ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-230/2022 от 14.07.2022 Татищевского районного суда (Саратовская область)

Дело № 5-230/2022

64RS0036-01-2021-001765-09

Постановление

14 июля 2022 года р.п. Татищево Саратовской области

Судья Татищевского районного суда Саратовской области Добрыдень О.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Юниной О.Ю., с участием представителя ЗАО «Петролеум» - Ляховицкого Л.Е., представителя Средне-Поволжского управления Ростехнадзора – Федотова В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ в отношении закрытого акционерного общества «Петролеум» (ИНН 6434008677, ОГРН 1056403202350, КПП 533501001, юридический адрес: 440015, Пензенская область, г. Пенза, ул. Аустрина, д. 151, оф. 302, дата регистрации 09.04.2005),

установил:

26.10.2021 года в 16 часов 30 минут при проведении внеплановой выездной проверки ЗАО «Петролеум» выявлены нарушения обязательных норм и правил в области промышленной безопасности, в том числе лицензионных требований, при эксплуатации опасных производственных объектов: «Площадки установки по переработке нефти», рег. № А50-06187-0001, класс опасности III; «Базы товарно-сырьевой», рег. № А50-06187-0002, класс опасности III, расположенных по адресу: Саратовская область, Татищевский район, р.п. Татищево, ул. Заводская, 4, а именно, в нарушение требований ст. 9, 10, 14.1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», ст. 8 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»; п.5 положения «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2020 года № 1661, а именно:

- отсутствуют (не представлены) на праве собственности или ином законном основании сведения о наличии на праве собственности или ином законном основании по месту осуществления лицензируемого вида деятельности земельных участков, на которых размещены резервуары Е-54, Е-53, Е-52;

- отсутствуют (не представлены) документы, подтверждающие наличие на праве собственности или ином законном основании по месту осуществления лицензируемого вида деятельности ЗАО «Петролеум» технических устройств, применяемых на объектах, а именно: резервуары в количестве 33 единиц; технологические трубопроводы сырья; технологические трубопроводы нефраса; технологические трубопроводы керосина; технологические трубопроводы компонента дизельного топлива; технологические трубопроводы мазута; насосное оборудование в количестве 6 единиц; автостоянки в количестве 3 единиц; устройств слива-налива ж/д цистерн - в количестве 4 единиц; сооружения обслуживания емкости Е-56, входящие в состав ОПО «База товарно-сырьевая», рег. № А50-06187-0002; печи в количестве -1 единицы; колонное оборудование - 4 единицы; аппарат воздушного охлаждения – 1 единица; технологический трубопровод сырья; технологический трубопровод нефраса; технологический трубопровод дизельного топлива; технологический трубопровод керосина; технологический трубопровод мазута; насосное оборудование в количестве 17 единиц; градирни; факельной установки, входящие в состав ОПО «Площадка установки по переработке нефти», рег. № А50-06187-0001;

-допущено использование резервуаров П-1, П-2, П-3, П-4, П-5, П-6 предназначенных в соответствии с проектными решениями «Техническое перевооружение производства по переработке нефти в части организации хранения противопожарного запаса воды» 2017 г., разработанными ООО «НефтеХимПроект» для хранения воды (пожарные резервуары) не по прямому назначению, а именно резервуары используются для хранения горючих жидкостей;

- ЗАО «Петролеум» не осуществляется проведение в установленные сроки технического обслуживания, всех видов ремонтов технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах;

- работники ЗАО «Петролеум» допущены к работе на опасных производственных объектах без подтверждения соответствующей квалификации;

- не прошел аттестацию в области промышленной безопасности (блок Б 1.11) директор ЗАО «Петролеум» ФИО3, в объеме требований промышленной безопасности, необходимых для исполнения им трудовых обязанностей (директором утверждаются наряд-допуск на опасные виды работ);

- не прошел аттестацию в области промышленной безопасности (блок Б 1.11) начальник технического отдела ЗАО «Петролеум» ФИО4, в объеме требований промышленной безопасности, необходимых для исполнения им трудовых обязанностей (является ответственным за подготовительные работы и за проведение газоопасных работ);

- план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте малогабаритной нефтеперерабатывающей установке не пересмотрен в связи с проведенным техническим перевооружением опасного производственного объекта «Площадка установки по переработке нефти», рег. № А50-06187-0001, в части изменения технологической схемы и монтажа нового технологического оборудования, а именно: градирни;

