ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-229/2018 от 01.03.2018 Псковского городского суда (Псковская область)

Дело № 5-229/2018

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

01 марта 2018 года <...>

Судья Псковского городского суда Псковской области Тесёлкина С.М., рассмотрев дело в отношении «Котранс Кот Войцех» («KOTRANS KOT WOJCIECH» TRANSPORT KRAJOWY I MIEDZYNARODOWY), находящегося по адресу: Польша, 21-470, Кшивда, Старый поток 5 (Polska, 21-470 Krzywda, Stary Patok 5) об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

15 ноября 2017 года на т/п МАПП Шумилкино Псковской таможни на въезд на территорию Таможенного союза прибыло транспортное средство Mercedes-Benz, регистрационный номер ***, c полуприцепом KRONE регистрационный номер ***, находящееся под управлением водителя перевозчика «Котранс Кот Войцех» («KOTRANS KOT WOJCIECH» TRANSPORT KRAJOWY I MIEDZYNARODOWY) П.М. (Р.М.).

Автомашина следовала из Германии в Россию с товаром «Полиэфирные смолы и пигменты», под пломбой отправителя 4268391. Товар перевозился согласно товаросопроводительным документам: CMR № SU70300 от 13.11.2017 г., инвойс № 902469 от 09.11.2017, упаковочный лист к инвойсу № 902469, общим весом брутто по документам 16662,78 кг., общим количеством 28 грузовых мест.

В ходе проведения таможенного досмотра было установлено, что общее количество грузовых мест и наименование товара соответствовало заявленным в товаросопроводительных документах, общий вес брутто всего товара составлял 17405 кг., что на 742,22 кг больше веса, заявленного в представленных таможенному органу товаросопроводительных документах, общий вес брутто товара без учета веса паллет составлял 16733 кг., что на 574,22 кг больше веса, заявленного в товаросопроводительных документах.

Однако какие-либо изменения относительно веса, наименований и количества товара в товаросопроводительные документы внесены не были, обоснованные оговорки об отсутствии контроля со стороны перевозчика также отсутствовали.

Поскольку «Котранс Кот Войцех» («KOTRANS KOT WOJCIECH» TRANSPORT KRAJOWY I MIEDZYNARODOWY) при прибытии товара на таможенную территорию Таможенного союза таможенному органу были сообщены недостоверные сведения о весе брутто перемещаемого товара, то в действиях данного юридического лица усматривается административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ.

В соответствии с требованиями и в порядке ст.27.10 КоАП РФ были изъяты товаросопроводительные документы: CMR № SU70300 от 13.11.2017 г. – 1 лист; инвойс № 902469 от 09.11.2017 – 3 листа; упаковочный лист к инвойсу № 902469 – 2 листа.

Представитель «Котранс Кот Войцех» («KOTRANS KOT WOJCIECH» TRANSPORT KRAJOWY I MIEDZYNARODOWY) в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, направил объяснение, в котором просил о назначении наказания в виде штрафа в минимальном размере.

Выслушав представителя Псковской таможни ФИО1, поддержавшую доводы протокола об административном правонарушении, исследовав материалы дела, судья находит вину «Котранс Кот Войцех» («KOTRANS KOT WOJCIECH» TRANSPORT KRAJOWY I MIEDZYNARODOWY) в совершении указанного административного правонарушения доказанной совокупностью представленных в материалы дела доказательств.

Согласно ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ административным правонарушением признается сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам

Указанное правонарушение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Суд принимает во внимание, что на момент совершения административного правонарушения действовал Таможенный кодекс Таможенного союза, принятый Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17 и прекративший свое действие 01 января 2018 года, с даты вступления в силу Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза.

Как следует из положений, закрепленных в ст. 215 ТК ТС, таможенный транзит - таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся под таможенным контролем по таможенной территории таможенного союза, в том числе через территорию государства, не являющегося членом таможенного союза, от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов с применением запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного и технического регулирования.

В соответствии с п. 4 ст. 215 и ст. 186 Таможенного кодекса таможенного союза, таможенное декларирование товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, осуществляет перевозчик, в том числе таможенный перевозчик.

При помещении под таможенную процедуру товары подлежат таможенному декларированию (п. 1 ст. 179 ТК ТС).

