ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-22/19 от 08.07.2019 Смирныховского районного суда (Сахалинская область)

Дело № 5-22/2019

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

о назначении административного наказания

08 июля 2019 года пгт. Смирных

Судья Смирныховского районного суда Сахалинской области Кабалоева М.В.,

при секретаре Карабанове А.А.,

с участием законного представителя юридического лица руководителя Сахалинского управления Ростехнадзора Истомина С.Г.,

защитника юридического лица Сахалинского управления Ростехнадзора Полупан Н.Б.,

законного представителя юридического лица генерального директора АО «Петросах» Шестакова В.В.,

защитников юридического лица АО «Петросах» Никитиной Л.А. и Попович В.В.

рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении Акционерного общества «Петросах», юридический адрес: <адрес>

Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2019 года.

у с т а н о в и л:

Руководителем Сахалинского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Истоминым С.Г. составлен протокол №07-54-116 от 24 мая 2019г. об административном правонарушении, в отношении юридического лица АО «Петросах», предусмотренного частью 3 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Из которого следует, что в период с 13 по 17 мая 2019г. на основании распоряжения руководителя Сахалинского управления Ростехнадзора Истомина С.Г. от 07.05.2019 №Р-116 проведена внеплановая выездная проверка по выполнению АК «Петросах» предписаний органов государственного контроля (надзора) при эксплуатации опасного производственного объекта, расположенного по адресу: Сахалинская область, Смирныховский район, месторождение «Окружное».

В ходе проверки АО «Петросах» выявлен факт невыполнения пункта ранее выданного предписания №П-62/1 от 10.04.2018, до 01.04.2019, не выполнен пункт №1 не переоформлена и не представлена лицензия на осуществляемый вид деятельности: «Эксплуатация взрывопожарных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности».

В заявление просят рассмотреть протокол об административном правонарушении от 24.05.2019 № 07-57-116 в отношении АО «Петросах» и вынести решение по административному приостановлению деятельности на срок 90 суток.

19.06.2019 в суд поступило дополнение к заявлению Сахалинского управления Ростехнадзора и к протоколу об административном правонарушении, из которого следует, что АО «Петросах» эксплуатирует опасные производственные объекты (ОПО) зарегистрированные в государственном реестре ОПО (свидетельство о регистрации ОПО №А01-14042 от 11.03.2016, выдано Межрегиональным территориальным управлением Ростехнадзора: площадка установки по переработки нефти- регистрационный № А01-14042-0001; фонд скважин-рег. №А01-14042-0002; площадка нефтебазы по хранению и перевалке нефти и нефтепродуктов- рег. № А01-14042-0003; площадка морского нефтеналивного комплекса-рег. № А0114042-0004; участок ведения буровых работ- рег. №А01-14042-0006; участок предварительной подготовки нефти- рег. № А01-14042-0007; участок комплексной подготовки газа-рег. № А01-14042-0008; площадка промысловой компрессорной станции- рег. № А-01-14042-0009; склад сырьевой- рег. №А01-14042-0010; склад готовой продукции- рег. №А01-14042-001; сеть газопотребления месторождения «Окружное»-рег. № А01-14042-0012; система промысловых трубопроводов месторождения-рег. №А01-14042-0013.

Общество имеет две лицензии №ВП-77-000186 (ДЖКНХ) от 14.10.2011 на «Эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов» на срок до 11 ноября 2013г.; №ЭХ-77-000166 от 20.10.2011 на «Эксплуатация химически опасных производственных объектов» на срок до 31 марта 2013г.

В указанных лицензиях местом нахождения юридического лица указан юридический адрес: <адрес>. Местом осуществления лицензируемого вида деятельности указан адрес: <адрес>

Из выписки Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 17.06.2019 усматривается, что Общество сменило юридический адрес: старый-<адрес> на новый- <адрес>, о чем 25.02.2015 в сведения ЕГРЮЛ внесена запись.

В октябре 2017 Сахалинское управление Ростехнадзора, на основании Распоряжения от 05.10.2017 № Р-290 в отношении Общества была проведена плановая проверка на предмет соблюдения требований в области промышленной безопасности с целью выполнения Плана проведения плановых проверок юридических лиц и ИП на 2017, согласованного с прокуратурой Сахалинской области.

В ходе проведения плановой выездной проверки было выявлено 63 нарушения в области промышленной безопасности, в т.ч. Общество не переоформило лицензию в соответствии с требованиями «Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности», утвержденным постановлением Правительства РФ от 10.06.2013 №492, что является нарушением требований ч.1 ст.18 Федерального закона №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности.

Выявленные нарушения отражены в Акте проверки от 27.11.2017 №А-290, на основании которого Управлением выдано предписание № П-290/1 от 27.11.2017 для устранения выявленных нарушений, в соответствии с которым Обществу предписывалось устранить выявленные нарушения в установленные сроки-15.01.2018; 01.03.2018; 01.09.2018, в том числе пунктом 1 предписания переоформить лицензию на осуществляемый вид деятельности: »Эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности». По результатам проверки Общество было привлечено к административной ответственности постановлением №П-07-290-41/П от 15.12.2017 и наложен штраф на сумму <данные изъяты> рублей.

В феврале 2018 в отношении Общества была проведена внеплановая документарная проверка по ранее выданному предписанию №П-290/1 от 27.11.2017 со сроками исполнения до 15.01.2018. Факты невыполнения предписания не выявлены. Нарушения устранены в установленный срок.

