Дело № 5-2325/2022
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
22 июня 2022 года <...>
Судья Псковского городского суда Псковской области Бондаренко И.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ломановым Е.М., с участием представителя Псковской таможни С.Э., выступающей по доверенности №* от **.**.**** года, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, в отношении перевозчика - ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»), ОГРН №*, ИНН №*, КПП №*, дата регистрации юридического лица – **.**.**** года, зарегистрированного по адресу: , ранее неоднократно подвергавшегося административной ответственности за совершение однородных правонарушений,
УСТАНОВИЛ:
03.12.2021 года должностным лицом Псковской таможни в отношении перевозчика - ОАО «Российские железные дороги» (далее по тексту – ОАО «РЖД»), составлен протокол об административном правонарушении, выразившемся в сообщении таможенному органу недостоверных сведений о наименовании товара при прибытии на таможенную территорию Евразийского экономического союза, путем предоставления недействительных документов, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ.
Определением от 28.12.2021 года дело об административном правонарушении передано на рассмотрение в Псковский городской суд Псковской области.
Представитель перевозчика - ОАО «РЖД», С.Р., при надлежащем извещении о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил в суд письменные пояснения по делу, в котором также заявил ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с его нахождением в ежегодном отпуске.
Изучив ходатайство представителя перевозчика - ОАО «РЖД», С.Р., выслушав позицию представителя Псковской таможни С.Э., возражавшей против удовлетворения ходатайства, судом отказано в удовлетворении заявленного ходатайства, поскольку при надлежащем извещении о дате, времени и месте рассмотрения дела администрации ОАО «РЖД», невозможность явки в судебное заседание представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, находящегося в ежегодном отпуске, не препятствовало администрации юридического лица обеспечить в судебное заседание явку иного представителя перевозчика – ОАО «РЖД», наделенного правом на представление интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Учитывая вышеизложенное, дело об административном правонарушении в отношении перевозчика – ОАО «РЖД», рассмотрено в отсутствии представителя указанного юридического лица.
Как следует из письменных пояснений представителя перевозчика – ОАО «РЖД», С.Р., представленных в суд, по мнению представителя перевозчика, ОАО «РЖД» не совершало правонарушение по ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, в связи с чем, производство по административному делу в отношении ОАО «РЖД» подлежит прекращению за отсутствием состава административного правонарушения. В обосновании своей позиции представитель перевозчика указал, что согласно железнодорожной накладной, имеющейся в материалах дела, перевозка груза в рассматриваемом случае осуществлялась в соответствии с Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении, утвержденным 02.05.1959 года Комитетом ОСЖД (далее – СМГС). При рассмотрении дел, связанных с международными перевозками, российское таможенное законодательство подлежит применению в совокупности с международными нормами и правилами. В случае, если международным договором Российской Федерации, ратифицированным в установленном порядке, установлены иные правила, чем те, которые установлены национальным законодательством, то применяются правила, предусмотренные международным договором. Указанная позиция отражена в пункте 29 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 года № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях», согласно которого, оценивая вину перевозчика в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, судом при вынесении решения надлежит выяснить, в какой мере положения действующих международных договоров в области перевозок предоставляли перевозчику возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена ответственность по ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, а также какие меры были приняты перевозчиком для их соблюдения. Как следует из накладной СМГС №*, в вагоне №* были наложены пломбы грузоотправителя. Факт целостности пломб таможенными органами в ходе разбирательства по делу не оспаривался. Товаросопроводительные документы были оформлены грузоотправителем, погрузка вагона и наложение ЗПУ производилось на территории Литвы, без привлечения работников ОАО «РЖД». Таким образом, ОАО «РЖД» в погрузочных мероприятиях не участвовало, а, соответственно, реальной возможности убедиться в достоверности указанных в железнодорожных документах сведений не имело. Кроме того, в соответствии с параграфами 1 и 2 статьи 11 СМГС на грузоотправителя возложена обязанность приложить к накладной сопроводительные документы, необходимые для выполнения таможенных и других правил на всем пути следования груза. ОАО «РЖД» не обязано проверять правильность и достаточность документов, приложенных отправителем к накладной. В соответствии с параграфом 1 статьи 12 СМГС отправитель несет ответственность за правильность сведений и заявлений, указанных им в накладной. Он несет ответственность за все последствия от неправильного, неточного или неполного указания этих сведений и заявлений. На основании изложенного, перевозчик не вносит сведения, касающиеся наименования грузов или его кодов в железнодорожную накладную. Перевозчик в соответствии со ст. 27 Федерального закона от 10.01.2003 года «Устав железнодорожного транспорта», а также ст. 12 параграфа 2 СМГС имеет право, а не обязанность, по проверке достоверности сведений, указанных в накладной. В зависимости от того реализует ли указанное право перевозчик, будет зависеть окончательный размер провозных платежей, на которые он мог бы рассчитывать. То есть, не проведя проверку сведений, указанных в накладной, перевозчик несет риск недополучения провозной платы. Таким образом, исходя из положений СМГС, лицом, ответственным за внесение