ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-2336/2021 от 01.10.2021 Центрального районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Дело №5-2336/2021

УИД 75MS0006-01-2021-003987-67

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

01 октября 2021 года г. Чита

Судья Центрального районного суда г. Читы Еремеева Ю.В., при секретаре Бороевой А.А., с участием помощника Читинского межрайонного природоохранного прокурора Логутенковой К.В., представителя Администрации муниципального района «Читинский район» ФИО1, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Администрации муниципального района «Читинский район» (юридический адрес: <адрес>, ИНН , ОГРН , дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ),

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ Читинским межрайонным природоохранным прокурором Александровой Е.В. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ст.17.7 КоАП РФ в отношении администрации муниципального района «Читинский район».

Из содержания постановления от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Читинской межрайонной природоохранной прокуратурой (далее - природоохранная прокуратура) в ходе проведения проверки Министерства природных ресурсов Забайкальского края, выявлены нарушения в деятельности администрации муниципального района «Читинский район» Забайкальского края, выразившиеся в принятии рекультивированных земель участков лесного фонда без делегирования соответствующих прав. По результатам прокурором ДД.ММ.ГГГГ врио главы муниципального района «Читинский район» Забайкальского края внесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства, в том числе законодательства о недрах, о защите лесов и земель от негативного воздействия. В представлении указаны требования: безотлагательно рассмотреть настоящее представление, уведомив Читинскую межрайонную природоохранную прокуратуру о дате и месте его рассмотрения; принять меры по устранению выявленных нарушений законодательства, их причин и условий, им способствующих; о результатах рассмотрения представления, принятых конкретных мерах по устранению нарушений федерального законодательства письменно информировать Читинского межрайонного природоохранного прокурора в установленный законом месячный срок.

Указанное представление получено в администрации муниципального района «Читинский район» ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается штампом входящей корреспонденции.

В нарушение ч. 3 ст. 7, ч. 1 ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» администрацией муниципального района «Читинский район» прокурор о времени и месте рассмотрения представления от ДД.ММ.ГГГГ не уведомлен, информация о результатах рассмотрения представления, принятых конкретных мерах по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, в прокуратуру до настоящего времени не поступила.

Кроме того, при ревизии муниципальных нормативных правовых выявлен нормативный правовой акт, противоречащий федеральному законодательству.

Заместителем Читинского межрайонного природоохранного прокурора ДД.ММ.ГГГГ на отдельные положения постановления администрации муниципального района «Читинский район» от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка организации работ по выявлению и ликвидации накопленного вреда окружающей среде на территории муниципального района «Читинский район» принесен протест , который направлен в администрацию муниципального района «Читинский район» по электронной почте на адрес adm320091 @.у andex.ru (указан на официальном сайте администрации).

При этом ДД.ММ.ГГГГ в администрацию района направлено требование о предоставлении письменного ответа на протест от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения 12.07.2021 (требование направлено на электронный адрес adm320091 @vandex.m). Ответа на указанное требование также не поступило.

В судебном заседании помощник Читинского межрайонного природоохранного прокурора Логутенкова К.В. пояснила, что указание на не направление в установленный срок ответа на протест прокурора внесено в постановление по делу об административном правонарушении для сведения, данное нарушение Администрации не вменяется, к ответственности она привлекается за не принятие мер по представлению прокурора от ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель Администрации муниципального района «Читинский район» ФИО1 пояснила, что представление было получено прежним руководителем Администрации, новому руководителю для исполнения не передавалось, указала на то, что комиссия по рекультивации лесного участка создана Министерством природных ресурсов Забайкальского края, Администрация принимала в ней участие. Пояснила, что из представления было невозможно понять, что должна сделать Администрация, поэтому ими вносились изменения постановление от ДД.ММ.ГГГГ, в настоящее время изменения внесены.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

Статьей 17.7 КоАП РФ установлено, что умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Привлечение лица к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ требует проверки законности требований прокурора, неисполнение которых вменяется лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также установление вины такого лица в форме умысла.

Согласно ст. 1 Федерального закона №2202-1 от 17.01.92 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона №2202-1 от 17.01.92 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Пунктом 3 статьи 22 Федерального закона от 17.01.92 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» определено, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, вносит представление об устранении нарушений закона.

Согласно п. 1 ст. 24 Федерального закона №2202-1 от 17.01.92 «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Как следует из материалов дела, Читинской межрайонной природоохранной прокуратурой (далее - природоохранная прокуратура) в ходе проведения проверки Министерства природных ресурсов Забайкальского края, выявлены нарушения в деятельности администрации муниципального района «Читинский район» Забайкальского края, выразившиеся в принятии рекультивированных земель участков лесного фонда без делегирования соответствующих прав.

