ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-22/19 от 13.05.2019 Бейского районного суда (Республика Хакасия)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

Дело № 5-22/2019

13 мая 2019 года с. Бея

Судья Бейского районного суда Республики Хакасия Трофимчук М.В.,

при секретаре Филипповой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Угольная компания «Разрез Майрыхский», расположенного по адресу: <...>, пом. 5Н, Республика Хакасия, Алтайский район, сельсовет Аршановский, адрес фактического осуществления деятельности: Республика Хакасия, Бейский район, в 4,5 - 5 км северо-восточнее от северо-восточной окраины аала ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

Протоколом об административном правонарушении № 2/19 от 27.03.2019 г. обществу с ограниченной ответственностью «Угольная компания «Разрез Майрыхский» вменяется нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, выразившееся в невыполнении ООО «Угольная компания «Разрез Майрыхский» требований, установленных статьями 36, 45.1 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ, а именно:

- не разработан в составе проектной документации раздел об обеспечении сохранности выявленных объектов культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проект обеспечения сохранности выявленных объектов культурного наследия либо план проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия производимых работ на каждый объект культурного наследия;

- не получено по документации или разделу документации, обосновывающей меры по обеспечению сохранности выявленных объектов культурного наследия, заключение государственной историко-культурной экспертизы и не представлено совместно с указанной документацией в Республике Хакасия на согласование, соответственно не реализована документация, обосновывающая меры по обеспечению сохранности выявленных объектов культурного (археологического) наследия (выявленных объектов археологического наследия: «Могильник Аршаново 23», «Курганный могильник Аршаново 24» и «Одиночный курган Аршаново 25», включенного в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации «Могильник из 15 курганов»), ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, ведущий советник отдела государственного надзора Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Республики Хакасия ФИО2 в судебное заседание не явилась, уведомлена надлежащим образом. В судебном заседании 25.04.2019 г. пояснила, что административное правонарушение было установлено в ходе проведения внеплановой документарной проверки. Акт государственной историко-культурной экспертизы документации о выполненных полевых работах, содержащей результаты исследований, в соответствии с которыми определяется наличие или отсутствие объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия на земельных участках, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ на территории проектируемого производственного объекта «Очистные сооружения карьерных вод» ООО «УК «Разрез Майрыхский» для отработки 1 этапа лицензионного участка «Бейский-Западный», расположенного в пределах Алтайского и Бейского районов Республики Хакасия, общей площадь. 29,5 га - заключение экспертизы отрицательное. Из заключения следует, что на земельных участках, общей площадью 29.5 га, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных и (или) иных хозяйственных работ по проектируемому производственному объекту «Очистные сооружения карьерных вод» ООО «УК «Разрез Майрыхский» для отработки 1 этапа объекты культурного наследия, включенные в реестр, а также объекты, обладающие признаками объекта культурного наследия, выявленные объекты археологического наследия не обнаружены, испрашиваемые земельные участки расположены вне зон охраны, защитных зон объектов культурного наследия. Однако, строительные и иные работы планируется производить на земельных участках, непосредственно связанных с земельными участками в границах территории выявленных объектов археологического наследия «Могильник из 15 курганов», «Могильник Аршаново 23», «Курганный могильник Аршаново 24», «Одиночный курган Аршаново 25», «Курганный могильник Аршаново 26», следовательно на заявленных земельных участках проведение работ возможно только при наличии проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты археологического наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия. Учитывая отрицательное заключение экспертизы, на рассматриваемом земельном участке запрещается проведение земляных, строительных работ и иных работ. Государственной инспекцией 17.01.2019 г. в 10 часов 00 минут актом проверки от 17.01.2019 г. № 1/19 зафиксировано совершение юридическим лицом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ. Заключение историко-культурной экспертизы является основанием для принятия Госохранинспекцией решения о возможности проведения работ, указанных в п. 1 ст. 31 Федерального закона № 73-ФЗ, а также принятия иных решений, вытекающих из заключения историко-культурной экспертизы в отношении объектов, указанных в ст. 30 данного закона. После согласования проекта по обеспечению сохранности ООО «УК Разрез Майрыхский» надлежало реализовать документацию, обосновывающую меры по обеспечению сохранности выявленных объектов культурного (археологического) наследия, после чего приступить к земляным работам. Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее сознавало противоправный характер своего действия (бездействия) предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. 12.03.2019 г. постановлением Бейского районного суда производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ в отношении ООО «УК «Разрез Майрыхский» прекращено, поскольку протокол от 30.01.2019 г. № 1/19 подписан неуполномоченным должностным лицом. Госохранинспекция, действуя в пределах срока давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение 27.03.2019 г. составлен новый протокол об административном правонарушении, который подписан уполномоченным должностным лицом. Просила привлечь юридическое лицо ООО «УК «Разрез Майрыхский» к административной ответственности.