- ЗАО «Петролеум» не имеет резерва финансовых средств для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- сведения, характеризующие опасные производственные объекты: «Площадка установки по переработке нефти», рег. № А50-06187-0001, III класс опасности; «База товарно-сырьевая», рег. № А50-06187-0002 III класс опасности, не достоверны и проидентифицированы не в полном объеме, а именно: в сведениях характеризующих опасные производственные объекты отсутствуют: устройство слива темных нефтепродуктов – 1единица; устройство налива темных нефтепродуктов – 1 единица; сооружение сливо-наливной железнодорожной эстакады; емкость Е-56; сооружение обслуживания емкости Е-56; насосный агрегата б/н в технологической связке с емкостью Е-56; насосный агрегат б/н размещенный в районе между емкостями Е-51 и Е-52; теплообменник б/н, насосный агрегат Н-1/3; градиня; печи П-1, П-2; факельная установка;

- ЗАО «Петролеум» не передает оперативные сообщения об инцидентах в течении 24 часов с момента инцидента в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности (согласно журналу учета инцидентов ЗАО «Петролеум» произошли инциденты 15.01.2020 в 11:40 – Отказ насоса поз.Н-1/3; 14.10.2020 в 07:10 – Отказ насоса поз.Н-2/1; 24.11.2020 в 04:20 – Отказ насоса поз.Н-1/1);

- осуществлено техническое перевооружение опасного производственного объекта «Площадка установки по переработке нефти», рег. № А50-06187-0001, с изменением технологической схемы и монтажом нового технологического оборудования, а именно: градирни, без документации, прошедшей экспертизу промышленной безопасности в установленном порядке;

- не обеспечена безопасная эксплуатация установки. На наружной площадке установки допущен сброс горючих газов с технологической емкости Е-45, Е-46, Е-47, Е-48, Е-57, Е-58;

- не обеспечена безопасная эксплуатация установки. Рефлюксная колонна не оснащена закрытой системой дренирования, исключающей поступление в окружающую среду горючих, паров;

-не обеспечена безопасная эксплуатация установки. Ректификационные колонны К-1, К-2 не оснащены автоматическим регулированием температуры жидкости в кубовой части, средствами сигнализации по перепаду давления между нижней и верхней частями колонны;

- не обеспечена безопасная эксплуатация печей П-1, П-2. Порядок пуска в работу (розжиг) печей, в том числе и после аварийной остановки не установлен в технологическом регламенте на производство продукции и инструкциях по пуску;

- не обеспечена безопасная эксплуатация печей П-1, П-2. Предназначенная для изоляции печей паровая завеса не работоспособна (не исправна). Не предусмотрена сигнализация по месту и на щите оператора срабатывающая при включении завесы;

- не обеспечена безопасная эксплуатация установки. Не осуществляется контроль работы факельной системы и дистанционное управление из операторной;

- не обеспечена безопасная эксплуатация установки. Факельная система не оборудована техническими средствами, обеспечивающими постоянную регистрацию (с выводом показаний в помещение управления) следующих данных: расхода продувочного газа в факельный коллектор или газовый затвор; уровня жидкости в сборниках конденсата; уровня жидкости в факельном гидрозатворе;

- не обеспечена безопасная эксплуатация установки. Факельная система не оснащена средствами сигнализации (с выводом сигналов в помещение управления), срабатывающими при достижении следующих параметров: минимально допустимого расхода продувочного газа в коллекторе или газовом затворе; минимально допустимого давления или расхода топливного газа на дежурные горелки; погасания пламени дежурных горелок; максимально допустимого уровня жидкости в сборниках конденсата; минимально допустимого уровня жидкости в факельных гидрозатворах; наличия горючих газов и паров в количестве 20 процентов от нижнего концентрационного предела распространения пламени на наружных установках в местах размещения насосного оборудования;

- не обеспечена безопасная эксплуатация установки. В конструкции факельной установки не предусмотрено автоматическое регулирование давления топливного газа, подаваемого на дежурные горелки, и расход продувочного газа, подаваемого в начало факельного коллектора;

- не обеспечена безопасная эксплуатация установки. Факельная установка не укомплектована устройствами дистанционного розжига и непрерывного дистанционного контроля наличия пламени;

- не обеспечена безопасная эксплуатация установки. Факельная установка не оснащена автоматической непрерывной подачей в начало факельного коллектора продувочного газа (топливного, природного газов или азота (инертного газа), для предупреждения образования в факельной системе взрывоопасной смеси;

