ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-228/2021 от 25.03.2021 Большеглушицкого районного суда (Самарская область)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

25 марта 2021 года село Большая Черниговка

Судья Большеглушицкий районного суда Самарской области Дмитриева Е.Н. рассмотрев материалы об административном правонарушении в отношении Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области основная общеобразовательная школа с.Новый Камелик муниципального района Большечерниговский Самарской области,

У С Т А Н О В И Л :

18 марта 2021 года, при проведении повторной внеплановой проверки, проведённой главным специалистом-экспертом территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в Нефтегорском районе, в отношении Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области основная общеобразовательная школа с.Новый Камелик муниципального района Большечерниговский Самарской области по адресу: <...> выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства к условиям воспитания и обучения, создающие угрозу жизни и здоровью учащихся и сотрудников образовательного учреждения, а именно нарушения санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", а именно: вода, используемая в хозяйственно-питьевых и бытовых целях, не соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям к питьевой воде, а именно было установлено, что из смесителей моечных раковин на пищеблоке, из смесителей умывальных раковин перед пищеблоком, из смесителей умывальных раковин санитарных узлов течет вода темного цвета с резким неприятным запахом «тухлых яиц». Образовательный процесс в школе на момент проверки не приостановлен.

Наличие указанных нарушений образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В судебном заседании директор Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области основная общеобразовательная школа с.Новый Камелик муниципального района Большечерниговский Самарской области ФИО1 пояснил, что школа 15 марта 2021 года была привлечена к ответственности по ст. 6.3 ч. 1 КоАП РФ, за то, что вода не соответствует требованиям, однако питьевая вода и вода для приготовления пищи в школу доставляется в рамках договора поставки питьевой воды с ИП ФИО2, пробы которой сотрудниками Роспотребнадзора не отбирались; вода которая течет из смесителей используется в хозяйственно-бытовых целях (для мытья пола, рук).

Выслушав пояснения директора Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области основная общеобразовательная школа с.Новый Камелик муниципального района Большечерниговский Самарской области и изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что производство по делу подлежит прекращению по следующим основаниям.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии со ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежит выяснению, в частности, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии со статьей 6.3 КоАП Российской Федерации нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, -

влечет для юридических лиц наказание в виде административного штрафа от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 КоАП Российской Федерации, составляют противоправные действия, которые выражаются в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, а также бездействие, состоящее в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Объектом данного правонарушения является санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.

Как следует из материалов дела, в ходе выездной внеплановой проверки ГБОУ СО ООШ с. Новый Камелик муниципального района Большечерниговский Самарской области, проведенной на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Самарской области от 24 февраля 2021 года N 21-05\29 и распоряжения «О внесении изменений в распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя от 24 февраля 2021 года № 21-05/29» от 9 марта 2021 года за № 21-05\40 в период с 1 по 26 марта 2021 года, выявлено нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства к условиям воспитания и обучения, а именно: вода, используемая в хозяйственно-питьевых и бытовых целях, не соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям к питьевой воде, а именно было установлено, что из смесителей моечных раковин на пищеблоке, из смесителей умывальных раковин перед пищеблоком, из смесителей умывальных раковин санитарных узлов течет вода темного цвета с резким неприятным запахом «тухлых яиц».

Приведенные факты послужили основанием для составления в отношении юридического лица - ГБОУ СО ООШ с. Новый Камелик муниципального района Большечерниговский Самарской области протокола об административном правонарушении от 18 марта 2021 года N 21-05\41 по статье 6.3 КоАП Российской Федерации.

Между тем, из материалов дела следует, что 15 марта 2021 года Постановлением Большеглушицкого районного суда Самарской области ГБОУ СО ООШ с. Новый Камелик муниципального района Большечерниговский Самарской области привлечено к административной ответственности по ст. 6.3 ч. 1 КоАП РФ за нарушения в области санитарно-эпидемиологического законодательства к условиям воспитания и обучения, а именно: за то, что вода, используемая в хозяйственно-питьевых и бытовых целях, не соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям к питьевой воде, поскольку было установлено, что из смесителей моечных раковин на пищеблоке, из смесителей умывальных раковин перед пищеблоком, из смесителей умывальных раковин санитарных узлов течет вода темного цвета с резким неприятным запахом «тухлых яиц». Указанное постановление было вынесено в рамках рассмотрения административного материала с протоколом об административном правонарушении от 9 марта 2021 года за № 21-05\39, который был составлен по результатам проведения выездной внеплановой проверки, проводимой на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Самарской области от 24 февраля 2021 года N 21-05\29 и распоряжения «О внесении изменений в распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя от 24 февраля 2021 года № 21-05/29» от 9 марта 2021 года за № 21-05\40 в период с 1 по 26 марта 2021 года.