Законный представитель юридического лица ООО «УК «Разрез Майрыхский» в отношении, которого ведется производство по делу об административном правонарушении для участия в судебном заседании не явился, о дате, времени и месте его проведения извещен надлежащим образом.

Защитник - представитель ООО «УК «Разрез Майрыхский» по доверенности Малыхин Д.С. в судебное заседание не явился о дате, времени и месте его проведения извещен надлежащим образом. В судебное заседание 25.04.2019 г. представил письменные возражения на протокол Госохранинспекции пояснив, что Общество не согласно с протоколом об административном правонарушении, полагают, что производство по настоящему делу подлежит прекращению, поскольку протоколом № 1/19 от 30.01.2019 г. обществу вменено отсутствие проекта обеспечения сохранности выявленных объектов культурного наследия и заключения государственной историко-культурной экспертизы, что является нарушением статей 36, 45.1 Федерального закона от 25.062002 г. № 73-ФЗ. Постановлением Бейского районного суда от 12.03.2019 г. производство по делу прекращено, постановление суда не обжаловано и вступило в законную силу, однако ФИО2 повторно возбудила в отношении ООО «УК «разрез Майрыхский» дело об административном правонарушении по ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ. Поводом для возбуждения дела явились те же обстоятельства, установленные в ходе внеплановой документарной проверки, которая была проведена на основании распоряжения от 12.12.2018 г. № 117, поскольку в ходе производства по делу об административном правонарушении по одному факту совершения административного правонарушения составляется только один протокол, то составление в отношении ООО «УК «Разрез Майрыхский» нового протокола по ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ по одному и тому же факту нарушения требований закона об объектах культурного наследия, что противоречит нормам КоАП РФ и является необоснованным. Дополнительно в ходе судебного заседания пояснил, что на момент составления протокола об административном нарушении № 2/19 от 27.03.2019 г. нарушения указанные в протоколе устранены, что подтверждается актом № 0102 государственной историко-культурной экспертизы от 11.02.2019 г., которой дано положительное заключение, 25.01.2019 г. утвержден проект обеспечения сохранности объектов археологического наследия «Мероприятия по обеспечению сохранности объектов археологического наследия в составе проектной документации по объекту «Очистные сооружения карьерных вод участка «Бейский-Западный» Бейского каменноугольного месторождения. I этап». Полагают, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, просил производство по делу прекратить, в том числе в силу малозначительности.

Судья, исследовав материалы дела, доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 1.1 КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении в соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ являются в частности, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (статья 26.2 КоАП РФ).

ООО «УК «Разрез Майрыхский», вменяется нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, то есть совершение правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ.

Ответственность по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ установлена за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 3 ст. 7.13 указанного Кодекса действия (бездействие), предусмотренные частью 1 названной статьи, совершенные в отношении выявленных объектов культурного наследия или на их территориях, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до одного миллиона рублей.

Объективной стороной правонарушения (частей 1 - 3 статьи 7.13 КоАП РФ) являются противоправные действия (бездействие) относительно требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия народов РФ, в том числе выявленных объектов культурного наследия, их территорий, а равно несоблюдение ограничений, установленных в границах их зон охраны, то есть в невыполнении или нарушении тех предписаний, которые содержатся в нормативных правовых актах, регулирующих вопросы охраны и использования объектов культурного наследия, в том числе выявленных объектов культурного наследия.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, представляющих собой особую уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являющихся неотъемлемой частью всемирного культурного наследия регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации».

Согласно ч. 1 ст. 33 Федерального закона № 73-ФЗ от 25.06.2002 г. объекты культурного наследия, в том числе выявленные объекты культурного наследия, подлежат государственной охране.

В соответствии с абз. 2 ст. 3 указанного Федерального закона, под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются в том числе городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои.

Объекты археологического наследия относятся к видам объектов культурного наследия - памятники. Территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с настоящей статьей (части 1, 3 ст. 3.1 Федерального закона № 73-ФЗ).

