ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-2342/2021 от 19.11.2021 Октябрьского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

УИД: 51RS0-80

Дело

Изготовлено 19.11.2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

16 ноября 2021 года <...>, каб. 306

Судья Октябрьского районного суда города Мурманска Шуминова Н.В., рассмотрев административный материал в отношении должностного лица – капитана судна <данные изъяты> ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес> о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Государственной инспекцией Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району в суд представлен материал об административном правонарушении в отношении должностного лица – капитана судна <данные изъяты> ФИО1

Согласно протоколу об административном правонарушении от 04.10.2021 капитаном ФИО1 при осуществлении промышленного рыболовства в ИЭЗ РФ в Баренцевом море допущено нарушение п. 9.3 Правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна, утвержденные приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 30 октября 2014 года № 414. Данное нарушение выразилось в том, что в ССД, переданном 17.08.2021 в блоке Ш8 «На борту» в позиции 1 о грузах и запасах отсутствовали данные о мороженой рыбопродукции – сардине дальневосточной (иваси) в количестве 27274,860 кг. Также не указан блок Ш14 – «Списание рыбной и иной продукции из ВБР». Это свидетельствует о несоблюдении Приказа Минсельхоза РФ от 26.122019 года № 721 «Об утверждении Порядка передачи данных в отраслевую систему мониторинга ВБР» в части установления форм передачи ССД, а также и неполноте данных, переданных с борта судна в отраслевую систему.

По мнению административного органа, допущенное ФИО1 нарушение влечет административную ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебное заседание ФИО1 не явился, будучи надлежаще уведомлявшимся по месту регистрации и жительства, судебное уведомление возвращено за истечением срока хранения, что указывает на надлежащее исполнение судом своей обязанности по уведомлению привлекаемого лица.

Защитник Гоян Н.И. полагала, что в данном случае должностные лица ПУ ФСБ России по ЗАР необоснованно составили протокол об административном правонарушении, при этом ими нарушен Административный регламент ФСБ РФ по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения ВБР в части морских биоресурсов, утвержденный приказом ФСБ России № 476 от 16.10.2020, что ставит под сомнение допустимость полученных в ходе административного производства доказательств. Также полагала, что по сути не доказан состав правонарушении, учитывая, что в промысловой и судовой документации не отражаются данные о наживе, к которой и отнесена имевшаяся на борту сардина, также и списание, а п. 9.3 Правил требует соответствия ССД данным судового и промыслового журналов. Не возражала против рассмотрения дела в отсутствие ФИО1 и представителя административного органа.

Представитель административного органа в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом о рассмотрении дела.

При таких обстоятельствах, нахожу обоснованным рассмотреть дело при настоящей явке.

Заслушав защитника, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил, регламентирующих рыболовство, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 8.17 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой.

Как разъяснено в пункте 1 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 23.11.2010 № 27 «О практике рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного, прибрежного и других видов рыболовства», при рассмотрении дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного, прибрежного и других видов рыболовства, необходимо учитывать, что отношения в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (далее – водные биоресурсы) регулируются, в том числе Федеральными законами: от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», от 30.11.1995 № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», от 17.12.1998 № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации».

Согласно статьям 34, 35 Федерального закона от 24 мая 1995 года № 52-ФЗ «О животном мире» юридическими лицами и гражданами могут осуществляться такие виды пользования животным миром, как рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих. Пользование животным миром осуществляется с соблюдением федеральных и региональных лимитов и нормативов, разрабатываемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 9 статьи 1 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» рыболовство - деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству рыбной и иной продукции из водных биоресурсов.

В силу статьи 6 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» действие законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов распространяется на внутренние воды Российской Федерации, в том числе внутренние морские воды Российской Федерации, а также на территориальное море Российской Федерации, континентальный шельф Российской Федерации и исключительную экономическую зону Российской Федерации.