сведений в накладную, является грузоотправитель. Кроме того, в соответствии со ст. 23.1 Правил приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 года № 28, определено, что прием грузов в подвижном составе крытого типа, опломбированным с наложением ЗПУ, производится перевозчиком без проверки грузов в вагонах путем проведения визуального осмотра коммерческого состояния вагонов, исправность ЗПУ. Таким образом, право проверки перевозчиком достоверности сведений, указанных в железнодорожных накладных, ограничено визуальным осмотром вагонов без нарушения пломб отправителя, что не позволяет перевозчику точно определить наименование товара и количество грузовых мест. В то же время, для получения разрешения на проведение проверки сведений, указанных в товаросопроводительных документах, в том числе в железнодорожной накладной, перевозчик обязан предоставить таможенному органу товаросопроводительные документы. Предоставление товаросопроводительных документов с неверными сведениями, внесенными грузоотправителем для получения указанного разрешения, самостоятельно образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ. Таким образом, по мнению представителя перевозчика – ОАО «РЖД», в силу наличия двух выше указанных норм права, у перевозчика отсутствует возможность осуществления проверки достоверности сведений, внесенных в товаросопроводительные документы, так как при выполнении указанных действий перевозчик автоматически подлежит административной ответственности в соответствии со ст. 16.1 ч. 3 КоАП РФ. Кроме того, по мнению представителя перевозчика – ОАО «РЖД», в настоящем деле не имеется доказательств того, что ОАО «РЖД» знало о недостоверности сведений в представляемых им таможне документах либо скрывала достоверные сведения. При решении вопроса о том, какую степень осмотрительности должен был проявить перевозчик как профессионал, необходимо также учитывать специфику международной перевозки и вытекающие из этого ограничения. Поскольку перевозчик не обязан проверять содержимое грузовых мест для определения точного наименования товара, то вины ОАО «РЖД» в сообщении таможенному органу недостоверных сведений о наименовании товаров путем представления недействительных документов не имеется. Исходя из вышеизложенного, ОАО РЖД» полагает, что в его действиях отсутствует необходимый элемент состава административного правонарушения, а именно – субъективная сторона. Кроме того, со стороны таможенного органа не представлено доказательств, подтверждающих вину перевозчика, в связи с чем производство по административном делу подлежит прекращению за отсутствием в действиях ОАО «РЖД» состава административного правонарушения. Вместе с тем, если суд сочтет все вышеизложенные доводы недостаточными для прекращения производства по делу, представитель перевозчика – ОАО «РЖД», С.Р. просил применить к перевозчику – ОАО «РЖД», наказание в виде конфискации предмета административного правонарушения без наложения штрафа.
Представитель Псковской таможни С.Э. в судебном заседании, поддержав доводы, изложенные в протоколе об административном правонарушении, полагала, что вина перевозчика - ОАО «РЖД», в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, полностью подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, и является установленной. Просила признать перевозчика - ОАО «РЖД», виновным в совершении настоящего правонарушения, и назначить ему наказание в виде конфискации товаров, явившихся предметом административного правонарушения.
Изучив письменную позицию по делу представителя перевозчика – ОАО «РЖД», выслушав мнение представителя Псковской таможни, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Согласно подп. 26 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС перевозчиком является лицо, осуществляющее перевозку (транспортировку) товаров и (или) пассажиров через таможенную границу Союза и (или) перевозку (транспортировку) товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории Союза.
В силу подп. 27 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС под перемещением товаров через таможенную границу Союза понимается ввоз товаров на таможенную территорию Союза или вывоз товаров с таможенной территории Союза.
В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС под ввозом товаров на таможенную территорию Союза понимается совершение действий, которые связаны с пересечением таможенной границы Союза и в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до выпуска таких товаров таможенными органами.
В силу п. 2 ст. 9 ТК ЕАЭС товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с ТК ЕАЭС.
Согласно п. 1 ст. 14 ТК ЕАЭС товары, ввозимые на таможенную территорию Союза, находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы Союза.
В силу п. 1 ст. 88 ТК ЕАЭС перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии товаров на таможенную территорию Союза путем представления документов и сведений, предусмотренных статьей 89 ТК ЕАЭС, в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, либо путем представления документа, содержащего сведения о номере регистрации предварительной информации, представленной в виде электронного документа.
Согласно подп. 4 п. 1 ст. 89 ТК ЕАЭС при уведомлении таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию Союза при международной перевозке железнодорожным транспортом перевозчик представляет следующие документы: транспортные (перевозочные) документы; передаточную ведомость на железнодорожный подвижной состав; документ, содержащий сведения о припасах; документы, сопровождающие международные почтовые отправления при их перевозке, определенные актами Всемирного почтового союза; имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары, а также сведения о отправителе и получателе товаров (наименования и адреса); станции отправления и станции назначения товаров (наименования); количестве грузовых мест, их маркировке и видах упаковок товаров; товарах (наименования и коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых 6 знаков); весе брутто товаров (в килограммах); идентификационных номерах контейнеров.
Сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам, влечет за собой административную ответственность по части 3 статьи 16.1 КоАП РФ.
Таким образом, Таможенным кодексом ЕАЭС установлен перечень сведений, которые должны быть предоставлены таможенному органу при прибытии товаров на таможенную территорию ЕАЭС, а Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за сообщение таможенному органу недостоверных сведений о ввезенных товарах.
При этом, согласно Примечанию к статье 16.1 КоАП РФ под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
Как следует из материалов дела, 17.10.2021 года в 01 час 50 минут на таможенный пост ЖДПП Посинь Псковской таможни () в составе грузового поезда №* (индекс №*) прибыл вагон №* с товаром – «бывшие в употреблении автомобильные запасные части».
ОАО «РЖД» в соответствии со статьей 89 ТК ЕАЭС и согласно контрольному листу обработки импортного поезда, предоставило в таможенный орган товаросопроводительные документы на перевозимый товар, а именно: накладную СМГС №* от 05.10.2021 года, инвойс №* от 05.10.2021 года.
В период времени с 02 часов 55 минут до 03часов 35 минут 17.10.2021 года, таможенным органом были совершены таможенные операции по регистрации прибытия товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза.
Исходя из сведений, заявленных в товаросопроводительных документах, в вагоне №* перемещался товар – «бывшие в употреблении автомобильные запасные части», а именно:
1). «б/у лобовое стекло», - код ТН ВЭД ЕАЭС 7007111009, количество – 50 шт., количество мест – 50;
2). «б/у боковое стекло», - код ТН ВЭД ЕАЭС 7007111009, количество – 100 шт., количество мест – 100;
3). «б/у боковые зеркала», - код ТН ВЭД ЕАЭС 7009100009, количество – 161 шт., количество мест – 161;
4). «б/у мотор в сборе с коробкой передач», - код ТН ВЭД ЕАЭС 8407343009, количество – 60 шт., количество мест – 60;
5). «б/у бензиновый насос», - код ТН ВЭД ЕАЭС 8413302008, количество – 86 шт., количество мест – 86;
6). «б/у фары поворотников», - код ТН ВЭД ЕАЭС 8512200009, количество – 160 шт., количество мест – 160;
7). «б/у фары задние», - код ТН ВЭД ЕАЭС 8512200009, количество – 160 шт., количество мест – 160;
8). «б/у фары передние», - код ТН ВЭД ЕАЭС 8512200009, количество – 160 шт., количество мест – 160;
9). «б/у вентилятор печки», - код ТН ВЭД ЕАЭС 8512909009, количество – 70 шт., количество мест – 70;
10). «б/у механизмы стеклоочистителя», - код ТН ВЭД ЕАЭС 8512909009, количество – 70 шт., количество мест – 70;
11). «б/у передний бампер», - код ТН ВЭД ЕАЭС 8708109009, количество – 80 шт., количество мест – 80;
12). «б/у задний бампер», - код ТН ВЭД ЕАЭС 8708109009, количество – 80 шт., количество мест – 80;
13). «б/у усилитель переднего бампера», - код ТН ВЭД ЕАЭС 8708109009, количество – 70 шт., количество мест – 70;
14). «б/у задняя полка кузова», - код ТН ВЭД ЕАЭС 8708299009, количество – 30 шт., количество мест – 30;
15). «б/у капот передний», - код ТН ВЭД ЕАЭС 8708299009, количество – 80 шт., количество мест – 80;
16). «б/у крылья», - код ТН ВЭД ЕАЭС 8708299009, количество – 160 шт., количество мест – 160;
17). «б/у крышка багажника», - код ТН ВЭД ЕАЭС 8708299009, количество – 60 шт., количество мест – 60;
18). «б/у обшивка кузова», - код ТН ВЭД ЕАЭС 8708299009, количество – 200 шт., количество мест – 200;
19). «б/у уплотнитель кузова», - код ТН ВЭД ЕАЭС 8708299009, количество – 200 шт., количество мест – 200;
20). «б/у молдинги», - код ТН ВЭД ЕАЭС 8708299009, количество – 100 шт., количество мест – 100;
21). «б/у передняя панель», - код ТН ВЭД ЕАЭС 8708299009, количество – 10 шт., количество мест – 10;
22). «б/у передняя часть кузова с двигателем», - код ТН ВЭД ЕАЭС 8708299009, количество – 7 шт., количество мест – 7;
