протокола об административном правонарушении поддержал, полагая, что вина перевозчика «ТРАНСПОРТ КРАЁВЫ И МЕЖДУНАРОДОВЫ Клопотек Пётр»/ «TRANSPORT KRAJOWY I MIEDZYNARODOWY KLOPOTEK PIOTR» в совершении административного правонарушения, выразившегося в сообщении в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, наименования и весе брутто товара при прибытии на таможенную территорию Евразийского экономического союза, полностью доказана. Просил назначить наказание в виде штрафа.
Заслушав представителя Псковской таможни, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с требованиями ст. 88, 89 ТК ЕАЭС при международной перевозке автомобильным транспортом при прибытии товаров на таможенную территорию Евразийского экономического Союза перевозчик представляет сведения о наименовании, количестве грузовых мест, весе и (или) объёме товаров.
Таким образом, Таможенным кодексом ЕАЭС установлен перечень сведений, которые должны быть предоставлены таможенному органу при прибытии товаров на таможенную территорию ЕАЭС, а Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за сообщение таможенному органу недостоверных сведений о ввезенных товарах.
Таким образом, положениями ТК ЕАЭС перевозчику, при осуществлении международной перевозки, при прибытии товаров на таможенную территорию ЕАЭС, вменено в обязанности сообщать таможенному органу достоверные сведения, в том числе, и о наименовании и весе перемещаемого товара, количестве грузовых мест.
Конвенцией о договоре международной перевозки грузов (далее – КДПГ), заключенной в Женеве 19.05.1956 определено, что она применяется ко всякому договору дорожной перевозки грузов за вознаграждение посредством транспортных средств, то есть КДПГ регулирует гражданско-правовые отношения между участниками перевозочного процесса (грузоотправителем, грузополучателем и перевозчиком), а не административно - властные отношения с участием таможенных органов. Следовательно, на основании КДПГ перевозчик не освобождается от административной ответственности перед государственными органами за совершение административных правонарушений в области таможенного дела.
Обязанность по сообщению в таможенный орган достоверных сведений о товарах, перемещаемых через таможенную границу, не может быть поставлена в зависимость от обстоятельств, связанных с осуществлением лицом предпринимательской деятельности, его взаимоотношений с другими субъектами предпринимательской деятельности, их правоотношений, их взаимных прав и обязанностей и действий контрагентов, поскольку данные правоотношения регулируются нормами гражданского законодательства.
Названная обязанность по сообщению достоверных сведений о товарах путем предоставления документов, содержащих достоверные сведения, является обязанностью абсолютной и лицо, на которое она возложена законом, должно ее исполнить, приняв для этого все зависящие от него меры или отказаться от осуществления деятельности и/или действий, с которыми связана такая обязанность, если оно не в состоянии ее выполнить.
Если перевозчик не имеет достаточной возможности проверить правильность записей, он должен вписать в накладную обоснованные оговорки. Он должен также обосновать все сделанные им оговорки, касающиеся внешнего состояния груза и его упаковки. Эти оговорки не имеют обязательной силы для отправителя, если последний намеренно не указал в накладной, что он их принимает.
Отсутствие таких оговорок в документах в случае выявления недостоверности заявленных в них сведений может свидетельствовать о недостаточной степени заботливости перевозчика о соблюдении требований таможенного законодательства, а следовательно, и о наличии вины в его действиях.
Не имея возможности реализовать свое право проверить достоверность сведений о грузе, перевозчиком «ТРАНСПОРТ КРАЁВЫ И МЕЖДУНАРОДОВЫ Клопотек Пётр»/ «TRANSPORT KRAJOWY I MIEDZYNARODOWY KLOPOTEK PIOTR» не были внесены в транспортные (перевозочные) документы соответствующие обоснованные оговорки, что свидетельствует о недостаточной степени заботливости перевозчика «ТРАНСПОРТ КРАЁВЫ И МЕЖДУНАРОДОВЫ Клопотек Пётр»/ «TRANSPORT KRAJOWY I MIEDZYNARODOWY KLOPOTEK PIOTR» в соблюдении требований таможенного законодательства, а, следовательно, и о наличии вины в действиях перевозчика «ТРАНСПОРТ КРАЁВЫ И МЕЖДУНАРОДОВЫ Клопотек Пётр»/ «TRANSPORT KRAJOWY I MIEDZYNARODOWY KLOPOTEK PIOTR».
