Борский городской суд Нижегородской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Борский городской суд Нижегородской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 5-23/11
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
о привлечении к административной ответственности
г.Бор 21 апреля 2011 года
Борский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Карабановой Н.Р., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, возбужденном в отношении ООО «», имеющим юридический адрес: , с участием учредителей ООО «» - ФИО1 и ФИО2, ранее не привлекавшимся к административной ответственности,
У С Т А Н О В И Л :
ООО «», имеющий юридический адрес: , допустило неисполнение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризмав части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, выразившееся в том, что ООО «», являясь лизинговой компанией, что отражено в п.2.2 Устава ООО «», и относящейся в соответствии со статьей 5 Федерального закона РФ № 115-ФЗ от 07.08.2001 года «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, обязанным принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, в нарушение требований вышеуказанного закона в связи со сменой руководителя не представило в Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу новую карту формы 2-КПУ, не привело в соответствии с действующим законодательством в сфере ПОД/ФТ имеющиеся в ООО «» Правила внутреннего контроля, в течение ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ не направило ответственного за организацию в ООО «» противодействия теневому обороту, для получения целевого инструктажа, а также для подготовки и обучению в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
По данному нарушению ООО «» был составлен ДД.ММ.ГГГГ протокол об административном правонарушении.
В судебное заседание вызывались директор ФИО3, учредители ФИО1 и ФИО2
В судебное заседание не явился директор ФИО3, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, о чем имеется уведомление. Ходатайств об отложении слушания дела от ФИО3 в суд не поступало. Учредители ФИО1 и ФИО2 не возражают рассмотреть дело в отсутствии директора ООО «» ФИО3 Суд признает неявку ФИО3 в судебное заседание без уважительной причины и считает возможным рассмотреть дело в отсутствии директора ООО «» ФИО3
Суд, заслушав представителей ООО «» учредителей ФИО1 м ФИО2, свидетеля К.Н.В., исследовав протокол об административном правонарушении и прилагаемые к нему материалы, суд приходит к следующему:
Как установлено показаниями учредителей ФИО1 и ФИО2 они являются согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц учредителями ООО «», но о деятельности данного общества ничего не знают.
Свидетель К.Н.В. суду пояснила, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она являлась директором ООО «», которое располагалось по адресу: . Ей ничего не известно о существовании в ООО «» Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма. Следил ли кто за изменением законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, и вносил ли в имеющиеся в ООО «» Правила внутреннего контроля изменения она не знает. Также она не знает, был ли кто ответственным за организацию противодействия «теневому бизнесу» в ООО «», она не знает. Также пояснила, что за период ее деятельности в ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ никто в АНО «Международный учебно-методический центр финансового мониторинга» для прохождения целевого инструктажа из ООО «» не направлялся.
Согласно п.2.2 Устава ООО «» предметом деятельности Общества является финансовый лизинг.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ основным видом деятельности ООО «» является финансовый лизинг.
Таким образом, ООО «» является лизинговой компаний. В соответствии со статьей 5 Федерального закона РФ № 115-ФЗ от 07.08.2001 года «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» ООО «» относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, обязанным принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма.
В соответствии со ст.3 Федерального закона РФ № 115-ФЗ от 07.08.2001 года «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
В соответствии со ст.4 указанного выше Федерального закона к обязательным мерам, направленным на противодействие отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма относятся обязательные процедуры внутреннего контроля.
Под организацией внутреннего контроля следует понимать совокупность принимаемых организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, направленных на создание системы внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма, которая позволила бы выявлятьоперации, подлежащие обязательному контролю, а также иные операции с денежными средствами или иным имуществом, связанные с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, а также своевременно представлять о таких операциях информацию в уполномоченный орган.