Статьей 10, ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» установлено, что водные биологические ресурсы находятся в федеральной собственности, рыболовство осуществляется в отношении видов водных биоресурсов, добыча (вылов) которых не запрещена.

В силу статьи 43.1 Федерального закона № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» Правила рыболовства являются основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов обязательны для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность. Правила рыболовства утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна.

В Баренцевом море действуют Правила рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна, утвержденные приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 30 октября 2014 года № 414, которые регламентируют деятельность российских юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, включая лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общины, осуществляющих рыболовство во внутренних водах Российской Федерации, в том числе во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации в пределах Северного рыбохозяйственного бассейна, а также иностранных юридических лиц и граждан, осуществляющих рыболовство в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (далее – Правила рыболовства).

Согласно п. 9.3 Правил рыболовства, капитан судна с главным двигателем мощностью более 55 кВт и валовой вместимостью более 80 тонн, оборудованного ТСК при осуществлении рыболовства во внутренних морских водах Российской Федерации, территориальном море Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации ежедневно подает в установленном порядке ССД о рыбопромысловой деятельности (значения показателей и реквизитов, включаемые в ССД, должны строго соответствовать судовому, промысловому и технологическому журналам, заверенные подписью и печатью капитана, копии ССД должны храниться на судне в течение одного года с даты подачи донесения). В случае невозможности передать ССД в установленные сроки капитан судна обязан, в срок не более 3-х суток, известить территориальные органы Росрыболовства и филиалы Федерального государственного бюджетного учреждения "Центр системы мониторинга рыболовства и связи" с указанием причин и обеспечить передачу всех пропущенных ССД в течение последующих 5 дней.

Приказом Минсельхоза РФ от 26.12.2019 № 721 утвержден Порядок передачи данных в отраслевую систему мониторинга ВБР, которым прописаны условные коды передачи информации. Согласно п. 18.6 Порядка блок Ш8 «На борту» указываются грузы и запасы, находящиеся на борту судна в отчетные сутки.

В позиции 1 блока Ш8 указывается код груза (запаса) согласно кодам ОСМ.

В позиции 2 блока Ш8 указывается количество груза (запаса) с десятыми, сотыми и тысячными долями после точки.

Реквизиты кода груза (запаса) (позиция 1), количество груза (запаса) (позиция 2) указываются по каждому виду соответствующее количество раз.

Также п.18.12 Порядка оговаривает, что данный блок включается в ССД в случае, если рыбная и иная продукция из водных биоресурсов была списана по причинам, перечисленным согласно кодам ОСМ.

В позиции 1 блока Ш14 указывается код признака списания рыбной и иной продукции из водных биоресурсов.

В позиции 2 блока Ш14 указывается номер акта (квитанции) списания рыбной и иной продукции из водных биоресурсов.

В позиции 3 блока Ш14 указывается код признака происхождения сырья и назначения рыбной и иной продукции из водных биоресурсов (указывается в соответствии блоками Ш11 и Ш12).

В позиции 4 блока Ш14 указывается код рыбной и иной продукции из водных биоресурсов согласно кодам ОСМ.

В позиции 5 блока Ш14 указывается масса списанной продукции (в центнерах с четырьмя знаками после запятой или в сотнях условных банок для консервов (пресервов)).

Реквизиты кода рыбной и иной продукции из водных биоресурсов (позиция 4), кода признака происхождения сырья и назначения (позиция 3), масса (количество) рыбной и иной продукции из водных биоресурсов (позиция 5) указываются n раз по числу видов продукции и признаков сырья и назначения продукции.

