ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-2343/18 от 06.12.2018 Абаканского городского суда (Республика Хакасия)

Республика Хакасия, г.Абакан, ул.Чертыгашева, 80, каб. № 218

Дело № 5-2343/2018

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г.Абакан 06 декабря 2018 г.

Судья Абаканского городского суда Республики Хакасия Зарубин А.В.,

при секретаре Анжиганове А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Управление капитальным строительством «Жилстрой» по ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Протоколом об административном правонарушении № 2/18 от 15.11.2018 г., обществу с ограниченной ответственностью «Управлением капитальным строительством «Жилстрой», вменяется нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, выразившееся в невыполнении обществом с ограниченной ответственностью «Управлением капитальным строительством «Жилстрой» требований, установленных по обеспечению сохранности выявленного объекта археологического наследия «Курганный могильник Абакан-8» (Национальный банк) является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Представитель Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Республики Хакасия Солдатенкова Н.Н. в судебном заседании пояснила, что административное правонарушение было установлено в ходе проведения внеплановой проверки. На территории памятника запрещены хозяйственные работы, в том числе строительные и иные работы. За исключением работ по сохранению памятника. Работы по сохранению это полное или частичное изъятие предметов из земельного участка. На данном земельном участке были обнаружены повреждения памятника, нарушения режима использования земельного участка памятника. В ходе, которой были получены подтверждающие документы пользователя земельного участка. Также был проведен внутренний мониторинг корреспонденции. Ими направляются уведомления о границах использования объектов культурного наследия. ООО «УКС Жилстрой» заключили контракт на проведение археологических работ, но, не дождавшись результатов историко-культурной экспертизы, приступили к проведению земельных работ. Разрешается проводить работы только после проведения соответствующей экспертизы. Экспертиза поступила 15.10.2018 г. и была отозвана, поскольку разработчиками проекта была представлена недостоверная информация о внешнем облике изменения режима использования земельного участка. В экспертизе были фотографии нетронутого объекта культурного наследия. Приступили к работам без проекта проведения работ, в котором предполагалось отражение порядка проведения работ, методов. В настоящее время объект культурного наследия поврежден, культуросодержащий слой был вывезен частично и будет назначена историко-культурная экспертиза относительно разрушенного объекта культурного наследия. Открытый лист получен не для проведения работ на данном объекте, а для прокладки кабеля на рядом стоящем здании в границах этого же объекта. Возможно ООО «УКС Жилстрой» хотело использовать этот открытый лист для проведения работ. Проведение работ возможно только после согласованного органом охраны проекта строительных работ. На сегодняшний день объект разрушен и нарушен режим использования границ земельного участка. Предстоит узнать стоимость восстановительных работ. Было установлено, что проект строительства до настоящего времени не имеет положительного заключения экспертизы на строительство. В проекте фактически работы не были приняты. В проекте изложены работы, которые предусмотрены для нетронутого памятника. Сейчас данный проект будет изменен. В проекте будет предусмотрена защита и консервация от погодных условий данного памятника. Поскольку температурные режимы предусматривают разрушение, данный памятник будет законсервирован. Данные работы запланированы на следующий сезон. Просит привлечь юридическое лицо к административной ответственности, поскольку это памятник федерального значения и назначить наказание на усмотрение суда. Памятник археологии не подлежит восстановлению. Восстановительные работы считаются из объема физической сохранности объекта. Точный размер ущерба невозможно определить. Сумма раскопочных работ измеряется в миллионах, поскольку повреждена достаточно серьезная территория. Дополнительно пояснила, что территория огорожена забором. Пройти на данную территорию возможно, но строительная техника может въехать на территорию только через ворота, которые были закрыты на замок в момент проведения осмотра.

Законный представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ООО «УКС Жилстрой»» в судебное заседание не явился, будучи извещенный о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.