В соответствии со ст.7 Федерального закона №115-ФЗ организации обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании в организации (п.1 ст.7 Федерального закона №115-ФЗ); вставать на учет в уполномоченном органе (п.9 ст.7 Федерального закона №115-ФЗ), идентифицировать клиентов организации в соответствии с Перечнем организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности, с целью последующего приостановления операций с участием этих лиц (п. 10 ст.7 Федерального закона №115-ФЗ); разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию программ внутреннего контроля, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях (п.2 ст.7 Федерального закона №115-ФЗ).
На основании информации, содержащейся в МРУ Росфинмониторинга по ПФО, установлено, что внутренний контроль в ООО «» не организован, а именно:
1. Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 30 ноября 2005 года №164 «Об утверждении формы Карты постановки на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы» утверждена форма карты постановки на учет в Росфинмониторинге (далее - карта 2-КПУ).
В соответствии с п. 45 Административного регламента исполнения Федеральной службой по финансовому мониторингу государственной функции по ведению учета организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденному приказом Росфинмониторинга от 14.12.2007 №318 и п. 10 Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами, или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.01.2003 № 28 организации в случае изменения сведений, содержащихся в карте постановки на учет, в течение 5 дней сообщают о них в Федеральную службу по финансовому мониторингу.
П.п. 15 карты формы 2-КПУ предусмотрена фиксация информации о руководителе организации. В представленной при постановке на учет ООО » карте 2 -КПУ руководителем организации являлась Ч.Т.В..
Кроме того, в соответствии с п.45 Приказа Росфинмониторинга от 14.12.2007 №318 «Об утверждении административного регламента исполнения Федеральной службы по финансовому мониторингу государственной функции по ведению учета организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы» при смене руководителя организации в территориальный орган Росфинмониторинга представляется новая карта постановки на учет по форме 2-КПУ с нотариальным заверением подписи руководителя.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ № директором ООО «» на момент проведения проверочных мероприятий являлась К.Н.В..
Однако, ООО «», в связи со сменой руководителя представило новую карту формы 2-КПУ, что свидетельствует об игнорировании норм законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ.
2. Пунктом 2 статьи 7 Федерального закона предусмотрено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом,) обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, разрабатывать правили внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ.
Правила внутреннего контроля организации, осуществляющей операции денежными средствами или иным имуществом, должны включать порядок документального фиксирования необходимой информации, порядок обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке обучению кадров, а также критерии выявления и признаки необычных сделок учетом особенностей деятельности этой организации.
Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом рекомендаций утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации по согласованию уполномоченным органом, и утверждаются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.
Квалификационные требования к специальным должностным лица ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требования к подготовке и обучению кадров идентификации клиентов, выгодоприобретателей определяются в соответствии порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации согласованию с уполномоченным органом.
Распоряжениями Правительства РФ от 17.07.2002 №983-р, а также 10.06.2010 № 967-р установлено, что указанные нормативные правовые акты определяют единый подход к разработке организациями (за исключением кредитных организаций), осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, указанными в статье 5 Федерального закона противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", правил внутреннего контроля осуществляемого в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 17.07.2002 № 983-р действовавшим до 28.06.2010, а также распоряжением Правительства РФ 10.06.2010, вступившим в законную силу с 10.06.2010, при разработке критериев выявления и определении признаков необычных сделок в обязательном порядке учитывается также специфика деятельности организации и рекомендации, утверждаемые Федеральной службой по финансовому мониторингу по согласованию с соответствующими надзорными органами.
Приказом Росфинмониторинга от 08.05.2009 №103, утверждены новые рекомендации, содержащие основные критерии выявления и признаки необычных сделок, учитывающие виды деятельности различных организаций, в том числе ломбардов.
Исходя из поставленных целей законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма также буквального прочтения Рекомендаций № № 967-р и п.22 Административного регламента № 130, Правила внутреннего контроля должны соответствовать действующему законодательству РФ в сфере ПОД/ФТ.
Согласно п.3 Постановлению Правительства РФ № 715 требования к подготовке и обучению кадров организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе формы, программы, периодичность и сроки подготовки и обучения, устанавливаются Федеральной службой по финансовому мониторингу.
