ПОСТАНОВЛЕНИЕ
30 октября 2021 года ***
(***)
Судья Московского районного суда г.Н.Новгорода Русинов А.В., с участием представителя Главного управления ЧС России по ***ФИО1, защитника индивидуального предпринимателя ФИО2 по доверенности Кривдиной А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2.1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в отношении
индивидуального предпринимателя ФИО2, ЧЧ*ММ*ГГ* года рождения, место рождения ***, зарегистрированного по адресу: *** (ИНН *), ранее привлекавшегося к административной ответственности (постановление * от ЧЧ*ММ*ГГ* по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
ЧЧ*ММ*ГГ* заместителем главного государственного инспектора г. Н. Новгород по пожарному надзору ФИО3 составлен протокол о совершении индивидуальным предпринимателем ФИО2 (далее - ИП ФИО2) административного правонарушении по ч. 2.1 ст. 20.4 КоАП РФ, согласно которого ЧЧ*ММ*ГГ* при проведении внеплановой выездной проверки в складском здании (Литер В) ИП ФИО2 по адресу г*** нарушил требования нормативных правовых документов по пожарной безопасности, а именно:
- коридоры длиной более 60 м. не разделены противопожарными перегородками 2го типа на участки
- погрузочно-разгрузочные рампы не обеспечены не менее двумя рассредоточенными лестницами или пандусами (ширина лестниц менее 0,9 м, уклон лестниц не более 1:1; ширина проступи менее 25 см, а высота более 22 см.)
- помещение для зарядки аккумуляторов не имеет обособленный выход,
- в коридорах более 50 метров длиной не установлены знаки пожарной безопасности, указывающие направление эвакуации
- со вторых этажей двухэтажных складов нарушен принцип эвакуации (эвакуация осуществляется не через лестничные клетки или лестницы 3-го типа)
- в лестничной клетке на 2й этаж административной части устройство для открывания окна расположено на высоте выше 1,7 м от уровня площадки лестничной клетки
- на путях эвакуации (в коридоре) допускается размещение различных материалов
- расстояние от наиболее удаленного рабочего места в помещении до ближайшего эвакуационного выхода из помещения непосредственно наружу превышает допустимые значения.
В ходе внеплановой выездной проверки указанного объекта было выявлено повторное совершение ИП ФИО2 административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, заместитель главного государственного инспектора *** по пожарному надзору ФИО4, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
ИП ФИО2, будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, воспользовавшись правом на ведение дела через защитника по доверенности Кривдиной А.П..
Судья полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении ФИО4 и ИП ФИО5.
В судебном заседании защитник ИП ФИО2 по доверенности Кривдина А.П., которой были разъяснены права, предусмотренные ст. 25.5 КоАП РФ, заявила ходатайство о приобщении к материалам дела: копии Декларации о доходах за 2020г. ИП ФИО2; договора * от ЧЧ*ММ*ГГ* в редакции протокола разногласий от ЧЧ*ММ*ГГ* со спецификацией; акта выполненных работ от ЧЧ*ММ*ГГ* к договору * от ЧЧ*ММ*ГГ*; лицензии * от ЧЧ*ММ*ГГ*; Выписки из ЕГРП Сведения о характеристиках объекта кад.*; договора подряда * от «20» августа 2021года; акта выполненных работ договору подряда * от «20» августа 2021 года; договора подряда * от ЧЧ*ММ*ГГ*; акта выполненных работ договору подряда * от ЧЧ*ММ*ГГ*; фотоматериалов с изображением установленных лестниц и пандусовКопия договора подряда */С от ЧЧ*ММ*ГГ*; акта выполненных работ к договору подряда */С от ЧЧ*ММ*ГГ*; фотоматериалов с изображением оборудованного обособленного выхода аккумуляторной; фотоматериалов с изображением соответствующих знаков эвакуации; договора * от ЧЧ*ММ*ГГ*; акта выполненных работ к договору подряда * от ЧЧ*ММ*ГГ*; платежного поручения * от ЧЧ*ММ*ГГ*; фотоматериалов с изображением нового устройства для открывания окна; фотоматериалов с изображением убранного коридора; договора * от ЧЧ*ММ*ГГ*; свидетельства об аккредитации ООО «ЭРА ПБ» */В/0021; платежного поручения * от ЧЧ*ММ*ГГ*; договора * от ЧЧ*ММ*ГГ*; квалификационного удостоверения ФИО6*; платежного поручения * от ЧЧ*ММ*ГГ*; договора аренды от ЧЧ*ММ*ГГ* с ООО «Техмаркет» с актом приема- передачи и уведомлением о смене собственника; дополнительного соглашения от ЧЧ*ММ*ГГ* к договору аренды от ЧЧ*ММ*ГГ*; дополнительного соглашения от ЧЧ*ММ*ГГ* к договору аренды от ЧЧ*ММ*ГГ* с ООО «Техмаркет»; сведений из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства; паспорта ФИО2; платежного поручения * от ЧЧ*ММ*ГГ*; письма * от ЧЧ*ММ*ГГ* ООО «ЭРА ПБ. Заявленное ходатайство удовлетворено.
