дело №5-7/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г.Сасово Рязанской области 12 января 2021 года
Судья Сасовского районного суда Рязанской области Федосова Н.А.,
при секретаре Сандицкой К.Г.,
с участием:
защитника юридического лица АО «Рязаньавтодор» - Кутищевой И.В., действующей на основании доверенности от №01/21Д от 11.01.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, в отношении юридического лица АО «Рязаньавтодор»,
УСТАНОВИЛ:
Юридическое лицо - акционерное общество «Рязаньавтодор» (АО «Рязаньавтодор») совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, при следующих обстоятельствах.
30.10.2020 в 16 часов 30 минут на автодороге «Восход-Ермишь» на 3 км+100м Ермишинского района АО «Рязаньавтодор» являясь юридическим лицом ответственным за содержание автодороги нарушены требования по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог, а именно не приняты меры к устранению дефектов в виде выбоин на покрытии проезжей части размером: 110х8х100, 100х7х90, 60х7,5х90, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, тем самым нарушены требования п.5.2.4 ГОСТа Р 50597-2017, п.13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения от 23.10.1993 №1090, Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ст.17 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации», что создает реальную угрозу безопасности дорожного движения.
Законный представитель юридического лица АО «Рязаньавтодор» о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, в суд не явился, обеспечив явку защитника Кутищевой И.В.
В судебном заседании защитник Кутищева И.В. вину юридического лица в совершении вышеназванного правонарушения не признала, пояснив, что административным органом допущены существенные нарушения процедуры привлечения к административной ответственности и порядка получения доказательств. Акт № 205 выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии на 3км+100м автомобильной дороги «Восход-Ермишь» Ермишинского района, составленный государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД МОМВД России «Сасовский» ФИО1 на основании п.86 Административного регламента, утвержденного приказом МВД России от 30.03.2015 № 380 и Приложения №4 к нему, которые не предусматривают при его составлении какой-либо дополнительной проверки и замеров, а предписывают проводить только фиксацию наличия нарушений с применением фото и/или видео съемки и дальнейшую передачу данной информации уполномоченному должностному лицу с указанием даты и времени передачи информации. Составление акта является предварительной проверкой в порядке подпункта 2 части 2 ст. 10 Закона №294-ФЗ, после чего должно было последовать назначение внеплановой проверки юридического лица. Указанное мероприятие фактически являлось внеплановой проверкой привлекаемого к административной ответственности лица без вынесения решения о проведении данной проверки, согласование ее проведения с органами прокуратуры и без уведомления о ее проведении проверяемого лица, что является нарушением прав привлекаемого к административной ответственности юридического лица на присутствие при проведении проверки (проведении замеров выбоин), дачу соответствующих объяснений. В нарушение требований ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТ 32825-2014, ГОСТ 32825-14 в акте выявленных недостатков № 205 от 30.10.2020 отсутствуют сведения о номере полосы движения, сведения о конкретных километрах и привязках местоположения каждой выбоины, сведения о наименовании организации, выполнившей замеры и ее реквизиты, к акту не приложен протокол измерений, содержащий вышеприведенные сведения, все замеры проведены без привлечения специальной организации, уполномоченной на проведение соответствующих размеров, что свидетельствует о получении доказательств с нарушением закона. Указанный акт является недопустимым доказательством по делу. Полагает, что вина АО «Рязаньавтодор» в несоблюдении требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог полностью отсутствует. В связи с чем производство по данному делу подлежит прекращению по п. 2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, за отсутствием состава административного правонарушения. Кроме того, указала, что работы по ликвидации выбоин на указанной автомобильной дороге проводились в соответствии с заключенным контрактом.
Заслушав объяснения защитника юридического лица, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
Согласно ст.12 Федерального закона от 10.12.1995 N196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 N257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил (пункт 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N1090).
Согласно требованиям п.5.2.4 ГОСТа Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.
В силу ч.1 ст.12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
При этом, исходя из положений ст.2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина АО «Рязаньавтодор» в совершении административного правонарушения, предусмотренном ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, доказана и подтверждается совокупностью следующих доказательств:
Протоколом об административном правонарушении от /дата/ серии № согласно которому 30.10.2020 в 16 часов 30 минут по адресу: автодорога «Восход-Ермишь» на 3 км+100м Ермишинского района, АО «Рязаньавтодор» являясь юридическим лицом, ответственным за содержание автодороги нарушены требования по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог, а именно не приняты меры к устранению дефектов в виде выбоин на покрытии проезжей части размером: 110х8х100, 100х7х90, 60х7,5х90, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, тем самым нарушены требования п.5.2.4 ГОСТа Р 50597-2017, п.13 «Основных положений по ДТС ПДД РФ», ст.17 Федерального закона №257-ФЗ от 08.11.2007 «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ», Федерального закона №196-ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения», что создает реальную угрозу безопасности дорожного движения.
Актом № 205 выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги от 30.10.2020, фототаблицей к нему, свидетельством о поверке РДУ Кондор №2956г-20/32, согласно которым на автодороге «Восход-Ермишь» на 3 км+100м Ермишинского района Рязанской области в дорожном покрытии имеются дефекты в виде выбоин размером 110х8х100, 100х7х90, 60х7,5х90.
