Дело № 5 – 22/2016
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
15 апреля 2016 года с. Ивановка
Судья Ивановского районного суда Скобликова Н.Г.,
рассмотрев материалы дела об административном правонарушении № 5 - 22/2016, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Отделом финансового контроля за использованием межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов министерства финансов Амурской области проведена плановая камеральная проверка муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Дмитриевка» (далее МОБУ «СОШ с. Дмитриевка») на тему «Использование иного межбюджетного трансферта и обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей муниципальных общеобразовательных организациях, предоставленного учреждению в виде субсидии на финансовое обеспечение муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), в части факта нецелевого использования средств, о чем составлен соответствующий акт от 10.08.2015.
09.02.2016 по результатам проверки зам. начальника отдела финансового контроля за использованием межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов министерства финансов Амурской области ФИО1 в отношении начальника отдела образования администрации Ивановского района - ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, который на основании определения, вынесенного зам. министра финансов Амурской области ФИО3 от 18.02.2016 передан на рассмотрение в Ивановский районный суд, поскольку санкция ст. 15.14 КоАП РФ содержит и такой вид наказания как дисквалификация должностного лица, применение которого относится к исключительной компетенции судей.
20.02.2016 материал об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, поступил на рассмотрение в Ивановский районный суд Амурской области и определением от 24.02.2016 принят к производству суда.
29.03.2016 от ФИО2 поступило ходатайство о применении ст. 2.9. КоАП РФ, и соответственно об освобождении от административной ответственности, с вынесением устного замечания. Данное ходатайство мотивировано тем, что при формальном наличии всех признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, оно не содержало угрозы охраняемым общественным отношениям. А обстоятельством, смягчающим административную ответственность, в соответствии с ч.1 ст. 4.2 КоАП РФ можно признать оказание лицом содействия должностному лицу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении, а также предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения.
13.08.2016 в Ивановский районный суд от заместителя министра финансов Амурской области – ФИО3 поступил отзыв на представленное ходатайство, в котором указывается, на то, что совершенное ФИО2 административное правонарушение в области финансово – бюджетного регулирования, её роль должностного лица – руководителя муниципального учреждения организации, принявшее единоличное решение о нецелевом направлении средств бюджета, свидетельствует о повышенной ответственности за соблюдением законодательства в этой области, в связи с чем данное административное правонарушение не может быть отнесено к числу малозначительных. Довод ходатайства о том, что нарушение бюджетного законодательства устранено путём восстановления денежных средств областному бюджету, не относится к признакам малозначительности административного правонарушения. Восстановление денежных средств областному бюджету произведено за счет средств местного бюджета, а не за счет средств должностного лица…
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении по существу – 14-15.04.2016 представители министерства финансов Амурской области: ФИО1 и ФИО4 полагали, что действия начальника отдела образования ФИО2 образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, а оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ нет. Указали, что оплата ламп накаливания и энергосберегающих ламп для школы с. Дмитриевка за счет средств областного бюджета произведена целенаправленно, поскольку по счету на оплату от 10.11.2014 сумма за товар составляла <данные изъяты> рублей, при этом большая часть суммы (за лампы) – <данные изъяты> рублей была оплачена за счет средств областного бюджета, а оставшаяся сумма (за розетку и т.п. товар) за счет средств местного бюджета. Оснований для применения положений ч.4 ст. 24.5 КоАП РФ в рассматриваемом случае не имеется, поскольку оплата приобретённых товаров – ламп не финансируется за счет средств областного бюджета, и соответственно заявки на её оплату не должны предоставляться в область. На применении такого вида административного наказания как дисквалификация не настаивали.