Меры административной ответственности применяются не за нарушение обязанностей, установленных КДПГ, а за неисполнение требований статьи 89 ТК ЕАЭС, в соответствии с которой перевозчик при прибытии товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза представляет сведения, в том числе и о количестве грузовых мест, наименования и весе брутто товаров;
Согласно статье 1 КДПГ данная Конвенция применяется ко всякому договору дорожной перевозки грузов за вознаграждение посредством транспортных средств. Таким образом, КДПГ регулирует гражданско-правовые отношения между участниками перевозочного процесса (грузоотправителем, грузополучателем и перевозчиком), а не административно-властные отношения с участием таможенных органов и, в данном случае - перевозчиком - «ТРАНСПОРТ КРАЁВЫ И МЕЖДУНАРОДОВЫ Клопотек Пётр»/ «TRANSPORT KRAJOWY I MIEDZYNARODOWY KLOPOTEK PIOTR».
Одновременно следует учитывать то, что согласно специальному Приложению А Международной конвенции от 18 мая 1973 года Совета таможенного сотрудничества (Всемирная таможенная организация) перевозчик несет ответственность перед таможенной службой за обеспечение включения всех товаров в грузовую декларацию или за доведение информации о них до сведения таможенной службы другим разрешенным способом.
Кроме того: обязанность по сообщению в таможенный орган достоверных сведений о товарах, перемещаемых через таможенную границу, не может быть поставлена в зависимость от обстоятельств, связанных с осуществлением лицом предпринимательской деятельности, его взаимоотношений с другими субъектами предпринимательской деятельности, их правоотношений, их взаимных прав и обязанностей и действий контрагентов, поскольку данные правоотношения регулируются нормами гражданского законодательства. Названная обязанность по сообщению достоверных сведений о товарах путем предоставления документов, содержащих достоверные сведения, является обязанностью абсолютной и лицо, на которое она возложена законом, должно ее исполнить, приняв для этого все зависящие от него меры или отказаться от осуществления деятельности и/или действий, с которыми связана такая обязанность, если оно не в состоянии ее выполнить.
Постановление Конституционного суда РФ № 7-П от 27.04.2001 года говорит о том, что представленное субъекту таможенных правоотношений (в том числе перевозчику) правомочие доказывать свою невиновность корреспондирует его возможности принимать меры по обеспечению выполнения контрагентами (грузоотправителем) имеющихся перед ними обязательств, с тем, чтобы в свою очередь не утратить возможность для исполнения своих публично-правовых (таможенных) обязанностей.
Имущественные права привлеченного к ответственности субъекта таможенных отношений (перевозчика) могут быть восстановлены путем предъявления иска контрагенту (грузоотправителя), действия (бездействия) которого повлекли наложение взыскания.
Согласно п. 2 примечания гл. 16 КоАП России под недействительными документами понимаются, в том числе документы, содержащие недостоверные сведения.
Согласно ст. 15 Конституции России любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности.
Вступая в правоотношения с таможенными органами, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
Обязанность по сообщению достоверных сведений о товарах должна быть исполнена лицом, на которое она возложена, путем принятия всех зависящих от него мер. То есть, перевозчик должен принять меры к тому, чтобы произвести проверку товара на предмет соответствия сведениям о нем, указанным в документах, получаемых от отправителя товара или его представителей.
Возможностей осуществления такой проверки несколько:
- непосредственное присутствие представителя перевозчика (водителя, экспедитора, иного лица) при погрузке и активное участие в ней, то есть сверка принимаемого к перевозке товара;
- заключение договора перевозки с указанием в качестве одного из условий договора права перевозчика производить проверку соответствия товара и документов на него.
Данные меры полностью зависят от перевозчика, и их непринятие прямо указывает на то, что им фактически не предпринимались все зависящие от него меры к надлежащему исполнению возложенной на него обязанности перемещать через таможенную границу России товары только по документам, содержащим достоверные сведения о таких товарах.
В соответствии с постановлением Пленума ВАС РФ № 60 от 20.11.2008 г. «…в тех случаях, когда в соответствующей статье Особенной части КоАП России возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению».
Согласно ст. 2.1 КоАП России юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Учитывая, что все действия юридического лица опосредованы, и выражаются в действиях тех физических лиц, которые в силу закона, трудового договора, учредительных и иных документов представляют это лицо в отношениях с третьими лицами и выступают от его имени, принимают решения и осуществляют управление, все действия работника юридического лица рассматриваются как действия этого юридического лица.
Все действия должностного лица (работника) «ТРАНСПОРТ КРАЁВЫ И МЕЖДУНАРОДОВЫ Клопотек Пётр»/ «TRANSPORT KRAJOWY I MIEDZYNARODOWY KLOPOTEK PIOTR» - ФИО1 (Panasiuk V.), рассматриваются, как действия «ТРАНСПОРТ КРАЁВЫ И МЕЖДУНАРОДОВЫ Клопотек Пётр»/ «TRANSPORT KRAJOWY I MIEDZYNARODOWY KLOPOTEK PIOTR».