23). «б/у пороги», - код ТН ВЭД ЕАЭС 8708299009, количество – 200 шт., количество мест – 200;
24). «б/у подкрылники», - код ТН ВЭД ЕАЭС 8708299009, количество – 200 шт., количество мест – 200;
25). «б/у решетка кузова», - код ТН ВЭД ЕАЭС 8708299009, количество – 40 шт., количество мест – 40;
26). «б/у ABS тормозная система (блоки)», - код ТН ВЭД ЕАЭС 8708309909, количество – 30 шт., количество мест – 30;
27). «б/у тормозной вакуум», - код ТН ВЭД ЕАЭС 8708309909, количество – 30 шт., количество мест – 30;
28). «б/у тормозной суппорт», - код ТН ВЭД ЕАЭС 8708309909, количество – 160 шт., количество мест – 160;
29). «б/у кулиса», - код ТН ВЭД ЕАЭС 8708409909, количество – 80 шт., количество мест – 80;
30). «б/у колеса на дисках», - код ТН ВЭД ЕАЭС 8708709909, количество – 600 шт., количество мест – 600;
31). «б/у колпаки от колес», - код ТН ВЭД ЕАЭС 8708709909, количество – 40 шт., количество мест – 40;
32). «б/у амортизатор в сборе со ступицей», - код ТН ВЭД ЕАЭС 8708803509, количество – 160 шт., количество мест – 160;
33). «б/у задние амортизаторы», - код ТН ВЭД ЕАЭС 8708803509, количество – 150 шт., количество мест – 150;
34). «б/у пружина амортизатора», - код ТН ВЭД ЕАЭС 8708803509, количество – 160 шт., количество мест – 160;
35). «б/у задние мосты», - код ТН ВЭД ЕАЭС 8708503509, количество – 50 шт., количество мест – 50;
36) «б/у передние мосты», - код ТН ВЭД ЕАЭС 8708503509, количество – 40 шт., количество мест – 40;
37). «б/у полуось», - код ТН ВЭД ЕАЭС 8708503509, количество – 140 шт., количество мест – 140;
38) «б/у радиатор», - код ТН ВЭД ЕАЭС 8708913509, количество – 80 шт., количество мест – 80;
39). «б/у печки радиатора», - код ТН ВЭД ЕАЭС 7322900009, количество – 70 шт., количество мест – 70;
40). «б/у глушитель», - код ТН ВЭД ЕАЭС 8708923509, количество – 200 шт., количество мест – 200;
41). «б/у рулевая колонка», - код ТН ВЭД ЕАЭС 8708943509, количество – 80 шт., количество мест – 80;
42). «б/у руль», - код ТН ВЭД ЕАЭС 8708943509, количество – 40 шт., количество мест – 40;
43). «б/у бак», - код ТН ВЭД ЕАЭС 8708999709, количество – 10 шт., количество мест – 10;
44). «б/у корпус воздушного фильтра», - код ТН ВЭД ЕАЭС 8708999709, количество – 70 шт., количество мест – 70;
45). «б/у считок приборов», - код ТН ВЭД ЕАЭС 8708999709, количество – 70 шт., количество мест – 70;
46). «б/у бачек от стеклоочистителя», - код ТН ВЭД ЕАЭС 8708999709, количество – 40 шт., количество мест – 40;
47). «б/у бачек расширения», - код ТН ВЭД ЕАЭС 8708999709, количество – 40 шт., количество мест – 40;
48). «б/у сиденья», - код ТН ВЭД ЕАЭС 9401200009, количество – 20 шт., количество мест – 20;
49). «б/у мелкие детали из пластика», - код ТН ВЭД ЕАЭС 8708999709, количество – 600 шт., количество мест – 600;
50). «б/у полики резиновые», - код ТН ВЭД ЕАЭС 8708999709, количество – 40 шт., количество мест – 40;
51). «б/у обшивки крыши», - код ТН ВЭД ЕАЭС 8708999709, количество – 4 шт., количество мест – 4.
Общее количество грузовых мест товара – 5598, общее количество предметов в грузовых местах – 5598 шт.
В соответствии с предоставленными документами: отправитель товара – ЗАО «Е», адрес: Литва, ; получатель товара – С.С., адрес: Таджикистан, ; перевозчик – ОАО «РЖД», адрес: Россия, .
При проведении таможенного контроля на этапе «прибытие товаров на таможенную территорию ЕАЭС», в рамках системы управления рисками, было принято решение о таможенном досмотре товаров, перемещаемых в вышеуказанном вагоне, и выдано поручение на таможенный досмотр №*.
21.10.2021 года товар, перемещаемый в вагоне №*, был предъявлен к таможенному досмотру.
В соответствии со ст. 328 ТК ЕАЭС был проведен 100% таможенный досмотр по ПД №*.