Границы территории объекта археологического наследия определяются на основании археологических полевых работ.

В соответствии с п. 16 ст. 16.1 Федерального закона № 73-ФЗ, объекты археологического наследия считаются выявленными объектами культурного наследия со дня их обнаружения лицом, получившим разрешение (открытый лист) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия.

Из материалов дела, судьей установлено, что заданием на проведение мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями № 60 от 20.09.2018 г. поручено провести мероприятие в отношении ООО «УК «Разрез Майрыхский» (т. 1 л.д. 28-29).

Согласно акту осмотра земельного участка, расположенного на территории участка Бейский – Западный Бейского каменноугольного месторождения Республика Хакасия Бейский и Алтайский районы от 20.09.2018 г. в ходе визуального обследования выяснилось, что на территории обследуемого участка ведутся подготовительные работы для разведки и добычи каменного угля, организована строительная площадка, на которой размещена строительная техника, бытовой строительный вагончик, располагается временная дорога, обеспечивающая подъезд к строительной площадке, сформирована земляная выработка (т. 1 л.д. 30-31).

21.09.2018 г. вынесено предостережение № 1/18 о недопустимости нарушения обязательных требований в отношении ООО «УК «Разрез Майрыхский», предоставлен срок до 26.11.2018 г., дополнительно предупреждены, что в случае продолжения неправомерных действий возможно административная ответственность (т. 1 л.д. 34-35).

23.11.2018 г. ООО «УК «Разрез Майрыхский» уведомил об исполнении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, обществом получен Акт государственной историко-культурной экспертизы № 1-10-2018 от 03.10.2018 г. Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук в соответствии с которым, земельные участки общей площадью 27,8 га подлежащие воздействию земляных, строительных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ на участках проектируемых производственных объектов: промплощадка, горные работы, склады ПГС, ПРС, автодороги ООО «УК «Разрез Майрыхский» для отработки 1 этапа лицензионного участка «Бейский-Западный», расположены вне зоны охраны, объекты культурного наследия, включенные в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и объекты, обладающие признаками объекта культурного наследия (в том числе археологического) отсутствуют (т. 1 л.д. 37).

03.12.2018 г. руководителем Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Республики Хакасия дано задание на проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями № 3/18 в отношении ООО «УК «Разрез Майрыхский» (т. 1 л.д. 39).

Из акта осмотра земельного участка, расположенного на территории участка Бейский - Западный Бейского каменноугольного месторождения Республика Хакасия Бейский и Алтайский районы от 07.12.2018 г. установлено, что в ходе визуального обследования земельного участка осмотрен один объект культурного наследия федерального значения, включённый в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации «Могильник из 15 курганов» и три выявленных объекта археологического наследия «Могильник Аршаново 23», «Курганский могильник Аршаново 24, «Одиночный курган Аршаново 25», в их границах проведение работ не зафиксировано. На территории земельного участка, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Бейский район, в 4,5 км северо-восточнее от северо-восточной окраины аала ФИО1 проведены работы по обустройству строительной площадки: подвоз грунта на карьерных грузовиках, проложена грунтовая дорога шириной 50 м, проведена отсыпка либо перемещение грунта к краям дороги, вдоль дороги проложены трубы и местами засыпаны гравием, трубы проложены под автодорогой Белый Яр - Аршаново - Бея, отсыпка и выравнивание территорий. 31.10.2018 г. в Госохранинспекцию поступил Акт № 3-10-2018 государственной историко-культурной экспертизы документации о выполненных полевых работах, содержащей результаты исследований, в соответствии с которыми определяется наличие или отсутствие объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия на земельных участках, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ на территории проектируемого производственного объекта «Очистные сооружения карьерных вод» ООО «УК «Разрез Майрыхский» для отработки 1 этапа лицензионного участка «Бейский-Западный». Заключение экспертизы отрицательное. Госохранинспекция приняла решение о согласии с выводами, изложенными в заключении экспертизы и возможности проведения земляных, строительных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ только при наличии в проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты археологического наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия (т. 1 л.д. 40-42).

10.12.2018 г. принято мотивированное представление о назначении внеплановой проверки, поскольку возникла угроза причинения вреда объекту культурного наследия федерального значения включенного в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации «Могильник из 15 курганов», выявленным объектам археологического наследия: «Могильник Аршаново 23», «Курганский могильник Аршаново 24» и «Одиночный курган Аршаново 25» (т. 1 л.д. 50-51).