20.02.2018 №299о Общество обратилось с ходатайством продлении срока выполнения пунктов №№1,3,5,8,10,12,20,23,33,35,36,43,44,45,54,55,56,59,62, полагая, что к 01.03.2018 невозможно исполнить предписание. В удовлетворении ходатайство было отказано, письмо Управления №01-07/573 от 26.02.2018, ввиду отсутствия обосновывающего материала, способного аргументированно подтвердить причину невозможности устранения нарушений в указанные сроки и отсутствием подтверждающих организационно-технических мероприятий, которые бы могли обеспечить безопасное ведение работ на ОПО в период устранения нарушений.

В апреле 2018 по Распоряжению Управления №62-Р от 15.03.2018 в отношении Общества была проведена внеплановая выездная проверка по ранее выданному предписанию №П-290/1 от 27.11.2017.

В ходе проверки был выявлено факт не устранения ранее выданного предписания, в том числе Общество не переоформило лицензию, что является нарушением ч.1 ст.18 Закона №99-ФЗ.

По результатам проверки составлен Акт №А-62 от 10.04.2019.

Обществу выдано повторное предписание №П-62/1 от 10.04.2018 об устранении выявленных нарушений. Срок устранения выявленных нарушений, в том числе пункта по переоформлению лицензии, был установлен до ДД.ММ.ГГГГ.

По результатам проверки Общество было привлечено к административной ответственности по ч.11 ст.19.5 КоАП РФ и наложен штраф на сумму <данные изъяты> рублей-постановление №07-62-37/1П от 19.04.2018.

Обществом было подано ходатайство №524 от 18.03.2019 на продление сроков устранения нарушений, установленных предписанием №П-62/1 от 10.04.2018, в том числе по продлению сроков для переоформления лицензии.

Письмом №01-07/1216 от 20.03.2019 Управлением было принято решение о частичном удовлетворении ходатайства. В части продления срока пункта 1 предписания по переоформлению лицензии было принято решение об отказе в продлении сроков устранения данного пункта.

В апреле 2019 Обществом подано заявление на переоформление лицензии. По результатам проверки было установлено, что лицензиат не отвечает установленным требованиям взрывопожарных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности. Проверка отображена в Акте А-73 от 12.04.2019.

В ходе проведения выездной проверки установлено, что документы, подтверждающие проведение работ по выводу из эксплуатации соответствующих сооружений: Резервуары РВС-1500 зав. №ТК-602; РВС-200 зав. №ТК-605; РВС-200 зав. №ТК-606; РВС-200 зав. №ТК-607, которые выведены из эксплуатации в 2017 году отсутствуют.

В заключении экспертизы экспертной организации ООО «СахТехКонтроль» п.8 стр.10,11,12 табл.8.1: Внутри промысловые трубопроводы №№451,419, 1/1, 434, 536, 386, 378, 393, 403, 381,389, 540, 539, 390, 392, 391-Д, 391, 537,416, 213, 209, 183 не в полной мере соответствуют требованиям промышленной безопасности и могут быть применены при условии выполнения соответствующих мероприятий таб. 8.1. Документация, подтверждающая выполнение указанных мероприятий- АО «Петросах» не представлена.

В заключении экспертизы экспертной организации ООО «ПРОМАМАШ ТЕСТ» п.8 стр.13, Резервуары вертикальные стальные РВС-8000 технологические №№ ТК-601В, ТК-601А,ТК-601Д,, ТК-607; РВС-2000 технологические№№ ТК-607, ТК-604, ТК-603, ТК-603 не в полной мере соответствуют требованиям промышленной безопасности и могут быть применены при условии выполнения соответствующих мероприятий таб. 8.1. Документация, подтверждающая выполнение указанных мероприятий- АО «Петросах» не представлена.

Деятельность Общества не соответствует п.5 б) Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожарных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности, утв. постановлением Правительства РФ от 10.07.2013 №492.

Общество, эксплуатирующее опасные производственные объекты, обязано было запланировать и осуществлять мероприятия по выполнению требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте. Иметь в наличии документацию, подтверждающую выполнение требований, установленных законом.

В ходе проведения проверки Общество эксплуатирующее опасные производственные объекты, не соблюдала требования промышленной безопасности, допустило многократные грубые нарушения по техническим объектам. Документы по выполнению требований промышленной безопасности, установленные заключениями независимых экспертиз, Управлению не представлены в виду отсутствия их у эксплуатирующей организации. Доказательства промышленной безопасности по техническим устройствам отсутствуют.

Часть 11 статьи 19 Федерального закона №99-ФЗ установлен исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензированных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензированных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой: 1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера…

Управлением зафиксированы факты грубых нарушений лицензированных требований.

В апреле 2019 на основании распоряжения Управления №Р-116 от 07.05.2019 была проведена внеплановая выездная проверка по выполнению ранее выданных пунктов предписаний со сроком исполнения 01.04.2019. В ходе проверки установлено, что Общество не устранило нарушение пункта 1 предписания №П-62/1 от 10.04.2018 в части переоформления лицензии.

В соответствии с ч.1 ст.18 Закона №99-ФЗ лицензия подлежит переоформлению в случае…изменения адреса места нахождения.