В результате проведенного таможенного досмотра (АТД №*) было установлено, что в грузовом отделении вагона №* также перемещался товар – части легковых автомобилей бывшие в употреблении, незаявленные в товаросопроводительных документах по наименованию, а именно:
1). Механизмы стеклоподъемников, бывшие в употреблении, поставляются навалом, без упаковки, страна происхождения не установлена: 14 шт. с маркировкой – GM, и 2 шт. с маркировкой – BOSCH. Всего 16 штук (16 грузовых мест);
2). Рулевые рейки в комплекте с тягами и бачками, бывшие в употреблении, поставляются навалом, без упаковки, страна происхождения не установлена: 8 шт. с маркировкой – TRW, 2 шт. с маркировкой – OPEL, 1 шт. с маркировкой – №*, 1 шт. с маркировкой – №*. Всего 12 штук (12 грузовых мест);
3). Подрамники металлические, бывшие в употреблении, поставляются навалом, без упаковки и маркировки, страна происхождения не установлена. Всего 8 штук (8 грузовых мест);
4). Подушки безопасности, бывшие в употреблении, поставляются навалом, упакованы в прозрачную полимерную пленку, страна происхождения не установлена: 4 шт. с логотипом – OPEL, 1 шт. с логотипом – Mercedes Benz. Всего 5 штук (5 грузовых мест);
5). Бардачки салона, бывшие в употреблении, поставляются навалом, без упаковки, страна происхождения не установлена, каждый имеет маркировку – GM. Всего 22 штуки (22 грузовых места).
Кроме того, в результате проведенного таможенного досмотра (АТД №*) было установлено превышение по количеству товара, заявленного в товаросопроводительных документах, а именно – б/у рулевые колеса: заявлено 40 шт. (40 грузовых мест), однако, фактически перемещалось 60 шт. (60 грузовых мест).
Таким образом, в результате проведенного таможенного досмотра было установлено, что общее количество товара, явившегося предметом административного правонарушения составляет 6 наименований товара, общим количеством 83 штуки (83 грузовых места), общим весом брутто 421,0 кг, общей стоимостью – 106000 рублей.
Выявив факт сообщения таможенному органу недостоверных сведений о наименовании товара при прибытии на таможенную территорию Евразийского экономического союза, путем предоставления недействительных документов, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, 04.11.2021 года должностным лицом таможенного поста ЖДПП Посинь Псковской таможни было принято решение о возбуждении в отношении перевозчика - ОАО «РЖД», дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
В отношении указанного выше товара, явившегося предметом административного правонарушения, в соответствии со ст. 27.10 КоАП РФ было принято решение об изъятии и помещении его на ответственное хранение на склад ООО «Т» по адресу: , согласно акту приема-передачи имущества на ответственное хранение от 04.11.2021 года.
В ходе административного расследования в адрес Псковской таможни поступили письменные пояснения заместителя начальника отдела по таможенной деятельности Октябрьского территориального центра фирменного транспортного обслуживания филиала ОАО «РЖД» В.А., в которых последний по обстоятельствам дела пояснил, что вагон №* по накладной №* принимался к перевозке договорным перевозчиком Республики Литвы. Перевозчиком – ОАО «Российские железные дороги», вышеуказанный вагон был принят к перевозке по процедуре международных перевозок в соответствии с Соглашением о международном грузовом железнодорожном сообщении (СМГС) от перевозчика Республики Латвия. Товаросопроводительные документы были оформлены иностранным грузоотправителем. Перевозчик – ОАО «РЖД», в погрузочных мероприятиях участия не принимал. 17.10.2021 года при прибытии на таможенную территорию Евразийского экономического союза, перевозчиком – ОАО «РЖД», был предъявлен таможенному органу товар и транспортное средство в неизменном состоянии за исправными пломбами отправителя и перевозочными (транспортными) и товаросопроводительными документами, сформированным иностранным грузоотправителем, а также предварительной информацией перевозчика Республики Латвия. В соответствии с пунктом 6.1 Правил перевозки грузов, являющихся приложением №1 к СМГС, погруженный отправителем груз в вагоны и контейнеры крытого типа перевозчик принимает к перевозке, осматривая снаружи состояние вагонов и контейнеров, проверяя состояние люков и дверей, наличие, исправность пломб, а также соответствие знаков на пломбах сведениям, указанным в накладной. В соответствии с пунктом 7 приложения 3 к ОП СМГС прием грузов, передаваемых в запломбированных вагонах, контейнерах, производится без проверки числа мест и массы груза, с проверкой целостности и состояния наложенных пломб (ЗПУ), соответствия оттисков на пломбах и знаков, нанесенных на ЗПУ, данным указанным в накладной СМГС, а также технической и коммерческой исправности вагона. В соответствии с Приказом Минтранса России от 07.12.2016 года № 374 Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом, как во внутригосударственном, так и в международном сообщении, пунктом 80.1 установлено, что при приеме грузов в железнодорожном подвижном составе крытого типа, опломбированным с наложением ЗПУ, или с наложением закруток установленного типа, в случаях, предусмотренных правилами перевозок железнодорожным транспортом, производится перевозчиком без проверки грузов в вагонах и контейнерах путем проведения визуального осмотра состояния вагонов, контейнеров. Учитывая вышеизложенные положения, в рассматриваемом случае товар и транспортное средство перевозчиком – ОАО «РЖД», были представлены таможенному органу для проведения таможенного контроля в неизменном состоянии. Таким образом, по мнению представителя ОАО «Российские железные дороги», перевозчик – ОАО «Российские железные дороги», выполнил все требуемые от него действия в соответствии со статьями Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, и в данном случае не нарушены статьи таможенного законодательства, в связи с чем, вина ОАО «РЖД» в правонарушении по ст. 16.1 с. 3 КоАП РФ отсутствует (л.д.76-77).
