Дело № 5-228/2018
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Томск 20 июня 2018 года
(ул. Карташова, 45)
Судья Советского районного суда г. Томска Кайгородов Андрей Анатольевич,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст.20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении ФИО1, ...
установил:
ФИО1, будучи участником публичного мероприятия, допустила нарушение установленного порядка проведения шествия и митинга при следующих обстоятельствах.
Так, она 05 мая 2018 года в период с 13.06 до 14.10 часов, двигаясь от нежилого здания по до фонтана, расположенного на , и находясь в непосредственной близости от указанного фонтана, используя средство агитации – плакат с надписью «свобода массовой информации цензура запрещается Ст. 29 Конституции РФ» вопреки законным требованиям сотрудника органов внутренних дел - начальника Управления организации охраны общественного порядка и взаимодействия с органами исполнительной власти Томский области и органами местного самоуправления УМВД России по Томской области (далее – УОООПиВОИВТОиОМС УМВД России по Томской области) полковника полиции В., действующего на основании положений п.4 и п.5 ч.1 ст.12, п.1 и п.7 ч.1 ст.13 Федерального закона от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции», покинуть место сбора и разойтись, участвовала в публичном мероприятии, организованном и проведенном Б. в сочетании таких форм как шествие и митинг без подачи в установленном порядке уведомления о проведении указанного публичного мероприятия в Комитет общественной безопасности администрации г. Томска. Таким образом, ФИО1, являясь участником публичного мероприятия, проведение которого не было согласовано с администрацией г. Томска, не выполнила во время его проведения законные требования сотрудника полиции покинуть место сбора и разойтись, чем нарушила установленный порядок проведения публичного мероприятия, а именно требования п.1 ч.3 ст.6 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Будучи надлежащем образом извещенной о времени и месте судебного заседания, что следует из телефонограммы от 23.05.2018, ФИО1 в суд не явилась, о причинах неявки не сообщила, об отложении не просила, в связи с чем судья, руководствуясь ч.2 ст.25.1 КоАП РФ, считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
Исследовав представленные материалы, судья находит виновность ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, доказанной, при этом исходит из следующего.
В соответствии со ст. ст.26.1, 26.11 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправное деяние, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливается наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, и иные обстоятельства, имеющие значение для дела. Эти данные могут устанавливаться протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и иными видами доказательств.
Часть 5 ст.20.2 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования.
Согласно ч.2 ст.15 Конституции РФ, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
Порядок реализации установленного Конституцией РФ права граждан собираться мирно, без оружия проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование регламентируется Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее – Федеральный закон № 54-ФЗ)
В силу п.1 ст.2 Федерального закона № 54-ФЗ публичным мероприятием признается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
В соответствии с п.7 ст.2 Федерального закона № 54-ФЗ уведомление о проведении публичного мероприятия – документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.
Согласно ч.5 ст.5 Федерального закона № 54-ФЗ, организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования, гарантированное Конституцией РФ и международно-правовыми актами как составной частью правовой системы Российской Федерации (ч.4 ст.15 Конституции РФ), не является абсолютным и может быть ограничено федеральным законом в конституционно значимых целях.
Соответственно, такой федеральный закон должен обеспечивать возможность реализации данного права и одновременно соблюдение надлежащего общественного порядка и безопасности без ущерба для здоровья и нравственности граждан на основе баланса интересов организаторов и участников публичных мероприятий, с одной стороны, и третьих лиц – с другой, исходя из необходимости гарантировать государственную защиту прав и свобод всем гражданам (как участвующим, так и не участвующим в публичном мероприятии), в том числе путем введения адекватных мер предупреждения и предотвращения нарушений общественного порядка и безопасности, прав и свобод граждан, а также установления публично-правовой ответственности за действия, их нарушающие или создающие угрозу их нарушения.
В рамках организации публичного мероприятия предусматривается ряд процедур, в том числе и предварительное уведомление органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о проведении публичного мероприятия, которые направлены на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяют избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.
Согласно ч.1 и ч.2 ст.6 Федерального закона № 54-ФЗ, участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем; они имеют право участвовать в обсуждении и принятии решений, иных коллективных действиях в соответствии с целями публичного мероприятия; использовать при проведении публичного мероприятия различную символику и иные средства публичного выражения коллективного или индивидуального мнения, а также средства агитации, не запрещенные законодательством Российской Федерации; принимать и направлять резолюции, требования и другие обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные и религиозные объединения, международные и иные органы и организации.
Между тем в силу п.1 ч.3 ст.6 Федерального закона № 54-ФЗ во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны выполнять все законные требования уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации).