Исходя из изложенных в указанной статье максимальный срок рассмотрения лицензирующим органом заявления о переоформлении лицензии в связи с изменением юридического адреса и принятия решения по указанному заявлению составляет 10 рабочих дней, поэтому срок в три месяца, ранее определенный сторонами, вполне был достаточен для переоформления лицензии.

В совокупности срок на устранение нарушений и переоформления лицензии составил с 2017 года более двух лет.

Обществом не принято всех возможных мер по своевременному устранению нарушений, которые бы способствовали к переоформлению лицензии.

Не имеется достаточных и надлежащих доказательств, подтверждающих, что Общество предпринято все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения.

Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено, в связи с чем вина Общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения также имеет место.

В действиях Общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 9.1 КоАП РФ.

Учитывая характер административного правонарушения и обстоятельства его совершения, вменяемое правонарушение является длящимся, в связи с чем годичный срок давности привлечения Общества к административной ответственности не истек.

Признаки малозначительности совершенного Обществом административного правонарушения, позволяющие освободить его от административной ответственности отсутствуют.

Просят данное дополнение к заявлению Управления от 30.05.2019 считать как восполнение протокола Управления об административном правонарушении от 24.05.2019 №07-57-116 и приостановить деятельность по эксплуатации опасных производственных объектов, находящихся в местах:1) <адрес>

В судебном заседании Руководитель Сахалинского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Истомин С.Г. заявление о приостановлении деятельности АО «Петросах» на срок 90 суток на основании протокола об административном правонарушении от 24.05.2019 №07-57-116 поддержал, просил удовлетворить; суду дополнил, что согласно требованиям п. 53 правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности, утвержденного приказом Ростехнадзора от 12.03.2013 года № 101, зарегистрированного в Минюстиции РФ 19.04.2013 года № 28222 эксплуатация технических устройств рабочие параметры, которых не обеспечивают безопасность технологического процесса запрещается, согласно этих же требований п. 64 эксплуатация технических устройств и инструмента в неисправной состоянии или при неисправных устройствах безопасности (блокировочные, фиксирующие и сигнальные приспособления и приборы), а также с отклонением от рабочих параметров, установленных изготовителем, запрещается.

До 1 сентября 2019 года было продление предписания по устранению нарушений при эксплуатации на технических устройствах, но п. 1 предписания (не переоформление лицензии) этим сроком не продлевался. Без лицензии опасный производственный объект эксплуатироваться не может.

В связи с изменением адреса юридического лица должна быть переоформлена лицензия

В соответствии с п. 5 «б» невыполнение требований промышленной безопасности 492 постановления РФ, невыполнения в полном объеме данного требования является грубым нарушением, в связи с чем они настаивают на приостановлении деятельности АО «Петросах».

В судебном заседании защитник Сахалинского управления Ростехнадзор Полупан Н.Б., действующая на основании доверенности суду пояснила, что согласно абзаца 1 п. 2 ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 года № 116 ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" обязательным требованием к соискателю лицензии для принятия решения о предоставлении лицензии на эксплуатацию опасных производственных объектов является наличие документов, подтверждающих положительные заключения экспертизы промышленной безопасности на технические устройства, применяемые на опасных производственных объектах, здания и сооружения на опасных производственных объектах. Те нарушения, которые выявлены говорят о том, что не в полной мере соответствуют требованиям промышленной безопасности само технологическое оборудование. Есть часть 11 ст. 19 Федерального закона № 99 ФЗ, где установлен исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензированного вида деятельности, при этом к таким нарушениям могут относиться нарушения повлёкшие возникновения причинения вреда жизни. На этих объектах используются горючие вещества, эксплуатируются, они находятся в неисправном состоянии, поэтому они считают, что грубое нарушение лицензионных требований есть в том, что не обеспечивается промышленная безопасность на объектах АО «Петросах».

Законный представитель юридического лица генеральный директор АО «Петросах» Шестаков В.В., действующий на основании доверенности в судебном заседании не согласен с протоколом №07-54-116 от 24 мая 2019г. об административном правонарушении, в отношении юридического лица АО «Петросах», предусмотренного частью 3 статьи 9.1 КоАП РФ, полностью поддержал письменное объяснение представленное в суд 14.06.2019 из которого следует, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения и просит производство по делу прекратить. Считает. что под грубым нарушением требований промышленной безопасности опасных производственных объектов понимается нарушение требований промышленной безопасности, приведшее к возникновению непосредственной угрозы жизни и здоровья людей.

Основанием для привлечения Общества к административной ответственности указано не переоформление лицензии на вид деятельности «Эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности». Данные доводы необоснованные.

11.11.2008 АО «Петросах» оформлены лицензии №ВП-77-000186 от 11.11.2008 на осуществление деятельности-Эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности и №ЭХ-77-000166 от 31.03.2008 на осуществление деятельности-Эксплуатация химически опасных производственных объектов.

В 2011, на основании действующего на тот момент Федерального закона от 08.08.2001 «О лицензировании отдельных видов деятельности», в связи со сменой юридического лица (в рамках Сахалинской области), Обществом было осуществлено переоформление двух следующих лицензий в лицензирующем органе Сахалинского управления Ростехнадзора: ВП-77-000186 от 11.11.2008 на осуществление деятельности- Эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности; №ЭХ-77-000166 от 31.03.2008 на осуществление деятельности-Эксплуатация химически опасных производственных объектов.