- не обеспечена безопасная эксплуатация установки. При отсутствии обоснования в проектной документации (документации на техническое перевооружение) для нагнетания горючих жидкостей допущено применение шестерёнчатых насосов НМШ-32 зав. номер , ; -4 зав., зав.; <данные изъяты> зав., зав.;

- не обеспечена безопасная эксплуатация технологической установки. Системы контроля, управления и ПАЗ технологических процессов, а также системы связи и оповещения не промаркированы с нанесением соответствующих надписей, четко отражающих их функциональное назначение, величины установок защиты и регламентированные значения контролируемых параметров;

- не обеспечена безопасная эксплуатация технологической установки. Производство не оборудовано системами двусторонней громкоговорящей и телефонной связи между технологически связанными производственными участками;

- электроосвещение наружной технологической установки не имеет дистанционное включение из операторной;

- не обеспечена безопасная эксплуатация сооружений печи П-1, П-2, а именно: допущено разрушение кирпичной кладки стены печей;

- не обеспечена безопасная эксплуатация технологической установки. Допущено применение неисправных приборов контроля содержания кислорода в дымовых газах на выходе из печи П-1, П-2;

- не ведется учет числа циклов нагрузки аппарата за весь срок службы технического устройства – колонны ректификационной К-2 зав. (в соответствии с паспортом завода-изготовителя колонны К-2 назначенный ресурс составляет не более 1000 циклов) с целью проведения экспертизы промышленной безопасности в соответствии с требованиями статей 7 и 13 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" при превышении количества циклов нагрузки технологического оборудования (колонны ректификационной К-2 зав. ). Не определена дальнейшая возможность эксплуатации колонны К-2 с учетом фактического числа циклов нагрузки аппарата;

- допущена эксплуатация технического устройства - рефлюксной колонны зав. , дата ввода в эксплуатацию - 2007 год, предназначенной для проведения технологических процессов с истекшим сроком безопасной эксплуатации (в соответствии с экспертным заключением рег. ООО «Технологические системы» срок безопасной эксплуатации установлен до 28.12.2019.);

- допущена эксплуатация технического устройства - колонны отпарной, зав. , дата ввода в эксплуатацию - 2007 год, предназначенной для проведения технологических процессов с истекшим сроком безопасной эксплуатации (в соответствии с экспертным заключением рег. ООО «Технологические системы» срок безопасной эксплуатации установлен до 28.12.2019.);

- допущена эксплуатация технического устройства - колонны отпарной, зав. , дата ввода в эксплуатацию - 2007 год, предназначенной для проведения технологических процессов с истекшим сроком безопасной эксплуатации (в соответствии с экспертным заключением рег. . ООО «Технологические системы» срок безопасной эксплуатации установлен до 28.12.2019.);

- допущена эксплуатация технического устройства - технологического трубопровода сырья, дата ввода в эксплуатацию - 2007 год, предназначенного для проведения технологических процессов с истекшим сроком безопасной эксплуатации (в соответствии с экспертным заключением рег. ООО «Технологические системы» срок безопасной эксплуатации установлен до 05.02.2020.);

- допущена эксплуатация технического устройства - технологического трубопровода керосина, дата ввода в эксплуатацию - 2007 год, предназначенного для проведения технологических процессов с истекшим сроком безопасной эксплуатации (в соответствии с экспертным заключением рег. ООО «Технологические системы» срок безопасной эксплуатации установлен до 05.02.2020.);

- допущена эксплуатация технического устройства - технологического трубопровода нефраса, дата ввода в эксплуатацию - 2007 год, предназначенного для проведения технологических процессов с истекшим сроком безопасной эксплуатации (в соответствии с экспертным заключением рег. ООО «Технологические системы» срок безопасной эксплуатации установлен до 05.02.2020.);

- допущена эксплуатация технического устройства - технологического трубопровода мазута, дата ввода в эксплуатацию - 2007 год, предназначенного для проведения технологических процессов с истекшим сроком безопасной эксплуатации (в соответствии с экспертным заключением рег. . ООО «Технологические системы» срок безопасной эксплуатации установлен до 05.02.2020.);

- допущена эксплуатация технического устройства - Резервуара горизонтального, тех.поз.Е-48, зав. , дата ввода в эксплуатацию - 2014 год, предназначенного для хранения и отпуска нефти с истекшим сроком безопасной эксплуатации (в соответствии с экспертным заключением рег. -ТУ-14562-2016. ООО «Технологические системы» срок безопасной эксплуатации установлен до ДД.ММ.ГГГГ.);