Защитник Кривдина АП. В судебном заседании пояснила, что указанное в протоколе нарушение было допущено ИП ФИО2 не умышленно, а в результате сложного финансового положения. Здание по выше указанному адресу было введено в эксплуатацию в 1987 году, то есть эксплуатируется более 34 лет, при этом капитального ремонта в нем никогда не производилось. Таким образом, ИП ФИО2, ставшему собственником только в марте 2020 года, необходимы значительные денежные средства, чтобы не просто произвести ремонт в указанных зданиях, но и сделать его в строгом соответствии с действующими пожарными нормами и правилами.
Согласно декларации о доходах за 2020 года прибыль ИП ФИО2 составила 12 559 759,00 рублей, при этом стоимость установки противопожарных ворот в указанном здании в количестве 21 штука обошлась в 2 081 100,00 рублей. Стоимость исполнения только одного пожарного требования составила 16,6% годового дохода организации.
В виду указанных финансовых проблем после получения предписания 20.01.2021г. и наложения первого штрафа, за семь месяцев ИП ФИО2 не успел устранить все имеющиеся нарушения. Однако, активная работа в направлении по соблюдению на объекте всех необходимых норм пожарной безопасности велась и продолжается в настоящее время.
К настоящему моменту уже устранены нарушения, указанные в п. 2, 3, 4, 6, 7 Протокола, а именно:
- п. 2 Протокола: погрузо-разгрузочные рампы обеспечены двумя рассредоточенными лестницами и пандусами (ширина лестниц - 1м; уклон лестниц 30 градусов; ширина поступи 30 см, а высота 15 см), что подтверждается договорами подряда * от «20» августа 2021г. и * от 23.09. 2021г.; актами выполненных работ к указанным договорам и фотоматериалами с изображением установленных лестниц с перилами и пандусов;
п. 3 Протокола: в помещении для зарядки аккумуляторов оборудован обособленный выход, что подтверждается договором подряда */С от 22.09.2021г.; актом выполненных работ к указанному договору и фотоматериалами с изображением оборудованного обособленного выхода;
п. 4 Протокола: в коридорах длиной более 50м установлены эвакуационные знаки пожарной безопасности, указывающие направления эвакуации, что подтверждается фотоматериалами с изображением соответствующих знаков эвакуации;
п. 6 Протокола: в лестничной клетке на 2-й этаж административной части смонтировано устройство для открывания окна на высоте ниже 1,7м от уровня площадки лестничной клетки, что подтверждается договором подряда * от «07» сентября 2021г.; актом выполненных работ к указанному договору, произведенной оплатой и фотоматериалами с изображением нового устройства для открывания;
п. 7 Протокола: на путях эвакуации (в коридоре) наведен порядок, размещавшиеся там различные товары и материалы убраны, что подтверждается фотоматериалами с изображением убранного коридора в настоящее время;
Что касается нарушений, указанных в пп. 1, 5, 8 Протокола, то для их устранения ИП ФИО2 заключены договор * от 27.09.2021г. на разработку Специальных технических условий (Приложение *,23) и договор по расчету пожарных рисков * от 27.09.2021г. (Приложение *,26). По обоим договорам произведена оплата аванса (Приложение *,27). В настоящее время работа по разработке Специальных технических условий идет полным ходом, что подтверждается письмом подрядчика. (Приложение *)
На основании п. 23 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ЧЧ*ММ*ГГ* N 1479, при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений (в части освещенности, количества, размеров и объемно- планировочных решений эвакуационных путей и выходов, а также наличия на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с требованиями части 4 статьи 4 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Согласно п. 1.1 Свода правил «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденного приказом МЧС России от ЧЧ*ММ*ГГ** (СП 1.13130.2009), настоящий свод правил разработан в соответствии со статьей 89 Федерального закона от ЧЧ*ММ*ГГ**-ФЭ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Технический регламент), является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает требования к эвакуационным путям и выходам из зданий, сооружений и строений (далее - здания).