В результате переоформления Обществом были получены следующие лицензии: ВП-77-000186 от 14.10.2011 на осуществление деятельности- Эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности; №ЭХ-77-000166 от 20.10.2011 на осуществление деятельности-Эксплуатация химически опасных производственных объектов.

Срок действия вновь выданных лицензий был определен до 31.11.2013 года в соответствии с периодом ранее полученных лицензий, равным пяти годам с момента ранее выданных лицензий (2008).

В 2011 году был принят новый Федеральный закон- ФЗ-99 от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности (вступил в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования, п.1, ст. 24 ФЗ-99 от 04.05.2011), в соответствии с п.4 ст.9 данного Федерального закона лицензия стала действовать бессрочно.

В связи с положением п.4 ст.9 ФЗ-99 от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности» о бессрочности действия лицензий, вышеназванные лицензии АО «Петросах» не были переоформлены в 2013 году.

Выданные лицензии не прекращены и не отозваны, являются действующими.

25.02.2015 АО «Петросах» изменило адрес местонахождения, при этом по адресу <адрес> расположен административный офис, что подтверждается договором аренды № ИС№28/26027 от 09.11.06. Производственную деятельность по новому адресу АО «Петросах» не осуществляет.

Изменение наименования лицензирующего вида деятельности АО «Петросах» обязано было произвести в связи со вступлением в действие Федерального закона №307 от 14.10.2014, при этом дополнительных, новых видов деятельности Общество не осуществляет.

Не переоформление лицензии, выданной до вступления в силу Федерального закона №307 от 14.10.2014, ввиду изменения наименования лицензируемого вида деятельности, не рассматривается в качестве нарушения норм КоАП РФ.

Требования ранее выданных предписаний №П-290/1 от 27.11.2017, №П-62/1 от 10.04.2018 и №П-38 от 20.02.2019 исполнены ОА «Петросах» в полном объеме, за исключением требования о переоформлении лицензии.

Административным органом удовлетворены ходатайства исх. № 524 от 18.03.2019 о продлении сроков устранения замечаний Предписания РТН №П-62/1 от 10.04.2018 (ответ Административного органа исх. №01-07/1216 от 20.03.2019 на ходатайство АО «Петросах исх. № 524 от 18.03.2019- решение о частичном удовлетворении ходатайства, кроме переоформление лицензии)-01.09.2019; и ходатайство исх. №527 от 18.03.2019 о продлении сроков устранения замечаний Предписания РТН №П-38 от 20.02.2019 (ответ административного органа исх. №01-07/1217 от 20.03.2019 на ходатайство АО «Петросах» исх. 527 от 18.03.2019-решение об удовлетворении ходатайства)-до 01.09.2019.

В рамках ходатайства исх. №524 от 18.03.2019 о продлении сроков устранения замечаний Предписания РТН № П-61/1 от 10.04.2018 АО «Петросах» разработаны «Организационно-технические мероприятия, обеспечивающие безопасное ведение работ на опасных производственных объектов до устранения нарушений, указанных в предписании №П-62/1 от 10.04.2018 (ОПО «Площадка нефтебазы по хранению и перевалке нефти и нефтепродуктов и ОПО «Склад готовой продукции»).

В рамках ходатайства исх. №527 от 18.03.2019 о продлении сроков устранения замечаний Предписаний РТН № П-38 от 20.02.2019 АО «Петросах» разработаны:

-организационно-технические мероприятия обеспечивающие безопасное ведение работ на опасном производственном объекте до устранения нарушения, указанных в предписании № П-38 от 20.02.2019 (ОПО «Площадка нефтебазы по хранения и перевалке нефти и нефтепродуктов»);

-организационно-технические мероприятия, обеспечивающие безопасное ведение работ на опасном производственном объекте до устранения нарушений, указанных в предписании №П-38 от 20.02.2019 (ОПО «Участок комплексной подготовки газа»);

-организационно-технические мероприятия, обеспечивающие безопасное ведение работ на опасном производственном объекте до устранения нарушений, указанных в Предписании №П-38 от 20.02.2019 (ОПО «Склад готовой продукции»).

Переоформление лицензии до 01.09.2019 объективно невозможно. Указанный срок для исполнения предписания 01.09.2019, в настоящее время не истек.

Общая сумма расходов Общества на устранение предписаний Административного органа только за период 2018 год-июнь 2019 года составила около 47 миллионов рублей.

Общество по мере выполнения предписаний в срок представляло отчеты Административному органу. За последние 5 лет на опасных производственных объектах АО «Петросах» аварийных ситуаций не возникало.

Не переоформление лицензии в срок, указанный в предписании Административного органа, не образует состава правонарушения норм части 3 статьи 9.1 КоАП РФ ввиду того, что не входит в исчерпывающий перечень оснований для признания правонарушения грубым, определенный Постановлениями Правительства РФ №492 от 10.06.2013 (подпунктами «а»-»г»,«е»- «п», и »с»- «у» пункта 5) и №682 от 04.07.2012 (пнкт5) и частью 11 статьи 19 ФЗ-99 «О Лицензировании отдельных видов деятельности».

