Дело № 5-2327/2021
(59RS0007-01-2021-009089-69)
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Пермь 17 декабря 2021 года
Судья Свердловского районного суда г. Перми Лучникова С. С.,
при секретаре Гуляевой Ю. А.,
с участием защитника ФИО5, действующего на основании доверенности,
представителя административного органа ФИО6, действующей на основании доверенности
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ликвидатора Пермской региональной общественной организации поддержки и развития медиа-проектов «Четвертый сектор», ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженки <адрес>, проживающей по адресу: 350908 <адрес>,
У С Т А Н О В И Л:
Управлением Министерства юстиции РФ по <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения №р от ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая документарная проверка Пермской региональной общественной организации поддержки и развития медиа-проектов «Четвертый сектор» за период деятельности с июля 2018 по июнь 2021. Проверкой установлено, что в проверяемом периоде Пермской региональной общественной организацией поддержки и развития медиа-проектов «Четвертый сектор» осуществлялась деятельность, в том числе носящая политический характер, в областях, не относящихся к установленным законом исключениям, финансируемая из иностранных источников. В проверяемом периоде деятельность Пермской региональной общественной организации поддержки и развития медиа-проектов «Четвертый сектор» финансировалась из иностранных источников (Филиал ФИО1 за свободу (Германия) в Российской Федерации, ФИО1 «PRONOVA» (<адрес>). Установлено осуществление организацией в проверяемом периоде политической деятельности в следующих формах: участие в организации и проведении публичных мероприятий в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований либо в различных сочетаниях этих форм, организации и проведении публичных дебатов, дискуссий, выступлений. Распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике. Формирование общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе путем проведения опросов общественного мнения и обнародования их результатов или проведения иных социологических исследований. При этом, данная деятельность осуществлялась в областях, не относящихся к установленным законом исключениям. В ходе проверки установлено, что деятельность организации и ее членов оказывает влияние на выработку и реализацию государственной политики в сфере законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина, на принятие государственными органами соответствующих решений и формирование общественного мнения. Таким образом, Пермская региональная общественная организация поддержки и развития медиа-проектов «Четвертый сектор» в период проверки осуществляла деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента. При этом, указанной Организацией до начала осуществления деятельности в качестве иностранного агента не было представлено соответствующее заявление о включении в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Пермская региональная общественная организация поддержки и развития медиа-проектов «Четвертый сектор» ДД.ММ.ГГГГ включена Министерством юстиции Российской Федерации в соответствующий реестр, как организация осуществляющая деятельность в качестве иностранного агента.
Должностным лицом - ликвидатором Пермской региональной общественной организации поддержки и развития медиа-проектов «Четвертый сектор», на основании решения собрания от ДД.ММ.ГГГГ о ликвидации Пермской региональной общественной организации поддержки и развития медиа-проектов «Четвертый сектор» является ФИО2 Таким образом, в нарушение п. 10 ст.13.1, п.7 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ч.6 ст.29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» ФИО2 в установленном порядке, до начала осуществления Пермской региональной общественной организации поддержки и развития медиа-проектов «Четвертый сектор» деятельности в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, не представила в Министерство юстиции Российской Федерации заявление о включении Пермской региональной общественной организации поддержки и развития медиа-проектов «Четвертый сектор» в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранных агентов.
Представитель административного органа в судебном заседании протокол поддержала.
ФИО2 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, заявлений, ходатайств не поступало.
Защитник ФИО2 в судебном заседании вину не признал.
Судья, заслушав лиц, участвующих в деле, полно и всесторонне изучив материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующему выводу.
В силу п. 6 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в настоящем Федеральном законе понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, и (или) от граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников либо действующих в качестве посредников при получении таких денежных средств и (или) иного имущества (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ), и (или) от российских юридических лиц, бенефициарными владельцами которых в значении, определенном пунктом 8 статьи 6.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", являются иностранные граждане или лица без гражданства (далее - иностранные источники), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации
В соответствии с п. 7 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», некоммерческая организация, намеревающаяся после государственной регистрации осуществлять свою деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, обязана до начала осуществления такой деятельности подать в уполномоченный орган заявление о включении ее в предусмотренный п. 10 ст. 13.1 настоящего Федерального закона реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
В случае выявления некоммерческой организации, осуществляющей деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, которая не подала заявление о включении ее в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 настоящего Федерального закона реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, уполномоченный орган включает такую некоммерческую организацию в указанный реестр.
Из положений ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» следует, что некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке.
Порядок введения реестра и бланка заявления утверждены Приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ N 223 "О порядке ведения реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента".
Пунктом 12 данного Порядка установлено, что заявление о включении некоммерческой организации в реестр представляется в Министерство или его территориальный орган непосредственно либо в виде почтового отправления с описью вложения, либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в том числе через Единый портал государственных и муниципальных услуг.