ФИО2 пояснила, что она согласна с тем, обстоятельством, что в её действиях присутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ. Подписывая финансовые документы, она доверяла бухгалтеру, имеющему большой стаж работу. После проведения проверки и выявления факта нецелевого использования денежных средств, порядок подписания ею финансовых документов изменен: теперь в них указываются коды бюджетной классификации, из которых следует, из какого бюджета производится оплата. Деньги в сумме <данные изъяты> рубля были потрачены на приобретение ламп накаливания и энергосберегающие лампы для МОБУ Средняя школа с. Дмитриевка, перед проверкой Роспотребнадзора. Не отрицала того, что деньги в сумме <данные изъяты> рубля возмещены в бюджет области из средств бюджета района. Настаивала на представленном ранее ходатайстве о применении положений ст. 2.9 КоАП РФ.
Заслушав лиц, участвующих в деле, и изучив материалы дела, суд установил следующее.
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В соответствии со статьей 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии со статьей 2 Закона Амурской области от 11.10.2013 № 255-03 «О дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем и дополнительном образовании в Амурской области» в целях обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях бюджетам муниципальных образований предоставляется иной межбюджетный трансферт на следующие цели: оплату труда педагогических работников; оплату труда руководителей и учебно-вспомогательного персонала; материальные затраты, включая приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек, услуг доступа к информационно-коммуникационной сети «Интернет» в целях организации образовательного процесса, питание учащихся начальной школы и интернатов при муниципальных общеобразовательных организациях, дополнительное профессиональное образование педагогических работников по профилю педагогической деятельности, а также на иные затраты, связанные с реализацией общеобразовательных программ (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг); оплату подвоза учащихся к муниципальным общеобразовательным организациям.
Ведомственной структурой расходов областного бюджета на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденной Приложением № 9 к Закону Амурской области от 16.12.2013 № 298-03 «Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов», бюджетные ассигнования на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях предусмотрены по коду главного распорядителя бюджетных средств 914 «Министерство образования и науки Амурской области» целевой статье расходов 12 2 8726 «Обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях» виду расходов 500 «Межбюджетные трансферты».
Приложением 52 «Распределение иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях на 2014 год» к Закону Амурской области от 16.12.2013 № 298-03 «Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» муниципальному образованию Ивановский район распределен иной межбюджетный трансферт в сумме 209 622,6 тыс. рублей.
Решением Ивановского районного Совета народных депутатов от 25.12.2013 № 51 «О районном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» (в ред. от 24.12.2014) бюджетные ассигнования утверждены по коду главного распорядителя бюджетных средств 008 «Отдел образования администрации Ивановского района» разделу 07 00 «Образование» подразделу 07 02 «Общее образование» целевой статье расходов 12 2 8726 «Обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях» в сумме 58 168 008,08 рублей.
Управление в сфере образования по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам осуществляется путем заключения соглашений. Между муниципальным учреждением отдел образования Администрации Ивановского района и учреждением – МОБУ «СОШ с. Дмитриевка» заключено соглашение от 09.01.2014 № 30 о порядке и условиях предоставления субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (с учетом дополнительных соглашений от 20.01.2014 № 30/Д, от 13.03.2014 № 1, от 10.09.2014 № 2) последнему предоставлена субсидия на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в сумме 11 796 253,00 рубля, в том числе по кодам бюджетной классификации (далее - КБК):
за счет средств областного бюджета:
0702 1228726 611 241 в сумме 9 602 704,98 рубля;
0702 1228751 611 241 в сумме 1 224 687,91 рубля;
за счет средств местного бюджета:
0702 42119901 611 241 в сумме 290 100,11 рублей;
0702 42119904 611 241 в сумме 678 760,00 рубля.
Пунктом 7 статьи 3 Закона Амурской области от 11.10.2013 № 255-03 «О дошкольном начальном общем, основном общем, среднем общем и дополнительном образовании в Амура области» установлено, что межбюджетные трансферты носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
Между тем, в нарушение ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2 Закона Амурской области от 11.10.2013 № 255-03 «О дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем и дополнительном образовании в Амурской области», Закона Амурской области от 16.12.2013 № 298-03 «Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов», начальником отдела образования администрации Ивановского района ФИО2 допущено нецелевое использование иного межбюджетного трансферта на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей муниципальных общеобразовательных организациях в сумме <данные изъяты> рубля, выразившееся в направлении средств на оплату общехозяйственных расходов, не связанных с реализацией общеобразовательных программ (оплачены лампы накаливания и энергосберегающие лампы).
