Дело № 5-230/2017
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Гулькевичи 10 мая 2017 года
Судья Гулькевичского районного суда Краснодарского края Бочко И.А.,
при секретаре Чеботаревой В.Н.,
с участием представителя ИП ФИО1 – ФИО2, доверенность № от 13 августа 2015 года,
рассмотрев поступивший из Отдела МВД России по Гулькевичскому району административный материал в отношении Индивидуального предпринимателя ФИО1, данные о личности, о нарушении им ч. 3 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Согласно протоколу об административном правонарушении № от 17 апреля 2017 года, 17 марта 2017 года в 11 часов 20 минут в <...> установлен факт осуществления ИП ФИО1 реализации пива в розлив из помещения фирменного магазина «Кроп-пиво», расположенного на первом этаже многоквартирного дома в нарушение п. 5 ст. 4.1 Закона Краснодарского края от 04 июня 2012 года № 2497-КЗ «Об установлении ограничений в сфере розничной продажи алкогольной продукции и безалкогольных тонизирующих напитков», чем нарушил иные правила розничной продажи алкогольной и спиртсодержащей продукции.
В судебном заседании представитель ФИО1 – ФИО2 возражала против привлечения ФИО1 к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Пояснила, что поскольку данная норма носит бланкетный характер, необходимо применять правила розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, содержащиеся в федеральном законодательстве - Федеральном законе №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». Законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Пунктом 1 части 1 статьи 1.3.1 КоАП РФ предусмотрено, что к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Административная ответственность за нарушение п. 5 статьи 4.1 Закона Краснодарского края «Об установлении ограничений в сфере розничной продажи алкогольной продукции и безалкогольных тонизирующих напитков» может быть установлена Законом Краснодарского края «Об административных правонарушениях». Однако в указанном законе отсутствует административная ответственность за нарушение особых правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции. За нарушение законодательства субъекта Российской Федерации лицо не может привлекаться к административной ответственности по норме федерального закона. В данном случае в действиях ИП ФИО1 отсутствует противоправность деяния, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, что является обстоятельством, исключающим производство по делу. Кроме того, на сегодняшний день нет законодательно установленной разницы между продажей бутылочного пива и пива на розлив. Юридическая дефиниция «розничной продажи пива на розлив» отсутствует, никаких разъяснений на этот счет со стороны законодательного органа Краснодарского края, либо со стороны исполнительной власти не имеется, установленный Законом Краснодарского края «Об установлении ограничений в сфере розничной продажи алкогольной продукции и безалкогольных тонизирующих напитков» запрет розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в розлив в организациях торговли и общественного питания, расположенных в многоквартирных домах, не соответствует федеральному антимонопольному законодательству.
Суд, выслушав представителя привлекаемого к административной ответственности лица, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Частью 3 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в ред. Федерального закона от 22 июня 2007 года № 116-ФЗ, действующей с 01 января 2017 года) предусмотрена ответственность за нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
Объектом административного правонарушения является установленный порядок общественных правоотношений в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и иной спиртосодержащей продукции.
Объективную сторону правонарушения образует нарушение правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением розничной продажи этилового спирта, в том числе фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), или спиртосодержащих вкусоароматических биологически активных вкусовых добавок, или виноматериалов, оборота этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом.
Учитывая бланкетный характер приведенной нормы, для правильной квалификации рассматриваемого события необходимо применять правила розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, содержащиеся в федеральном законодательстве - Федеральном законе № 171-ФЗ от 22 ноября 1995 года «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», Законе №171-ФЗ, устанавливающем правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации, статьей 16 которого установлены особые требования к розничной продаже алкогольной продукции, розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, а также потреблению (распитию) алкогольной продукции.
В частности, абзацем 5 пункта 2 статьи 16 названного закона установлен запрет на розничную продажу алкогольной продукции на оптовых и розничных рынках, на вокзалах, в аэропортах, в иных местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности, определенных органами государственной власти субъектов Российской 5 Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанные ограничения действуют также на прилегающих к таким местам территориях.
Согласно абз.2 ст. 9 указанного Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.
Для регулирования отдельных вопросов розничной продажи алкогольной продукции на территории Краснодарского края в пределах полномочий Краснодарского края как субъекта Российской Федерации Законодательным собранием Краснодарского края принят Закон Краснодарского края от 4 июня 2012 года № 2497-КЗ «Об установлении ограничений в сфере розничной продажи алкогольной продукции и безалкогольных тонизирующих напитков».
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Частью 1 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Пунктом 1 части 1 статьи 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях отнесено установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Аналогичные полномочия органов государственной власти субъекта РФ закреплены подпунктом 39 п. 2 ст. 26.3 ФЗ от 06 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ».