АО «Петросах» неоднократно предпринимало и предпринимает попытки переоформить лицензию:

25.05.2016,17.08.2016,25.10.2016,16.08.2017,15.02.2018,25.02.201911.03.2019, Общество не бездействует.

АО «Петросах» считает, что отсутствие переоформленной лицензии при наличии двух действующих (но не переоформленных лицензий) не создают возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, угрозы чрезвычайных ситуаций. Обществом соблюдены требования пункта 5 Постановления Правительства РФ №492 от 10.06.2013: общество владеет на праве аренды земельным участком; технические устройства эксплуатируются в пределах назначенных показателей эксплуатации; приняты меры по обеспечению безопасности технических устройств; на объектах применяются технические устройства, соответствующие требованиям технических регламентов; наличие допуска к работе на объектах; обеспечено проведение и аттестация в области промышленной безопасности руководства предприятия; функционирует система управления промышленной безопасности; осуществляется требуемый производственный контроль; имеются и функционируют приборы и системы контроля, управления, сигнализации, оповещения и противоаварийной автоматической защиты; наличие положительных заключений экспертизы промышленной безопасности; наличие деклараций промышленной безопасности; предотвращение проникновения на объекты посторонних лиц; наличие полисов страхования ответственности владельца опасного производственного объекта; наличие планов мероприятий по локализации и ликвидации последствии аварий на объектах; наличие создаваемых резервов финансовых и материальных ресурсов; соблюдение требований к регистрации эксплуатируемых объектов, следовательно, не переоформление лицензии не является грубым нарушением норм части 3 ст. 9.1 КоАП РФ.

В протоколе №07-54-116 от 24.05. 2019 отсутствуют указания на угрозу причинения вреда либо на вред, причиненный охраняемым общественным отношениям, и обстоятельства, которыми данный вред подтверждается.

Согласно нормам статьи 3.14 КоАП РФ административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды.

Административным органом не доказано наличие какой-либо угрозы, указанной в статье 3.14 КоАП РФ.

Производственные объекты АО «Петросах», расположенные на месторождении «Окружное» и «Первомайск», составляют единый технологический цикли и являются единым, неделимым производственно-техническим комплексом, без которого будет невозможным поставка нефтепродуктов.

Техническое обоснование недопущения приостановки функционирования опасных производственных объектов АО «Петросах» на месторождении «Окружное» Смирныховского района Сахалинской области: в структуре АО «Петросах» эксплуатируются 13 опасных производственных объектов (ОПО), 12 ОПО на месторождение «Окружное» Смирныховского района Сахалинской области и 1 ОПО в Нефтеналивноп пункте с. Первомайск Смирныховского района.

Все 12 ОПО, эксплуатируемые на месторождении «Окружное» Смирныховского района Сахалинской области, взаимосвязаны между собой и являются составляющими критическими элементами единой производственной технологической системы по добыче нефти, поддержанию пластового давления в недрах, путем обратного закачивания в недра добываемых попутно вместе с нефтью, воды и нефтяного газа.

При выводе из эксплуатации одного или нескольких критических элементов системы ОПО, возникают риски возникновения производственной аварии и угрозы жизни обслуживающего персонала.

Месторождение «Окружное» является территорией полностью автономного промышленного объекта. Ближайший населённый пункт с. Первомайск находится на расстоянии 97км от месторождения «Окружное». Выработка электроэнергии на данном месторождении осуществляется при помощи генераторных установок, имеющих привод от двигателей внутреннего сгорания, в качестве топлива для которых является попутной нефтяной газ, добываемый заодно с нефтью из недр месторождения «Окружное».

ОПО «Участок комплексной подготовки газа» и ОПО «Сеть газопотребления месторождения «Окружное» являются производственными технологическими объектами, на которых осуществляется подготовка попутного нефтяного газа и преобразование его в топливный газ для обеспечения работы автономной газо-генераторной электростанции на месторождении «Окружное» и работы иных технологических установок по переработке нефти.

Добыча нефти из скважин на месторождение «Окружное» осуществляется механическим способом, за счет применения станков-качалок с приводом от электро-двигателей. В случае прекращения подачи электроэнергии на технологические установки, прекращается добыча нефти и поступление попутного нефтяного газа в качестве топлива для газа-генераторов и технологических установок. Это является риском для остановки функционирования всего технологического процесса в целом, причиной возникновения аварий на опасных производственных объектов, возникновению условия, способствующих нарушению требований промышленной безопасности. Прекращение подачи электроэнергии подвергает прямому риску выхода из строя системы жизнеобеспечения автономного жилого вахтового комплекса месторождения «Окружное», с учетом того, что система отопления жилых помещений в вахтовом поселке-воздушная и напрямую зависит от наличия электроэнергии, равно как и оборудование для приготовления пищи для персонала в столовой общественного питания.

Приостановка деятельности одного из ОПО месторождения «Окружное» повлечен за собой создание риска возникновения производственных аварий и угрозу жизни обслуживающего персонала.

ОПО «Площадка нефтебазы по хранению и перевалке нефти и нефтепроодуктов», расположенный в Нефтеналивном пункте с. Первомайск, также имеет автономную систему жизнеобеспечения и выработка электроэнергии.

Приостановление деятельности Общества повлечет для предприятия необратимые последствия в виде несостоятельности (банкротства) и угрозы приостановки хозяйственной деятельности и безопасности стратегических инфраструктурных объектов Сахалинской области: ООО «Горняке-1», АО «Тэк Мосэнерго», МУП «Невельские коммунальные сети», МУП «Тепло», автозаправочные станции северных и центральных районов Сахалинской области.