На основании п. п. 1, 2 ст. 182 ТК ТС при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита таможенному органу отправления представляется транзитная декларация. В качестве транзитной декларации могут представляться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, в том числе определенные международными договорами.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 194 ФЗ от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» при ввозе товаров в Российскую Федерацию с территории государства, не являющегося членом Таможенного союза, перевозчик обязан представить таможенному органу документы и сведения, перечень которых установлен ст. 159 ТК ТС.

В соответствии с п. 21 ч. 1 ст. 4 Таможенного кодекса таможенного союза (далее ТК ТС), перевозчик – лицо, осуществляющее перевозку товаров через таможенную границу, находящихся под таможенным контролем в пределах таможенной территории таможенного союза.

В соответствии с п.1 ч.1 ст. 159 ТК ТС, при прибытии товара на таможенную территорию таможенного союза перевозчик обязан представить полный пакет документов, в том числе и сведения о перевозимом товаре, наименовании, весе и количестве грузовых мест.

Незаконным перемещением товаров через таможенную границу признается перемещение товаров через таможенную границу вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации, равно как и покушение на такое перемещение (п. 19 ст. 4 ТК ТС).

Понятие недействительных документов для целей применения главы 16 КоАП РФ закреплено в примечании № 2 к ст. 16.1 КоАП РФ, согласно которому под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.

Судьей из материалов дела установлено, что 15 ноября 2017 года на т/п МАПП Шумилкино Псковской таможни на въезд на территорию Таможенного союза прибыло транспортное средство Mercedes-Benz, регистрационный номер ***, c полуприцепом KRONE регистрационный номер *** находящееся под управлением водителя перевозчика «Котранс Кот Войцех» («KOTRANS KOT WOJCIECH» TRANSPORT KRAJOWY I MIEDZYNARODOWY) П.М. (Р.М.).

Автомашина следовала из Германии в Россию с товаром «Полиэфирные смолы и пигменты», под пломбой отправителя 4268391. Товар перевозился согласно товаросопроводительным документам: CMR № SU70300 от 13.11.2017 г., инвойс № 902469 от 09.11.2017, упаковочный лист к инвойсу № 902469, общим весом брутто по документам 16662,78 кг., общим количеством 28 грузовых мест.

В ходе проведения таможенного досмотра было установлено, что общее количество грузовых мест и наименование товара соответствовало заявленным в товаросопроводительных документах, общий вес брутто всего товара составлял 17405 кг., что на 742,22 кг больше веса, заявленного в представленных таможенному органу товаросопроводительных документах, общий вес брутто товара без учета веса паллет составлял 16733 кг., что на 574,22 кг больше веса, заявленного в товаросопроводительных документах.

Поскольку фактический вес, перемещаемого «Котранс Кот Войцех» («KOTRANS KOT WOJCIECH» TRANSPORT KRAJOWY I MIEDZYNARODOWY), товара не соответствовал заявленным в товаросопроводительных документах, то данным юридическим лицом при ввозе товара на таможенную территорию Таможенного союза на вышеуказанном транспортном средстве таможенному органу были сообщены недостоверные сведения о весе брутто товара путем представления недействительных документов (документов, содержащих недостоверные сведения).

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие меры по их соблюдению.

Для перевозок всеми видами транспорта существует единый подход к установлению порядка действий перевозчика при приемке груза к перевозке.

В соответствии со ст. 8 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) (заключена в г. Женеве 19.05.1956) при принятии груза перевозчик обязан проверить: точность записей, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, а также их маркировки и номеров; внешнее состояние груза и его упаковки.

Положениями ст. 159 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, что при международной перевозке автомобильным транспортом перевозчик обязан сообщить таможенному органу, помимо иного, сведения о весе перемещаемого товара.

Исходя из анализа указанных правовых норм, судья полагает, что перевозчик, учитывая, что ему предстоит выполнить обязанности перед таможенными органами Российской Федерации, в частности, по представлению документов на перевозимые товары при их прибытии на таможенную территорию, должен принять все зависящие от него меры для надлежащего выполнения в последующем этих обязанностей.

При этом в случае отсутствия возможности реализовать фактически свое право проверить достоверность сведений о товаре, перевозчик должен внести в товаротранспортные документы, соответствующие оговорки.

Кроме того, судья принимает во внимание, что Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов регулирует отношения, возникающие между отправителем, перевозчиком и получателем при осуществлении перевозки грузов. Данная Конвенция не регулирует отношения между перевозчиком и таможенным органом, возникающие при пересечении границы перевозчиком, перевозящим товар через границу, и не освобождает перевозчика от обязанности соблюдения требований таможенного законодательства.

