14RS0035-01-2022-004155-75
№5-2364/2022
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Якутск 30 марта 2022 года
Судья Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) Жиркова Н.В., единолично, рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ в отношении первого заместителя главы ГО «город Якутск» ФИО1, ____ года рождения, уроженца ____, проживающего по адресу: ____
У С Т А Н О В И Л :
02.03.2022 г. заместителем прокурора города Якутска вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, в отношении первого заместителя главы ГО «город Якутск», ФИО1
В судебном заседании представитель ФИО1 ФИО2 просил производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, указывая на то, что представление было рассмотрено с участием помощника прокурора города Якутска Луковцева А.А. 3 и 4 августа 2021 г. В установленный срок должностным лицом, в адрес которого внесено представление, в прокуратуру города Якутска направлен письменный ответ от 05 августа 2021 года №01- 1120 о результатах рассмотрения представления. То обстоятельство, что заместитель прокурора города Якутска не согласился с содержанием и оценкой изложенных в ответе фактов, не может служить основанием для привлечения к административной ответственности за неисполнение требований прокурора. Таким образом, факт умышленного невыполнения первый заместителем главы городского округа «город Якутск» требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, отсутствует.
Выслушав пояснения, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу положений статьи 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии со ст. 17.7 КоАП РФ умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является институт государственной власти в виде реализации полномочий, в том числе, прокурора, действующего от имени государства и представляющего его интересы, вытекающие из норм закона.
Объективную сторону правонарушения составляет, в частности, умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.
В силу положений пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
В пункте 3 статьи 22 Закона о прокуратуре указано, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона, вносит представление об устранении нарушений закона.
Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность (пункт 3 статьи 6 Закона о прокуратуре).
Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах, принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (статья 24 Закона о прокуратуре).
По смыслу приведенных норм, положения Закона о прокуратуре, предоставляющие прокурору право вносить представления об устранении нарушений закона, обязывают организации, должностных лиц, в чей адрес они вынесены, рассматривать данные представления. Однако характер принимаемых мер должны определять самостоятельно те лица, которым адресовано представление. Несогласие прокурора с содержанием ответов, полученных по результатам рассмотрения представлений, не может служить основанием для привлечения соответствующего лица к административной ответственности по статьи 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции № 16-2019/2021 от 31 марта 2021 года город Самара).
В целях устранения выявленных нарушений прокуратурой г. Якутска первому заместителю главы ГО «город Якутск» ФИО1 внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства (исх. № 15-2021 от 04.06.2021) в месячный срок, установленный ст. 24 Закона о прокуратуре, то есть до 05.08.2021 года.
Указанное представление поступило в Окружную администрацию г. Якутска 05.07.2021 (вх. № 13277).
При этом в установленный срок должностным лицом, в адрес которого внесено представление, в прокуратуру города Якутска направлен письменный ответ от 05 августа 2021 года №01- 1120 о результатах рассмотрения представления, в котором указано, что на представление Распоряжением председателя Правительства Республики Саха (Якутия) №902-р от 05.08.2003 г. «Об изъятии земельных участков для строительства магистрального газопровода ГРС №2 - Хатассы для газификации заречных улусов Республики Саха (Якутия)» для государственных нужд под проектирование и строительство магистрального газопроовда ГРС№2 - Хатассы решено изъять у владельцев земельных участков - земельные участки, расположенные в г. Якутске, район Птицефабрики, СОТ «Альтаир», а также у СХПК «Хатасский» часть земельного участка площадью 27,6805 га.
Данным распоряжением, Комитету по земельным отношениям по Республике Саха (Якутия) поручено произвести изъятие для государственных и муниципальных нужд. Однако, Министерством имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) Распоряжением от 29.06.2006 г. № Р-2165 предоставлены в долевую собственность сельскохозяйственные угодья из земель сельскохозяйственного назначения, принадлежащих СХПК «Хатасский», общей площадью 2648,5043 га с кадастровым номером 14:35:000000:30, в границах которого предусматривалось изъятие, 883 гражданам, имеющим право на получение земельной доли бесплатно. Во исполнение указанного распоряжения между гражданами и Министерством имущественных отношений Республики Саха (Якутия) 04.09.2006 г. заключен договор № 1063, согласно которому размер земельной доли, находящийся на каждого гражданина, составил 3 га.
Магистральный газопровод «ГРС №2 - Хатассы» введен в эксплуатацию в 2005 году, поставлен на государственный учет опасных производственных объектов в Ленском управлении Ростехнадзора 20.04.2005 г. за № А73-00736- 0023 в составе участка магистрального газопровода СВГКМ-Мастах-Берге- Якутск с отводами. Сведения о праве собственности зарегистрировано от 06.10.2005 г. № 14-14-01/015/2005-436.
Кадастровый номер сооружению присвоен лишь 17.11.2016 г за Л^14:36:000000:21681. (однако согласно выписке, из ЕГРН данные о собственнике отсутствуют). Хотим отметить, что сведения о границах объекта капитального строительства по сей день отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости.
