ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-236/19 от 02.10.2019 Ефремовского районного суда (Тульская область)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

02 октября 2019г. г.Ефремов Тульская область

ул.Свердлова, 99

Судья Ефремовского районного суда Тульской области Алексеева Л.Н.,

рассмотрев дело №5-236/2019 об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, <данные изъяты>, не работающего, не имеющего регистрации на территории Российской Федерации, фактически проживающего по адресу: <адрес>,

установил:

02.10.2019 референтом ГГС РФ 2 класса ОВМ МОМВД России «Ефремовский» специалистом-экспертом ФИО3 в отношении ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении №659, из которого следует, что 02.10.2019 в 10 часов 00 минут, сотрудниками ОВМ МОМВД России «Ефремовский» была проведена проверка иностранных граждан по месту их пребывания (проживания) по адресу: <адрес>, в ходе которой установлено, что гражданин <данные изъяты> ФИО1 нарушил режим пребывания в Российской Федерации, выразившийся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание в Российской Федерации, а именно: в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания. Согласно АС ЦБДУИГ ФИО1 въехал на территорию Российской Федерации 27.07.2010, срок пребывания истек 24.10.2010, за что предусмотрена административная ответственность согласно ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ.

В судебном заседании ФИО1 подтвердил, что с 2010 года пребывает на территории РФ без оформления надлежащих документов, регистрации на территории Российской Федерации не имеет. В 2010 году приехал из республики Узбекистан с супругой и тремя детьми в <адрес>, затем переехали в <адрес>, а с 2014 года проживает с семьей в съемном жилом доме по адресу: <адрес>. Дети закончили образовательные учреждения в г.Ефремове, имеют семьи, оформляют документы на гражданство. Из-за недостатка денежных средств не мог своевременно оформить документы на гражданство, но в настоящее время обратился в консульский отдел Посольства Республики Узбекистан в Российской Федерации по вопросу утраты гражданства <данные изъяты>. Просил проявить снисхождение и не применять в отношении него меру административного принуждения в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.

Выслушав объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Часть 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, и влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (часть 1 статьи 27).

Данные права, в силу ст.55 Конституции РФ, могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно части 3 статьи 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 2 статьи 5 того же Закона временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

В соответствии со ст.25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как установлено судом и следует из материалов дела, <данные изъяты> ФИО1 въехал в Российскую Федерацию 27.07.2010, дата выезда - 24.10.2010. что подтверждается сведениями СПО «Мигрант-1».

Согласно данным паспорта иностранного гражданина, 02.11.1995 на имя гражданина <данные изъяты> ФИО1 выдан паспорт .

Таким образом, с 24.10.2010 ФИО1 незаконно находится на территории Российской Федерации, поскольку не имеет документов, подтверждающих пребывание (проживание) в Российской Федерации и уклоняется от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания, то есть, являясь иностранным гражданином, нарушил режим пребывания (проживания) в РФ.

Указанные обстоятельства подтверждаются: протоколом об административном правонарушении №659 от 02.20.2019, из которого следует, что 02.10.2019 в 10 часов 00 минут, сотрудниками ОВМ МОМВД России «Ефремовский» была проведена проверка иностранных граждан по месту их пребывания (проживания) по адресу: <адрес> в ходе которой установлено, что гражданин <данные изъяты> ФИО1 нарушил режим пребывания в Российской Федерации, выразившийся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание в Российской Федерации, а именно: в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания. Согласно АС ЦБДУИГ ФИО1 въехал на территорию Российской Федерации 27.07.2010, срок пребывания истек 24.10.2010; объяснениями ФИО1; сведениями СПО «Мигрант-1» с данными о личности ФИО1 и отметкой о дате въезда на территорию Российской Федерации - 27.07.2010 и дате выезда - 24.10.2010.

Данные обстоятельства не оспаривались ФИО1 в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении.

Доказательств того, что ФИО1 после 24.10.2010 реально предпринимались какие-либо меры, направленные на легализацию своего нахождения в России, а равно доказательств наличия у указанного лица документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, суду не представлено, в связи с чем суд приходит к выводу о незаконности пребывания ФИО1 на территории Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, действия ФИО1, выразившиеся в нарушении правил миграционного учета и уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, в связи с чем суд квалифицирует его действия по ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, а также длительный период, в течение которого ФИО1 уклонялся от выезда из Российской Федерации и не предпринимал мер к выезду или продлению срока пребывания, суд приходит к выводу о необходимости назначения наказания в виде наложения административного штрафа в размере двух тысяч рублей.

Вместе с тем, суд, при назначении ФИО1 административного наказания, учитывает положения части 2 статьи 4.1 КоАП РФ и фактические обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения.

Как следует из представленных в суд документов, пояснений свидетеля ФИО4, являющейся супругой привлекаемого к административной ответственности лица, с 2010 они проживают одной семьей и тремя детьми в Ефремовском районе, с 2014 года проживают в съемном жилом доме по адресу: <адрес>. Дети закончили образовательные учреждения в г.Ефремове, имеют семьи, оформляют документы на гражданство. Из-за недостатка денежных средств супруг не мог своевременно оформить документы на гражданство, но в настоящее время они вместе обратились в консульский отдел Посольства Республики Узбекистан в Российской Федерации по вопросу утраты гражданства <данные изъяты>.

В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996г. №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации либо передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, - в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, что не исключает серьезного вмешательства со стороны государства в осуществление права ФИО5 на уважение семейной жизни.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 15 июля 1999 года №11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 27 мая 2008 года №8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с тем, чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.

Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации могут быть распространены и на административную ответственность.

В Постановлении от 14 февраля 2013 года №4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 года №3-П, от 13 марта 2008 года №5-П, от 27 мая 2008 года №8-П, от 13 июля 2010 года №15-П, от 17 января 2013 года №1-П и др.).

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность ФИО1, судом не установлено.

С учетом конкретных обстоятельств настоящего дела, длительности проживания иностранного гражданина на территории Российской Федерации, наличия постоянного места жительства, устойчивых семейных отношений на территории РФ, назначение ФИО1 административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации противоречит требованиям статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Принимая во внимание выраженную в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации и приведенную выше правовую позицию о возможности с учетом конкретных обстоятельств дела назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, административного наказания, не предусмотренного санкцией соответствующей статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд находит возможным не назначать в отношении ФИО1 дополнительное наказание в виде административного выдворения за пределы территории Российской Федерации.

Руководствуясь ст.ст.23.1, 29.9-29.11 КоАП РФ, судья

постановил:

признать ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца республики уроженца <адрес>, <данные изъяты>, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст.18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 2000 (две тысячи) рублей без административного выдворения за пределы Российской Федерации.

Штраф подлежит перечислению в ГРКЦ ГУ Банка России по Тульской области, УФК по Тульской области, получатель МОМВД России «Ефремовский», р/с <***>, ИНН <***>, КПП 711301001, БИК 047003001, КБК 18811690040046000140, ОКТМО 70714000.

Разъяснить ФИО1, что административный штраф должен быть уплачен не позднее следующего дня после дня вступления в законную силу соответствующего постановления по делу об административном правонарушении.

Постановление может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи жалобы в Ефремовский районный суд Тульской области в течение 10 суток со дня вручения (получения) постановления.

Судья