В случае приостановления деятельности, Общество не сможет выполнить публичные обязательства по уплате налоговых и страховых платежей, размер которых на 11.06.2019 составляет <данные изъяты> рублей. На предприятии трудятся более 400 работников, 80% из которых жители Смирныховского района Сахалинской области. Приостановление деятельности, а также банкротство Общества, приведут к вынужденным массовым увольнениям граждан.

Нарушение требований к переоформлению действующей лицензии несоизмеримо с ущербом, вызванным возможной приостановкой деятельности Общества.

Считают, что в действиях АО «Петросах» отсутствует состав административного правонарушения норм части 3 статьи 9.1 КоАП РФ, в связи с чем просят производство по делу прекратить.

В судебном заседании Шестаков В.В. суду пояснил, что на сегодня всё исправлено. Те два замечания, которые касались довзрывных концентраций и стояков налива, данные замечания возникли только вследствие того, что законодательство было изменено, техническим проектом у них это не предусмотрено. Они приняли организационные меры для того, чтобы несчастных случаев не произошло, они купили новые стояки налива, их установили и сейчас нужно только установить автоматику, то есть ту работу, которую можно сделать только в летний период. Они эти работы выполнят, до 1 сентября 2019 года все будет устранено. Ростехнадзор продлил срок устранения этих замечаний. По лицензии они документы подают, возникают новые замечания и они лицензию переоформляют снова, сколько можно предприятия «футболить» и «пускать по кругу», одно замечание, потом другое и так далее. Закрыться можно, но они больше уже не запустятся, потому что нынешняя ситуация на рынке топлива не позволяет им двигаться, потому что государственные монополии имеют право продавать топливо за рубеж, имеют доступ к ресурсам, имеют большие масштабы они просто задавали, их своими ценами, доступом к ресурсом, на Сахалине только одно месторождение которое эксплуатируется уже 25 лет. АО «Петросах»- это единственное предприятие, которое кроме «Роснефти» и «Газпрома» может что-то выпускать, остальные предприятия не могут запуститься и работать.

Защитник АО «Петросах» Никитина Л.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что в протоколе указано событие правонарушения – не переоформление лицензии, дальше Управление Ростехнадзора в качестве восполнения протокола предоставляет емкие пояснения, в которых описывает нарушение промышленной безопасности, если обратиться к постановлению пленума Верховного суда РФ № 5 от 24.03.2005 года то в нем оговаривается те моменты, когда протокол может быть восполнен, при каких-то несущественных нарушениях. В данном случае, если читать нормы ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ, то в фабуле имеются два состава административного правонарушения. Первое – это нарушение норм промышленной безопасности, а второе – это нарушение условий лицензии. Изначально АО "Петросах» привлекали за не переоформление лицензии, дальше, когда они написали отзыв, в своем отзыве написали свои возражения и появилось новое событие административного правонарушения – нарушение правил промышленной безопасности, то есть совсем другое событие. Это существенное изменение события правонарушения, которое им вменяется, они считают, что таким образом восполнить протокол юридически недопустимо.

По поводу приостановки деятельности. Для того чтобы применить административную санкцию в виде приостановки деятельности административный орган должен доказать наличие угрозы жизни или здоровью людей, возникающей эпидемии, эпизоотии, то есть непосредственную угрозы наступления последствий в виде аварии. Из тех документов, которые имеются в материалах дела нет каких-то обоснований для непосредственной угрозы, что конкретно может произойти, если не будет приостановлена деятельность предприятия. Если приостановить деятельность, то тогда предприятие как живой организм консервируется, начинаются несанкционированные выбросы нефти и эта земля, недра и не всегда можно спрогнозировать, что может произойти. И само предприятие, если его законсервировать, то реанимировать его уже не будет возможности, так как резервуары с мазутом, который в таком случае намертво замерзнет и резервуары, и этот мазут уже нельзя будет использовать. Помимо этого, и пленум Верховного суда об этом говорит, что необходимо учитывать соразмерность наказания совершенному деянию. Соразмерность должна быть обоснованной.

Согласно законодательству у них изменился адрес и необходимо в течение 10 дней внести данные изменения в лицензию, но в связи с тем, что перед тем как выдать лицензию проводится пред лицензионная проверка, в рамках этой пред лицензионной проверки были установлены нарушения, эти нарушения 63 пункта устранены, кроме двух пункта и Ростехнадзор дал предписание, продлил срок устранения нарушений до 1 сентября 2019 года.

В норме ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ указано два состава – первое это нарушение норм промышленной безопасности и второе – грубое нарушение условий лицензии. При этом в примечании к статье указано, что понятие грубого нарушения лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности и опасных производственных объектов устанавливается правительством РФ в отношении конкретного лицензированного вида деятельности. В постановлении № 492 есть перечень грубых нарушений и среди этих требований нет требования о переоформлении лицензии.

Ростехнадзор в своих доводах ссылается на Федеральный закон №116, где речь идет о соискатели лицензии, однако они просят обратить внимание на то, что у них лицензия есть, она действующая, она не переоформлена. Также представитель Ростехнадзора сказал, что АО «Петросах» нарушаются требования промышленной безопасности, однако АО «Петросах» привлекают за не переоформление лицензии, и это указано в протоколе. А также, по адресу, который указан в лицензии, деятельность не осуществляется, это офис в г. Москва.

