ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-235/17 от 14.11.2017 Центрального районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Воронеж 14 ноября 2017 года

Судья Центрального суда г. Воронежа Сахарова Е.А.

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.20.2 ч.5 КоАП РФ в отношении ФИО5, родившегося ДД.ММ.ГГГГ, урож. <адрес>, не работающего, зарегистрированного <адрес>, фактически прож. <адрес> (паспорт выдан ОУФМС России по Воронежской области в Ленинском районе) о привлечении к административной ответственности по ст.20.2 ч.5 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л :

Согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ. об административном правонарушении, указано, что 07.10.2017г. в 13 час. 10 мин. в гайдпарке по адресу <...> ФИО5 участвовал в проведении митинга посвященного «политическим убийствам», на неоднократные требования представителя администрации о прекращении митинга не реагировал, чем нарушил ФЗ от 19.06.2004г. №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», ст.4 Закона Воронежской области №160-ОЗ от 17.12.2012г. в нарушении очередности использования специально отведенного места (гайдпарк), то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.5 ст.20.2 КоАП РФ.

По данному факту 07.10.2017г. был составлен протокол об административном правонарушении в отношении физического лица – ФИО5 по ст. 20.2 ч.5 КоАП РФ.

В судебном заседании ФИО5 свою вину в совершении административного правонарушения не признал, пояснил, что законодательство о митингах им не нарушалось, доказательств его вины отсутствую, просит прекратить дело об административном правонарушении.

Представитель ФИО5 по устному заявлению ФИО6 просил дело об административном правонарушении в отношении ФИО5 прекратить.

Представитель ФИО5 по доверенности ФИО7 просил дело об административном правонарушении в отношении ФИО5 прекратить.

Согласно ч.5 ст.20.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.

В соответствие со ст. ст.3, 6 ч.1 и ч.3 п.1 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" законность - соблюдение положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации.

Участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.

Во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны… выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации)…

Закон Воронежской области от 17.12.2012 N 160-ОЗ (ред. от 31.10.2017) "О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий" (принят Воронежской областной Думой 11.12.2012) определяет единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места (далее - специально отведенные места) определяет правительство Воронежской области с учетом положений Федерального закона и настоящего Закона Воронежской области. Информация о специально отведенных местах подлежит размещению на официальном сайте правительства Воронежской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Согласно ст.ст.3, 4 вышеуказанного закона специально отведенные места используются, как правило, по их назначению с соблюдением санитарных норм и правил, правил пожарной безопасности. В специально отведенных местах допускается проведение массовых мероприятий в случае отсутствия информации о проведении публичного мероприятия. В случае направления организаторами нескольких публичных мероприятий уведомлений о проведении публичных мероприятий в специально отведенных местах в одно и то же время, очередность использования специально отведенных мест определяется исходя из времени получения соответствующего уведомления администрацией муниципального образования, на территории которого намечается проведение публичных мероприятий.

Согласно представленным в деле об административном правонарушении доказательствам ДД.ММ.ГГГГ. в Администрацию городского округа город Воронеж организатором публичного мероприятия ФИО1 было подано уведомление -ПМ о проведении публичного мероприятия в форме пикета с целью «Против деструктивной деятельности несистемной оппозиции», с местом проведения гайдпарки у памятников И.Никитину, ФИО8, ФИО9, ФИО10, у областной Думы ул.Кирова,2, ДД.ММ.ГГГГ с 07 час. до 22 час. Приказом от 06.10.2017г. Управления по работе с административными органами и структурами гражданского общества был назначен уполномоченным представителем администрации городского округа город Воронеж ФИО2., ФИО3 при проведении публичных мероприятий – пикетов (311-ПМ) 07.10.2017г. с 07 час. до 22 час. по адресам г.Воронеж п.Никитина, у пам.Пятницкому, у пам.ФИО9, у пам.ФИО10, ул.Кирова,2. Организатор мероприятия ФИО1 «НОД».

В данном случае ФИО5 как участник участвовал в публичном мероприятии в форме митинга по адресу <...> у памятника Пятницкому 07.10.2017г. На требования представителя Администрации городского округа город Воронеж ФИО2 о прекращении митинга не реагировал. Указанные обстоятельства подтверждаются представленными видеозаписями, выполненными 07.10.2017г., из которых усматривается, что ФИО5 стоит в числе иных граждан по адресу <...> в непосредственной близости с памятником Пятницкому, где стоят участники пикета. ФИО5 держит фото ФИО4 Подошедший представитель администрации г.Воронежа представился ФИО2, пояснил, что является уполномоченным представителем от администрации, потребовал прекращение митинга, со ссылкой на подачу уведомления о проведении публичного мероприятия иными лицами, однако, ФИО5, который находился в непосредственной близости от представителя администрации и не мог не слышать его требований, никак не отреагировал на предложение прекратить мероприятие и продолжал стоять на месте.

В данном случае суд считает доказанным вину ФИО5 в совершении правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 КоАП РФ.

Вина ФИО5 в совершении правонарушения подтверждается объяснениями ФИО3(л.д.6), уведомлением о проведении публичного мероприятия (л.д.7), приказом о назначении уполномоченного представителя (л.д.8), заявлением (л.д.9), видеозаписью митинга 07.10.2017г. (л.д.25), фототалицами (26,27), рапортом сотрудника полиции (л.д.27), объяснениями ФИО1

Согласно статье 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования. Это право является одним из основополагающих и неотъемлемых элементов правового статуса личности в Российской Федерации как демократическом и правовом государстве, на котором лежит обязанность обеспечивать защиту, в том числе судебную, прав и свобод человека и гражданина (статьи 1 и 64; статья 45, часть 1; статья 46 Конституции Российской Федерации).

