ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-2316/2016 от 21.07.2016 Киевского районного суда г. Симферополя (Республика Крым)

дело

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

21 июля 2016 года <адрес>

судья Киевского районного суда <адрес> Республики Крым Цыкуренко А.С., при секретаре ФИО2, с участием представителя лица привлекаемого к административной ответственности ФИО2, рассмотрев административный материал (протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ) в отношении

Общества с Ограниченной Ответственностью «ФИО2», ИНН <***>, КПП 910201001, ОГРН <***>, место нахождение <адрес>, оф. 3, <адрес>.

по ст.8.35 КоАП РФ

у с т а н о в и л:

В соответствии с протоколом об административном правонарушении от 13.05.2016г. , составленного в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ФИО2», установлены нарушения ст.60 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статей 26, 44 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О животном мире". Ответственность за указанные нарушения предусмотрена статьей 8.35 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель ООО «ФИО2» ФИО2 вину не признала, просила производство по делу прекратить за отсутствием состава правонарушения.

Представитель административного органа настаивал, что в действиях ООО «ФИО2» имеются признаки правонарушения, предусмотренного статьей 8.35 КоАП РФ, просил привлечь к административной ответственности.

Судом установлено, что в <адрес> в 15 час. 21.04.2016г. при проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО «ФИО2» по фактическому осуществлению хозяйственной деятельности ресторана по адресу <адрес> в торговом центре «Южная галерея», выявлены 8 аквариумов с черепахами разных видов в общем количестве 11 черепах. Данные черепахи содержались в полутемных условиях, на момент проведения проверки в некоторых аквариумах вода грязная (мутная), корм в аквариумах отсутствовал, в ресторане помещения для кормов отсутствуют. Черепаха каймановая содержится в аквариуме малого размера, значительно ограничивающем животное в собственных движениях и функциях. Подтвердить факт надлежащего ветеринарного обслуживания не представилось возможным, ввиду отсутствия подтверждающих документов. При проведении административного расследования привлечен специалист, которым определены виды черепах, содержащихся ООО «ФИО2»: черепаха большеголовая (1 особь), черепаха мягкотелая двухкоготная или черепаха свинорылая (2 особи), черепаха мягкотелая китайская или трионикс китайский, занесенных в список Приложений Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящихся под угрозой исчезновения (СИТЕС).

Согласно статье 8.35 КоАП РФ административным правонарушением признается уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации либо охраняемых международными договорами, а равно действия (бездействие), которые могут привести к гибели, сокращению численности либо нарушению среды обитания этих животных или к гибели таких растений, либо добыча, хранение, перевозка, сбор, содержание, приобретение, продажа либо пересылка указанных животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов без надлежащего на то разрешения или с нарушением условий, предусмотренных разрешением, либо с нарушением иного установленного порядка, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией орудий добычи животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов или без таковой..

Статьей 26 Закона о животном мире определено, что содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания допускается только по разрешениям специально уполномоченных государственных органов. В отношении животных занесенных в Красную книгу Российской Федерации, данные разрешения выдаются Росприроднадзором (Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 36 "Об утверждении административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на содержание и разведение объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания").

В соответствии с частью 2 статьи 59 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) предусмотрено, что запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, находящихся под особой охраной.

На основании части 1 статьи 60 Закона об охране окружающей среды в целях охраны и учета редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов учреждаются Красная книга Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации. Растения, животные и другие организмы, относящиеся к видам, занесенным в красные книги, повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного использования. При этом запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности этих растений, животных и других организмов и ухудшающая среду их обитания.