В соответствии с п.4 и п.5 ч.1 ст.12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (далее – Федеральный закон № 3-ФЗ) на полицию возлагаются обязанности: выявлять причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению; выявлять лиц, имеющих намерение совершить преступление, и проводить с ними индивидуальную профилактическую работу; участвовать в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; участвовать в пропаганде правовых знаний; обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах и других общественных местах.
Часть 1 статьи 13 Федерального закона № 3-ФЗ для выполнения возложенных на полицию обязанностей наделяет ее правом требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, а равно действий, препятствующих законной деятельности государственных и муниципальных органов, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, депутатов представительных органов муниципальных образований, членов избирательных комиссий, комиссий референдума, а также деятельности общественных объединений; требовать от граждан (групп граждан) покинуть место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если это необходимо для проведения следственных действий, оперативно-разыскных мероприятий, документирования обстоятельств совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельств происшествия, для сохранения следов преступления, административного правонарушения, происшествия, для обеспечения безопасности граждан; в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан не допускать их на отдельные участки местности и объекты либо обязывать оставаться на соответствующих участках местности и объектах или покинуть их; обращаться к группам граждан, нахождение которых в общественных местах не связано с проводимыми на законных основаниях публичными и массовыми мероприятиями, с требованием разойтись или перейти в другое место, если возникшее скопление граждан создает угрозу их жизни и здоровью, жизни и здоровью других граждан, объектам собственности, нарушает работу организаций, препятствует движению транспорта и пешеходов.
Как следует из представленных материалов дела, 20.04.2018 в Комитет общественной безопасности администрации г. Томска (далее – Комитет) от А. поступило уведомление о проведении 05.05.2018 публичного мероприятия в формах: шествия по маршруту от здания по по тротуару до и митинга на указанной площади, - проведение которого не было согласовано Комитетом и А. было предложено иное место для этого. 23.04.2018 в Комитет от А. поступило уведомление о несогласии с предложением о переносе места проведения публичного мероприятия, в котором было высказано намерение провести его в заявленном месте и в указанное время, в связи с чем 25.04.2018 ей Комитетом вновь был дан ответ о невозможности проведения публичного мероприятия в вышеуказанном месте в выбранное ею время, в котором также разъяснялась ответственность за проведение указанного публичного мероприятия без согласования с Комитетом.
Решением Советского районного суда г. Томска от 28.04.2018 в удовлетворении административного искового заявления А. к администрации г. Томска о признании незаконным решения администрации г. Томска об отказе в согласовании публичного мероприятия, - отказано.
Несмотря на отсутствие согласования на проведение публичного мероприятия в форме шествия и митинга, ФИО1 наряду с другими лицами 05.05.2018 в период с 13.00 до 14.15 часов участвовала в нем по вышеуказанному маршруту. При этом в 13.06 часов возле здания по один из организаторов публичного мероприятия Б. обратилась к собравшимся посредством мегафона с призывом получать флаги и начать проведение публичного мероприятия. В 13.10 часов к собравшимся, среди которых была и ФИО1, посредством мегафона обратился начальник УОООПиВОИВТОиОМС УМВД России по Томской области В. и сообщил о том, что проведение публичного мероприятия по указанному адресу не было согласовано и что в случае его проведения участвующие в нем лица нарушат закон и могут быть привлечены к административной ответственности, предложил собравшимся покинуть место сбора и разойтись. В тот момент ФИО1 раздавала другим собравшимся различные листовки и плакаты. Вместе с тем организатор мероприятия Б. и его участники, включая ФИО1, приняли участие в шествии, которое проходило вдоль ФИО1 использовала средство агитации – плакат с надписью «свобода массовой информации цензура запрещается Ст. 29 Конституции РФ», который она во время шествия несла в развернутом виде перед собой. Шествия продолжалось до , где оно переросло в митинг, на котором ФИО1, используя тот же плакат, находясь среди организатора и других участников публичного мероприятия, продолжала держать его перед собой в развернутом виде. Публичное мероприятие продолжалось до 14.10 часов.
