ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-22/2021 от 16.02.2021 Каларского районного суда (Забайкальский край)

УИД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

16 февраля 2021 г. с. Чара

Судья Каларского районного суда Забайкальского края Пешкова Ольга Николаевна,

с участием лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении ФИО1,

представителя Управления Министерства внутренних дел РФ по Забайкальскому краю ФИО2, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.18.8 КоАП РФ в отношении ФИО1, родившейся ДД.ММ.ГГГГ, в гор. Ош, <адрес>, зарегистрированной по адресу пгт. Новая Чара, <адрес> сроком с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, образование среднее, являющейся гражданкой Киргизской Республики, не замужем, на иждивении <данные изъяты>, привлекавшейся к административной ответственности по ч.1 ст.18.8 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛА:

ДД.ММ.ГГГГ в Каларский районный суд поступил протокол по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 в совершении правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 18.8 КоАП РФ.

В судебном заседании было установлено следующее.

ФИО1 пояснила, что в квартире по <адрес> проживать невозможно из-за морозов, она находится в ветхом доме. Руководство детского сада разрешило проживать в помещении садика, поскольку необходимо срочно заканчивать его ремонт. Рабочие работают в непрерывном режиме, поспят и сразу продолжают работу, то есть необходимости в жилье не имеется, поскольку постоянно работают.

Представитель Управления Министерства внутренних дел РФ по Забайкальскому краю ФИО2 находит вину по ч.4 ст.18.8 КоАП РФ доказанной, просит назначить наказание в виде штрафа с не применением выдворения в связи с имеющимся Указом Президента РФ , дающим право в период распространения коронавирусной инфекции воздержаться от данного наказания.

Изучив представленные материалы, выслушав лиц, участвующих в деле, прихожу к следующему.

Согласно положений ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания представляется в орган миграционного учета принимающей стороной или непосредственно данным иностранным гражданином в случаях, предусмотренных частями 3, 3.1, 3.2 и 4 статьи 22 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч.2 ст.21 №109-ФЗ иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания по адресу организации, в которой он в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность, в случае фактического проживания по адресу указанной организации либо в помещении указанной организации, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном.

Как указано в Постановлении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 22-П "По делу о проверке конституционности положений части 1 и пункта 2 части 2 статьи 20 Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" в связи с жалобами граждан США ФИО6 и ФИО7" при решении вопроса о выборе места постановки иностранного гражданина (лица без гражданства) на учет по месту пребывания, равно как и при оценке наличия в его действиях признаков нарушения режима пребывания (проживания) в Российской Федерации положения части 1 и пункта 2 части 2 статьи 20 названного Федерального закона не могут рассматриваться как обязывающие временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина (лица без гражданства), поставленного на миграционный учет по месту нахождения (адресу) пригласившей его организации (принимающей стороны), правовая связь с которой, основанная на положениях законодательства Российской Федерации, в период пребывания в Российской Федерации им не утрачивается, вставать на миграционный учет по месту нахождения (адресу) жилого помещения, которое ему предоставила принимающая сторона и в котором он временно проживает.

Миграционный учет - исходя из его целей, обозначенных в части 1 статьи 4 Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", - призван отражать факт нахождения иностранного гражданина (лица без гражданства) по конкретному месту (адресу), определяемому, как и применительно к регистрационному учету граждан Российской Федерации, как место пребывания или жительства, под которым обычно понимается конкретное помещение, и тем самым обеспечивать органам публичной власти, принимающей стороне, а также другим субъектам частноправовых отношений с участием иностранного гражданина (лица без гражданства) возможность непосредственных контактов с ним (п. 4 Постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 22-П).

В условия миграционного учета не входит обязанность иностранных граждан (лиц без гражданства) находиться лишь в том помещении, адрес которого был зафиксирован при подаче в орган миграционного учета соответствующих документов. Наличие подобного требования, отступление от которого рассматривалось бы как несоблюдение правил миграционного учета, влекущее соответствующие меры ответственности, связало бы их пребывание в России чрезмерно жесткими ограничениями, недопустимыми в правовом демократическом государстве, и допускало бы не отвечающее целям защиты конституционных ценностей ограничение свободы передвижения, сопряженное с риском непредсказуемого, избирательного и произвольного применения мер государственного принуждения (п.5).

Место пребывания иностранного гражданина (лица без гражданства) не приравнивается к месту (адресу) его проживания, а значит, допускается его учет по месту пребывания и в иных местах, где он осуществляет трудовую деятельность (находится), т.е. в этой трактовке учет иностранных граждан (лиц без гражданства) по месту пребывания напрямую не связан - в отличие от регистрации по месту жительства (и по месту временного пребывания) российских граждан и постоянно или временно проживающих в России иностранных граждан - исключительно с местом проживания.