Факт административного правонарушения и вина ООО «ФИО2» в его совершении подтверждаются совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает, а именно: протоколом об административном правонарушении от 13.05.2016г. , где изложено существо административного правонарушения; объяснением по существу протокола об административном правонарушении; письмом ООО «ФИО2» от 02.03.2015г. в адрес ФИО2, в котором указывается о нахождении на хранении и под присмотром ресторана и его сотрудников животных; ответом ФИО2 в адрес ООО «ФИО2», в котором содержатся сведения о передаче на ответственное хранение животных ООО «ФИО2»; письмом ООО «ФИО2» в адрес ФИО2 от 09.04.2015г. о необходимости вывоза животных; Актом приема-передачи от 15.04.2015г., по которому ООО «ФИО2» вернуло ФИО2 объекты животного мира: свинорылая черепаха в количестве 2-х особей, змеиношейная черепаха в количестве 2особей, трионикс китайский 1 особь, трионикс белый мягкотелый 1 особь, каймановая черепаха 1 особь, средиземноморская черепаха 1 особь, красноухая черепаха 2 особи, сом 1 особь, цихлозома голубая 1 особь, пираньи не плотоядные 10 особей; Актом приема-передачи от 05.01.2015г., по которому ООО «ФИО2» приняло ФИО2 на ответственное хранение объекты животного мира по реестру; договор субаренды части нежилого помещения от 11.07.2015г., заключенного между ООО «ФИО2» и ФИО2; договор субаренды части нежилого помещения от 15.04.2015г., заключенного между ООО «ФИО2» и ФИО2; объяснением по поводу составления протокола об административном правонарушении управляющего сетью ресторанов «Мураками»; объяснением законного представителя ООО «ФИО2» от 13.05.2016г.; протоколом об изъятии вещей и документов по делу об административном правонарушении от 13.05.2016г. ; сохранной распиской от 13.05.2016г.; служебной запиской от 16.03.2016г.; приказ о приеме на работу управляющим сетью ресторанов от 05.04.2016г. ФИО2; объяснение ФИО2 от 21.04.2016г.; акт проверки от 28.04.2016г.; приказ о проведении внеплановой выездной проверки от 19.04.2016г. ; определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 21.04.2016г.; определение о привлечении специалиста от 26.04.2016г. ; акт ветеринарно-санитарного обследования объекта от 06.04.2016г., которым обследовано ООО «ФИО2» в <адрес> и установлено нахождение в ресторане ООО «ФИО2» 11 аквариумов с черепахами и рыбами, приведен перечень видов черепах и их количество; скрин-шоты с сайта ООО «ФИО2», видеозапись, фотографии животных.

В силу ч. 1 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О животном мире" содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания допускаются только по разрешениям специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, выдаваемым в соответствии с разграничением полномочий, предусмотренным статьями 5 и 6 настоящего Федерального закона.

Согласно Перечню видов животных и растений, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения (далее - СИТЕС), утвержденному 16 Конференцией Сторон СИТЕС, черепахи большеголовые Приложение I, черепахи двухкоготные Приложение II относятся к объектам животного мира, занесенным в списки видов диких животных и растений, подлежащих особой охране.

Использование образцов редких и исчезающих диких животных и растений допускается лишь при наличии документов, подтверждающих законность владения образцами. Таковыми документами для образцов, включенных в Приложения I, II, III СИТЕС, ввезенных на территорию Российской Федерации, являются разрешение или сертификат о происхождении установленной формы, выданные административным органом СИТЕС страны-экспортера либо другим уполномоченным органом, если страна-экспортер не является членом СИТЕС,

Объективная сторона правонарушения, в том числе заключается в добыче, хранении, перевозке, сборе, содержании, приобретении, продаже либо пересылке указанных животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов без надлежащего на то разрешения или с нарушением условий, предусмотренных разрешением, либо с нарушением иного установленного порядка, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Содержание, хранение, перевозка образцов редких и исчезающих диких животных и растений, подпадающих под действие международных договоров Российской Федерации, регулируются законодательством РФ с учетом общепризнанных принципов и норм международного права.

Анализ приведенных норм в их взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что объекты животного мира, включенные в Приложения I, II и III Конвенции СИТЕС, разведение и (или) содержание которых в условиях неволи осуществляются при отсутствии разрешительного документа, выданного уполномоченным органом государственной власти, которым является в настоящее время Росприроднадзор, считаются находящимися в незаконном обороте.

В связи с чем, действия ООО «ФИО2», связанные с хранением и содержанием животных, занесенных в Приложение I, II Конвенции СИТЕС, в отсутствие разрешения, выданного Росприроднадзором образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.35 КоАП РФ.