- допущена эксплуатация технического устройства - Резервуара горизонтального, тех.поз.Е-47, зав. , дата ввода в эксплуатацию - 2014 год, предназначенного для хранения и отпуска мазута с истекшим сроком безопасной эксплуатации (в соответствии с экспертным заключением рег. ООО «Технологические системы» срок безопасной эксплуатации установлен до 08.02.2020.);

- допущена эксплуатация технического устройства - Резервуара горизонтального, тех.поз.Е-46, зав. , дата ввода в эксплуатацию - 2014 год, для хранения и отпуска светлых нефтепродуктов, с истекшим сроком безопасной эксплуатации (в соответствии с экспертным заключением рег. ООО «Технологические системы» срок безопасной эксплуатации установлен до 08.02.2020.);

- допущена эксплуатация технического устройства - Резервуара горизонтального, тех.поз.Е-45, зав. , дата ввода в эксплуатацию - 2014 год, для хранения и отпуска светлых нефтепродуктов, с истекшим сроком безопасной эксплуатации (в соответствии с экспертным заключением рег. ООО «Технологические системы» срок безопасной эксплуатации установлен до 08.02.2020.);

- не обеспечена безопасная эксплуатация сливоналивной железнодорожной эстакады. Отсутствует автоматическое отключение налива при нарушении целостности цепи заземления железнодорожной цистерны;

- не обеспечена безопасная эксплуатация поста налива автоцистерн темных нефтепродуктов. Пост налива не оборудован установками автоматизированного налива с управлением из пунктов управления, а также по месту их установки;

- не обеспечена безопасная эксплуатация поста налива автоцистерн темных нефтепродуктов. Налив темных нефтепродуктов в автомобильные цистерны осуществляется с помощью гибких шлангов при отсутствии обоснования в проектной документации (документации на техническое перевооружение), отсутствуют автоматические ограничители налива нефтепродуктов;

- не обеспечена безопасная эксплуатация поста налива автоцистерн светлых нефтепродуктов. Не осуществляются визуальные проверки состояния заземления, целостности единого контура, с указанием результатов осмотра в журнале приема-передачи смены;

- не обеспечена безопасная эксплуатация постов налива автоцистерн светлых и темных нефтепродуктов. На сливоналивных станциях и пунктах слива-налива нефти и светлых нефтепродуктов не установлены сигнализаторы довзрывных концентраций паров нефти и нефтепродуктов;

- не обеспечена безопасная эксплуатация поста налива автоцистерн темных нефтепродуктов. Отсутствуют блокировки по прекращению операций слива-налива и сигнализация, оповещающие о запрете запуска двигателей автомобилей при превышении концентрации паров нефтепродуктов более 20 процентов объемных от НКПРП;

- не обеспечена безопасная эксплуатация поста налива автоцистерн темных нефтепродуктов. Автомобильная наливная станция темных нефтепродуктов не оборудована специальными устройствами (светофорами, шлагбаумами или другими средствами, ограничивающими несогласованное движение транспорта) для предотвращения выезда заполненных нефтепродуктами автомобильных цистерн с опущенными в их горловины наливными устройствами;

- не обеспечена безопасная эксплуатация поста налива автоцистерн темных нефтепродуктов. Автомобильные цистерны, стоящие под сливом-наливом на наливной станции (пункте) не заземляются, отсутствует блокировка, исключающая возможность запуска насосов для перекачки нефтепродуктов;

- не обеспечена безопасная эксплуатация резервуаров хранения нефти и нефтепродуктов. Резервуары Е-6, Е-7, Е-8, Е-9, Е-10, Е-11, Е-12, Е-13, Е-14, Е-15, Е-16, Е-17, Е-18, Е-19, Р-20, Е-26, Е-27, Е-27, Е-28, Е-27, Е-28, Е-29, Е-30, Е-31, Е-32, Е-33, Е-34, Е-35, Е-36, Е-37, Е-38, Е-39, Р-40, Е-55, Е-49, Е-50, Е-51, Е-52, Е-53, Е-54 оборудованные дыхательными клапанами, не оснащены предохранительными клапанами;

- не обеспечена безопасная эксплуатация резервуаров хранения нефти и нефтепродуктов. В процессе эксплуатации резервуаров не осуществляется техническое обслуживание, ремонт и техническое диагностирование в соответствии с установленными требованиями