При отсутствии в сводах правил требований пожарной безопасности к объекту защиты или если для достижения необходимого уровня его пожарной безопасности применяются технические решения, отличные от решений, предусмотренных сводами правил, на основе положений Технического регламента должны быть разработаны специальные технические условия, предусматривающие выполнение комплекса мероприятий по обеспечению необходимого уровня пожарной безопасности объекта защиты.
Ввиду того, что здание введено в эксплуатацию более 34 лет назад и примененные в нем при строительстве технические решения, отличаются от решений, предусмотренных сводами противопожарных правил, а так же в здании расположен склад мезонинного типа, для которого в сводах правил отсутствуют требования, то на основе положений Технического регламента для указанного здания должны быть разработаны специальные технические условия, предусматривающие выполнение комплекса мероприятий по обеспечению необходимого уровня пожарной безопасности объекта защиты, в том числе и те, которые указаны в пп. 1,5,8 Протокола.
Санкция ч.2.1. ст. 20.4. КоАП РФ, для индивидуальных предпринимателей предусматривает наказание в виде штрафа, либо приостановление деятельности до 30 дней. Следует отметить, что наказание в виде административного приостановления деятельности ИП ФИО2 в данном случае не приведет к достижению целей административного наказания, так как фактически деятельность в помещениях складского здания осуществляют иные юридические лица, доказательств наличия основания, для приостановления деятельности которых, в данном деле не имеется, а возможность устранения приведенных выше нарушений требований пожарной безопасности при продолжении ими деятельности не исключается. Кроме того, в отношении ИП ФИО2 не применялся временный запрет деятельности и самим органом, выявившим административное правонарушение, что свидетельствует о том, что должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, не нашло оснований для применения данной меры обеспечения производства по делу в целях пресечения неправомерных действий и исполнения наказания. Угроза жизни и здоровью людей минимальна.
В судебном заседании представитель Главного управления МЧС России по ***ФИО1 обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении подтвердила, просила привлечь ИП ФИО2 к административной ответственности.
Заслушав участников процесса, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании доказательств согласно ст.26.11 КоАП РФ, установив юридически значимые обстоятельства по делу, прихожу к следующему выводу.
Согласно абз. 1 ст. 38 Федерального закона от ЧЧ*ММ*ГГ* № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:
собственники имущества;
руководители федеральных органов исполнительной власти;
руководители органов местного самоуправления;
лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;
лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;
должностные лица в пределах их компетенции.
Положениями п. 2 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривается возможность собственника передавать другим лицам права владения, пользования, распоряжения принадлежащим ему имуществом. При этом в соответствии со ст. 606 Гражданского кодекса Российской Федерации арендодатель по договору аренду обязуется предоставить арендатору имущество во временное владение и пользование или во временное пользование.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона «О пожарной безопасности», нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования пожарной безопасности, разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Для объектов защиты, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, разрабатываются специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения указанных объектов пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности, подлежащие согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
В силу ст. 3 Федерального закона от ЧЧ*ММ*ГГ* № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», правовой основой технического регулирования в области пожарной безопасности являются Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон «О техническом регулировании», Федеральный закон «О пожарной безопасности» и настоящий Федеральный закон, в соответствии с которыми разрабатываются и принимаются нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы обеспечения пожарной безопасности объектов защиты (продукции).
На основании ч.ч. 3, 4 ст. 4 Федерального закона от ЧЧ*ММ*ГГ* № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
В случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений ст. 64, ч. 1 ст. 82, ч. 7 ст. 83, ч. 12 ст. 84, ч.ч. 1.1 и 1.2 ст. 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
В силу ст. 6 Федерального закона от ЧЧ*ММ*ГГ* № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.
При выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и требований нормативных документов по пожарной безопасности, а также для объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию или проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, расчет пожарного риска не требуется.
Пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
Собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании, предусмотренном федеральным законом или договором, должны в рамках реализации мер пожарной безопасности в соответствии со ст. 64 настоящего Федерального закона разработать и представить в уведомительном порядке декларацию пожарной безопасности.