Доводы представителя ООО «ФИО2» судом не принимаются во внимание. Указание в объяснениях о том, что черепахи принадлежат ФИО2, который является субарендатором площадей в ресторане «Мураками» и который содержит их, не нашли своего подтверждения.

В судебном заседании исследована видеозапись установленного административным органом нарушения, из которой видно, что на момент проведения проверки аквариумы с черепахами находились в помещении ресторана «Мураками». Аквариумы являются элементом интерьера ресторана (аквариумы приставлены к столам посетителей ресторана «Мураками»). Фактически указанные выше экзотические животные привлекают внимание и являются стимулом для посещения ресторана «Мураками», что также подтверждается скрин-шотом с сайта Сети ресторанов «Мураками». Несмотря на Акт приема-передачи, по которому ООО «ФИО2» приняло от ФИО2 на ответственное хранение объекты животного мира по реестру только 05.01.2015г, материалами дела подтверждается, что перечисленные выше рептилии в ресторане «Мураками» находились и в 2014 году (фото из интернет-сайта). Таким образом, факт нахождения, хранения и содержания объектов животного мира в ресторане, принадлежащем ООО «ФИО2», установлен административным органом и не вызывает сомнения.

Относительно видовой принадлежности рептилий суд установил следующее. Из представленных материалов дела, объяснений участников процесса следует, что представителям ООО «ФИО2», директору ООО «ФИО2» известно о видовой принадлежности черепах, содержащихся в ресторане «Мураками», что явствует из Актов приема-передачи от 05.01.2015г., от 15.04.2015г., акта ветеринарно-санитарного обследования объекта от 06.04.2016г. Указанными документами подтверждается, содержание ООО «ФИО2», в том числе черепахи большеголовой и черепахи двухкоготной. Представленное заключение специалиста оформлено с нарушением правил делопроизводства, однако подтверждает информацию о видовой принадлежности, указанную в Актах приема-передачи от 05.01.2015г., от 15.04.2015г., акте ветеринарно-санитарного обследования объекта от 06.04.2016г. Таким образом, в протоколе об административном правонарушении от 13.05.2016г. установлены виды черепах: черепахи большеголовой и черепахи двухкоготной, содержащихся в ресторане «Мураками», которые относятся к объектам животного мира, занесенным в списки видов диких животных и растений, подлежащих особой охране. В ходе судебного заседания две рептилии содержащиеся в ресторане «Мураками» идентифицированы как вид: черепаха большеголовая и черепаха двухкоготная.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В данном случае, доказательств того, что приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, в дело не представлено.

Назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ установлено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, допускается возможность назначения наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. Таким образом, возможность назначения административного наказания ниже низшего предела поставлена в зависимость от наличия исключительных обстоятельств, подлежащих установлению в рамках каждого конкретного дела.

Общество соответствующего ходатайства о применении части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ не заявляло, суд, изучив материалы дела, не усматривает исключительных обстоятельств для назначения наказания ниже низшего предела.

Из пояснений участников процесса установлено, что на момент рассмотрения протокола об административной ответственности объекты животного мира вывезены из ресторана Мураками, место нахождение их не известно, в связи с чем, применить конфискацию, предусмотренную ст. 8.35 КоАП РФ не представляется возможным.

На основании изложенного, руководствуясь ч.1 ст. 26 «О животном мире», ч.2 ст. 59, ч. 1 ст. 60 "Об охране окружающей среды", ст. ст. 2.1, 4.1, 8.35 КоАП РФ, судья

п о с т а н о в и л:

признать Общества с Ограниченной Ответственностью «ФИО2» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.35 КоАП РФ и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 (пятьсот тысяч) рублей (банковские реквизиты: счет ; наименование банка: Отделение <адрес>; БИК банка 043510001; ИНН Минприроды Крыма 9102001017; КПП Минприроды Крыма: 910201001; Получатель: УФК по <адрес> (Минприроды Крыма); КБК 82; код ОКТМО: 35701000) без конфискации животных.

На постановление может быть принесена апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Крым через Киевский районный суд <адрес> в течение 10 суток со дня его вручения или получения.

Судья А.С. Цыкуренко