- не обеспечена безопасная эксплуатация насосного оборудования входящего в состав ОПО «База товарно-сырьевая», рег. , класс опасности III. На нагнетательных трубопроводах насосного оборудования не установлены обратные клапаны для предотвращения перемещения транспортируемых веществ обратным ходом;

- в паспорт молниезащитного устройства не заносятся результаты проведенных проверок по вскрытию заземлителителй и токоотвоодов на поражение их коррозией;

- на территории опасного производственного объекта «База товарно-сырьевая», рег. отсутствует производственная канализация с отводом подтоварной воды от отстоя нефти и нефтепродуктов; воды, охлаждающей резервуары при пожаре; дождевой воды с открытых площадок или обвалований; производственных стоков от технологического оборудования;

- для контроля качества сточных вод не организован отбор проб сточных вод с проведением их химического анализа;

- территория опасных производственных объектов «База товарно-сырьевая», рег. не оборудована системами охранной сигнализации в соответствии с проектной документацией

- не ведется учет числа циклов нагрузки технического устройства - устройства слива-налива нефтепродуктов УСН 150, зав. , дата ввода в эксплуатацию - 2007 год, (в соответствии с паспортом завода-изготовителя устройства слива-налива нефтепродуктов УСН 150, зав. назначенный ресурс составляет не более 5000 циклов) с целью проведения экспертизы промышленной безопасности в соответствии с требованиями статей 7 и 13 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" при превышении количества циклов нагрузки технологического оборудования устройства слива-налива нефтепродуктов УСН 150, зав. ). Не определена дальнейшая возможность устройства слива-налива нефтепродуктов УСН 150, зав. с учетом фактического числа циклов нагрузки оборудования;

- не ведется учет числа циклов нагрузки технического устройства - устройства слива-налива нефтепродуктов УСН 150, зав. , дата ввода в эксплуатацию - 2007 год, (в соответствии с паспортом завода-изготовителя устройства слива-налива нефтепродуктов УСН 150, зав. назначенный ресурс составляет не более 5000 циклов) с целью проведения экспертизы промышленной безопасности в соответствии с требованиями статей 7 и 13 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" при превышении количества циклов нагрузки технологического оборудования устройства слива-налива нефтепродуктов УСН 150, зав. ).

- не ведется учет числа циклов нагрузки технического устройства - устройства налива нефтепродуктов АСН-100А зав. , дата ввода в эксплуатацию - 2007 год, (в соответствии с паспортом завода-изготовителя устройства налива нефтепродуктов АСН-100 назначенный ресурс составляет не более 5000 циклов (цикл – приведение в рабочее состояние и обратно) с целью проведения экспертизы промышленной безопасности в соответствии с требованиями статей 7 и 13 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" при превышении количества циклов нагрузки технологического оборудования устройства налива нефтепродуктов АСН-100А зав. .

- не определена дальнейшая возможность эксплуатации устройства слива-налива нефтепродуктов УСН 150, зав. с учетом фактического числа циклов нагрузки оборудования;

- не определена дальнейшая возможность эксплуатации устройства налива нефтепродуктов АСН-100А зав. с учетом фактического числа циклов нагрузки оборудования;

- не ведется учет числа циклов нагрузки технического устройства - устройства для верхнего налива УНЖ6-100АС-01, зав. , дата ввода в эксплуатацию - 2007 год, (в соответствии с паспортом завода-изготовителя устройства для верхнего налива УНЖ6-100АС-01, зав. , назначенный ресурс составляет не более 5000 циклов (цикл – приведение в рабочее состояние и обратно) с целью проведения экспертизы промышленной безопасности в соответствии с требованиями статей 7 и 13 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" при превышении количества циклов нагрузки технологического устройства для верхнего налива УНЖ6-100АС-01, зав.

- не определена дальнейшая возможность эксплуатации устройства для верхнего налива УНЖ6-100АС-01, зав. с учетом фактического числа циклов нагрузки оборудования;

- допущена эксплуатация технического устройства - резервуара горизонтального стального, тех. поз. Е-49, зав. , дата ввода в эксплуатацию - 2014 год, предназначенного для хранения и отпуска светлых нефтепродуктов, с истекшим сроком безопасной эксплуатации (в соответствии с экспертным заключением рег. ООО «Технологические системы» срок безопасной эксплуатации установлен до 08.02.2020.).