В данном случае у перевозчика - «ТРАНСПОРТ КРАЁВЫ И МЕЖДУНАРОДОВЫ Клопотек Пётр»/ «TRANSPORT KRAJOWY I MIEDZYNARODOWY KLOPOTEK PIOTR» имелась фактическая возможность для соблюдения правил и норм, предусмотренных таможенным законодательством Евразийского экономического союза, в том числе путем принятия вышеуказанных мер для производства проверки товара на предмет соответствия сведений о нем, сведениям, указанным в документах, получаемых от отправителя товара или его представителей. При этом, «ТРАНСПОРТ КРАЁВЫ И МЕЖДУНАРОДОВЫ Клопотек Пётр»/ «TRANSPORT KRAJOWY I MIEDZYNARODOWY KLOPOTEK PIOTR» не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Данное обстоятельство свидетельствует о недостаточной степени заботливости «ТРАНСПОРТ КРАЁВЫ И МЕЖДУНАРОДОВЫ Клопотек Пётр»/ «TRANSPORT KRAJOWY I MIEDZYNARODOWY KLOPOTEK PIOTR» о соблюдении требований таможенного законодательства, а следовательно, и о наличии вины в действиях «ТРАНСПОРТ КРАЁВЫ И МЕЖДУНАРОДОВЫ Клопотек Пётр»/ «TRANSPORT KRAJOWY I MIEDZYNARODOWY KLOPOTEK PIOTR».
Водитель транспортного средства peг. № LLU43309 / LLU02NS ФИО1 (Panasiuk V.) в ходе опроса, проведенного 26.12.2020, по существу дела сообщил, что работает водителем международных перевозок около 20 лет в транспортной компании «TRANSPORT KRAJOWY I MIEDZYNARODOWY KLOPOTEK PIOTR» 12 лет. От фирмы имеется доверенность на управлении транспортным средством. При устройстве на работу в фирму ознакомили с обязанностями водителя при принятии товара к международной перевозке. Конвенция КДПГ известна. ФИО1 (Panasiuk V.) известно, что при погрузке должен проверить товар по количеству грузовых мест, наименованию, маркировке и весу брутто. С правилами приемки товара к международной перевозке в соответствии с требованиями статьи 8 Конвенции о договоре международной перевозки грузов по дорогам (КДПГ) от 1978г. знаком. Правила заполнения СMR знакомы. ФИО1 (Panasiuk V.) известно, что после погрузки должен поставить подпись в графе 23 СМR в подтверждение приема товара к перевозке. О том, что в случае возникновения каких – либо обстоятельств, не дающих возможности перевозчику осуществить проверку товара, согласно товаросопроводительным документам, перевозчиком должна делаться отметка в графе 18 CMR и подтверждаться печатью склада погрузки, ФИО1 (Panasiuk V.) знает. О том, что при осуществлении международной перевозки на действия водителя распространяется Российское законодательство, ФИО1 (Panasiuk V.) знает. С требованиями ст. 89 Таможенного кодекса ЕАЭС относительно предоставления перевозчиком достоверных сведений о наименовании, количестве грузовых мест, общем весе брутто перемещаемого товара знаком в общих чертах. ФИО1 (Panasiuk V.) знает, что при прибытии на таможенную территорию ЕАЭС должен предоставить в таможенный орган комплект товаросопроводительных документов, международную накладную CMR и коммерческие документы – инвойс, счет-фактуру, спецификацию. ФИО1 (Panasiuk V.) известно, что сведения о товаре в товаросопроводительных документах, а именно: о наименовании, количестве грузовых мест, весе брутто, должны соответствовать фактически перемещаемому товару.
По данному факту ФИО1 (Panasiuk V.) пояснил следующее: погрузка товара осуществлялась на складе в Польше, 16.12.2020. На погрузке не присутствовал. Комплект товаросопроводительных документов на груз: CMR № б/н от 16.12.2020, инвойс № 1047886098 от 14.12.2020 получены там же. Взвешивание транспортного средства с товаром не производил. Согласно имеющимся CMR какие-либо отметки в графу 18 CMR, не вносились. При прибытии на т/п МАПП Бурачки 18.12.2020г. был направлен на взвешивание состава транспортных средств. По результатам таможенным органом было принято решение о проведении таможенного досмотра. В результате таможенного досмотра было установлено, что в грузовом отделении транспортного средства перемещается товар, наименование которого соответствует заявленному в ТСД. Всего в грузовом отделении полуприцепа перемещается 32 грузовых места с товаром, общим весом брутто 9774,399 кг. (по документам). При таможенном досмотре присутствовал, с результатами досмотра согласен. По поводу расхождения веса брутто ФИО1 (Panasiuk V.) пояснить не может.
