ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-22/2017 от 13.02.2017 Нижнеломовского районного суда (Пензенская область)

Дело № 5-22/2017

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Нижний Ломов 13 февраля 2017 года

Судья Нижнеломовского районного суда Пензенской области Баранова О.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ПензаМолИнвест» (ООО «ПензаМолИнвест») (ОГРН 1075827000831, ИНН/КПП 5828003909/583501001, юридический адрес: <адрес>, фактический адрес: <адрес>), ранее не привлекавшегося к административной ответственности,

УСТАНОВИЛ:

Протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, составленным начальником территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пензенской области в Нижнеломовском, Наровчатском, Спасском, Вадинском, Мокшанском, Земетчинском районах ФИО1 зафиксирован факт совершения ООО «ПензаМолИнвест» правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, выразившегося в следующем:

ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут установлено, что в нарушение требований абз. 2 ст. 8, абз. 2 ст. 11, п. 4 ст. 20, ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»; СанПин 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», п.п. 2.2, 2.4 СанПин 1.1.1058 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий) ООО «ПензаМолИнвест» представлена программа производственного контроля, однако результатов проведения лабораторного контроля (протоколов лабораторных исследований) не представлено, то есть производственный контроль качества атмосферного воздуха ООО «ПензаМолИнвест» (учредителем которого является ООО «ГК «Дамате») площадок , расположенных в Нижнеломовском районе Пензенской области рядом с автодорогой <адрес>, на границе санитарно-защитной зоны, то есть в зоне влияния предприятия, не проводился. ООО «ПензаМолИнвест», учредителем которого является ООО «ГК «Дамате», не предприняло действенных мер по защите населения от воздействия выбросов вредных химических веществ в атмосферный воздух, что может оказать вредное влияние на здоровье населения.

В судебном заседании представитель ООО «ПензаМолИнвест»- Никонова С.Н., действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, с протоколом не согласилась, ссылаясь на то, что проведение лабораторных исследований качества воздуха не является обязательным требованием для птицеводческих предприятий. Расстояние от площадок ООО «ПензаМолИнвест» до ближайших жилых застроек достаточно большое (от 3 до 4 км), поэтому в соответствии со ст. 4.2 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 оценка риска для здоровья населения не проводится. Кроме того, в ДД.ММ.ГГГГ по обращениям этих же граждан Управлением Росприроднадзора на их предприятии проводилась проверка в области охраны атмосферного воздуха,. При этом никаких нарушений выявлено не было. Просила производство по делу прекратить.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя ООО «ПензаМолИнвест», суд приходит к следующему.

Административная ответственность по статье 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившегося в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объектом правонарушения выступают общественные отношения в сфере охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.

Согласно ст.39 названного Федерального закона на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Согласно пунктам 4.1.1, 5.1, 5.4 СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест" юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны, в том числе, обеспечить проведение лабораторных исследований загрязнения атмосферного воздуха мест проживания населения в зоне влияния выбросов объекта; обеспечивать проведение лабораторных исследований за загрязнением атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов данного объекта. Результаты производственного контроля за загрязнением атмосферного воздуха должны представляться в территориальные органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы и другие органы в установленном порядке.

В соответствии с частями 1 и 2 ст. 20 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ" атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека.

Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами.

Согласно п. 1.5 СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе: осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции. Объектами производственного контроля являются производственные, общественные помещения, здания, сооружения, санитарно-защитные зоны, зоны санитарной охраны, оборудование, транспорт, технологическое оборудование, технологические процессы, рабочие места, используемые для выполнения работ, оказания услуг, а также сырье, полуфабрикаты, готовая продукция, отходы производства и потребления (п. 2.3 СП 1.1.1058-01).

Согласно подпункту "б" пункта 2.4 СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" производственный контроль включает, в частности, осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных настоящими санитарными правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами: на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния предприятия, на территории (производственной площадке), на рабочих местах с целью оценки влияния производства на среду обитания человека и его здоровье.

Пунктом 2.5 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 определено, что организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков.

Согласно пункту 3.1 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.

Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной.

Из анализа приведенных норм следует, что производственный контроль с применением лабораторных исследований, испытаний обязателен для осуществления в случаях, если это прямо предусмотрено санитарными правилами с учетом категории объекта, вида осуществляемой деятельности, выполняемых трудовых функций и т.д.

Как следует из материалов дела, ООО «ПензаМолИнвест» является юридическим лицом, о чем ДД.ММ.ГГГГ внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц (л.д. 26,62), и поставлено на учет в налоговом органе ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 26 а, л.д. 62).

В соответствии с п. 5.1 Устава ООО «ПензаМолИнвест» предметом деятельности общества является животноводство: разведение крупного рогатого скота, разведение сельскохозяйственной птицы, растениеводство в сочетании с животноводством, предоставление услуг в области растениеводства и животноводства, а также производство пищевых продуктов: производство молочных продуктов; переработка молока и производство сыра, производство цельномолочной продукции и другие виды деятельности и другие (л.д. 28-30).