Актом № 216 выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги от 11.11.2020, фототаблицей к нему, согласно которого на автодороге «Восход-Ермишь» на 3 км+100м Ермишинского района Рязанской области в дорожном покрытии имеются дефекты в виде выбоин размером 110х7х100, 70х10х90, 120х9х100.
Государственным контрактом от 01.09.2020 №68/07/4, приложениями к нему (технические задания), дополнительным соглашением к государственному контракту от 15.01.2019 №1, сообщением ГКУ Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области» от 17.11.2020 №6/МС-4682, согласно которым автомобильная дорога «Восход-Ермишь» км 3+100 находится в собственности Рязанской области. Содержание указанной автомобильной дороги осуществляет АО «Рязаньавтодор».
Помимо вышеуказанных доказательств, вина АО «Рязаньавтодор» в совершении данного административного правонарушения подтверждается также: определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 30.10.2020 серии 62ОП №076525; свидетельством о постановке на учет юридического лица в налоговом органе; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении АО «Рязаньавтодор» по состоянию на 17.11.2020; уставом АО «Рязаньавтодор».
Согласно Постановлению Правительства Рязанской области от 17.07.2007 №184 «О критериях отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения, а также утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Рязанской области с присвоением им идентификационных номеров» автомобильная дорога «Восход-Ермишь» Ермишинского района является дорогой общего пользования регионального значения (идентификационный номер № 61 ОП РЗ 61К-033).
Техническим паспортом автомобильной дороги № 61 ОП РЗ 61К-033 «Восход-Ермишь» Ермишинского района.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд квалифицирует действия АО «Рязаньавтодор» по ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, то есть несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, что угрожает безопасности дорожного движения.
Довод защитника Кутищевой И.В. о том, что акт № 205 выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги от 30.10.2020 является недопустимым доказательством, поскольку в нем отсутствуют сведения о номере полосы движения, сведения о конкретных километрах и привязках местоположения каждой выбоины, сведения о наименовании организации, выполнившей замеры и ее реквизиты, а также к акту не приложен протокол измерений, содержащий вышеприведенные сведения, замеры проведены без привлечения специальной организации, уполномоченной на проведение соответствующих замеров, суд считает необоснованными по следующим основаниям.
Приказом МВД РФ от 30.03.2015 № 380 Утвержден Административный регламент, в силу п. 86 которого в случае выявления при осуществлении надзора за дорожным движением нарушений обязательных требований безопасности оформляется акт о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда (приложение N 4 к настоящему Административному регламенту).
Акт № 105 выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы) от 30.10.2020 составлен уполномоченным лицом - государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД МОМВД России «Сасовский» ФИО1, форма которого предусмотрена Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения, правил стандартов технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, утвержденного Приказом МВД России от 30.03.2015 N 380. Обязательного указания в акте на номер полосы движения форма акта не предусматривает, при этом в акте обозначен конкретный участок автомобильной дороги «Восход-Ермишь» Ермишинского района, на котором выявлены дефекты дорожного покрытия в виде выбоин, а именно 3 км+100м, указано должностное лицо, составившее акт, информация о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, сведения о применении фото-фиксации измерений, измерительный прибор, использованный для определения размеров исследования выбоин. Приложением к акту является фототаблица, а также свидетельство о поверке средства измерения – рейки дорожной универсальной РДУ-КОНДОР, которой проводились измерения, из которых усматривается применение должностным лицом измерительного прибора, и наглядно подтверждающие наличие нарушении, зафиксированных в акте и протоколе об административном правонарушении.
Таким образом, указанный акт принимается судом в качестве относимого, допустимого и достоверного доказательства.
При этом, суд считает необходимым отметить, что не направление акта выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы) от 30.10.2020 № 205 в адрес АО «Рязаньавтодор», не влечет прекращения производства по настоящему делу по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 81 Приказа МВД России от 30.03.2015 N380 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог» надзор за дорожным движением осуществляется непрерывно, в целях контроля за эксплуатационным состоянием автомобильных дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов и линий городского электрического транспорта, соблюдением обязательных требований безопасности при проведении ремонтно-строительных и других работ на автомобильных дорогах; принятия мер по устранению угроз безопасности дорожного движения и нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, а также совершенствованию организации дорожного движения.
Из анализа положений Административного регламента следует, что положения указанного нормативного правового акта не предусматривают направление акта выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы) кому-либо.
Указанный акт не является процессуальным документом, предусмотренным КоАП РФ, а по сути, является сообщением, содержащим данные, указывающие на наличие, в данном случае, события административного правонарушения.
Довод защитника Кутищевой И.В. о том, что составление акта выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги от 30.10.2020 является предварительной проверкой в порядке подпункта 2 части 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» после чего должно было последовать назначение внеплановой проверки юридического лица, суд также считает несостоятельными, поскольку в данном случае имело место непосредственное выявление должностным лицом ГИБДД совершенного административного правонарушения, что в силу положений п. 1 ч.1 ст. 28.1 КоАП РФ являлось достаточным основанием для возбуждения дела об административном правонарушении.