В судебном заседании представителем Ростехнадзор сказано и подтверждено, а также согласно протоколу АО «Петросах» обвиняют в не переоформлении лицензии, то есть это один состав правонарушения, при этом в материалах при рассмотрении появляется уже другой состав правонарушения, это нарушение правил промышленной безопасности. Ростехнадзор не определился, что же АО «Петросах» нарушено, не переоформлена лицензия или имеются нарушения промышленной безопасности. Но ведь имеется определенная процедура составления протокола, которое предусмотрено КоАП РФ. Если обвинять их в нарушениях условий промышленной безопасности, то соответственно тогда протокол об этом не составлен, протокол совсем о другом, он о не переоформлении лицензии. Если рассматривается нарушение о не переоформлении лицензии, его состав, то чтобы оно было грубым, применительно к лицензии Ростехнадзора о взрыво-пожароопасности, значит должны быть нарушены нормы постановления № 492 Правительства РФ во взаимосвязи со статьей 11 Федерального закона № 99, который говорит что исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности, при этом к таким нарушениям могут относится нарушения повлекшие за собой и должно быть либо возникновение угрозы либо авария, жертвы. Учитывая из материалов дела и Ростехнадзор сам подтвердил, что у них документального подтверждения наличия угрозы на сегодняшний день нет, документального подтверждения свершившегося факта аварии также нет, поэтому они считаю, что состава ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ в действиях АО «Петросах» нет, наоборот, исходя из материалов дела, которые имеются в распоряжении суда видно, что на протяжении 2017, 2018, 2019 года АО «Петросах» выполняет все требования, законодательство меняется очень быстро, завод построен действительно давно и чтобы единовременно сделать все мероприятия в один момент в течение месяца невозможно, это финансово невозможно, потому что это огромные инвестиции, за 1,5 года устранено 61 пункт предписаний, осталось два, которые продлены до 1 сентября 2019 года и соответственно они считают, что при наличии одобрения на продление сроков устранения предписания до 01 сентября 2019 года они бы лицензию объективно не получили, потому что срок по двум пунктам не наступил.

Пленум Верховного суда говорит о том, что в первую очередь какая должна быть цель наказания – наказать за переоформление лицензии приостановлением производства не соразмерно.

Па предприятии у них работают 400 человек, это сахалинцы, 80 % процентов это жители пгт. Смирных, с. Первомайск, пгт. Ноглики и для предприятия приостановка деятельности- это банкротство, люди потеряют работу. Они считают, что приостановка деятельности – несоизмеримый ущерб для Сахалинской области, которая является получателем налоговых отчислений, они платят акцизы, порядка 50 миллионов рублей в месяц, считают, что состава административного правонарушения ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ в действиях АО «Петросах» нет.

Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, судья приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 3 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях грубое нарушение требований промышленной безопасности или грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Под грубым нарушением требований промышленной безопасности опасных производственных объектов понимается нарушение требований промышленной безопасности, приведшее к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей. Понятие грубого нарушения условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Из пункта 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" следует, что эксплуатация взрывоопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности подлежит лицензированию.

В соответствии с пунктом 6 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.06.2013 N 492, грубыми нарушениями лицензионных требований при осуществлении лицензируемого вида деятельности являются нарушения лицензионных требований, предусмотренных подпунктами "а" - "г", "е" -"п" и "с" - "у" пункта 5 настоящего Положения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Как следует из материалов дела АО «Петросах» имеет две лицензии №ВП-77-000186 (ДЖКНХ) от 14.10.2011 на «Эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов» на срок до 11 ноября 2013г.; №ЭХ-77-000166 от 20.10.2011 на «Эксплуатация химически опасных производственных объектов» на срок до 31 марта 2013г.

В указанных лицензиях местом нахождения юридического лица указан юридический адрес: <адрес>. Местом осуществления лицензируемого вида деятельности указан адрес: 1. <адрес>

Судом установлено, что в период с 13 по 17 мая 2019г. на основании Распоряжения руководителя Сахалинского управления Ростехнадзора Истомина С.Г. от 07.05.2019 №Р-116 проведена внеплановая выездная проверка по выполнению АО «Петросах» предписаний органов государственного контроля (надзора) при эксплуатации опасного производственного объекта, расположенного по адресу: <адрес>, месторождение «Окружное» (т.1 л.д.10-13).

В ходе проверки АО «Петросах» выявлен факт невыполнения пункта ранее выявленного предписания №П-62/1 от 10.04.2018, до 01.04.2019 не выполнен пункт №1 не переоформлена и не представлена лицензия на осуществляемый вид деятельности: «Эксплуатация взрывопожарных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности» (т.1 л.д.15-18; т.3 л.д.84-88; т.1 л.д.22-26).

Как следует из материалов дела Сахалинское управление Ростехнадзора рассмотрев ходатайство АО «Петросах» от 18.03.2019 №524 о продлении пунктов №№1,2,10 ранее выданного предписания №П-61/1 от 10.04.2018, приняло решение об удовлетворении ходатайства по пунктам №№ 2,3 и назначил новый срок исполнения до 01.09.2019, в отношении пункта №1-отказал в удовлетворении ходатайства (т.3 л.д.141-144).