- допущена эксплуатация технического устройства - резервуара горизонтального стального, тех. поз. Е-55, зав. , дата ввода в эксплуатацию - 2014 год, предназначенного для хранения и отпуска светлых нефтепродуктов, с истекшим сроком безопасной эксплуатации (в соответствии с экспертным заключением рег. ООО «Технологические системы» срок безопасной эксплуатации установлен до 08.02.2020.);

- допущена эксплуатация технического устройства - резервуара горизонтального стального, тех. поз. Е-50, зав. , дата ввода в эксплуатацию - 2014 год, предназначенного для хранения и отпуска светлых нефтепродуктов, с истекшим сроком безопасной эксплуатации (в соответствии с экспертным заключением рег. ООО «Технологические системы» срок безопасной эксплуатации установлен до 08.02.2020.);

- допущена эксплуатация технического устройства - резервуара горизонтального стального, тех. поз. Е-52, зав. , дата ввода в эксплуатацию - 2014 год, предназначенного для хранения и отпуска светлых нефтепродуктов, с истекшим сроком безопасной эксплуатации (в соответствии с экспертным заключением рег. ООО «Технологические системы» срок безопасной эксплуатации установлен до 08.02.2020.);

- допущена эксплуатация технического устройства - резервуара горизонтального стального, тех. поз. Е-51, зав. , дата ввода в эксплуатацию - 2014 год, предназначенного для хранения и отпуска светлых нефтепродуктов, с истекшим сроком безопасной эксплуатации (в соответствии с экспертным заключением рег. ООО «Технологические системы» срок безопасной эксплуатации установлен до 08.02.2020.);

- допущена эксплуатация технического устройства - резервуара горизонтального стального, тех. поз. Е-54, зав. , дата ввода в эксплуатацию - 2014 год, предназначенного для хранения и отпуска светлых нефтепродуктов, с истекшим сроком безопасной эксплуатации (в соответствии с экспертным заключением рег. ООО «Технологические системы» срок безопасной эксплуатации установлен до 08.02.2020.);

- допущена эксплуатация технического устройства - резервуара горизонтального стального, тех. поз. Е-53, зав. , дата ввода в эксплуатацию - 2014 год, предназначенного для хранения и отпуска светлых нефтепродуктов, с истекшим сроком безопасной эксплуатации (в соответствии с экспертным заключением рег. ООО «Технологические системы» срок безопасной эксплуатации установлен до 08.02.2020.);

- допущена эксплуатация технического устройства - резервуара горизонтального стального, тех. поз. Е-9, зав. , дата ввода в эксплуатацию - 2007 год, предназначенного для хранения нефтепродуктов, с истекшим сроком безопасной эксплуатации (в соответствии с экспертным заключением рег. ООО «Технологические системы» срок безопасной эксплуатации установлен до 25.11.2020.);

- допущена эксплуатация технического устройства - устройства слива-налива нефтепродуктов УСН 150, зав. , дата ввода в эксплуатацию - 2007 год, предназначенного для ведения технологического процесса, с истекшим сроком безопасной эксплуатации (в соответствии с экспертным заключением рег. -ТУ-04141-2019 ООО «Аудиторская Экспертная Компания» срок безопасной эксплуатации установлен до 18.09.2020.);

- допущена эксплуатация технического устройства - устройства слива-налива нефтепродуктов УСН 150, зав. , дата ввода в эксплуатацию - 2007 год, предназначенного для ведения технологического процесса, с истекшим сроком безопасной эксплуатации (в соответствии с экспертным заключением рег. ООО «Аудиторская Экспертная Компания» срок безопасной эксплуатации установлен до 18.09.2020.);

- допущена эксплуатация технического устройства - устройства налива нефтепродуктов АСН-100, дата ввода в эксплуатацию - 2007 год, предназначенного для ведения технологического процесса, с истекшим сроком безопасной эксплуатации (в соответствии с экспертным заключением рег. ООО «Аудиторская Экспертная Компания» срок безопасной эксплуатации установлен до 18.09.2020.);

- допущена эксплуатация технического устройства - устройства для верхнего налива УНЖ6-100АС-01, зав. , дата ввода в эксплуатацию - 2007 год, предназначенного для ведения технологического процесса, с истекшим сроком безопасной эксплуатации (в соответствии с экспертным заключением рег. ООО «Аудиторская Экспертная Компания» срок безопасной эксплуатации установлен до 18.09.2020.);

- допущена эксплуатация технического устройства - устройства для верхнего налива УНЖ6-100АС-02, зав. , дата ввода в эксплуатацию - 2007 год, предназначенного для ведения технологического процесса, с истекшим сроком безопасной эксплуатации (в соответствии с экспертным заключением рег. ООО «Аудиторская Экспертная Компания» срок безопасной эксплуатации установлен до 18.09.2020.).