Анализ материалов дела показывает, что нарушения ГБОУ СО ООШ с. Новый Камелик муниципального района Большечерниговский Самарской области законодательства в области санитарно-эпидемиологического законодательства к условиям воспитания и обучения, выявленные в ходе проведения двух внеплановых проверок от 9 марта 2021 года и 18 марта 2021 года, проведенных в рамках одного распоряжения о проведении внеплановой проверки от 24 февраля 2021 года, в отношении одного юридического лица, по одному и тому же факту совершения противоправного бездействия, за которое наступает административная ответственность, предусмотренная статьей 6.3 КоАП Российской Федерации.

В соответствии с частью 5 статьи 4.1 КоАП Российской Федерации никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

Согласно пункту 7 части 1 статьи 24.5 КоАП Российской Федерации производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи данного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела.

Исходя из положений части 5 статьи 4.1, пункта 7 части 1 статьи 24.5 КоАП Российской Федерации в их взаимосвязи, следует, что при наличии неотмененного и вступившего в законную силу постановления Большеглушицкого районного суда Самарской области от 15 марта 2021 года, принятого в отношении ГБОУ СО ООШ с. Новый Камелик муниципального района Большечерниговский Самарской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 КоАП Российской Федерации, привлечение ГБОУ СО ООШ с. Новый Камелик муниципального района Большечерниговский Самарской области к административной ответственности по статье 6.3 КоАП Российской Федерации на основании протокола от 18 марта 2021 года означало бы повторное наказание за одно и то же административное правонарушение, что недопустимо учитывая, что проверочные мероприятия проводились на основании одного распоряжения.

Кроме того, порядок проведения Роспотребнадзором проверок деятельности юридических лиц, по выполнению требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в области защиты прав потребителей регулируется Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

В силу пункта 6 статьи 2 Федерального закона N 294-ФЗ проверка - совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

Часть 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ устанавливает перечень оснований для проведения внеплановой проверки.

Нормами указанного закона также закреплены порядок проведения проверок и порядок оформления результатов их проведения (ст. 14, 16 ФЗ № 294-ФЗ).

Из анализа приведенных выше норм и обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения административного материала, прихожу к выводу, что у органа государственного контроля отсутствовали основания проведения внеплановой проверки в отношении ГБОУ СО ООШ с. Новый Камелик муниципального района Большечерниговский Самарской области 18 марта 2021 года на основании Распоряжения от 24 февраля 2021 года за № 21-05/29, поскольку действующие нормы, регулирующие порядок проведения проверок, содержат исчерпывающий перечень оснований для их проведения, а также определяет порядок их проведения и оформления результатов проверки.

Как усматривается из материалов административного дела к протоколу об административном нарушении не приложен акт проверки, проводимой 18 марта 2021 года, отсутствует заключение экспертов о несоответствии используемой юридическим лицом воды санитарно-эпидемиологическим требованиям, что свидетельствует о том, что указанная проверка проведена с грубыми нарушениями процедуры проведения проверки, установленной Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ, что влечет недействительность результатов проверки и полученных в ходе нее доказательств.

В соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Согласно пункту 4, 6 части 2 статьи 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ к грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных частью 1, статьи 14 (в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля) и частью 4 статьи 16 настоящего Федерального закона (в части непредставления акта проверки). Отсутствие распоряжения и акта проверки, влечет недействительность результатов проверки.

Учитывая приведенные выше обстоятельства и учитывая, что проведенная 18 марта 2021 года проверка в отношении Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области основная общеобразовательная школа с.Новый Камелик муниципального района Большечерниговский Самарской области была проведена с грубыми нарушениями процедуры проведения проверки, а также наличие, вступившего в законную силу постановления о привлечении ГБОУ СО ООШ с. Новый Камелик к административной ответственности по ст. 6.3 ч. 1 КоАП РФ 15 марта 2021 года, суд приходит к выводу, что в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого имеется постановление о назначении административного наказания, по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи данного Кодекса.

Руководствуясь ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ в отношении Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области основная общеобразовательная школа с.Новый Камелик муниципального района Большечерниговский Самарской области прекратить в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Временный запрет деятельности, наложенный Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в Нефтегорском районе 18 марта 2021 года отменить.

Постановление может быть обжаловано в Самарский областной суд через Большеглушицкий районный суд Самарской области в течение 10 суток со дня получения или вручения копии постановления.

Судья Е.Н.Дмитриева