Анализ вышеприведенных норм права, позволяет сделать вывод о том, что некоммерческой организации законом запрещено выполнение функции иностранного агента, до ее включения в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Осуществление деятельности некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.34 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Исходя из системного толкования норм ч. 4 ст. 62 ГК РФ, ст. 2.4 КоАП РФ, по смыслу которых статус должностного лица распространяется на физических лиц, наделенных в юридическом лице организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями, а также на индивидуальных предпринимателей, физическое лицо, выполняющее функции руководителя, в том числе, ликвидатора юридического лица, несет ответственность как должностное лицо.
Как установлено судом, ФИО2, являясь ликвидатором Пермской региональной общественной организации поддержки и развития медиа-проектов «Четвертый сектор», допустила осуществление деятельности указанной организацией, выполняющей функции иностранного агента, не включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента в нарушение требований п. 10 ст.13.1, п.7 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными материалами дела: протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, где указаны время, место и обстоятельства совершения административного правонарушения (л.д.5-10). Уставом Пермской региональной общественной организации поддержки и развития медиа-проектов «Четвертый сектор» (л.д.13-17). Уведомлением о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Пермской региональной общественной организации поддержки и развития медиа-проектов «Четвертый сектор» (л.д.18-20). Распоряжением начальника Управления Министерства юстиции РФ по <адрес>ФИО7№р от ДД.ММ.ГГГГ о проведении в отношении Пермской региональной общественной организации поддержки и развития медиа-проектов «Четвертый сектор» внеплановой документарной проверки с целью выявления некоммерческой организации, осуществляющей деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, которая не подала заявление о включении ее реестр (л.д.21-25). Актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в ходе проверки установлено, что Пермская региональная общественная организация поддержки и развития медиа-проектов «Четвертый сектор» в проверяемом периоде осуществляла деятельность, в том числе носящую политический характер, деятельность финансировалась из иностранных источников, выявлены признаки организации, выполняющей функции иностранного агента. В реестре некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, сведения о Пермской региональной общественной организации поддержки и развития медиа-проектов «Четвертый сектор» отсутствуют(л.д.35-45). Выпиской из ЕГРН согласно которой лицом, имеющим без доверенности действовать от имени Пермской региональной общественной организации поддержки и развития медиа-проектов «Четвертый сектор» является ФИО2 с 09.08.2021(л.д.51-54).
Нарушение требований Закона N 294-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, при организации и проведении проверки в отношении Пермской региональной общественной организации поддержки и развития медиа-проектов «Четвертый сектор», судьей не установлены.
Из совокупного анализа исследованных в судебном заседании доказательств, суд считает вину ФИО2 в совершении административного правонарушения доказанной. Доказательства, исследованные в судебном заседании, суд признает допустимыми и добытыми без нарушений требований КоАП РФ.
Судья квалифицирует действия ФИО2 по ч.1 ст. 19.34 КоАП РФ как осуществление деятельности некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Обстоятельств, исключающих производство по делу, судьей не установлено.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, суд не установил.
ФИО2, являясь первоначально директором Пермской региональной общественной организации поддержки и развития медиа-проектов «Четвертый сектор» (протокол учредительного собрания от ДД.ММ.ГГГГ, протокол собрания членов от ДД.ММ.ГГГГ№), а в последующем ее ликвидатором имела реальную возможность для включения в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента Пермской региональной общественной организации поддержки и развития медиа-проектов «Четвертый сектор» и соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но ею не были приняты все зависящие от нее меры по их соблюдению.
При назначении наказания, судья принимает во внимание характер совершенного правонарушения, данные о личности лица, привлекаемого к административной ответственности, его имущественное и семейное положение, отношение к содеянному и считает необходимым назначить наказание в виде административного штрафа.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Признать ликвидатора Пермской региональной общественной организации поддержки и развития медиа-проектов «Четвертый сектор», ФИО2 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ей наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Штраф должен быть уплачен в течение 60 дней после дня вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении по следующим реквизитам: получатель - УФК по <адрес> (Управление Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес>, л/с 04561879960), ИНН/КПП 5902293594/590201001, номер казначейского счета (расчетный счет 03№, Отделение Пермь, Банка России//УФК по <адрес>, БИК ТОФК банка) 015773997, номер единого казначейского счета (корр/счет банка) 40№, код ОКТМО 57701000, КБК 318 1 16 01191019000140, назначение платежа: административный штраф.
Документ, подтверждающий оплату административного штрафа должен быть представлен в Свердловский районный суд <адрес> по адресу: <адрес> каб. 310.
Разъяснить, что за неуплату административного штрафа в течение 60 дней со дня вступления в законную силу данного постановления лицо может быть привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и копия постановления будет направлена судебному приставу-исполнителю.
Постановление может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Свердловский районный суд <адрес> в течение 10 суток со дня вручения копии постановления.
Судья Лучникова С. С.