В силу пункта 3 части 1 статьи 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Исходя из буквального толкования пункта 3 части 1 статьи 1.3 и пункта 1 части 1 статьи 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях не может устанавливаться административная ответственность за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Пределы компетенции субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях определены исключительно возможностью установления административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Из имеющихся в деле материалов административного производства следует, что предпринимателю ФИО1 вменено в вину нарушение ч. 5 ст. 4.1 Закона Краснодарского края от 4 июня 2012 года № 2497-КЗ «Об установлении ограничений в сфере розничной продажи алкогольной продукции и безалкогольных тонизирующих напитков».
Согласно части 5 статьи 4.1 указанного Закона (в редакции Закона № 3497-КЗ от 17 ноября 216 года, вступившей в силу 01 января 2017 года) на территории Краснодарского края не допускается розничная продажа пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в розлив в организациях торговли и общественного питания, расположенных в многоквартирных домах, а также во встроенных, в пристроенных, во встроенно-пристроенных помещениях в многоквартирных домах, за исключением ресторанов и кафе, размещение которых предусмотрено проектной документацией при строительстве многоквартирных домов.
Согласно пункту 3 статьи 26 Федерального закона № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» юридические лица, должностные лица и граждане, нарушающие требования данного закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом № 171-ФЗ не установлен запрет на розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в розлив в организациях торговли и общественного питания, расположенных в многоквартирных домах.
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно, относится решение вопросов установления административной ответственности за нарушение законов и иных правовых актов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (подпункт 39 пункта 2 статьи 26.3).
Таким образом, административная ответственность за нарушение статьи 4.1 Закона Краснодарского края от 4 июня 2012 года № 2497-КЗ «Об установлении ограничений в сфере розничной продажи алкогольной продукции и безалкогольных тонизирующих напитков» может быть установлена Законом Краснодарского края № 608-КЗ от 23 июля 2003 года «Об административных правонарушениях».
Однако в Законе Краснодарского края «Об административных правонарушениях» отсутствует административная ответственность за нарушение правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Поскольку за нарушение законодательства субъекта Российской Федерации лицо не может привлекаться к административной ответственности по норме федерального закона, устанавливающего состав данного правонарушения, в данном случае в действиях ИП ФИО1 отсутствует противоправность рассматриваемого деяния.
В соответствии со ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:
Согласно ст. 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
В представленных в качестве доказательств, подтверждающих вину ИП ФИО1, протоколе об административном правонарушении № от 17 апреля 2017 года, определении о возбуждении дела об административном правонарушении от 17 марта 2017 года, в определениях о передаче на хранение изъятой алкогольной продукции, об истребовании доказательств указано на нарушение ФИО1 иных правил розничной продажи алкогольной и спиртсодержащей продукции.
По состоянию на 17 марта 2017 года (дата совершения вменяемого ИП ФИО1 правонарушения) часть 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действовала в редакции Федерального закона № 261-ФЗ от 03 июля 2016 года и устанавливала ответственность за нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Такой состав как нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртсодержащей продукции Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях на момент совершения вменяемого правонарушения не содержал, ответственность за данное правонарушение не предусматривал.
Кроме того, представленные материалы дела свидетельствуют об осуществлении в магазине «Кроп-пиво» по улице Комсомольская № города Гулькевичи розничной продажи пива в таре (бутылках), предполагающей ее закупорку винтовой крышкой, и дальнейшее ее закрытие непосредственно самим покупателем, что представляет собой ничто иное как реализацию фасованной алкогольной продукции, не предполагающую ее потребление в месте приобретения. Сам по себе факт реализации алкогольной продукции в таре, предполагающей возможность ее закупорки, свидетельствует о розничной продаже алкогольной продукции, а не о реализации пива в розлив, то есть предполагающей ее потребление в месте приобретения.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о недостаточности доказательств наличия объективной стороны вменяемого предпринимателю ФИО1 правонарушения.
Суд также приходит к выводу о наличии неустранимых сомнений в виновности предпринимателя в совершении деяния, вменяемого ему административным ему должностным лицом ОМВД России по Гулькевичскому району.
В соответствии со ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Отсутствие состава административного правонарушения отнесено статьей 24.5 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что представленными доказательствами не подтверждается виновность ФИО1 в совершении вмененного ему правонарушения. Производство по данному делу подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст.ст. 29.7, 29.10, 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
Производство по делу в отношении ИП ФИО1 о нарушении ч. 3 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Гулькевичский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья И.А.Бочко