Расчеты по оценке пожарного риска являются составной частью декларации пожарной безопасности или декларации промышленной безопасности (на объектах, для которых они должны быть разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Порядок проведения расчетов по оценке пожарного риска определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Разработка декларации пожарной безопасности не требуется для обоснования пожарной безопасности пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
На основании ст. 54 указанного Федерального закона Системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта.
Системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.
В силу ст. 89 Федерального закона от ЧЧ*ММ*ГГ* № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» Эвакуационные пути в зданиях и сооружениях и выходы из зданий и сооружений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Расчет эвакуационных путей и выходов производится без учета применяемых в них средств пожаротушения.
Размещение помещений с массовым пребыванием людей, в том числе детей и групп населения с ограниченными возможностями передвижения, и применение пожароопасных строительных материалов в конструктивных элементах путей эвакуации должны определяться техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании».
К эвакуационным выходам из зданий и сооружений относятся выходы, которые ведут:
1) из помещений первого этажа наружу:
а) непосредственно;
б) через коридор;
в) через вестибюль (фойе);
г) через лестничную клетку;
д) через коридор и вестибюль (фойе);
е) через коридор, рекреационную площадку и лестничную клетку;
2) из помещений любого этажа, кроме первого:
а) непосредственно на лестничную клетку или на лестницу 3-го типа;
б) в коридор, ведущий непосредственно на лестничную клетку или на лестницу 3-го типа;
в) в холл (фойе), имеющий выход непосредственно на лестничную клетку или на лестницу 3-го типа;
г) на эксплуатируемую кровлю или на специально оборудованный участок кровли, ведущий на лестницу 3-го типа;
3) в соседнее помещение (кроме помещения класса Ф5 категорий А и Б), расположенное на том же этаже и обеспеченное выходами, указанными в пунктах 1 и 2 настоящей части. Выход из технических помещений без постоянных рабочих мест в помещения категорий А и Б считается эвакуационным, если в технических помещениях размещается оборудование по обслуживанию этих пожароопасных помещений.
Эвакуационные выходы из подвальных этажей следует предусматривать таким образом, чтобы они вели непосредственно наружу и были обособленными от общих лестничных клеток здания, сооружения, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
Эвакуационными выходами считаются также:
1) выходы из подвалов через общие лестничные клетки в тамбур с обособленным выходом наружу, отделенным от остальной части лестничной клетки глухой противопожарной перегородкой 1-го типа, расположенной между лестничными маршами от пола подвала до промежуточной площадки лестничных маршей между первым и вторым этажами;
2) выходы из подвальных этажей с помещениями категорий В1 - В4, Г и Д в помещения категорий В1 - В4, Г и Д и вестибюль, расположенные на первом этаже зданий класса Ф5;
3) выходы из фойе, гардеробных, курительных и санитарных помещений, размещенных в подвальных или цокольных этажах зданий классов Ф2, Ф3 и Ф4, в вестибюль первого этажа по отдельным лестницам 2-го типа;
4) выходы из помещений непосредственно на лестницу 2-го типа, в коридор или холл (фойе, вестибюль), ведущие на такую лестницу, при условии соблюдения ограничений, установленных нормативными документами по пожарной безопасности;
5) распашные двери в воротах, предназначенных для въезда (выезда) железнодорожного и автомобильного транспорта.
В проемах эвакуационных выходов запрещается устанавливать раздвижные и подъемно-опускные двери, вращающиеся двери, турникеты и другие предметы, препятствующие свободному проходу людей.
Количество и ширина эвакуационных выходов из помещений с этажей и из зданий определяются в зависимости от максимально возможного числа эвакуируемых через них людей и предельно допустимого расстояния от наиболее удаленного места возможного пребывания людей (рабочего места) до ближайшего эвакуационного выхода.
Число эвакуационных выходов из помещения должно устанавливаться в зависимости от предельно допустимого расстояния от наиболее удаленной точки (рабочего места) до ближайшего эвакуационного выхода.
Число эвакуационных выходов из здания и сооружения должно быть не менее числа эвакуационных выходов с любого этажа здания и сооружения.
Предельно допустимое расстояние от наиболее удаленной точки помещения (для зданий и сооружений класса Ф5 - от наиболее удаленного рабочего места) до ближайшего эвакуационного выхода, измеряемое по оси эвакуационного пути, устанавливается в зависимости от класса функциональной пожарной опасности и категории помещения, здания и сооружения по взрывопожарной и пожарной опасности, численности эвакуируемых, геометрических параметров помещений и эвакуационных путей, класса конструктивной пожарной опасности и степени огнестойкости здания и сооружения.