Из представленных материалов следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 00 минут в ходе проведения проверочного мероприятия по адресу: <адрес>, пгт. Новая Чара, <адрес>А, выявлен факт нарушения миграционного законодательства, допущенный гражданкой Киргизской Республики ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В ходе проверки по учетам МВД России установлено, что гражданка ФИО1 прибыла в РФ ДД.ММ.ГГГГ на основании паспорта AN2513338, выданного ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ. Гражданка ФИО1 состоит на миграционном учете по месту временного пребывания по адресу: <адрес>, пгт. Новая Чара, <адрес>, сроком с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ. В ходе проверки установлено, что по адресу постановки на миграционный учет, а именно по адресу: <адрес>, пгт. Новая Чара, <адрес>. гражданка ФИО1 не пребывала и не пребывает, данный факт подтверждается объяснением самой гражданки ФИО1 Фактически с ДД.ММ.ГГГГ гражданка ФИО1 пребывает по адресу осуществления трудовой деятельности, а именно по адресу: <адрес>, пгт. Новая Чара, <адрес>А. Таким образом, по мнению административного органа, ФИО1 нарушила ч.2 ст. 20, ч. 2 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ, постановление вступило в законную силу, не обжаловано, штраф добровольно оплачен.

Между тем, законом не определена обязанность иностранного гражданина находиться лишь в том помещении, адрес которого был зафиксирован при подаче в орган миграционного учета соответствующих документов. Как указано выше, наличие подобного требования, отступление от которого рассматривалось бы как несоблюдение правил миграционного учета, влекущее соответствующие меры ответственности, связало бы их пребывание в России чрезмерно жесткими ограничениями, недопустимыми в правовом демократическом государстве.

ФИО1 зарегистрирована в <адрес> в <адрес> по адресу пгт. Новая Чара <адрес>, хотя временно проживает в том же населенном пункте по месту трудовой деятельности <адрес> А по согласованию с работодателем и представителей объекта, на котором производится капитальный ремонт.

Из досье иностранного гражданина усматривается, что ООО «Панорама» предоставило сведения о возможности регистрации иностранного гражданина по адресу пгт. Новая Чара <адрес> (л.д._____).

Сотрудники миграционной службы не были лишены возможности осуществления контроля за иностранными гражданами при обстоятельствах установленных судом.

ООО «Панорама» заключен с ФИО1 трудовой договор в рамках исполнения муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ по капитальному ремонту здания МДОУ Центр развития ребенка – детский сад «Березка» (л.д.________).

Из объяснений лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении следует, что фактически в беспрерывном режиме ведутся отделочные работы в целях завершения работ в установленный срок.

Из информации администрации Каларского муниципального округа следует, что до настоящего времени капитальный ремонт детского сада «Березка» не завершен по следующим объективным причинам - в связи со сложной транспортной доступностью <адрес>, возникает задержка вагонов со строительными материалами; из-за суровых климатических условий в <адрес> отсутствует возможность своевременной разгрузки контейнеров со строительными материалами (грузоподъемная техника работает до – 30° С); подрядчиком не систематизирована работа на объекте (отсутствие достаточного количества работников, бригадира на объекте, отсутствие графика работы с указанием конкретных видов работ, не соблюдаются требования муниципального контракта в части своевременного вывоза строительного мусора с территории детского сада и т.д.). Администрация Каларского муниципального округа во взаимодействии с Подрядчиком принимает исчерпывающие меры по завершению капитального ремонта МДОУ Центр развития ребенка – детский сад «Берёзка». В целях обеспечения остронуждающихся родителей (законных представителей) дошкольным учреждением по заявлению предоставляются места в МДОУ Чарский детский сад «Ручеек», расположенном на территории сельского поселения «Чарское» в 18 километрах от городского поселения «Новочарское». Для своевременного завершения капитального ремонта и ввода в эксплуатацию детского сада особо значимого для жителей пгт. Новая Чара необходимо увеличение количества работников строительной бригады, в том числе сохранения ныне действующей строительной бригады, так как на территории <адрес> отсутствуют грамотные специалисты, выполняющие работы по соответствующим профилям (сантехники, высококлассные электрики, плиточники, штукатуры-маляры и т.д.). Учитывая социальную значимость данного объекта, своевременное и качественное завершение капитального ремонта стоит на особом контроле у <адрес> (л.д._____).

Кроме того, доказательств, позволяющих прийти к выводу о том, что ФИО1 не проживает по месту миграционного учета, а проживает по адресу пгт. Новая Чара <адрес> А, материалы дела не содержат. Само по себе признание вины ФИО1, не освобождало административный орган от обязанности выяснить все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Какие-либо доказательства, подтверждающие факт нарушения приведенных норм миграционного законодательства в материалах дела отсутствуют. Из материалов дела, не следует, что должностное лицо, составившее протокол выезжал по месту постановки на миграционный учет ФИО1: <адрес> установил факт её не проживания по данному адресу. О дополнении рассмотрения дела представитель административного органа не ходатайствовал, полагая, что достаточно признательных показаний лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении.

При таких обстоятельствах, в действиях ФИО1 не усматривается нарушения правил миграционного учета, а именно повторного в течение одного года совершения иностранным гражданином административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи (нарушение иностранным гражданином режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом).

Совокупности доказательств вины ФИО1, достаточных для признания её виновной в совершении административного правонарушения по ч.4 ст.18.8 КоАП РФ суду не представлено.

В силу п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Согласно ч.ч. 1, 4 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При таких обстоятельствах, производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 подлежит прекращению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.24.5, 29.10, 29.11 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛА:

Производство по делу об административном правонарушении , предусмотренном ч.4 ст. 18.8 КоАП РФ в отношении ФИО1 прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через Каларский районный суд Забайкальского края в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Каларского районного суда О.Н. Пешкова