Данный факт подтверждается следующими доказательствами: актом от 26.01.2016, подписанного директором МОБУ «Средняя общеобразовательная школа с. Дмитриевка» ФИО6 и главным бухгалтером отдела образования администрации Ивановского района ФИО7; договором на бухгалтерское обслуживание от 10.01.2012, соглашением 09.01.2014 № 30 о порядке и условиях предоставления субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (с учетом дополнительных соглашений от 20.01.2014 № 30/Д, от 13.03.2014 № 1, от 10.09.2014 № 2); заявкой на выплату средств от 19.11.2014 № 867; выписки из лицевого счета учреждения от 20.11.2014; счетом на оплату от 10.11.2014 № 10016927; договора поставки от 10.11.2014; журналом операций расчетов с поставщиками и подрядчиками за 2014 год; Положением о муниципальном учреждении отделе образования администрации Ивановского района (в ред. постановления главы администрации Ивановского района от 28.08.2014 № 891), а также пояснениями ФИО2, данными ею в ходе рассмотрения дела.
Собранные по делу доказательства согласуются между собой и подтверждают фактические обстоятельства, установленные в суде, получены с соблюдением норм КоАП РФ и признаются судом достоверными.
Таким образом, действия начальника отдела образования администрации Ивановского района – ФИО2, являющейся должностным лицом, содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ - нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Довод ФИО2 о применении малозначительности правонарушения, судом не принимается.
Суд считает что, малозначительность деяния предполагает отсутствие каких-либо опасных угроз для личности, общества или государства при формальном наличии признаков состава административного правонарушения. Правонарушение признается малозначительным, если степень его общественной опасности мала или отсутствует. Общественная опасность - это свойство правонарушения, порождаемое тем, что оно наносит вред общественным отношениям. Юридическим выражением признака общественной опасности является противоправность соответствующего правонарушения, то есть общественная опасность - это количественный критерий.
Установленные статьей 2.9 КоАП РФ основания для освобождения ФИО2, как должностного лица, муниципального служащего, от административной ответственности ввиду малозначительности административного правонарушения с учетом конкретных обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, по мнению суда, отсутствуют.
При определении меры наказания судом обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено, в качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность, суд признает оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия должностному лицу министерства финансов Амурской области, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении.
Учитывая в совокупности характер совершенного административного правонарушения; статус лица, привлекаемого к административной ответственности, отсутствие данных о привлечении к административной ответственности, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, и наличие обстоятельства, смягчающего административную ответственность, суд полагает необходимым назначить наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей, который сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Более строгий вид наказания – дисквалификацию, суд с учетом обстоятельств дела, в том числе и учитывая то, на какие нужды были потрачены денежные средства, полагает назначать нецелесообразным.
Двухгодичный срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек.
Руководствуясь ст.ст.29.7, 29.9-29.11 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес>, проживающей по адресу: <адрес>, виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, и назначить ей административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей (двадцать тысяч рублей).
В соответствии со ст. 31.1., 32.2 КоАП РФ уплата штрафа должна быть произведена не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу на счет:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Сумма административного штрафа вносится или переводится лицом, привлеченным к административной ответственности, в кредитную организацию, в том числе с привлечением банковского платежного агента или банковского платежного субагента, осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", организацию федеральной почтовой связи либо платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами".
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, предоставленного для уплаты штрафа, второй экземпляр постановления будет направлен в течение десяти суток судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. При этом судебным приставом – исполнителем в отношении лица, не уплатившего административный штраф, в установленный срок, составит протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ.
Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа необходимо направить в Ивановский районный суд по адресу: 676930, с. Ивановка Ивановский район Амурской области ул. Ленина,150.
Постановление может быть обжаловано в Амурский областной суд через Ивановский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Постановление в окончательной форме изготовлено 18.04.2016.
Судья: Скобликова Н.Г.