Длину пути эвакуации по лестнице 2-го типа в помещении следует определять равной ее утроенной высоте.
Эвакуационные пути (за исключением эвакуационных путей подземных сооружений метрополитена, горнодобывающих предприятий, шахт) не должны включать лифты, эскалаторы, а также участки, ведущие:
1) через коридоры с выходами из лифтовых шахт, через лифтовые холлы и тамбуры перед лифтами, если ограждающие конструкции шахт лифтов, включая двери шахт лифтов, не отвечают требованиям, предъявляемым к противопожарным преградам;
2) через лестничные клетки, если площадка лестничной клетки является частью коридора, а также через помещение, в котором расположена лестница 2-го типа, не являющаяся эвакуационной;
3) по кровле зданий и сооружений, за исключением эксплуатируемой кровли или специально оборудованного участка кровли, аналогичного эксплуатируемой кровле по конструкции;
4) по лестницам 2-го типа, соединяющим более двух этажей (ярусов), а также ведущим из подвалов и с цокольных этажей;
5) по лестницам и лестничным клеткам для сообщения между подземными и надземными этажами, за исключением случаев, указанных в частях 3 - 5 настоящей статьи.
Для эвакуации со всех этажей зданий групп населения с ограниченными возможностями передвижения допускается предусматривать на этажах вблизи лифтов, предназначенных для групп населения с ограниченными возможностями передвижения, и (или) на лестничных клетках устройство безопасных зон, в которых они могут находиться до прибытия спасательных подразделений. При этом к указанным лифтам предъявляются такие же требования, как к лифтам для транспортировки подразделений пожарной охраны. Такие лифты могут использоваться для спасения групп населения с ограниченными возможностями передвижения во время пожара.
Согласно п. 4.3.7., 4.4.3, 8.2.7 СП 1.13130.200 В эвакуационных коридорах, как правило, не допускается размещать оборудование, выступающее из плоскости стен на высоте менее 2 м, трубопроводы с горючими газами и жидкостями, а также встроенные шкафы, кроме встроенных шкафов для коммуникаций и пожарных кранов. Шкафы для коммуникаций и пожарных кранов, а также оборудование, предусмотренное в зданиях класса Ф5 в случаях, оговоренных в настоящем своде правил, допускается предусматривать выступающими из стен при сохранении нормативной ширины пути эвакуации, обозначении выступающих конструкций в соответствии с ГОСТ РЧЧ*ММ*ГГ* и выполнении мероприятий, направленных на исключение травмирования людей. Размещение радиаторов отопления также может быть предусмотрено с учетом требований пункта 4.4.9.
Коридоры длиной более 60 м следует разделять противопожарными перегородками 2-го типа на участки, длина которых не должна превышать 60 м.
Уклон лестниц на путях эвакуации должен быть, как правило, не более 1:1, а ширина проступи - как правило, не менее 25 см, за исключением наружных лестниц; высота ступени - не более 22 см и не менее 5 см.
Уклон открытых лестниц для прохода к одиночным рабочим местам допускается увеличивать до 2:1.
Допускается уменьшать ширину проступи криволинейных парадных и служебных лестниц в узкой части до 22 см; ширину проступи лестниц, ведущих в технические этажи, чердаки, на кровлю (за исключением эксплуатируемой), а также только к служебным помещениям (кроме помещений класса Ф5 категорий А и Б) с общим числом рабочих мест не более 5 человек - до 12 см.
Расстояние от наиболее удаленного рабочего места в помещении до ближайшего эвакуационного выхода из помещения непосредственно наружу, в коридор или в лестничную клетку не должно превышать значений, приведенных в таблице 15. Для помещений площадью более 1000 м2 расстояние, указанное в таблице 15, включает длину пути по коридору до выхода, наружу или в лестничную клетку.
Если эвакуационный выход из помещения ведет в коридор, наружу или в лестничную клетку через смежное помещение, то расстояние от наиболее удаленного рабочего места этого помещения до выхода из смежного помещения принимается по наиболее опасной категории одного из смежных помещений.
Расстояния для помещений категорий А и Б установлены с учетом площади разлива легковоспламеняющихся или горючих жидкостей не более 50 м2; при площади разлива более 50 м2 указанные в таблице 15 расстояния умножаются на коэффициент 50/F, где F - возможная площадь разлива, определяемая в технологической части проекта.