Как следует из протокола опроса водителя П.М. (Р.М.) (л.д. 48-49) он присутствовал при погрузке товара в транспортное средство, считал грузовые места. Взвешивание товара не производилось, а транспортное средство компьютером для определения веса не оснащено.

Вместе с тем, каких-либо оговорок в товаросопроводительные документы перевозчиком внесено не было, что не оспорено представителем юридического лица в ходе проведения административного расследования.

Следовательно, приняв товар и товаросопроводительные документы и предъявив их в дальнейшем в таможенный орган, перевозчик фактически подтвердил, что сведения, внесенные в товаросопроводительные документы, точны и полны.

Учитывая, что все действия юридического лица опосредованы, и выражаются в действиях тех физических лиц, которые в силу закона, трудового договора, учредительных и иных документов представляют это лицо в отношениях с третьими лицами и выступают от его имени, принимают решения и осуществляют управление, судья полагает, перевозчиком «Котранс Кот Войцех» («KOTRANS KOT WOJCIECH» TRANSPORT KRAJOWY I MIEDZYNARODOWY) не была соблюдена та степень осмотрительности, которая необходима для предотвращения нарушения требований таможенного законодательства, хотя перевозчик имел реальную возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена ответственность частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ

При таких обстоятельствах, судья приходит к выводу о том, что вина «Котранс Кот Войцех» («KOTRANS KOT WOJCIECH» TRANSPORT KRAJOWY I MIEDZYNARODOWY) выражается в ненадлежащем исполнении возложенной на него обязанности по проверке товара при погрузке, что привело к сообщению таможенному органу недостоверных сведений о весе брутто перемещаемого товара.

Таким образом, представив таможенному органу документы, содержащие недостоверные сведения о весе товара при перемещении их через таможенную границу Таможенного союза, «Котранс Кот Войцех» («KOTRANS KOT WOJCIECH» TRANSPORT KRAJOWY I MIEDZYNARODOWY) совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ.

Вина «Котранс Кот Войцех» («KOTRANS KOT WOJCIECH» TRANSPORT KRAJOWY I MIEDZYNARODOWY) подтверждается также материалами дела: актами таможенного осмотра (досмотра), протоколом изъятия вещей и документов, копиями товаросопроводительных документов и их переводом на русский язык, протоколом опроса свидетеля П.М. (Р.М.), протоколом об административном правонарушении, в котором изложено существо допущенного правонарушения.

С учетом изложенного, по мнению судьи, вина указанного юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ доказана.

При назначении административного наказания судья учитывает, что ранее «Котранс Кот Войцех» («KOTRANS KOT WOJCIECH» TRANSPORT KRAJOWY I MIEDZYNARODOWY) не привлекалось к административной ответственности, характер и обстоятельства совершенного административного правонарушения, предмет административного правонарушения, наличие по делу смягчающих обстоятельств – фактически признание вины, отсутствие отягчающих обстоятельств, и считает возможным определить наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, то есть в сумме 50000 рублей. Данный вид наказания отвечает целям административного наказания, установленным в ст. 3.1 КоАП РФ.

Издержки по делу об административном правонарушении отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.9 и 29.10 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

«Котранс Кот Войцех» («KOTRANS KOT WOJCIECH» TRANSPORT KRAJOWY I MIEDZYNARODOWY) признать виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 50000 (пятидесяти тысяч) рублей, без конфискации товара, явившегося предметом административного правонарушения.

Реквизиты для перечисления суммы штрафа следующие:

Банк получателя: Операционный департамент Банка России, Москва, 701

БИК 044501002

Получатель: ИНН <***> КПП 773001001

Межрегиональное операционное УФК (ФТС России)

Счёт получателя: 40101810800000002901

КБК 15311009000010000180

ОКТМО 45328000

Код таможни: 10209000

Поле «Назначение платежа» оплата по постановлению об АП № 5-229/2018 для Псковской таможни.

В случае оплаты на территории иностранного государства – код валютной операции (VO70010)

Разъяснить, что в соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу. В указанный срок документ об уплате штрафа должен быть представлен в Псковский городской суд. При отсутствии сведений об уплате штрафа по истечении 60-дневного срока постановление суда направляется в службу судебных приставов для принудительного исполнения.

В соответствии с ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в указанный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Постановление может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья подпись С.М. Тесёлкина