По результатам проверки прокурором ДД.ММ.ГГГГ врио главы муниципального района «Читинский район» Забайкальского края внесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства, в том числе законодательства о недрах, о защите лесов и земель от негативного воздействия.

Данное представление содержит требования: безотлагательно рассмотреть настоящее представление, уведомив Читинскую межрайонную природоохранную прокуратуру о дате и месте его рассмотрения; принять меры по устранению выявленных нарушений законодательства, их причин и условий, им способствующим; о результатах рассмотрения представления, принятых конкретных мерах по устранению нарушений федерального законодательства письменно информировать Читинского межрайонного природоохранного прокуратура в установленный законом месячный срок.

Кроме того, в представлении содержится предложение о рассмотрении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в нарушении федерального и регионального законодательства, в случает привлечения к дисциплинарной ответственности копию приказа о наложении дисциплинарного взыскания представить в прокуратуру вместе с ответом на представление.

В силу положений Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 указанного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Представление об устранении нарушений закона является одной из мер реагирования прокуратуры на нарушение закона.

По смыслу позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 24 февраля 2005 года №84-0, при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (пункт 2 статьи 21), само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 Закона о прокуратуре органы, должностных лиц устранить допущенные нарушения закона, прежде всего в добровольном порядке.

Согласно части 1 статьи 24 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

В силу указанного, юридическое лицо, предприниматели либо граждане, получив представление прокуратуры, обязаны рассмотреть его и в случае согласия исполнить, уведомив прокуратуру о результатах рассмотрения.

Поскольку представление исходит от государственного органа, должностного лица, обладающего властными полномочиями, его содержание с точки зрения изложения должно отвечать требованиям исполнимости, точности, ясности и определенности. При этом содержащиеся в представлении формулировки должны исключать возможность двоякого толкования, их изложение должно быть кратким, четким, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.

Лицо, на которое возлагается обязанность по исполнению представления, должно иметь возможность однозначно определить, в соответствии с какими конкретно нормами права, какие меры и в какие сроки оно должно предпринять в целях устранения выявленных нарушений.

Из смысла вышеуказанных правовых норм следует, что представление прокурора должно содержать указание на нарушение определенных норм закона лицом, в адрес которого оно вынесено.

Кроме того, в представлении должно быть указано, какие именно меры необходимо принять для устранения выявленных нарушений. В противном случае, лицо лишено возможности устранить выявленные нарушения, иными словами исполнить требования представления.

Представление прокурора от ДД.ММ.ГГГГ указанным требованиям не отвечает, критериям обоснованности, мотивированности и исполнимости не соответствует.

Так, в тексте представления имеется указание на нарушение Администрацией требований действующего законодательства, выразившееся в незаконности реализации полномочий в части лесопользования и недропользования, переданных Забайкальскому краю, недопустимости работы Комиссии Администрации района в соответствии с Постановлением ; а также на незамедлительное принятие мер, направленных на недопущение указанных нарушений природоохранного законодательства.

При этом в пункте 1 резолютивной части ставится вопрос о безотлагательном рассмотрении представления, в пункте 2 - о принятии мер по устранению выявленных нарушений, в пункте 3 – о необходимости сообщения о результатах рассмотрения представления и мерах, принятых для устранения нарушений, в письменной форме.

Конкретные меры, которые необходимо принять для устранения выявленных нарушений, в представлении не указаны.

Таким образом, резолютивная часть представления не отвечает требованиям исполнимости, так как сводится к дословному воспроизведению в нем абзаца 2 пункта статьи 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» о принятии конкретных мер и письменном сообщении о достигнутых результатах.

Между тем, системный анализ вышеприведенных положений Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» позволяет сделать вывод о том, что представление прокурора должно содержать не только описание наименования выявленного нарушения и требование о прекращении, но и указывать на само существо нарушения и содержать перечень действий, которые следует предпринять лицу для его устранения.

Исходя из изложенного, оспариваемое представление в целом носит принудительный, властно-распорядительный характер, но при этом из содержания его резолютивной части не следует, что оно содержит конкретные меры по устранению нарушений закона, поэтому является неисполнимым.

В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Принимая во внимание неисполнимость вынесенного прокурором представления, суд приходит к выводу об отсутствии вины Администрации муниципального района «Читинский район» в его не исполнении, а, следовательно, об отсутствии в ее бездействии состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ.

В силу статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушения подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

При таких обстоятельствах производство по делу подлежит прекращению.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 24.5, пунктом 2 части 1 статьи 29.9, статьей 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении в отношении Администрации муниципального района «Читинский район», обвиняемой в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 КоАП РФ, прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На постановление может быть подана жалоба в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Ю.В. Еремеева