Как следует из распоряжения (приказа) о проведении внеплановой документарной проверки юридического лица от 12.12.2018 г. № 117, задачами проверки являются: контроль за соблюдением обязательных требований законодательства об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации; установление фактов угрозы причинения вреда объекту культурного наследия федерального значения включенного в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов российской Федерации «Могильник из 15 курганов», выявленным объектам археологического наследия: «Могильник Аршаново 23», «Курганный могильник Аршаново 24» и «Одиночный курган Аршаново 25», расположенных по адресу: Республика Хакасия, Бейский район, в 4,5-5 км северо-восточнее от северо-восточной окраины аала ФИО1. Предметом настоящей проверки является соблюдение обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами (т. 1 л.д. 52-55).

Согласно выписке из ЕГРН от 07.12.2018 г. № КУВИ-001/2018-15291106 собственником земельного участка, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Бейский район, в 4,5 км северо-восточнее от северо-восточной окраины аала ФИО1 является ООО «Угольна компания «Разрез Майрыхский». Ограничение прав и обременение объекта недвижимости не зарегистрировано (т.1 л.д. 243-244).

Из выписки из ЕГРН от 07.12.2018 г. № КУВИ-001/2018-15295269 собственником земельного участка, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Бейский район, в 5 км северо-восточнее от северо-восточной окраины аала ФИО1 является ООО «Угольна компания «Разрез Майрыхский». Ограничение прав и обременение объекта недвижимости не зарегистрировано (т. 1 л.д. 245-246).

Актом № 3-10-2018 государственной историко-культурной экспертизы, документации о выполненных археологических полевых работах от 29.10.2018 г., содержащей результаты исследований, в соответствии с которыми определяется наличие или отсутствие объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия на земельных участках, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ на территории проектируемого производственного объекта «Очистные сооружения карьерных вод» ООО «УК «Разрез Майрыхский» для отработки 1 этапа лицензионного участка «Бейский-Западный», расположенного в пределах Алтайского и Бейского районов Республики Хакасия, общей площадью 29,5 га, установлено, что представленные для экспертизы материалы позволяют сделать вывод о том, что на земельных участках объекты культурного наследия, включенные в реестр, а также объекты, обладающие признаками объекта культурного наследия выявленные объекты археологического наследия не обнаружены. Испрашиваемые земельные участки расположены вне зон охраны, защитных зон объектов культурного наследия. Однако строительные и иные работы планируется проводить на земельных участках, непосредственно связанных с земельными участками в границах территории выявленных объектов археологического наследия «Могильник из 15 курганов», «Могильник Аршаново 23», «Курганный могильник Аршаново 24», «Одиночный могильник Аршаново 25», «Курганный могильник Аршаново 26». Следовательно, на заявленных земельных участках общей площадью 29,5 га, на территории проектируемого производственного объекта «Очистные сооружения карьерных вод» ООО «УК «Разрез Майрыхский» для отработки 1 этапа лицензионного участка «Бейский-Западный», расположенного в пределах Алтайского и Бейского районов Республики Хакасия, проведения земляных, строительных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ возможно только при наличии в проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействий проводимых работ на указанные объекты археологического наследия. Согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия. Заключение экспертизы отрицательное.

Таким образом, с учетом заключения экспертизы ООО « УК «Разрез Майрыхский» обязан:

- разработать в составе проектной документации раздел об обеспечении сохранности выявленных объектов культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проект обеспечения сохранности выявленных объектов культурного наследия либо план проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на каждый объект культурного наследия;

- получить по документации или разделу документации, обосновывающей меры по обеспечению сохранности выявленных объектов культурного наследия, заключение государственной историко-культурной экспертизы и представить его совместно с указанной документацией в Государственную инспекцию по охране объектов культурного наследия Республики Хакасия на согласование;

- обеспечить реализацию согласованной Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия Республики Хакасия документации, обосновывающей меры по обеспечению сохранности выявленного объекта культурного (археологического) наследия (т. 1 л.д. 82).

Актом проверки органом государственно контроля (надзора) органом муниципального контроля юридического лица № 1/19 от 17.01.2019 г. выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами: в нарушение требований к обеспечению сохранности выявленных объектов археологического наследия на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия провело земляные, строительные и иные работы: транспортировка грунта на карьерных грузовиках; проложена грунтовая дорога шириной до 50 м; проведена отсыпка либо перемещение грунта к краям дороги; вдоль дороги проложены трубы и местами засыпаны гравием; трубы проложены под автодорогой Белый Яр-Аршаново-Бея; отсыпка и выравнивание территории (т. 2 л.д. 1-7).