Исходя из провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации цели утверждения гражданского мира и согласия и учитывая, что в силу своей природы публичные мероприятия (собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования) могут затрагивать права широкого круга лиц - как участников публичных мероприятий, так и лиц, в них непосредственно не участвующих, государственная защита гарантируется только праву на проведение мирных публичных мероприятий, которое, тем не менее, может быть ограничено федеральным законом в соответствии с критериями, предопределяемыми требованиями статей 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, на основе принципа юридического равенства и вытекающего из него принципа соразмерности, т.е. в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, в том числе закрепленными во Всеобщей декларации прав человека, согласно пункту 1 статьи 20 которой каждый человек имеет право на свободу мирных собраний, и в Международном пакте о гражданских и политических правах, статья 21 которого, признавая право на мирные собрания, допускает введение обоснованных его ограничений, налагаемых в соответствии с законом и необходимых в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.

Право на свободу мирных собраний определено также в статье 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод как не подлежащее никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Таким образом, право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования, гарантированное Конституцией Российской Федерации и названными международно-правовыми актами как составной частью правовой системы Российской Федерации (статья 15, часть 4, Конституции Российской Федерации), не является абсолютным и может быть ограничено федеральным законом в конституционно значимых целях. Соответственно, такой федеральный закон должен обеспечивать возможность реализации данного права и одновременно - соблюдение надлежащего общественного порядка и безопасности без ущерба для здоровья и нравственности граждан на основе баланса интересов организаторов и участников публичных мероприятий, с одной стороны, и третьих лиц - с другой, исходя из необходимости гарантировать государственную защиту прав и свобод всем гражданам (как участвующим, так и не участвующим в публичном мероприятии), в том числе путем введения адекватных мер предупреждения и предотвращения нарушений общественного порядка и безопасности, прав и свобод граждан, а также установления публично-правовой ответственности за действия, их нарушающие или создающие угрозу их нарушения.

В целях обеспечения права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования федеральный законодатель, реализуя предоставленные ему Конституцией Российской Федерации полномочия по регулированию и защите прав и свобод человека и гражданина (статья 71, пункты "в", "м"; статья 72, пункты "б", "к" части 1; статья 76, части 1 и 2), установил порядок организации и проведения в Российской Федерации указанных публичных мероприятий в Федеральном законе "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", а меры административной ответственности за его нарушение - в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (статья 20.2).

Исходя из указанного, полагаю, что действия уполномоченного представителя администрации городского округа город Воронеж были законными о прекращении публичного мероприятия со стороны его участника ФИО5, на которые последний не отреагировал, в связи с чем, должен нести ответственность за не соблюдение требований федерального законодательства, которое ограничило права ФИО5 в связи с подданным уведомлением о проведении публичного мероприятия у памятника Пятницкому ранее иными лицами. При этом, доводы ФИО5 и его представителей ФИО6, ФИО7 и злоупотреблении правом со стороны иных лиц, которые подали уведомление в администрацию городского округа город Воронеж, не могут быть приняты во внимание, при рассмотрении протокола в отношении ФИО5, так как правомерность или неправомерность действий организатора публичного мероприятия ФИО1 и Администрации городского округа по согласованию указанных публичных мероприятий по уведомлению в рамках данного дела об административном правонарушении не подлежит обсуждению, так как не относится к предмету рассмотрения. Доводы ФИО5, представителей ФИО5 ФИО6 и ФИО7 о том, что человек, который представился им уполномоченным представителем администрации не показал свои документы и он не знал, что это уполномоченный представитель, о том, что в момент его прихода ФИО5 отлучился, с мета проведения митинга, не принимаются судом во внимание, так как на представленной видеозаписи отчетливо видно и слышно, что подошедший к митингующим, в числе которых находился и ФИО5, ФИО2, представился, пояснил, кем он является, только после этого предъявил требования о прекращении публичного мероприятия. При этом, ФИО5 находился рядом с ФИО2 и не мо не слышать его обращения. При этом, федеральное законодательство не содержит требований о предъявлении документов, удостоверяющих личность уполномоченными представителями органа местного самоуправления, в данном случае достаточным является его представление участникам мероприятия. При этом, тот факт как указывает ФИО5 к нему лично никто не обращался, не имеет правового значения для наличия его действиях состава административного правонарушения, так как требования уполномоченного представителя органа местного самоуправления были обращены ко всем участникам публичного мероприятия, в числе которых был ФИО5, который находился в непосредственной близости от него.

Действиях ФИО5 правильно квалифицированы ч.5 ст.20.2 КоАП РФ.

При назначении наказания ФИО5 судом учитывается, что ФИО5 неоднократно привлекался к административной ответственности, вину в совершении правонарушения не признал, в связи с чем, судом назначается наказание в виде штрафа в пределах санкции статьи.

Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10, 29.11 КоАП РФ

П О С Т А Н О В И Л:

Признать ФИО5 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного по ст.20.2 ч.5 КоАП РФ и назначить наказание в виде штрафа в размере 10000 (десять тысяч) руб.

Штраф подлежит перечислению на р/сч №<***> в УФК России по Воронежской области по Воронежской области г. Воронеж, БИК 042007001, КПП 366401001, получатель платежа УФК по Воронежской области /УМВД России по г.Воронежу/.

Постановление может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10 суток со дня получения постановления.

Судья: Е.А.Сахарова