Таким образом, в действиях (бездействии) юридического лица ЗАО «Петролеум» усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ.

Представитель ЗАО «Петролеум» Ляховицкий Л.Е. в судебном заседании вину юридического лица не признал, поскольку проверка в отношении ЗАО «Петролеум» проводилась в рамках его заявления по соответствию требованиям лицензирования, в связи с переоформлением лицензии. Кроме того, на момент проведения проверки ЗАО «Петролеум» деятельность не осуществляло. Деятельность была приостановлена в связи с подачей заявления о лицензировании, для обеспечения возможности проведения проверки. Просил производство по делу прекратить.

Представитель Средне-Поволжского управления Ростехнадзора – Федотов В.С. в судебной заседании посчитал вину ЗАО «Петролеум» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ установленной и просил о приостановлении деятельности ЗАО «Петролеум», поскольку эксплуатация с выявленными грубыми нарушениями невозможна, фактически при проведении проверки эксплуатация опасных производственных объектов ЗАО «Петролеум» осуществлялась. Добавил, что они вправе составлять протоколы об административных нарушениях при выявлении нарушений требований промышленной безопасности или условий лицензии и при проведении проверки соблюдения лицензиатами лицензионных требований.

На основании ст.26.11 КоАП РФ оценка доказательств, производится судьей по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, оценив и проанализировав все доказательства в их совокупности, судья приходит к убеждению о достаточности представленных доказательств и доказанности вины ЗАО «Петролеум» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.9.1 КоАП РФ, по следующим основаниям.

В соответствии с частью 3 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях грубое нарушение требований промышленной безопасности или грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно примечанию 1 к названной статье под грубым нарушением требований промышленной безопасности опасных производственных объектов понимается нарушение требований промышленной безопасности, приведшее к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей. Понятие грубого нарушения условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

В силу статьи 1 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон N 116-ФЗ) промышленной безопасностью опасных производственных объектов признается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

В пункте 1 статьи 3 Федерального закона N 116-ФЗ определено, что требованиями промышленной безопасности являются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в данном Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.

Такие требования установлены, в частности, в статьях 9, 11 Федерального закона N 116-ФЗ.

Согласно статье 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее Федеральный закон N 116-ФЗ) опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону. Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Руководитель организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, представленных для регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона N 116-ФЗ требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.

Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в частности, соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 настоящего Федерального закона); организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; создать систему управления промышленной безопасностью и обеспечивать ее функционирование в случаях, установленных статьей 11 настоящего Федерального закона; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа; выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями; приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность.

Согласно части 2 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" работники опасного производственного объекта обязаны, в том числе соблюдать требования нормативных правовых актов и нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности.

К видам деятельности в области промышленной безопасности в силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" относится, в числе прочего, проведение экспертизы промышленной безопасности.

Абзац 3 статьи 10 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ обязанность организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, по заключению договора с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями, не ставит в зависимость от наличия (отсутствия) плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте, а также категории опасности производственного объекта.

Статьей 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" экспертизе промышленной безопасности подлежат: документация на консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта; документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности; технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в случаях, установленных статьей 7 данного закона; здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий; декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение (в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации опасного производственного объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта, или вновь разрабатываемая декларация промышленной безопасности; обоснование безопасности опасного производственного объекта, а также изменения, вносимые в обоснование безопасности опасного производственного объекта (пункт 1).

Экспертиза промышленной безопасности проводится в порядке, установленном федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, на основании принципов независимости, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники (пункт 3 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов").

Административным регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по лицензированию эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденным Приказом Ростехнадзора от 25.11.2020 N 454, установлен порядок проведения проверки по заявлению лицензиата о переоформлении лицензии.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что ЗАО «Петролеум» на основании лицензии от 25.12.2007 года , лицензируемый вид деятельности - эксплуатация взрывоопасных производственных объектов, осуществляет эксплуатацию опасного производственного объекта "Площадку установки по переработке нефти, класс опасности III, «Базу товарно-сырьевую» класс опасности III", расположенного по адресу: Саратовская область, Татищевский район, р.п. Татищево, ул. Заводская, д. 4.

