Дело № 5 – 22/2019 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о назначении административного наказания 20 февраля 2019 года п. Междуреченский Кондинский районный суд суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего Назарука Р. В. с участием директора муниципального казенного общеобразовательного учреждения Половинкинская средняя общеобразовательная школа ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении в отношении муниципального казенного общеобразовательного учреждения Половинкинская средняя общеобразовательная школа, расположенного по адресу: ул. Комсомольская, д. 12, п. Половинка по ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), УСТАНОВИЛ: В ходе проведения анализа поступивших обращений в отношении муниципального казенного общеобразовательного учреждения Половинкинская средняя общеобразовательная школа (далее Учреждение), пояснений директора Учреждения по вопросам указанным в обращении, а также документов, представленных директором Учреждения выявлено грубое нарушение лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности Учреждением, содержащее признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ. 28 января 2019 года старшим инспектором отдела лицензионного контроля Службы по контролю и надзору в сфере образования ХМАО-Югры в отношении Учреждения составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ который в соответствии с подведомственностью, установленной ст. 23.1 КоАП РФ, передан на рассмотрение в Кондинский районный суд. Представитель Службы по контролю и надзору в сфере образования ХМАО-Югры в суд не явился, извещен надлежащим образом. Суд, рассмотрел дело в отсутствие должностного лица составившего протокол. Представитель Учреждения ФИО1 суду пояснила, что указанные в административном протоколе нарушения Положения о лицензировании образовательной деятельности имеют место быть, данные нарушения в настоящее время устраняются. По поводу архитектурной доступности пояснила, что у Учреждения отсутствуют необходимые денежные средства для монтажа пандуса и перил, однако она неоднократно писала письма в 2017 и 2018 годах начальнику Управления образования администрации Кондинского района о данной проблеме и необходимости выделения денежных средств, но денежные средства выделены не были. Учреждение полностью финансируется за счет средств бюджета муниципального образования Кондинский район. Выслушав представителя Учреждения, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что в действиях Учреждения имеется состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, квалифицируемый как осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна). Понятие грубого нарушения, как указано в примечании к данной статье, устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности. Согласно пункту 40 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра «Сколково») подлежит лицензированию. Учреждение имеет лицензию на право осуществления данной деятельности (л.д. 57-60). Частью 1 статьи 8 Федерального закона № 99-ФЗ определено, что лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 утверждено Положение о лицензировании образовательной деятельности (далее - Положение о лицензировании образовательной деятельности), пунктами 6, 7 которого установлены требования к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности. В соответствии с пунктом 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности, к грубым нарушениям лицензионных требований относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ, в том числе нарушение лицензионных требований, предусмотренных подпунктами «а»-«д», «ж»-«к» пункта 6 и подпунктами «б», «д», «е» пункта 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности. Подпункт «г» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности устанавливает лицензионные требования к наличию разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии со статьей 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». В соответствии с частью 5 статьи 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное. В соответствии со статьей 55 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. В нарушение подпункта «г» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, статьи 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» у Учреждения отсутствуют разработанные и утвержденные адаптированные основные общеобразовательные программы в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии и наличием согласия родителей обучающихся <данные изъяты> Подпункт «б» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности устанавливает лицензионное требование к наличию материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, федеральными государственными требованиями и (или) образовательными стандартами. В соответствии с подпунктом 5 пункта 3.3.4. Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 (далее – ФГОС ДО), подпунктом 3 пункта 25 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 (далее – ФГОС НОО), подпунктом 3 пункта 24 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 (далее – ФГОС ООО), пунктом 3.6.1 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №1598 (далее – ФГОС ОВЗ) материально-технические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования, основного общего образования должны обеспечивать архитектурную доступность (возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к объектам инфраструктуры образовательного учреждения). В нарушение подпункта «б» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, подпункта 5 пункта 3.3.4 ФГОС ДО, подпункта 3 пункта 25 ФГОС НОО, подпункта 3 пункта 24 ФГОС ООО, пункта 3.6.1 ФГОС ОВЗ у Учреждения отсутствует возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов к объектам инфраструктуры организации, осуществляющей образовательную деятельность (архитектурная доступность). Подпункт «д» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности устанавливает лицензионные требования к наличию в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам. В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках. Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утверждается Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 46 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3). Номенклатурой должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2013 № 678, к должностям педагогических работников отнесены в том числе, должности «педагог-психолог», «учитель-дефектолог», «социальный педагог». В нарушение подпункта «д» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, части 1 статьи 46 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ в штате Учреждения или привлечении им на ином законном основании отсутствуют педагогические работники по должностям «педагог-психолог», «учитель-дефектолог», «социальный педагог», имеющие профессиональное образование, обладающие соответствующей квалификацией, указанной в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»), утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 №761н, необходимые для реализации адаптированных образовательных программ в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии для детей с ограниченными возможностями здоровья: <данные изъяты> Данные факты достоверно подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами: лицензией на осуществление образовательной деятельности № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 57-60); актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 28-38), сведениями о кадровом обеспечении образовательного процесса (л.д. 62-82), штатным расписанием (л.д. 83), списком обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (л.д. 84-89), заявлениями законных представителей обучающихся об организации занятий с логопедом, дефектологом, психологом (л.д. 117-141), объяснительной директора Учреждения ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 156), фотографиями входных групп Учреждения (л.д. 157-158), объяснительными директора Учреждения ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 142, 143), заключениями территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (л.д. 92-116). С учетом анализа представленных доказательств в их совокупности судья приходит к выводу о наличии и доказанности в действиях Учреждения состава административного правонарушения и квалифицирует их по ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Объективных данных, опровергающих выявленные факты нарушений, в дело не представлено. Оснований не доверять представленным документам не имеется. Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии со ст. ст. 28.2, 28.3 КоАП РФ. Исследованные в судебном заседании доказательства суд находит собранными в соответствии с требованиями КоАП РФ, относимыми, допустимыми и достаточными для привлечения юридического лица к административной ответственности по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ. Согласно ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. Обстоятельств отягчающих и смягчающих административную ответственность, при рассмотрении дела не установлено. Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ не истек, оснований для освобождения Учреждения от административной ответственности, судья не усматривает. При назначении наказания судья учитывает, что Учреждение в течение календарного года не привлекалось к административной ответственности за аналогичные правонарушения, оснований для административного приостановления деятельности Учреждения, указанных в ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ, в данном случае не имеется, судья считает возможным назначить Учреждению административное наказание в виде административного штрафа, так как именно этот вид сможет обеспечить достижение целей административного наказания, предусмотренного ст. 3.1 КоАП РФ - предупреждение новых правонарушений. Вместе с тем, согласно ч. 3.2. ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении наказания Учреждению судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение Учреждения, отсутствие денежных средств для устранения нарушений связанных с архитектурной доступностью и принятие директором учреждения с 2017 года необходимых мер для монтажа пандуса и перил, однако денежные средства Учреждению до настоящего времени не выделены. Учитывая данные обстоятельства и обстоятельства совершенного административного правонарушения, принятие мер к устранению выявленных нарушений судья полагает возможным применить по настоящему делу положения ч. 3.2., 3.3. ст. 4.1 КоАП РФ и назначить Учреждению административное наказание в виде штрафа менее минимального размера, предусмотренного санкцией ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, в размере 75 000 рублей. Указанным административным наказанием достигается цель административного производства, установленная статьей 3.1 КоАП РФ, в то время как применение меры административного наказания в большем размере штрафа, в рассматриваемом случае, будет носить неоправданно карательный характер. На основании изложенного и руководствуясь ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд п о с т а н о в и л: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Половинкинская средняя общеобразовательная школа признать виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуть административному наказанию с применением положений ч. 3.2., 3.3. ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 75 000 (семьдесят пять тысяч) рублей. Оплату штрафа произвести по следующим реквизитам: получатель УФК по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (Обрнадзор Югры л/сч 04871W08270), ИНН <***>, КПП 860101001, Банк: РКЦ Ханты-Мансийск, г. Ханты-Мансийск, БИК 047162000, расчетный счет <***>, КБК 077 1 16 07000 016000 140, ОКТМО 71816000. В соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф, назначенный по вышеуказанному постановлению, должен быть уплачен в срок не позднее шестидесяти дней с момента вступления настоящего постановления в законную силу. Документ, подтверждающий уплату штрафа, необходимо в установленный законом срок предоставить в канцелярию Кондинского районного суда по адресу: ул. Днепропетровская 14 п. Междуреченский. В случае не уплаты штрафа лицом, привлеченным к административной ответственности, в установленный законом срок, судья направляет материалы судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. За несвоевременную уплату штрафа предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ. Постановление может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры через Кондинский районный суд в течение 10 дней со дня вручения копии постановления. Судья: Р. В. Назарук |