В соответствии с п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Характеризуя состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 16.1 КоАП РФ следует отметить, что объектом данного правонарушения является установленный таможенным законодательством порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Евразийского экономического союза, а также порядок их таможенного контроля.
Соответственно, объективная сторона административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, выражается в сообщении таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Евразийского экономического союза путем представления недействительных документов.
Субъектом указанного административного правонарушения является лицо, осуществляющее перевозку товара и предоставившее таможенному органу недействительные документы, содержащие недостоверные сведения.
Как следует из материалов дела, товаросопроводительные документы, в которых содержались недостоверные сведения о характеристиках товара, в таможенный орган были представлены ОАО «РЖД». Данные обстоятельства, в их совокупности, указывают на то, что ОАО «РЖД» является надлежащим субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ.
Согласно пункту 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 года №18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», оценивая вину перевозчика в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, выразившегося в сообщении таможенному органу недостоверных сведений о количестве товара, надлежит выяснять, в какой мере положения действующих международных договоров в области перевозок (Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) 1956 года, Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) 1951 года, Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 года, Конвенции Организации Объединенных Наций о морской перевозке грузов 1978 года, и других) предоставляли перевозчику возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена ответственность частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, а также, какие меры были приняты перевозчиком для их соблюдения.
В силу положений статьи 23 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) 1951 года, перевозчик имеет право проверить, соблюдены ли отправителем условия перевозки и соответствует ли отправка сведениям, указанным отправителем в накладной. Проверка производится в порядке, установленном национальным законодательством.
Законодательством Российской Федерации установлено право ОАО «РЖД» проверять достоверность массы грузов и других сведений, указанных грузоотправителями в транспортных железнодорожных накладных. Так, данная обязанность закреплена статьей 27 Федерального закона от 10.01.2003 года №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».
Из положений Конвенции о международных железнодорожных перевозках (Приложение В к Конвенции «Единые правовые предписания к договору о международной железнодорожной перевозке грузов (ЦИМ)», параграф 1 ст. 11), участником которой является Российская Федерация, устанавливающих, в частности, что перевозчик в любой момент имеет право проверить, соблюдены ли условия перевозки и соответствует ли отправка сведениям, указанным отправителем в накладной, не следует, что они исключают юридическую возможность по принятию мер для надлежащего исполнения обязанностей перевозчика, установленных таможенным законодательством ЕАЭС.
Таким образом, международным и российским законодательством установлена возможность (право) ОАО «РЖД» проверять достоверность сведений о грузе, указанных грузоотправителями в транспортных железнодорожных накладных, перевозчик также вправе провести проверку соответствия тары и упаковки грузов, качества перевозимой продукции установленным стандартам, техническим условиям и иным актам, независимо от того, что отправителем уже наложены запорно-пломбировочные устройства, и независимо от того, что место принятия ОАО «РЖД» груза к перевозке не совпадает с местом погрузки.
Вместе с тем, в случае, если при проверке груза во время его перевозки или выдачи, перевозчик констатирует несоответствие наименования, массы или количества мест груза сведениям, указанным в накладной, составляется коммерческий акт (статья 29 СМГС), представление которого таможенному органу предусмотрено ст. 89 ТК ЕАЭС.
Таким образом, обязанность по сообщению достоверных сведений о товарах, перемещаемых через таможенную границу, является публично-правовой обязанностью и регулируется нормами таможенного права. Исполнение данной обязанности не может быть поставлено в зависимость от обстоятельств, связанных с осуществлением лицом предпринимательской деятельности, их взаимных прав и обязанностей, действий контрагентов (отправителя товара), поскольку данные правоотношения регулируется нормами гражданского законодательства. Эта обязанность должна быть исполнена лицом, на которое она возложена, путем принятия всех зависящих от него мер, в данном случае на перевозчика – ОАО «РЖД», который должен принять меры к тому, чтобы произвести проверку товара на предмет соответствия сведениям о нем, указанным в документах, получаемых от отправителя товара, его представителей.
Обязанность лица выполнить то или иное требование закона в области таможенного дела вытекает, прежде всего, из общеправового принципа, закрепленного в статье 15 Конституции Российской Федерации, согласно которому, любое лицо должно выполнять установленные законом обязанности. Следовательно, вступая в таможенные правоотношения, ОАО «РЖД», как профессиональный (таможенный) перевозчик, должно не только знать о существовании обязанностей и прав, предусмотренных таможенным законодательством, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований законодательства Российской Федерации.