Представителем ООО «УКС «Жилстрой» - Анцуповым В.В. представлены письменные пояснения, из которых следует, что Общество с нарушением не согласно. Указал, что строительные и иные работы на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при наличии в проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия. Все вышеприведённые требования закона обществом с ограниченной ответственностью «Управление капитальным строительством «Жилстрой» соблюдены. В частности, заключен договор на выполнение научно-исследовательской работы по теме «Археологическое наблюдение на территории выявленного объекта культурного (археологического) наследия «Курганный могильник Абакан-8 «Национальный банк)», расположенного в границах земельных участков по ул. Ленина, д. 45, по ул. Советская, д. 20, по ул. Советская, д. 22, после чего получено разрешение (открытый лист) на имя Зубкова В.С. на проведение археологических полевых работ на территории объекта археологического наследия, а в последующем представлена проектная документация на работы по сохранению объекта археологического наследия для согласования в региональный орган охраны объектов культурного наследия. Перед началом проведения земляных и строительных работ обществом с ограниченной ответственностью «Управление капитальным строительством «Жилстрой» проведён комплекс мероприятий, направленных на обеспечение сохранности выявленного объекта культурного наследия, включая завершающую стадию - представление документов для согласования в региональный орган охраны объектов культурного наследия. Считает, что какие-либо земляные или строительные работы в границах земельных участков по ул. Ленина, д. 45, по ул. Советская, д. 20, по ул. Советская, д. 22 общество с ограниченной ответственностью «Управление капитальным строительством «Жилстрой» не проводило.

Доказательств обратного в материалах дела об административном правонарушении нет. Полагает, что акт осмотра от 11.10.2018 года является ненадлежащим доказательством по делу, поскольку из данного документа не усматривается причастность общества с ограниченной ответственностью «Управление капитальным строительством «Жилстрой» к спорным действиям по выемке грунта. О месте и времени составления акта осмотра общество «УКС «Жилстрой» не уведомлялось, представитель общества на осмотр не вызывался и в нём не участвовал. Указал, что отсутствуют какие-либо иные доказательства того, что действия по выемке грунта совершены работниками общества с ограниченной ответственностью «УКС «Жилстрой» и с помощью техники указанной организации. Полагает, в материалах дела об административном правонарушении имеются доказательства совершения обществом с ограниченной ответственностью «УКС «Жилстрой» действий по обеспечения сохранности выявленного объекта археологического наследия, при этом отсутствуют доказательства совершения данной организацией действий по выемке грунта с земельного участка в границах территории объекта культурного наследия. Просит прекратить производство по делу в виду отсутствия состава административного правонарушения.

Исследовав материалы дела, выслушав участников судебного разбирательства, суд приходит к следующему.

ООО «УКС Жилстрой», как указано ранее, вменяется нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, то есть совершение правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ.

Обоснование наличия указанного состава правонарушения заключается в следующем.

В ходе проверки установлено, что в соответствии с договором о развитии застроенной территории от 23.12.2013 г. № 5-РТЗ застройщиком является ООО «УКС «Жилстрой». Предмет договора - развитие застроенной территории площадью 3617 кв.м, в границах согласно приложению № 1 к договору. На указанной территории расположены многоквартирные дома по адресам: г. Абакан, пр. Ленина, 45, г. Абакан, ул. Советская 20, г. Абакан, ул. Советская, 22. Пунктом 1.2. договора перечислены ограничения использования земельных участков, установленные Градостроительным регламентом (Привила землепользования и застройки города Абакана, утвержденные Решением городского Совета депутатов от 10.11.2009 № 183) - застроенная территория находится в зоне охраны объектов археологического наследия, правовой режим которой регулируется Федеральным законом 25.06.2006 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры народов Российской Федерации)» и требует обязательного включения в проекты демонтажных и строительных отдельных разделов об обеспечении сохранности выявленных объектов культурного наследия и согласования с органом охраны. Срок действия договора 6 лет с момента его подписания сторонами, то есть до 23 декабря 2019 г.