Виновность ФИО1 в совершении данного административного правонарушения подтверждается:
- протоколом об административном правонарушении ЖУАП № 213 от 18.05.2018, в котором изложены событие и обстоятельства совершения ФИО1 правонарушения (л.д.3);
- справкой начальника ЦПЭ УМВД России по Томской области Г. от 05.05.2018, в которой последний указал на обстоятельства фиксации административного правонарушения, допущенного ФИО1, со списком участников публичного мероприятия (л.д.4-5, 6);
- объяснениями Г., Д., В., в которых они излагают ставшие известными им обстоятельства действий ФИО1 по участию в публичном мероприятии без согласования с администрацией г. Томска (л.д.9-12, 17-19, 39-41);
- распечатками скриншотов страниц новостного интернет-портала «VTOMSKE.RU», где содержится информация о проведении 05.05.2018 сторонниками оппозиционного политика Е. акции «За право быть гражданином» вопреки отказу в этом администрации г. Томска (л.д.13-14);
- рапортами сотрудников полиции, фиксировавших проведение публичного мероприятия (л.д.15, 16);
- уведомлением А. от 20.04.2018, адресованным в Комитет общественной безопасности администрации г. Томска, о проведении публичного мероприятия 05.05.2018 с 12.00 до 15.00 часов в форме шествия от (л.д.20-21);
- ответом председателя Комитета общественной безопасности администрации г. Томска Д. от 20.04.2018 № 10-22/207, согласно которому в Комитете было рассмотрено вышеуказанное уведомление и в проведении публичного мероприятия было отказано в виду того, что в указанных месте и времени будут проводиться другие мероприятия иными организаторами, уведомления о проведении которых поступили в Комитет ранее. Предложено перенести проведение заявленного публичного мероприятия на площадь перед зданием (л.д.22-23);
- уведомлением А. от 23.04.2018 о несогласии с необоснованным предложением о переносе места проведения публичного мероприятия, в котором Комитет общественной безопасности администрации г. Томска повторно был уведомлен о проведении публичного мероприятия 05.05.2018 с 12.00 до 15.00 часов в форме шествия от (л.д.24-27);
- ответом председателя Комитета общественной безопасности администрации г. Томска Д. от 24.04.2018 на уведомление от 23.04.2018, согласно которому в проведении публичного мероприятия было отказано по причинам, указанным выше, обращено внимание на то, что мероприятия в случае их проведения будут признаны незаконными (л.д.28);
- решением Советского районного суда г. Томска от 28.04.2018, которым отказано в удовлетворении административного иска А. к администрации г. Томска о признании незаконным решения администрации г. Томска, выраженное в ответе от 20.04.2018 № 10-22/207 об отказе в согласовании публичного мероприятия, возложении обязанности согласовать публичное мероприятие (л.д.29-38);
- постановлением Советского районного суда г. Томска от 08.05.2018, оставленным без изменения решением Томского областного суда от 08.06.2018, которым Б. как организатор вышеуказанного публичного мероприятия, проведенного 05.05.2018 в г. Томске, привлечена к административной ответственности по ч.8 ст.20.2 КоАП РФ (л.д.42-48).
В судебном заседании исследовались также файлы с видеозаписью, на которых зафиксировано проведение несогласованного с администрацией г. Томска публичного мероприятия в форме шествия от , в котором приняла участие ФИО1, используя средство агитации – плакат с надписью «свобода массовой информации цензура запрещается Ст. 29 Конституции РФ» вопреки законным требованиям сотрудника органов внутренних дел покинуть место сбора и разойтись.
Таким образом, наличие события правонарушения и вина ФИО1 полностью подтверждаются материалами дела об административном правонарушении; обстоятельств, исключающих производство по делу, не установлено.
Обстоятельств, смягчающих либо отягчающих административную ответственность ФИО1, также не имеется.
Принимая во внимание характер совершенного правонарушения и сведения о личности ФИО1, которая ранее к административной ответственности не привлекалась, ее молодой возраст (19 лет), суд считает возможным назначить ей административное наказание в виде административного штрафа в минимальных пределах, предусмотренных санкцией ч.5 ст.20.2 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.29.9-29.11, 30.1-30.3 КоАП РФ, судья
п о с т а н о в и л :
Признать ФИО1 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, и назначить ей административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (Десяти тысяч) рублей.
Постановление может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Разъяснить, что в соответствии со статьей 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса.
Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности, в банк или в иную кредитную организацию.
Квитанцию об оплате штрафа предоставить в отдел делопроизводства по адресу: <...>.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу судья, вынесший постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, судебный пристав-исполнитель составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей.
Реквизиты для уплаты административного штрафа:
Наименование получателя платежа: УФК по Томской области (УМВД России по Томской области)
Р/сч.: 40101810900000010007
Банк получателя: Отделение Томск г. Томск
БИК: 046902001
ИНН: <***> КПП: 701701001 ОКТМО: 69701000 КБК: 188 116 900 400 4 6000 140,
Наименование платежа: административный штраф
УИН: 18880470180950002139
Судья: /подпись/
На момент публикации постановление не вступило в законную силу. Опубликовать 29.06.2018.