Постановлением Бейского районного суда Республики Хакасия от 12.03.2019 г. производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ в отношении ООО «УК «Разрез Майрыхский» прекращено, поскольку протокол об административном правонарушении № 1/19 от 30.01.2019 г. составлен неправомочным лицом (т. 2 л.д. 76-81).

Так протоколом об административном правонарушении № 2/19 от 27.03.2019 г. ООО «Угольная компания «Разрез Майрыхский» вменяется нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, выразившееся в невыполнении ООО «Угольная компания «Разрез Майрыхский» требований, установленных статьями 36, 45.1 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ.

В силу ст. 36 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ установлено, что проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в ст. 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, либо при условии соблюдения техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, заказчиками других видов работ, лицом, проводящим указанные работы, требований настоящей статьи (п. 1 ст. 36).

Изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в ст. 30 настоящего Федерального закона работы по использованию лесов и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных ст. 5.1 настоящего Федерального закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным п. 2 ст. 45 настоящего Федерального закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия (п. 2 ст. 36).

Пунктом 3 статьи 36 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ установлено, что строительные и иные работы на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при наличии в проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия.

В случае обнаружения объекта археологического наследия уведомление о выявленном объекте археологического наследия, содержащее информацию, предусмотренную п. 11 ст. 45.1 настоящего Федерального закона, а также сведения о предусмотренном п. 5 ст. 5.1 настоящего Федерального закона особом режиме использования земельного участка, в границах которого располагается выявленный объект археологического наследия, направляются региональным органом охраны объектов культурного наследия заказчику указанных работ, техническому заказчику (застройщику) объекта капитального строительства, лицу, проводящему указанные работы. Указанные лица обязаны соблюдать предусмотренный п. 5 ст. 5.1 настоящего Федерального закона особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается выявленный объект археологического наследия.

В соответствии с п. 7 ст. 36 указанного Федерального закона, изыскательские, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в ст. 30 настоящего Федерального закона работы по использованию лесов и иные работы, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия (в том числе объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, расположенных за пределами земельного участка (земельных участков), в границах которого (которых) проводятся указанные работы), нарушить их целостность и сохранность, должны быть немедленно приостановлены заказчиком указанных работ, техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, лицом, проводящим указанные работы, после получения предписания соответствующего органа охраны объектов культурного наследия о приостановлении указанных работ. Соответствующий орган охраны объектов культурного наследия определяет меры по обеспечению сохранности указанных в настоящем пункте объектов, включающие в себя разработку проекта обеспечения сохранности объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ.

Приказом Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Республики Хакасия от 21.11.2018 г. № 107 «О включении выявленных объектов археологического наследия в Перечень выявленных объектов культурного наследия, утверждении границ территорий и режимов использования территорий, выявленных объектов» «Могильник из 15 курганов», «Могильник Аршаново 23», «Курганный могильник Аршаново 24», «Одиночный курган Аршаново 25», «Курганный могильник Аршаново 26» включены в перечень выявленных объектов культурного наследия (т. 2 л.д. 27-39).

Выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения из повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты об неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Проверив на основании имеющихся в деле материалов законность и обоснованность составления протокола об административным правонарушении № 2/19 от 27.03.2019 г. судья приходит к выводу, что доводы защитника Малыхина Д.С. о наличии оснований для признания административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ малозначительным, заслуживают внимания.

25.01.2019 г. Институтом археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук утвержден «Проект обеспечения сохранности объектов археологического наследия «Мероприятия по обеспечению сохранности объектов археологического наследия в составе проектной документации по объекту «Очистные сооружения карьерных вод участка «Бейский-Западный» Бейского каменноугольного месторождения. 1 этап» (т. 2 л.д. 129).