При промежуточных значениях объема помещений расстояния определяются линейной интерполяцией.
Расстояния установлены для помещений высотой до 6 м (для одноэтажных зданий высота принимается до низа ферм); при высоте помещений более 6 м расстояния увеличиваются: при высоте помещения 12 - на 20%, 18 - на 30%, 24 м - на 40%, но не более 140 м для помещений категорий А, Б и 240 м - для помещений категории В; при промежуточных значениях высоты помещений увеличение расстояний определяется линейной интерполяцией.
В таблицах 15 - 18 установлены нормы для категорий зданий и пожарных отсеков при предусмотренных сочетаниях степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания. При других сочетаниях, не предусмотренных указанными таблицами, расстояние и численность людей принимаются по худшему из этих показателей для данной категории помещения.
Согласно п. 6.3.9 СП 4.13130.2013 в здании склада тарных грузов на первом этаже у торца допускается располагать помещения для зарядки аккумуляторных погрузчиков.
Ограждающие конструкции помещения для зарядки аккумуляторов должны иметь предел REI 45 и класс конструктивной пожарной опасности К0.
Помещения для зарядки аккумуляторов должны быть отделены от остальных складских помещений противопожарными стенами 2-го типа и перекрытиями 3-го типа и иметь обособленный выход.
Согласно п. ЧЧ*ММ*ГГ* СП 2.13130.2020 При проектировании лестничных клеток необходимо выполнение следующих требований:
а) внутренние стены лестничных клеток типа Л1, Л2, Н1 и Н3 не должны иметь проемов, за исключением дверных. Внутренние стены лестничных клеток типа Н2 не должны иметь проемов, за исключением дверных, и отверстий для подачи воздуха системой приточной противодымной вентиляции;
б) в наружных стенах лестничных клеток типа Л1, Н1 и Н3 должны быть предусмотрены на каждом надземном этаже окна согласно СП 1.13130, открывающиеся изнутри без ключа и других специальных устройств (открывание должно обеспечиваться стационарной фурнитурой, в том числе в виде удлинительной штанги без применения автоматических и дистанционно-управляемых устройств). Устройства для открывания окон должны быть расположены не выше 1,7 м от уровня площадки лестничной клетки или пола этажа. Количество и площадь открываемых створок в данных окнах не нормируется.
При наличии остекленных проемов в лестничных клетках типа Н2 они должны быть не открывающимися (допускается в конструкции данных окон наличие устройств, обеспечивающих их открывание только в период обслуживания, мытья и ремонта).
Допускается не предусматривать оконные проемы в наружных ограждающих конструкциях лестничной клетки в уровне первого этажа в следующих случаях:
- наличия оконных проемов на нижней промежуточной площадке участка лестницы, расположенного между 1-м и 2-м этажами;
- наличия не открывающихся остекленных проемов площадью не менее 1,2 м2 в наружных стенах и стенах тамбуров, ведущих наружу, или остекления с аналогичной площадью дверей в указанных стенах;
- наличие в уровне первого этажа лестничной клетки эвакуационного освещения в соответствии с ГОСТ Р 55842, обеспеченного по 1-й категории надежности электроснабжения.
В лестничных клетках типа Н1 вместо открываемых окон допускается устройство не открывающихся остекленных проемов площадью не менее 1,2 м2 в наружных стенах и стенах тамбуров, ведущих в переход наружной воздушной зоны, или аналогичное по площади остекление дверей в указанных стенах;
в) при устройстве лестничных клеток типа Л1 с открытыми проемами в наружных стенах необходимо проводить обоснование принятых решений по исключению их блокирования опасными факторами пожара путем проведения расчетов пожарного риска или натурных испытаний в соответствии с ГОСТ Р 53309.
Допускается не проводить указанные обоснования для общественных зданий I - II степени огнестойкости класса конструктивной пожарной опасности С0 при выполнении следующих условий:
- минимальное расстояние от открытых проемов лестничных клеток до оконных и дверных проемов, не имеющих противопожарного заполнения, измеренное по прямой линии, должно быть не менее 6 м;
- минимальное расстояние от открытых проемов лестничных клеток до конструкций здания, выполненных из горючих материалов (кровли, карнизов, свесов и др.), измеренное по прямой линии, должно быть не менее 6 м;
г) в обычных лестничных клетках зданий, независимо от их высоты, допускается предусматривать двери с ненормируемым пределом огнестойкости. Данные двери должны быть оборудованы устройствами для закрывания дверей в соответствии с ГОСТ Р 56177 и иметь уплотнения притворов (допускаются применение прокладок уплотняющих пенополиуретановых в соответствии с ГОСТ 10174).