Таким образом, из вышеизложенного следует, что положения СМГС, Конвенции о международных железнодорожных перевозках (Приложение В к Конвенции «Единые правовые предписания к договору о международной железнодорожной перевозке грузов (ЦИМ)», Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, предоставляют перевозчику возможность для соблюдения требований ст.ст. 88, 89 ТК ЕАЭС в части сообщения в таможенный орган достоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии товаров на таможенную территорию Союза.
Вместе с тем, судом установлено, что указанным правом ОАО «РЖД» не воспользовалось. Документы, свидетельствующие о мерах принимаемых ОАО «РЖД» для недопущения установленных нарушений, в материалах дела отсутствуют. Напротив, из обстоятельств дела следует, что ОАО «РЖД» при приеме груза к перевозке не осуществило проверку товара, то есть не воспользовалось своим правом на проверку груза, что можно расценить как самонадеянное, рискованное, не отвечающие разумной степени заботливости и осмотрительности действие, а значит, свидетельствует о непринятии им мер для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, а, следовательно, о наличии вины ОАО «РЖД» в совершении вменяемого правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ.
В рамках административного расследования ОАО «РЖД» не предоставило доказательств действия с той степенью заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения таможенных обязанностей, и что со стороны данного юридического лица к этому были приняты все меры. Каких-либо чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных и непреодолимых для данного субъекта таможенных отношений препятствий, не установлено. Наоборот, у ОАО «РЖД» имелась возможность заявить весь товар, ввозимый на таможенную территорию Союза, либо не приступать к перевозке, в случае несоответствия данных о характере груза, однако этого сделано не было по субъективным причинам.
Учитывая, что все действия юридического лица опосредованы, и выражаются в действиях тех физических лиц, которые в силу закона, трудового договора, учредительных и иных документов представляют это лицо в отношениях с третьими лицами и выступают от его имени, принимают решения и осуществляют управление, все действия работника юридического лица рассматриваются как действия этого юридического лица.
У перевозчика ОАО «РЖД» имелась фактическая возможность для соблюдения правил и норм, предусмотренных таможенным законодательством Евразийского экономического союза, в том числе путем принятия вышеуказанных мер, при этом перевозчиком не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина перевозчика – ОАО «РЖД», в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.1 ч. 3 КоАП РФ, помимо протокола об административном правонарушении №* от 03.12.2021 года (л.д.102-111), также полностью подтверждается следующими доказательствами в их совокупности: определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования №* от 04.11.2021 года (л.д.1-9); копией накладной СМГС №* от 05.10.2021 года (л.д.11-13); копией инвойс №* от 05.10.2021 года (л.д.14); копией контрольного листка обработки импортного груженного транзитного поезда от 17.10.2021 года (л.д.15); копией поручения на таможенный досмотр №* от 19.10.2021 года (л.д.16); копией акта таможенного досмотра №* от 31.10.2021 года (л.д.17-38); копией уведомления о проведении таможенного досмотра от 17.10.2021 года (л.д.39); копией требования о предъявлении товаров от 17.10.2021 года (л.д.40); копией требования о проведении грузовых и иных операций в отношении товаров и транспортных средств от 17.10.2021 года (л.д.41); копией сообщения начальника станции «С» ОАО «РЖД» Ш.И. от 31.10.2021 года о предъявлении к досмотру товара, перемещаемого в вагоне №* (л.д.42); копией служебной записки от 18.10.2021 года №* о проведении таможенного досмотра (л.д.43); копией акта об удалении средств идентификации №* от 31.10.2021 года (л.д.44); копией акта о замене средств идентификации №* от 03.11.2021 года (л.д.51); копиями паспорта Ш.И. и доверенности №* от 23.04.2021 года, выданной ОАО «РЖД», в соответствии с которой Ш.И. наделена правом осуществлять все необходимые действия, предусмотренные таможенным законодательством при перемещении грузов (товаров) и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, таможенную границу Евразийского экономического союза и по территории евразийского экономического союза, в том числе возложенные на перевозчика, при выполнении таможенных операций в местах прибытия и убытия (представление сведений и документов при прибытии и убытии), на станциях отправления и станциях назначения; помещении грузов (товаров) под таможенную процедуру и таможенном декларировании транспортных средств; временном хранении грузов (товаров) (л.д.52-53); протоколом изъятия вещей и документов по делу об административном правонарушении №* от 04.11.2021 года с фототаблицей (л.д.54-62); актом приема-передачи имущества на ответственное хранение от 04.11.2021 года (л.д.63).
Относимость, достоверность и допустимость представленных доказательств, оцениваемых судом по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, сомнений не вызывают.