АО «Петросах» является юридическим лицом, осуществляет деятельность по эксплуатации опасных производственных объектов на территории Сахалинской области на основании свидетельства о регистрации в Государственном реестре опасных производственных объектов от 11.03.2016, рег. № А01-14042 (т.1 л.д.110).

Судом также установлено, что в период с 23.10.2017 по 27.11.2017 Сахалинским управлением Ростехнадзора проведена внеплановая выездная проверка, установлено нарушение пункта№ 1, составлен Акт № А-290 от 27.11.2017, а также вынесено предписание №П-290/1 от 27.11.2017, со сроком устранения до 01.03.2018. По истечению срока устранения данного пункта предписания Сахалинским управлением Ростехнадзора, на основании распоряжения №Р-62 от 15.03.2018 была произведена проверка ранее выданного предписания, по итогам проверки установлено, что АО «Петросах» в установленный срок не выполнило данный пункт предписания. Сахалинским управлением Ростехнадзора было повторно выдано предписание №П-62/1 от 10.04.2018 со сроком устранения данного пункта 01 апреля 2019 года. До 01.04.2019 АО «Петросах» не представило лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности.

Суд установил и следует это из протокола об административном правонарушении N07-54-116 от 24.05.2019, составленного с участием представителя АО «Петросах» Мальцевым А.В., что в период с 13 по 17 мая 2019г. на основании распоряжения Сахалинского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 07 мая 2019 года №Р-116, была проведена внеплановая выездная проверка юридического лица- АО «Петросах», в ходе проверки выявлен факт невыполнения пункта ранее выданного предписания №П-62/1 от 10 апреля 2018, обнаруженные (совершенные) 17 мая 2019 года в 14 часов 00 минут, а именно: не выполнен пункт 1, не переоформлена лицензия на осуществляемый вид деятельности «Эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности… до 01.04.2019 АО «Петросах» не представило лицензию, в чем усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 9.1 КоАП РФ (т.1 л.д.6-10).

Лицензия подлежит переоформлению в случаях, установленных в ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", в том числе в случае изменения наименования, адреса места нахождения юридического лица, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности.

До переоформления лицензии в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по адресу, не указанному в лицензии, или по истечении срока, определенного частью 5 настоящей статьи, и (или) выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, но не указанных в лицензии (ч. 2 ст. 18 Закона N 99-ФЗ).

Материалами дела подтверждено и АО «Петросах» не оспаривается наличие у него в эксплуатации опасного производственного объекта.

На момент проведения проверки у АО «Петросах» имелись две лицензии №ВП-77-000186 (ДЖКНХ) от 14.10.2011 на «Эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов» на срок до 11 ноября 2013г.; №ЭХ-77-000166 от 20.10.2011 на «Эксплуатация химически опасных производственных объектов» на срок до 31 марта 2013г.

В указанных лицензиях местом нахождения юридического лица указан юридический адрес: <адрес>. Местом осуществления лицензируемого вида деятельности указан адрес: <адрес>

Частью 3 ст. 22 Закона N 99-ФЗ установлено, что лицензии на указанные в части 1 статьи 12 названного Закона виды деятельности, которые представлены и срок действия которых не истек до вступления в силу настоящего Закона, действуют бессрочно.

Частью 4 статьи 9 Закона N 99-ФЗ также предусмотрено, что лицензия действует бессрочно.

Частью 5 статьи 10 Федерального закона от 04 марта 2013 года N 22-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" закреплено, что предоставленные до 01 июля 2013 года лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов и лицензии на эксплуатацию химически опасных производственных объектов сохраняют свое действие после дня вступления в силу данного закона. Ранее выданные лицензии предоставляют их лицензиатам право осуществлять эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности в соответствии с перечнем выполняемых работ, указанным в таких лицензиях. К таким лицензиям применяются положения законодательства Российской Федерации, регулирующие лицензирование деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.

Судом установлено, что адрес юридического лица изменен.

Из выписки Единого государственного реестра юридических лиц по ОАО «Петросах» сменило юридический адрес: <адрес> (прежний) на новый- <адрес>, о чем ДД.ММ.ГГГГ в сведения ЕГРЮЛ внесена запись.

Также установлено, что несмотря на то, что юридический адрес изменился место осуществления лицензируемого вида деятельности Сахалинская область, Смирныховский район, месторождение «Окружное», <адрес>, месторождение «Окружное», не изменилось, также перечень выполняемых работ не изменился, обратного административным органом не доказано.

Материалы дела не содержат доказательств непосредственной угрозы жизни и здоровью людей, возникновения эпидемии, причинения вреда окружающей среде.

В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствие состава административного правонарушения.

В силу п. 1 ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае: 1) наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса;

Оценив представленные доказательства, проанализировав нормы материального права, суд приходит к выводу о прекращении производства по делу в отношении АО «Петросах» в связи с отсутствием состава административного правонарушения, так как не переоформление лицензии на осуществляемый вид деятельности «Эксплуатация взрывопожарных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности» не порождает состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ.

Руководствуясь ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд

п о с т а н о в и л:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном части 3 статьи 9.1 КоАП РФ в отношении АО «Петросах» прекратить, на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Сахалинский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья: М.В. Кабалоева