Двери незадымляемых лестничных клеток типа Н2 и Н3 (кроме наружных дверей) должны быть противопожарными не ниже 2-го типа для зданий высотой до 50 м и 1-го типа для зданий высотой 50 м и более;
д) внутренние стены лестничных клеток в местах примыкания к наружным ограждающим конструкциям зданий должны их пересекать или примыкать к глухим участкам наружных стен без зазоров. При этом расстояние по горизонтали между проемами лестничной клетки и проемами в наружной стене здания должно быть не менее 1,2 м;
е) если при размещении лестничных клеток в местах примыкания одной части здания к другой внутренний угол составляет менее 135°, а с противоположной относительно лестничной клетки стороны угла на расстоянии менее 4 м от вершины угла расположены дверные или оконные проемы, необходимо, чтобы наружные стены лестничных клеток, образующие этот угол, имели предел огнестойкости по признакам EI и класс пожарной опасности, соответствующий внутренним стенам лестничных клеток.
Допускается предусматривать в указанных стенах лестничных клеток окна, светопрозрачные конструкции и двери с ненормируемым пределом огнестойкости. При этом минимальное расстояние от окон, светопрозрачных конструкций и дверей лестничных клеток до проемов в наружных стенах зданий, расположенных с противоположной стороны угла (оконных, дверных и т.д.), должно быть не менее 4 м.
Примечание - расстояние измеряется по прямой горизонтальной линии «в свету», то есть по прямой, которая не пересекает глухие строительные конструкции (ограждения лоджий, пилястры и т.д.).
При расстоянии между вышеуказанными проемами менее 4 м они должны быть заполнены противопожарными дверями с пределом огнестойкости не менее EI 30 или противопожарными не открывающимися окнами с пределом огнестойкости не менее E 30 для зданий I степени огнестойкости и не менее EI 15 и E 15 в остальных случаях (или в лестничной клетке или в наружной стене помещения с пожарной нагрузкой). Данные требования не распространяются на случай, когда в смежных с лестничной клеткой помещениях отсутствует пожарная нагрузка или пожарная нагрузка ограничена (лестничные клетки, лифтовые холлы, пожаробезопасные зоны, санузлы, помещения категории В4 или Д и т.д.);
ж) при разделении здания на пожарные отсеки противопожарными перекрытиями или техническими этажами внутренние стены лестничных клеток должны иметь предел огнестойкости не менее REI 150.
Согласно ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В силу ч. 2.1 ст. 20.4 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, если оно совершено на объекте защиты, отнесенном к категории чрезвычайно высокого, высокого или значительного риска, и выражается в необеспечении работоспособности или исправности источников противопожарного водоснабжения, электроустановок, электрооборудования, автоматических или автономных установок пожаротушения, систем пожарной сигнализации, технических средств оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре или систем противодымной защиты либо в несоответствии эвакуационных путей и эвакуационных выходов требованиям пожарной безопасности, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток.
Судьей установлено и следует из материалов дела, что ЧЧ*ММ*ГГ* при проведении внеплановой выездной проверки помещений, зданий, территорий ИП ФИО2 по адресу *** установлены факты нарушении требований пожарной безопасности.
За совершение нарушений в области пожарной безопасности постановлением * от ЧЧ*ММ*ГГ* ИП ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000,00 рублей
ЧЧ*ММ*ГГ* заместителем главного государственного инспектора г. Н.Новгорода по пожарному надзору ФИО3 ИП ФИО7 выдано предписание * об устранении выявленных нарушений, срок устранения нарушений – до ЧЧ*ММ*ГГ*.
Предписание вручено ИП ФИО2ЧЧ*ММ*ГГ*.
ЧЧ*ММ*ГГ* заместителем главного государственного инспектора г. Н.Новгорода по пожарному надзору ФИО3 принято решение о проведении внеплановой выездной проверки производственного объекта по адресу *** в период с ЧЧ*ММ*ГГ* с 10 часов 00 минут по ЧЧ*ММ*ГГ* 16 часов 00 минут с целью проверки соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности в зданиях, помещениях, сооружениях, на линейных объектах, территориях, земельных участках, которыми организации и граждане владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются требования пожарной безопасности.