22.09.2021 года ЗАО «Петролиум» обратилось в Средне-Поволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору с заявлением о переоформлении лицензии.

В связи с подачей данного заявления на основании распоряжения врио заместителя руководителя управления от 14.10.2021 года № РП 301-3005-0 в отношении ЗАО «Петролеум» назначена внеплановая выездная проверка.

В результате проведения проверки 22.11.2021 года по факту нарушений в отношении общества главным государственным инспектором межрегионального отдела по надзору за объектами хранения и переработки растительного сырья Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с выявленными нарушения обязательных норм и правил в области промышленной безопасности, в том числе лицензионных требований, при эксплуатации опасных производственных объектов: «Площадки установки по переработке нефти», рег. , класс опасности III; «Базы товарно-сырьевой», рег. , класс опасности III, расположенных по адресу: Саратовская область, Татищевский район, р.п. Татищево, ул. Заводская, 4, а именно, нарушения требований ст. 9, 10, 14.1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», ст. 8 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»; п.5 положения «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2020 года № 1661, что свидетельствует о грубом нарушении ЗАО «Петролеум» требований промышленной безопасности и грубом нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Целью и задачей проведения проверки указано: установление возможности выполнения лицензиатом ЗАО «Петролеум» лицензионных требований на осуществление вида деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности (заявление ЗАО «Петролеум» о переоформлении лицензии).

Вместе с тем, в действующем законодательстве не содержится запрета при проведении лицензирующими органами проверки соблюдения лицензиатами лицензионных требований, при продлении (оформлении) лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности и в случае выявления нарушений требований промышленной безопасности или условий лицензии, составление соответствующих протоколов об административных правонарушениях.

Согласно приказу директора ЗАО «Петролеум» произведена краткосрочная остановка установки с 05.10.2021 года по 04.01.2022 года, выпуск продукции не осуществлялся, вместе с тем, факт эксплуатации опасных производственных объектов ЗАО «Петролеум» установлен и зафиксирован актом проверки юридического лица от 26 октября 2021 года и не оспаривался представителем ЗАО «Петролеум» - Ляховицким Л.Е. в судебном заседании.

Доказательства, собранные по делу: протокол об административном правонарушении и иные материалы дела составлены в соответствие с требованиями действующего законодательства, являются достаточными и прямо указывают на нарушение юридическим лицом ЗАО «Петролеум» обязательных норм и правил в области промышленной безопасности, в том числе лицензионных требований.

Доводы представителя ЗАО «Петролеум» Ляховицкого Л.Е. не свидетельствуют об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 9.1 КоАП РФ, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и расцениваются судом как избранный способ защиты ЗАО «Петролеум» с целью избежать ответственности за совершенное административное правонарушение.

При установленных обстоятельствах, суд считает вину ЗАО «Петролеум» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.9.1 КоАП РФ, доказанной, и его действия суд квалифицирует по ч.3 ст.9.1 КоАП РФ.

Установленных законом оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении не имеется.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, по делу не установлено.

При назначении наказания суд учитывает характер совершенного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.

Учитывая изложенные обстоятельства, судья считает возможным назначить ЗАО «Петролеум» административное наказание в виде штрафа.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.29.9, 29.10, 29.11 КоАП РФ, судья

постановил:

закрытое акционерное общество «Петролеум» (ИНН 6434008677, ОГРН 1056403202350, КПП 533501001, юридический адрес: 440015, Пензенская область, г. Пенза, ул. Аустрина, д. 151, оф. 302, дата регистрации 09.04.2005) признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.9.1 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде штрафа в размере 500 000 (пятьсот тысяч) рублей.

Реквизиты для уплаты штрафа: Управление Федерального казначейства по Самарской области (Средне-Поволжское управление Ростехнадзора), л/счет 04421192740, ИНН 6316007846, КПП 631201001, расчетный счет 401028105453370000036, номер счета получателя (номер казначейского счета) №03100643000000014200, БИК 013601205, Банк получателя: Отделение Самара банка России// УФК по Самарской области г. Самара, ОКТМО 36701000, (КБК) 49811601201019000140, УИН 49863122111301883527.

Разъяснить ЗАО «Петролеум» что неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом (60 дней с момента вступления постановления в законную силу), влечет административную ответственность, предусмотренную ч.1 ст.20.25 КоАП РФ.

Настоящее постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления в Саратовский областной суд в порядке, предусмотренном статьями 30.1, 30.2 и 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья О.А. Добрыдень