Довод защитника Кутищевой И.В. о том, что работы по устранению выбоин в дорожном покрытии автодороги «Восход-Ермишь» Ермишинского района» были выполнены в соответствии с контрактом, суд считает голословными, доказательств принятия исчерпывающих мер по предотвращению недостатков в содержании автодороги суду не представлены.
Согласно п.8.7 Государственного контракта от 01.09.2020 №68/07/4 Подрядчик обязан поддерживать техническое состояние автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, обеспечивающее бесперебойное и безопасное движение транспортных средств.
В соответствии с условиями контракта Подрядчик обязался выполнить комплекс подрядных работ по нормативному содержанию и приведению в нормативное состояние автомобильных дорог – содержание автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и искусственных сооружений на них в том числе в Ермишинском районе Рязанской области в зависимости от погодных условий и необходимости выполнения работ в объеме, установленном в приложениях № 1-3,9, 10, 12 Технического задания. Сроки начала и окончания работ составляют: 1 этап – с момента заключения контракта, но не ранее.
При этом, срок устранения отдельных повреждений (выбоина, просадка, пролом) длиной 15 см. и более, глубиной 5 см. и более, площадью 0,06 кв.м. или более для автомобильной дороги IV технической категории составляет не более 10 суток (пункт 1Технических требований к качеству содержания автомобильных дорог - Приложение №1.6 Технического задания).
Аналогичные положения предусмотрены ГОСТом Р50597-2017.
Так, в силу пункта 3.1 раздела 3 (термины и определения) ГОСТа Р50597-2017 дефект: несоответствие транспортно-эксплуатационных показателей конструктивных элементов дорог и улиц, дорожных сооружений и элементов обустройства требованиям настоящего стандарта.
Момент обнаружения: дата и время регистрации поступления информации о наличии дефекта уполномоченным лицом организации, осуществляющей дорожную деятельность (пункт 3.3 ГОСТа).
Срок устранения дефекта: время с момента обнаружения дефекта до его устранения (пункт 3.5 ГОСТа).
Согласно пункту 5.2.4 ГОСТа Р50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.
В зависимости от категории дорог и улиц по их транспортно-эксплуатационным характеристикам сроки устранения повреждений (выбоин, просадок, проломов) установлены от 01 до 20 суток с момента обнаружения (таблица 5.3 - размеры дефектов покрытия и сроки их устранения).
Судом установлено, что автодорога «Восход-Ермишь» Ермишинского района Рязанской области относится к перечню автомобильных дорог общего пользования регионального значения, техническая категория IV, что подтверждается: Постановлением Правительства Рязанской области от 17.07.2007 №184 «О критериях отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения, а также утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Рязанской области с присвоением им идентификационных номеров»; сообщением ГКУ Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области» от 17.11.2020 №6/МС-4682.
Наличие помех для движения транспорта в виде множественных выбоин в дорожном покрытии на дороге «Восход-Ермишь» (участок 3 км. +100м.) Ермишинского района было обнаружено 30.10.2020 государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД МО МВД РФ «Сасовский» ФИО1, что подтверждается: актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автодороги от 30.10.2020 и фототаблицей к нему; определением о возбуждении дела и проведении административного расследования от 30.10.2020; протоколом об административном правонарушении от 18.12.2020.
В установленные сроки данный дефект подрядчиком АО «Рязаньавтодор» устранен не был, что следует из акта № 216 выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, составленного государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД МОМВД России «Сасовский» старшим лейтенантом полиции ФИО1
За совершенное административное правонарушение АО «Рязаньавтодор» должно понести наказание, поскольку в соответствии со ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
Обстоятельств, которые в соответствии со ст.24.5 КоАП РФ исключают производство по данному делу, судом не установлено.
В соответствии с ч.3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии с п.7 ч.1 ст.4.2 КоАП РФ суд признает в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность, - добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль.
В качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность, судом не установлено.
Обсуждая вопрос о размере и виде наказания юридическому лицу, суд исходит из нижеследующего.
Санкция ч.1 ст.12.34 КоАП РФ предусматривает наказание для юридических лиц в виде административного штрафа в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Принимая во внимание обстоятельства совершенного АО «Рязаньавтодор» административного правонарушения, суд считает возможным назначить АО «Рязаньавтодор» наказание в виде минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, а именно 200000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.29.9, 29.10 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать юридическое лицо АО «Рязаньавтодор» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренном ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 200000 (двести тысяч) рублей.
Получатель платежа (штрафа): УФК по Рязанской области (МО МВД России «Сасовский»), ИНН <***>, КПП 623201001, р/с <***>, КБК 18811630030016000140, БИК 046126001, ОКТМО 61642000, УИН 18810462190180001715.
Разъяснить АО «Рязаньавтодор», что в соответствии с ч.1 ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении срока, указанного в ч.1 ст.32.2 КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Согласно ч.1.3 ст.32.2 КоАП РФ при уплате административного штрафа лицом, привлеченным к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного главой 12 настоящего Кодекса, не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа.
Постановление может быть обжаловано в Рязанский областной суд через Сасовский районный суд Рязанской области в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Н.А. Федосова