Сведения об охранных зонах (минимально-допустимых расстояниях магистрального газопровода «ГРС-2-Хатассы») внесены в государственный кадастр недвижимости 27.12.2013 года с учетным номером 14.35-6.67. В охранную зону газопровода подпадает 461 земельных участка, в том числе 65 земельных участков с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», 25 земельных участков «для садоводства и огородничества».
Согласно п.1 ч.2 ст. 56. ЗК РФ (в редакции от 23.07.2013) установление ограничений прав на землю предусматривалось в виде особых условий использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.
Ограничения прав на землю в соответствии с ч.3 вышеуказанной статьи устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для охранных зон.
В связи с тем, что магистральный газопровод ГРС №2 - Хатассы предназначен для газификации заречных улусов Республики Саха (Якутия), данное сооружение не может являться объектом местного значения и установление охранных зон не могло приниматься актами органа местного самоуправления, сделки, совершенные органом местного самоуправления, в дальнейшем могут быть признаны недействительными в силу закона.
Согласно п.4 ч.1 ст. 57 ЗК РФ (в редакции от 23.07.2013) возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, подлежат убытки, причиненные ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. В соответствии с п.2 ч.2 вышеуказанной статьи убытки возмещаются собственникам земельных участков.
Также, ч.3 ст. 57 ЗК РФ (в редакции от 23.07.2013) гласит, что возмещение убытков осуществляется за счет соответствующих бюджетов или лицами, в пользу которых изымаются земельные участки или ограничиваются права на них, а также лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления охранных, санитарно-защитных зон и влечет за собой ограничение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков или ухудшение качества земель.
Порядок возмещения убытков собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков или ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, на момент регистрации, устанавливалась Правительством Российской Федерации.
Так, за период с 2014 года по 2016 год 65 собственников изменили вид разрешенного использования с пастбищ на индивидуальное жилищное строительство в соответствии с частью 4 статьи 37 Градостроительного кодекса, правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства могут выбирать самостоятельно, без дополнительных разрешений и согласований вид разрешенного использования установленных правилами землепользования и застройки.
В 2012 внесли изменения в Постановление городского Собрания депутатов г. Якутска от 16.03.2005 ПГС № 30-1 «Об утверждении генерального плана городского округа «город Якутск» (ред. от 20.12.2012), в части изменения границ населенного пункта городского округа «город Якутск».
25.12.2013 № 169-НПА согласно нормативному правовому акту Якутской городской Думы «Правила землепользования и застройки городского округа «город Якутск» земельные участки, подпадающие в охранную зону газопровода, установлены в территориальной зоне Ж- 2А, полоса отвода газопровода учтена в зоне Л-1.
Вместе с тем, согласно нормативному правовому акту Якутской городской Думы от 25.02.2016 года №РЯГД-24-5, №279-НПА «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа «город Якутск», утвержденный нормативным правовым актом Якутской городской Думы» от 25 декабря 2013 года №169-НПА комплексно внесены изменения зоны Л-1, Ж-2А на Л-1 охранной зоны газопровода на территории г. Якутска по адресу: Покровское <...> км.
Окружной администрацией города Якутска, по поручению председателя Правительства РС(Я), производились мероприятия по заключению договоров мены земельных участков с собственниками земельных участков, подпадающих в охранную зону магистрального газопровода. В настоящее время заключены договора мены земельных участков с 5 гражданами. Однако, данные действия считаем неправомерными, так как согласно законодательству обмен земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности, имеет определенные особенности, поскольку заключение такого договора мены должно быть обосновано со стороны соответствующего органа государственной власти или органа местного самоуправления необходимостью передачи в государственную или муниципальную собственность земельного участка, находящегося в частной собственности. Такие потребности органов публичной власти должны быть подтверждены решением об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, которое допускается только в случаях, предусмотренных ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание, что в установленные сроки определения должностного лица рассмотрены, направлен письменный ответ, при этом несогласие должностного лица с содержанием ответа, не может служить основанием для привлечения лица к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению, в частности, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, состоит в невыполнении конкретно указанных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
Вместе с тем, на представление №15-2021/57 от 04.06.2021 заместителя прокурора г. Якутска в установленный законом месячный срок первым заместителем главы ГО «город Якутск» дан ответ за №01-1120 от 05.08.2021 г., который направлен и получен административным органом в тот же день.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство полежит прекращению.
Анализ доказательств имеющихся в материалах дела, свидетельствуют об отсутствии в действиях первого заместителя главы ГО «город Якутск» ФИО1 состава вмененного административного правонарушения, в связи с чем, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, подлежит прекращению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ,
П О С Т А Н О В И Л :
Производство по делу об административном правонарушении в отношении первого заместителя главы ГО «город Якутск» ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ – прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток в Верховный суд Республики Саха (Якутия) со дня получения или вручения копии постановления.
Судья: п/п Н.В. Жиркова
Копия с подлинным верна: Н.В. Жиркова