Для реализации мероприятий по обеспечению сохранности объектов археологического наследия, непосредственно связанных с земельными участками производственного объекта «Очистные сооружения карьерных вод участка «Бейский-Западный» Бейского каменноугольного месторождения. 1 этап» с кадастровыми номерами: № 19:04:070402:34; № 19:06:050702:21; № 19:06:000000:225; № 19:06:050602:42 в пределах Алтайского и Бейского района Республики Хакасия предлагаются:

- запрет или ограничение движения транспортных средств, иной техники по территории объекта археологического наследия. Применяется ко всем объектам археологического наследия;

- установка ограждений в виде земельного вала. Предписываются для предотвращения несанкционированного движения транспортных средств и иной хозяйственной деятельности на территории объектов археологического наследия. Земляные валы устанавливаются с учетом имеющихся сооружений, препятствующих проезду на территорию ОАН. Информационные знаки не устанавливаются для уменьшения несанкционированного внимания;

- обеспечение доступа (в уведомительном режиме) представителей органов власти для контроля за состоянием ОАН, исследователей для проведения полевых археологических работ;

- выполнение требований по обеспечению доступа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства к объекту культурного наследия;

- выполнение требований к содержанию и использованию культурного наследия (т. 2 л.д. 189-190, 193-197).

Работы по сохранению объектов археологического наследия в соответствии со ст. 45 и 45.1 Федерального закона № 73-ФЗ необходимо проводить в соответствии со следующим порядком:

- работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, при условии осуществления указанным органом контроля над проведением работ;

- физическим и юридические лица, ведущие разработку проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, осуществляют авторский надзор за проведением работ по сохранению данного объекта до дня окончания выполнения указанных работ.

Так согласно Акту № 0102 Государственной историко-культурной экспертизы документации, обосновывающей меры по обеспечению сохранности объектов культурного наследия «Проект обеспечения сохранности объектов археологического наследия «Мероприятия по обеспечению сохранности объектов археологического наследия в составе проектной документации по объекту «Очистные сооружения карьерных вод участка «Бейский-Западный» Бейского каменноугольного месторождения. 1 этап» от 11.02.2019 г. документация соответствует требованиям законодательства в сфере государственной охраны объектов культурного наследия и обеспечивает сохранность выявленных объектов культурного (археологического) наследия «Могильник из 15 курганов», «Могильник Аршаново 23», «Курганный могильник Аршаново 24», «Одиночный курган Аршаново 25», «Курганный могильник Аршаново 26» в ходе реализации хозяйственной деятельности по проекту «Очистные сооружения карьерных вод участка «Бейский-Западный» Бейского каменноугольного месторождения. 1 этап (положительное заключение) (т. 2 л.д. 97).

04.03.2019 г. Госохранинспекция известила ООО «УК «Разрез Майрыхский», что за время проведения общественного обсуждения заключения государственной историко-культурной экспертизы предложений не поступало, по результатам рассмотрения акта государственно-культурной экспертизы, прилагаемых документов и материалов, Госохранинспекция принимает решение о согласии с выводами, изложенными в заключении экспертизы.

С учетом вышеизложенного судья приходит к выводу, что ООО «УК «Разрез Майрыхский» проводятся мероприятия по устранению нарушений, предусмотренных ст. 36, ст. 45.1 Федерального закона № 73-ФЗ, принимаются все возможные меры по устранению выявленных внеплановой документарной проверкой в период с 13.12.2018 г. по 17.01.2019 г. нарушений, по состоянию на 27.03.2019 г. нарушения устранены в полном объеме.

Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. № 5 малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемым общественным правоотношениям.

Принимая во внимание вышеназванные положения закона и учитывая, что в действиях ООО «УК «Разрез Майрыхский» формально содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ, но с учетом характера правонарушения и обстоятельств его совершения, отсутствие неблагоприятных последствий, поскольку начатые работы не повлекли за собой повреждение или разрушение, уничтожение объекта культурного наследия или изменение его облика и интерьера, устранения ООО «УК «Разрез Майрыхский» выявленных нарушений, полагаю, с учетом отсутствия какого-либо вреда и последствий, действия ООО «УК «Разрез Майрыхский» не является существенным нарушением охраняемых общественных правоотношений, в связи, с чем производство по делу подлежит прекращению в связи с малозначительностью на основании ст. 2.9 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 2.9, 29.11, 23.1, 29.10, КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Угольная компания «Разрез Майрыхский» прекратить в силу малозначительности совершенного административного правонарушения.

Общество с ограниченной ответственностью «Угольная компания «Разрез Майрыхский» освободить от административной ответственности, объявив устное замечание.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия через Бейский районный суд Республики Хакасия в течение 10 суток с момента его вручения или получения.

Судья М.В. Трофимчук

Резолютивная часть оглашена 08.05.2019 г.

Мотивированное решение составлено 13.05.2019 г.