Согласно договору на выполнение научно-исследовательской работы, заключенному ООО «УКС «Жилстрой» и ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова» исполнитель принимает на себя обязательства по выполнению научно- исследовательской работы по теме: «Археологическое наблюдение на территории выявленного объекта культурного (археологического) наследия «Курганный могильник Абакан-8 (Национальный банк)», расположенного в границах земельных участков по ул. Ленина, д. 45 Советская, д. 20, Советская, д. 22. К проекту строительства объекта «Жилой дом со встроено-пристроенными нежилыми помещениями, расположенный по адресу: Республика Хакасия, проспект Ленина,45. Площадь 0,30 га.». Научные и другие требования к работам отражены в техническом задании. Срок выполнения работ: с момента заключения договора до 30 ноября 2018 (момент заключения договора датой не определен);

На основании открытого листа от 18.09.2018 №1997, выданного Министерством культуры Российской Федерации на имя Зубкова Валерия Серафимовича на право проведения археологических полевых работ на территории выявленного объекта археологического наследия «Курганный могильник Абакан-8 (Национальный банк)» в зоне прокладке электрокабеля 0,4 к.Вт для электроснабжения жилого здания по просп. Ленина (район парка «Орленок»); в границах земельных участков по просп. Ленина, д.45, ул. Советская, д. 22 в г. Абакане.

Согласно предоставленной проектной документации (Раздел 2 «Схема организации земельного участка») объект строительства «Жилой дом со встроено- пристроенными нежилыми помещениями, расположенный по адресу: Республика Хакасия, проспект Ленина,45. Площадь 0,30 га.» располагается на земельных участках по адресам: ул. Ленина, д. 45, Советская, д. 20, Советская, д. 22.

Документы, подтверждающие, а также разрешающие проведение земляных, строительных и иных работ в границах территории выявленного объекта археологического наследия «Курганный могильник Абакан-8», расположенного в границах строительства объекта «Жилой дом со встроено-пристроенными нежилыми помещениями, расположенный по адресу: Республика Хакасия, проспект Ленина,45», не представлены.

26.10.2018 от ООО «УКС «Жилстрой» в Госохранинспекцию поступила проектная документация на работы по сохранению выявленного объекта археологического наследия и государственная историко-культурная экспертиза на него.

В нарушение требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия и особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия «Курганный могильник Абакан-8» ООО «УКС «Жилстрой» проведены земляные, строительные и иные работы. В ходе визуального обследования территории выявленного объекта археологического наследия «Абакан-8. Курганный могильник» зафиксировано, что в границах указанного памятника на земельном участке по адресу: г. Абакан, проспект Ленина, 45, размещена строительная площадка огороженная забором. На огороженной территории ведутся земляные работы. Строительной техникой образованы три котлована, глубиной до 1,3 м от современной дневной поверхности. Основная часть грунта (культуросодержащий слой, содержащий следы существования человека, остатки деятельности человека) из котлована вывезена за пределы строительной площадки.

В соответствии с. ч.1 ст. 5.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ) на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его стдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

Согласно ч. 5 ст. 5.1 Федерального закона № 73-ФЗ особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, предусматривает возможность проведения археологических полевых работ в порядке, установленном указанным законом, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 Федерального закона № 73-ФЗ работ по использованию лесов и иных работ при условии обеспечения сохранности объекта археологического наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленного объекта археологического наследия, а также обеспечения доступа граждан к указанным объектам.

Частью 1 ст. 36 Федерального закона № 73-ФЗ установлено, что проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 № 73-ФЗ работ по использованию лесов и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, либо при условии соблюдения техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, заказчиками других видов работ, лицом, проводящим указанные работы, требований настоящей статьи.

Изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в статье 30 Федерального закона № 73-ФЗ работы по использованию лесов и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных статьей 5.1 указанного закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 2 статьи 45 настоящего Федерального закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследи (ч. 2 ст. 36 Федерального закона № 73-ФЗ).

Охранная зона указанного объекта утверждена решением Абаканского городского Совета депутатов от 10.11.2009 № 183 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Абакана (градостроительные регламенты, графические материалы)».