Данные требования установлены Федеральной службой по финансовому мониторингу Приказом от 01.11.2008 №256 «Об утверждение положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализация (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма», который вступил в силу с 17.02.2009, а также приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 №203, вступившим в законную силу 05.04.2010.
Правила внутреннего контроля ООО «» согласованы в МРУ Росфинмониторинга по ПФО (уведомление о согласовании от ДД.ММ.ГГГГ №).
При этом, данные Правила содержат положения, предусматривающие порядок осуществления внутреннего контроля, выявления и представления сведений в уполномоченный орган.
Учитывая, что Правила внутреннего контроля направлены на создание условий надлежащего исполнения требований Федерального закона, в том числе выявлению и представлению информации об операциях (сделках), вызывающих подозрения, они должны приводиться в соответствие с действующим законодательством РФ и неукоснительно соблюдаться организациями.
Вместе с тем, указанные правила внутреннего контроля ООО «», в течение длительного времени, а именно с ДД.ММ.ГГГГ не соответствуют действующему законодательству в сфере ПОД/ФТ, поскольку, в частности не содержат приведенных в соответствие с приказами Росфинмониторинга от 01.11.2008 № 256, а также от 03.08.2010 № 203 квалификационных требований к подготовке и обучению кадров, кроме того критерии и признаки необычных сделок не доработаны в соответствие с приказом Росфинмониторинга от 08.05.2009 №103, что свидетельствует об отсутствии организованной системы внутреннего контроля в Обществе по причине отсутствия принятия внутренних организационных мер в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, а также недостаточном обучением сотрудников организации в сфере ПОД/ФТ.
3. В соответствии с приказом Федеральной службы по финансов мониторингу от 01.11.2008 года № 256 «Об утверждении Положения о требованиями к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма», действовавшим до 04.10.2010, сотрудники организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или имуществом (кроме кредитных организаций), обязаны проходить подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Одной из форм такого обучения является целевой инструктаж, который проводится в виде участия работников организаций в конференциях, семинарах и иных аналогичных мероприятиях.
Приказом Росфинмониторинга от 01.11.2008 №256 установлена обязанность специального должностного лица, ответственного за соблюдение внутреннего контроля, о прохождении целевого инструктажа не реже одного в год.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 21.11.2005 № 1989-р создана АНО «Международный учебно-методический центр финансового мониторинга», которая в рамках предоставленных полномочий централизованный учет организаций и лиц, прошедших обучение по программе целевого инструктажа и реестр выданных учебными заведениями свидетельств.
Согласно письму МУМЦФМ от ДД.ММ.ГГГГ исх. № сведения о прохождении сотрудниками ООО «» целевого инструктажа в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. в реестре Международного учебно-методического центра финансового мониторинга отсутствуют.
Таким образом, специальное должностное лицо ООО «» целевой инструктаж не проходило, что свидетельствует об отсутствии организованной системы внутреннего контроля в ООО «» в течение длительного времени.
Проанализировав представленные суду доказательства, суд считает, что в действиях ООО «» содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях: "Неисполнение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи"
При назначении наказания суд учитывает, что отягчающих ответственность обстоятельств по делу не имеется, ООО «» впервые привлекается к административной ответственности.
На основании изложенного и руководствуясь ч. 2 ст. 15.27, ст. 29.9-29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
П О С Т А Н О В И Л:
ООО «» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить наказание в виде штрафа в сумме 75000 (семьдесят пять тысяч) рублей. Штраф перечислять в УФК МФ РФ по Нижегородской области Фин.отдел администрации Борского района, ИНН №, КПП №, №, в ГРКЦ ГУ Банка России по Нижегородской области г.Н.Новгород ОКАТО №, БИК №, штраф, код. №.
Постановление может быть обжаловано и опротестовано в Нижегородский областной суд в течение 10 суток.
Судья Борского городского суда
Нижегородской области: подпись Н.Р. Карабанова
Постановление вступило в законную силу