Согласно пункту 7.1.11 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 деятельность ООО «ПензаМолИнвест» на площадках относится к 2 и 3 классам опасности.

Исходя из изложенного, проведение производственного контроля качества атмосферного воздуха посредством лабораторных исследований в данном случае является обязательным, в связи с чем доводы представителя для ООО «ПензаМолИнвест» об обратном несостоятельны.

Как видно из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ начальником территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пензенской области в Нижнеломовском, Наровчатском, Спасском, Вадинском, Мокшанском, Земетчинском районах ФИО1 вынесены определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (л.д. 6), определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении (л.д. 15).

Поводом к возбуждению в отношении ООО «ПензаМолИнвест» дела об административном правонарушении и проведению административного расследования послужили обращения граждан ФИО2 и ФИО3 по вопросу нарушении природоохранного законодательства (л.д.7-11).

ДД.ММ.ГГГГ ТО Управления Роспотребнадзора по Пензенской области в Нижнеломовском, Наровчатском, Спасском, Вадинском, Мокшанском, Земетчинском районах проведен осмотр комплекса по выращиванию индейки, расположенного в Нижнеломовском районе Пензенской области рядом с автодорогой <данные изъяты>, в ходе которого установлено, что ООО «ПензаМолИнвест» осуществляет свою деятельность по выращиванию, подращиванию, содержанию, откормке индейки на площадках , расположенных в Нижнеломовском районе Пензенской области вдоль автодороги <адрес>. Основная производственная деятельность ООО «ПензаМолИнвест» на площадках, расположенных в Нижнеломовском районе Пензенской области, сопровождается выбросами в атмосферный воздух диаксида азота (3 класса), аммиака (4 класс), оксида азота (3 класс), оксид углерода (4 класс), дигидросульфида (2 класс) и др. В результате жизнедеятельности птицы в помещении птичников выделяются вредные вещества: аммиак, сероводород, метан, спирт метиловый, трикрезол, этилформиат, альдегид пропионовый, микроорганизмы, пыль шерстяная и др. Очистка вредных выбросов не предусмотрена. Проект санитарно-защитной зоны (СЗЗ) находится в стадии разработки. Программа производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнение санитарно-противоэпидемиологических мероприятий ООО «ПензаМолИнвест» утверждена ДД.ММ.ГГГГ. При проведении осмотра несанкционированного размещения отходов производства и потребления, выделения неблагоприятных запахов, образующихся в результате деятельности ООО «ПензаМолИнвест» от площадок, находящихся в Нижнеломовском районе Пензенской области, обнаружено не было.

При этом, сведений о проведении производственного контроля посредством лабораторных исследований атмосферного воздуха в ходе осмотра представлено не было, что по мнению суда свидетельствует о том, что производственный контроль качества атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны в указанный период ООО «ПензаМолИнвест» не проводился.

Указанные обстоятельства представителем ООО «ПензаМолИнвест» в судебном заседании не оспаривались.

Факт совершения правонарушения подтверждается : протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, предписанием от ДД.ММ.ГГГГ, иными доказательствами, имеющимися в деле.

Данные доказательства получены в установленном законом порядке, в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

С учетом изложенного, прихожу к выводу о наличии в действиях ООО «ПензаМолИнвест» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ.

Доводы представителя ООО «ПензаМолИнвест» о том, что ранее в отношении общества по обращениям тех же граждан Управлением природопользования уже проводилась проверка, в ходе которой нарушений выявлено не было, правового значения при рассмотрения данного дела не имеет.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств судом не установлено.

Принимая во внимание характер совершенного правонарушения, посягающего на отношения по обеспечению эпидемиологического благополучия населения и характеризующегося высокой степенью опасности, поскольку затрагивают интересы неопределенного круга лица в отношении их жизни и здоровья, суд считает необходимым назначить ООО «ПензаМолИнвест» наказание в виде штрафа.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.9 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Юридическое лицо - Общество с ограниченной ответственностью «ПензаМолИнвест» (ОГРН 1075827000831, ИНН/КПП 5828003909/583501001, юридический адрес: <адрес> фактически адрес: <адрес>) признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

Наложенный штраф перечислить на р/с 40101810300000010001 отделение г. Пенза получатель: УФК по Пензенской области (Управление Роспотребнадзора по Пензенской области), ИНН 5837023563, БИК 045655001, Код бюджетной классификации 141 1 16 28000 01 6000 140, КПП 583701001, ОКТМО 56651101, УИН (протокол от ДД.ММ.ГГГГ).

Постановление может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Нижнеломовский районный суд Пензенской области в течение 10 дней со дня получения копии постановления.

Судья О.И.Баранова