Нарушений действующего законодательства Российской Федерации в ходе производства по делу об административном правонарушении не установлено, сроки давности привлечения к административной ответственности не истекли. Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным на это должностным лицом, содержит все сведения, необходимые для установления всех обстоятельств дела. Доказательства, содержащиеся в материалах дела, получены надлежащим образом.
На основании совокупности представленных материалов суд приходит к выводу о наличии в действиях перевозчика - ОАО «РЖД», состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, выразившемся в сообщении таможенному органу недостоверных сведений о наименовании товара при прибытии на таможенную территорию Евразийского экономического союза, путем предоставления недействительных документов, в связи с чем, перевозчик ОАО «РЖД» должен быть подвергнут административному наказанию в соответствии с санкцией предусмотренной статьи.
При назначении наказания учитываются характер и степень общественной опасности правонарушения, наличие смягчающих и отягчающих обстоятельств.
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность перевозчика - ОАО «РЖД», судом не установлено. Обстоятельством, отягчающим административную ответственность, судом признается повторное совершение перевозчиком - ОАО «РЖД», в течение года с момента последнего привлечения к административной ответственности однородного административного правонарушения.
При определении вида наказания, суд, учитывая вышеизложенные обстоятельства, характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, полагает необходимым назначить перевозчику ОАО «РЖД» наказание в виде конфискации товаров, явившихся предметом административного правонарушения.
Суд полагает, что указанный вид наказания будет отвечать принципам разумности и справедливости, соответствовать тяжести совершенного правонарушения и обеспечивать достижение целей административного наказания, предусмотренных ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ.
Издержки по делу об административном правонарушении отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 16.1 ч. 3, ст.ст. 29.9, 29.10, 29.11 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Перевозчика - ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»), ОГРН №*, ИНН №*, КПП №*, дата регистрации юридического лица – **.**.**** года, зарегистрированного по адресу: , признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде конфискации товаров, явившихся предметом административного правонарушения, а именно (согласно акта приема-передачи имущества на ответственное хранение от 04.11.2021 года):
1). Механизмы стеклоподъемников, бывшие в употреблении, поставляются навалом, без упаковки, страна происхождения не установлена: 14 шт. с маркировкой – GM, и 2 шт. с маркировкой – BOSCH. Всего 16 штук, общий вес брутто – 24,0 кг. Товар упакован в 1 полимерный мешок, который снабжен ярлыком «Товар №1» и опломбирован пластиковой пломбой ФТС России №*;
2). Рулевые рейки в комплекте с тягами и бачками, бывшие в употреблении, поставляются навалом, без упаковки, страна происхождения не установлена: 8 шт. с маркировкой – TRW, 2 шт. с маркировкой – OPEL, 1 шт. с маркировкой – №*, 1 шт. с маркировкой – №*. Всего 12 штук, общий вес брутто – 150,0 кг. Товар снабжен ярлыком «Товар №2» и опломбирован пластиковыми пломбами ФТС России №* – №* (по 1 пломбе на каждую единицу товара);
3). Подрамники металлические, бывшие в употреблении, поставляются навалом, без упаковки и маркировки, страна происхождения не установлена. Всего 8 штук, общий вес брутто – 120,0 кг. Товар снабжен ярлыком «Товар №3» и опломбирован пластиковыми пломбами ФТС России №* – №* (по 1 пломбе на каждую единицу товара);
4). Подушки безопасности, бывшие в употреблении, поставляются навалом, упакованы в прозрачную полимерную пленку, страна происхождения не установлена: 4 шт. с логотипом – OPEL, 1 шт. с логотипом – Mercedes Benz. Всего 5 штук, общий вес брутто – 7,0 кг. Товар упакован в 1 полимерный мешок, который снабжен ярлыком «Товар №4» и опломбирован пластиковой пломбой ФТС России №*;
5). Бардачки салона, бывшие в употреблении, поставляются навалом, без упаковки, страна происхождения не установлена, каждый имеет маркировку – GM. Всего 22 штуки, общий вес брутто – 50,0 кг. Товар снабжен ярлыком «Товар №5» и опечатан наклейками ФТС России №* – №* (по 1 наклейке на каждую единицу товара);
6). Рулевые колеса, черного цвета, б/у, различных размеров, поставляются навалом, упакованы в прозрачную полимерную пленку, имеют логотип – OPEL. Всего 20 штук, общий вес брутто – 70,0 кг. Товар упакован в 4 полимерных мешка, которые снабжены ярлыком «Товар №6» и опломбированы пластиковыми пломбами ФТС России №* – №*.
Всего товаров: 6 наименований товара, общим количеством 83 штуки, общим весом брутто 421,0 кг.
Обязать Псковскую таможню в порядке исполнения настоящего постановления передать конфискованный товар, находящийся на ответственном хранении на складе ООО «Т» по адресу: , в Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Псковской и Новгородской областях.
Издержки по делу об административном правонарушении отсутствуют.
Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья И.В. Бондаренко