Виновность «ТРАНСПОРТ КРАЁВЫ И МЕЖДУНАРОДОВЫ Клопотек Пётр»/ «TRANSPORT KRAJOWY I MIEDZYNARODOWY KLOPOTEK PIOTR» в совершении административного правонарушения подтверждается следующими доказательствами: акт таможенного досмотра № 10209150/251220/002960, копия CMR № б/н от 16.12.2020, копия инвойса № 1047886098 от 14.12.2020, протокол опроса водителя «ТРАНСПОРТ КРАЁВЫ И МЕЖДУНАРОДОВЫ Клопотек Пётр»/ «TRANSPORT KRAJOWY I MIEDZYNARODOWY KLOPOTEK PIOTR» ФИО1 (Panasiuk V.) от 26.12.2020, другие материалы, находящиеся в деле об АП № 10209000-4207/2020.
Перевозчиком вопреки требованиям таможенного законодательства были предоставлены для совершения таможенных операций товаросопроводительные документы, содержащие недостоверные сведения о перемещаемом товаре.
Таким образом, вина перевозчика «ТРАНСПОРТ КРАЁВЫ И МЕЖДУНАРОДОВЫ Клопотек Пётр» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ – в сообщении в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, наименования и весе брутто товара при прибытии на таможенную территорию Евразийского экономического союза, установлена.
При назначении административного наказания судья учитывает характер и степень общественной опасности правонарушения, то обстоятельство, что ранее юридическое лицо не привлекалось к административной ответственности за совершение правонарушений в сфере таможенного законодательства, и, с учетом мнения представителя Псковской таможни, назначает наказание в виде административного штрафа без конфискации предмета административного правонарушения.
Процессуальных издержек по делу нет.
На основании изложенного, руководствуясь частью 3 статьи 16.1, статьями 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях суд,
П О С Т А Н О В И Л:
Признать перевозчика «ТРАНСПОРТ КРАЁВЫ И МЕЖДУНАРОДОВЫ Клопотек Пётр»/ «TRANSPORT KRAJOWY I MIEDZYNARODOWY KLOPOTEK PIOTR» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей без конфискации товара.
Разъяснить «ТРАНСПОРТ КРАЁВЫ И МЕЖДУНАРОДОВЫ Клопотек Пётр»/ «TRANSPORT KRAJOWY I MIEDZYNARODOWY KLOPOTEK PIOTR», что в соответствии со ст. 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Предложить «ТРАНСПОРТ КРАЁВЫ И МЕЖДУНАРОДОВЫ Клопотек Пётр»/ «TRANSPORT KRAJOWY I MIEDZYNARODOWY KLOPOTEK PIOTR» представить документ об уплате штрафа в Псковский городской суд. При отсутствии сведений об уплате штрафа по истечении 60-дневного срока постановление суда направляется в службу судебных приставов для принудительного исполнения.
Разъяснить «ТРАНСПОРТ КРАЁВЫ И МЕЖДУНАРОДОВЫ Клопотек Пётр»/ «TRANSPORT KRAJOWY I MIEDZYNARODOWY KLOPOTEK PIOTR», что в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в установленный КоАП РФ срок, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей.
Процессуальные издержки отсутствуют.
Реквизиты для перечисления сумм штрафа и издержек следующие:
Банк получателя: Операционный департамент Банка России//МО УФК г.Москва,
БИК 024501901
Получатель: МО УФК (ФТС России) ИНН <***> КПП 773001001
МО УФК (ФТС России)
Счёт получателя: 03100643000000019502
Номер лицевого счета <***>
КБК 15311604000016000140
ОКТМО 45328000
Код таможни: 10209000
Статус плательщика (101) 06
Основание платежа 0
УИН штрафа: 15310102090004207207
Поле «Назначение платежа» оплата по постановлению об АП № 5-2281/2021 для Псковской таможни
В случае оплаты на территории иностранного государства – код валютной операции {VO70010}.
В поле 21 платежного документа указывается пятая очередь платежа.
Товар, предмет административного правонарушения: «электрический триммер» бля бороды «braun 5513» с сетевым блоком и 3-мя насадками, упакованный в картонную коробку с маркировкой 81743502, ЕАС, made in china, в коробке по 3 триммера «king c gillette beard trimmer aparat de tuns» помещенный на ответственное хранение на СВХ ООО «Транзит Терминал» (д. Уболенка, Пыталовский район, Псковская область) – вернуть «ТРАНСПОРТ КРАЁВЫ И МЕЖДУНАРОДОВЫ Клопотек Пётр»/ «TRANSPORT KRAJOWY I MIEDZYNARODOWY KLOPOTEK PIOTR».
Вещественные доказательства, приобщенные к материалам дела - хранить при деле.
Постановление может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Срок предъявления к исполнению 2 (два) года.
Постановление вступило в законную силу «___» _______ 202 года.
Судья И.В. Тимофеева