По результатам указанной проверки составлен акт, согласно которого установлено, что ИП ФИО2 не исполнены п.п. 6, 11, 12, 15, 16, 22, 34, 37, 38, 63-68, 73-76, 92, 94, 99, 102, 104-110, 112-116, 118, 120-133 предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности от ЧЧ*ММ*ГГ**.
Помещение по адресу ***Б принадлежит ИП ФИО2 на праве собственности (свидетельство о государственной регистрации права * от ЧЧ*ММ*ГГ*)
Распоряжением отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Н.Новгород (по ***) ГУ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по **** от ЧЧ*ММ*ГГ* объекты защиты – производственное здание, складские здания по адресу г***, расположенные на территории *** г. Н.Новгорода отнесены категории высокого риска.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, в частности: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.
В судебном заседании установлено, что ИП ФИО2 повторно нарушены требования пожарной безопасности, представляющие угрозу жизни и здоровью людей.
Вина ИП ФИО2 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2.1 ст. 20.4 КоАП РФ, подтверждается предписанием * от ЧЧ*ММ*ГГ*, решением о проведении внеплановой выездной проверки от ЧЧ*ММ*ГГ**, актом внеплановой выездной проверки от ЧЧ*ММ*ГГ**, протоколом проведения контрольного (надзорного) действия (протокол осмотра) от ЧЧ*ММ*ГГ*, фототаблицей, протоколом об административном правонарушении * от ЧЧ*ММ*ГГ*, постановлением * от ЧЧ*ММ*ГГ* о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, распоряжением отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Н.Новгород (по ***) ГУ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по **** от ЧЧ*ММ*ГГ*.
Оценивая каждое доказательство с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, а все их в совокупности с точки зрения достаточности для разрешения дела, суд оснований не доверять им не находит.
Существенных процессуальных нарушений при составлении письменных доказательств, которые могут повлечь прекращение производство по делу об административном правонарушении, должностным лицом не допущено.
Доказательств, свидетельствующих о невозможности соблюдения ИП ФИО2 требований пожарной безопасности материалы дела не содержат, что свидетельствует о наличии вины юридического лица во вмененном ему административном правонарушении применительно к ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ.
Срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
Оснований для признания административного правонарушения малозначительным в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ не усматриваю.
При назначении административного наказания, суд исходит из следующего.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 3 указанной статьи).
Законодатель, установив названные положения в КоАП РФ, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
При этом, назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность судьей не установлено.
К смягчающим административную ответственность обстоятельствам судья относит добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль.
Руководствуясь вышеизложенным и принимая во внимание обстоятельства, связанные с характером совершенного административного правонарушения, отсутствие существенных негативных последствий указанного административного правонарушения, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, наличие смягчающих административную ответственность обстоятельства, судья приходит к выводу, о назначении ИП ФИО2 штрафа в размере 30 000,00 рублей, что будет отвечать принципу справедливости наказания и соразмерности совершенному правонарушению.
Руководствуясь ст.ст. 29.7-29.11 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Индивидуального предпринимателя Чепурченко Артёма С., ЧЧ*ММ*ГГ* года рождения, место рождения г. Н.Новгород, зарегистрированного г. Н.Новгород, *** ИНН * признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2.1 ст. 20.4 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде штрафа в размере 30 000,00 рублей.
Разъяснить, что в соответствии со ст.32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
Сумма административного штрафа вносится или переводится лицом, привлеченным к административной ответственности, в кредитную организацию, в том числе с привлечением банковского платежного агента или банковского платежного субагента, осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом «О национальной платежной системе», организацию федеральной почтовой связи либо платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с Федеральным законом от ЧЧ*ММ*ГГ* № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, постановление будет направлено судебному приставу-исполнителю, для исполнения и составления протокола об административном правонарушении, предусмотренного ч.1 ст.20.25 КоАП РФ, за которое предусмотрено наказание в виде административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Банковские реквизиты для зачисления административного штрафа:
УФК по *** (Главное управление МЧС России по ***) ИНН *
наименование платежа: административный штраф по постановлению Московского районного суда *** от ЧЧ*ММ*ГГ*.
Постановление может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через районный суд в течение 10 суток со дня вынесения.
Судья А.В.Русинов
Резолютивная часть постановления оглашена ЧЧ*ММ*ГГ*
Судья А.В.Русинов