11 октября 2018 года на основании задания на проведение работ по контролю за состоянием в отношении объекта археологического наследия «Курганный могильник Абакан - 8» произведён осмотр состояния объекта культурного наследия. В результате осмотра установлено, что в границах указанного объекта на земельном участке по адресу: г. Абакан, пр. Ленина, 45, размещена строительная площадка огороженная забором. На огороженной территории ведутся земляные работы. Строительной техникой образованы три котлована, глубиной до 1,3 м от современной дневной поверхности. Зафиксировано проведение земляных работ. По результатам данного осмотра составлен акт от 11.10.2018 б/н. Основная часть грунта (культуросодержащий слой, содержащий следы существования человека, остатки деятельности человека) из котлована вывезена за пределы строительной площадки.

Вина юридического лица в совершении указанных нарушений протоколом по делу об административном правонарушении № 2/18 от 15.11.2018 г., фототаблицой, актом осмотра выявленного объекта археологического наследия, актом проверки от 12.02.2018 и пр.

15.11.2018 г. по факту выявленных нарушений в отношении ООО «УКС Жилстрой»» составлен протокол об административном правонарушении по ч.3 ст. 7.13 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом, его содержание и оформление соответствуют требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе отражены.

Указанные доказательства с точки зрения относимости, допустимости, достоверности и достаточности соответствуют положениям ст. 26.2 КоАП РФ.

В соответствии с ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ, ответственность предусмотрена за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

Согласно ч.3 ст. 7.13 КоАП РФ действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные в отношении выявленных объектов культурного наследия или на их территориях, - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до одного миллиона рублей.

Установленные по делу фактические обстоятельства, свидетельствуют о том, что ООО «УКС Жилстрой»» допустило нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия.

Доводы представителя ООО «УКС «Жилстрой» - Анцупова В.В. о том, что отсутствуют доказательства совершения ООО «УКС Жилстрой»» действий по выемке грунта с земельного участка в границах территории объекта культурного наследия, нарушению режима использования земельного участка не подтверждаются материалами дела, пояснениями представителя Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Республики Хакасия Солдатенковой Н.Н., поскольку на данном земельном участке были обнаружены повреждения памятника, нарушения режима использования земельного участка памятника. Пользователем земельного участка является ООО «УКС Жилстрой»». ООО «УКС Жилстрой» заключили контракт на проведение археологических работ, при отсутствии результатов историко-культурной экспертизы, приступили к проведению земельных работ.

Таким образом, судья приходит к выводу о том, что действия ООО «УКС «Жилстрой»» образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу ч.1 ст. 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

Обстоятельств, смягчающих административную ответственность ООО «УКС «Жилстрой»» по данному делу не установлено.

Учитывая характер совершенного административного правонарушения, имущественное положение, исходя из положений ст. ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ считаю возможным назначить ООО «УКС Жилстрой»» наказание в виде административного штрафа в пределах санкции статьи.

Учитывая изложенное, руководствуясь ч.3 ст. 7.13 и ст. ст. 29.10, 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать Общество с ограниченной ответственностью «Управление капитальным строительством «Жилстрой» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ.

Назначить Обществу с ограниченной ответственностью «Управление капитальным строительством «Жилстрой» по ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей.

Разъяснить, что в соответствии с ч.1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение 10 суток.

Судья

Абаканского городского суда А.В. Зарубин

Штраф подлежит уплате: получатель УФК по РХ (Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия Республики Хакасия)

расчетный счет 401 018 102 000 000 10001, ИНН 1901133569, КПП 190101001

Банк получателя НБ Республики Хакасия, БИК 049514001, ОКТМО 95701000,

Лицевой счет: 04802Д49800

КБК 84

Копию постановления получил, мне разъяснена ответственность по ч.1 ст.20.25

КоАП РФ об ответственности в случае неуплаты штрафа в течение 60 дней после вступления постановления в силу.

«_____»____________ 2018 г. _______________ / ____________________