При этом п. 17 Правил указывает, что в целях составления ССД в виде формализованных сообщений применяются условные коды ОСМ (далее - коды ОСМ), размещаемые на официальном сайте ФГБУ ЦСМС в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу <адрес>

Из материалов дела следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, судно <данные изъяты> осуществляло промышленное рыболовство в российской части акватории Баренцева моря (ИЭЗ РФ) на законных основаниях по разрешению № , выданном 05.08.2021 СТУ ФАР пользователю ВБР <данные изъяты>

07.09.2021 в ходе контрольно-проверочных мероприятий, состоявшихся при контроле перегрузки рыбопродукции с судна <данные изъяты> на транспортное судно «<данные изъяты>», сотрудниками ПУ ФСБ России по ЗАО осуществлена проверка промысловой деятельности судна <данные изъяты> В ходе данной проверки установлено, что 17.08.2021 при подаче ССД за отчетные сутки в блоке Ш8 «На борту» в позиции 1 о грузах и запасах отсутствовали данные о мороженой рыбопродукции – сардине дальневосточной (иваси) в количестве 27274,860 кг. Также не указан блок Ш14 – «Списание рыбной и иной продукции из ВБР». По мнению административного органа в блоке Ш8 следовало указать код 1 «мороженая рыбопродукция», а в блоке Ш14 – код 2 «использование рыбной или иной продукции из ВБР в качестве наживки». Отсутствие этой информации в ССД расценено как нарушение п. 9.3 Правил рыболовства.

Данное событие послужило поводом к возбуждению дела об административном правонарушении и проведению административного расследования по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В обоснование представлены следующие доказательства: определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 07.09.2021; определение об исправлении описки; копия разрешения; копия паспорта; выписки их технологического журнала; документ о соответствии; свидетельство о праве собственности на судно; аременное свидетельство о праве плавания под ФИО2; справка; коносамент № КТР-2113-03С от 13.08.2021; копии ССД; копия промыслового журнала; копия приказа о приеме на работу; копия срочного трудового договора; копия судового журнала; копия договора фрахтования с актом приема-передачи и допсоглашением; протокол об административном правонарушении; иные материалы дела.

В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно Уставу службы на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации, утвержденному приказом Комитета Российской Федерации по рыболовству от 30.08.1995 № 140 (статья 25), капитан судна возглавляет экипаж и является его руководителем.

В силу статьи 33 Устава капитан судна обязан обеспечить соблюдение на судне законов государства, международных, национальных и местных правил, правил промысла и режима рыболовства в районе промысла судна и других нормативных актов.

Следовательно, ФИО1 являлся должностным лицом и был полномочен обеспечивать соблюдение действующего законодательства на борту.

Однако в данном случае не нахожу в действиях ФИО1 состава вмененного ему административного правонарушения в силу того, что п. 9.3 Правил рыболовства предусматривает ежедневную подачу в установленном порядке ССД о рыбопромысловой деятельности (значения показателей и реквизитов, включаемые в ССД, должны строго соответствовать судовому, промысловому и технологическому журналам, заверенные подписью и печатью капитана, копии ССД должны храниться на судне в течение одного года с даты подачи донесения).

В данном случае ФИО1 вменяется невыполнение требований Приказа ФИО3, в виду неполноты ССД с точки зрения наличия в них всех блоков, предусмотренных данным приказом, и применения условных кодов ОСМ для отражения данных о наличии наживы и ее использовании в рамках промысла, что явно не подпадает под п. 9.3 Правил рыболовства, учитывая, что ни судовым, ни промысловым, ни технологическим журналами не фиксируются сведения о наживе и ее использовании, доказательств обратного материалы административного дела не содержат, иных нарушений названного пункта Правил не заявлено.

Соответственно, оформление ССД с нарушением приказа Минсельхоза РФ не является нарушением Правил рыболовства и не может квалифицироваться по ч. 2 ст. 8.37 КРФоАП, что исключает административную ответственность должностного лица в рассматриваемом случае.

Доводы защитника о нарушении Административного регламента с учетом вышесказанного правового значения не имеют, принимая во внимание, что это не является нарушением процессуальных норм КРФоАП.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу в отношении должностного лица – капитана судна <данные изъяты> ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>, о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием состава административного правонарушения на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КРФоАП.

Постановление может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение десяти дней со дня вручения или получения копии постановления.

Судья: Н.В. Шуминова