ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-236/2021 от 07.09.2021 Абатского районного суда (Тюменская область)

УИД 72RS0001-01-2021-000449-83 № 5-236/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

с. Абатское Абатского района Тюменской области 07 сентября 2021 года

Судья Абатского районного суда Тюменской области Лихачева Н.В.,

при секретаре Павлович В.В.,

с участием представителя юридического лица ООО «Внешторгпром», в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, директора ФИО5,

рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица ООО «Внешторгпром», ИНН <***>, КПП 720701001, ОГРН <***>, юридический адрес: 627140, <...>,

установил:

Протоколом № 72-АП-03618 от 29.06.2021 года, составленным государственным инспектором в области охраны окружающей среды Тюменской области Абатского районного отдела Госохотдепартамента Тюменской области ФИО6, ООО «Внешторгпром» (далее по тексту ООО «ВТП») вменено совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.37 КоАП РФ, из которого следует, что ООО «ВТП» в лице директора ФИО5, действующего на основании Устава, утвержденного протоколом общего собрания участников ООО «ВТП» № 1 от 12.04.2018, решения № 2 единственного участника ООО «ВТП» от 08.04.2019 года, на основании заключенного с Госохотдепартаментом Тюменской области охотхозяйственного соглашения № 212 от 22.03.2019 года, осуществляет деятельность в сфере охотничьего хозяйства на территории предоставленных в пользование земельных и лесных участков в границах охотничьих угодий, площадью 47 144,2(+\-1,6%) га. ООО «ВТП» в лице директора в период времени с апреля 2021 года по настоящий момент на участке закрепленных охотничьих угодий ООО «ВТП», расположенном в 109 квартале, 3 выделе Абатского сельского участкового лесничества, в границах Шевыринского сельского поселения Абатского муниципального района на удалении 8 км 300 м. на юго-запад от д. Камышенка и 7 км 600 м. на юго-восток от с. Шевырино Шевыринского сельского поселения Абатского муниципального района Тюменской области, в нарушение действующего законодательства осуществляет содержание охотничьих ресурсов – дикого кабана в количестве 9 особей в специально созданном объекте охотничьей инфраструктуры – вольере, площадью 0,15 га, в отсутствие разрешения на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания.

В судебном заседании представитель юридического лица - директор ООО «ВТП» ФИО5 вину в совершении административного правонарушения не признал, суду пояснил, что им были привезены не дикие кабаны, а поросята, которых он приобрел у ИП ФИО1 на ферме в д. <адрес>. Разрешение на содержание и разведение кабанов общество получило только ДД.ММ.ГГГГ. Считает, что по фотографиям нельзя определить являются ли животные дикими кабанами или гибридами кабана и домашней свиньи.

Выслушав представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, заслушав специалиста Свидетель №1, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о наличии в действиях ООО «ВТП» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.8.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях, нарушение правил пользования объектами животного мира, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 2 настоящей статьи.

В соответствии с частью 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил пользования объектами животного мира, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 2 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой; на должностных лиц - от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, характеризуется противоправным действием (бездействием), которое выражается в нарушении правил пользования объектами животного мира, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 2 указанной статьи.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" пользованием животным миром признается юридически обусловленная деятельность граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по использованию объектов животного мира.

При этом использование объектов животного мира определено в данной норме как изучение, добыча объектов животного мира или получение иными способами пользы от указанных объектов для удовлетворения материальных или духовных потребностей человека с изъятием их из среды обитания или без такового.

Статьей 34 указанного Федерального закона определены виды пользования животным миром: охота; рыболовство; добыча объектов животного мира, не отнесенных к охотничьим ресурсам и водным биологическим ресурсам; использование полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира; изучение, исследование и иное использование животного мира в научных, культурно-просветительных, воспитательных, рекреационных, эстетических целях без изъятия их из среды обитания; извлечение полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира; получение продуктов жизнедеятельности объектов животного мира.

Правила пользования объектами животного мира установлены, в частности, Федеральным законом от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире".

Согласно статье 1 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Закон о животном мире) пользование животным миром - это юридически обусловленная деятельность граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по использованию объектов животного мира; пользователи животным миром - граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, которым законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации предоставлена возможность пользоваться животным миром.

В соответствии со ст. 26 Федерального закона 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире", содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания допускаются только по разрешениям специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, выдаваемым в соответствии с разграничением полномочий, предусмотренным статьями 5 и 6 настоящего Федерального закона.

Особенности содержания и разведения объектов животного мира, отнесенных к охотничьим ресурсам, в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, устанавливаются законодательством в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

Юридические лица и граждане, занимающиеся содержанием и разведением объектов животного мира, обязаны гуманно обращаться с ними, соблюдать надлежащие санитарно-ветеринарные и зоогигиенические требования к их содержанию. Несоблюдение указанных требований влечет за собой административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, а объекты животного мира подлежат конфискации в судебном порядке.

На территории Тюменской области таким специально уполномоченным государственным органом является департамент по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Тюменской области.

Статьей 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении.

Как усматривается из представленных материалов дела и установлено судом, государственным инспектором в области охраны окружающей среды Тюменской области Абатского районного отдела Госохотдепартамента Тюменской области ФИО6 по результатам административного расследования было установлено, что ООО «ВТП» в лице директора ФИО5, действующего на основании Устава, утвержденного протоколом общего собрания участников ООО «ВТП» № 1 от 12.04.2018, решения № 2 единственного участника ООО «ВТП» от 08.04.2019 года, на основании заключенного с Госохотдепартаментом Тюменской области охотхозяйственного соглашения № 212 от 22.03.2019 года, осуществляет деятельность в сфере охотничьего хозяйства на территории предоставленных в пользование земельных и лесных участков в границах охотничьих угодий, площадью 47 144,2(+\-1,6%) га. ООО «ВТП» в лице директора в период времени с апреля 2021 года по настоящий момент на участке закрепленных охотничьих угодий ООО «ВТП», расположенном в 109 квартале, 3 выделе Абатского сельского участкового лесничества, в границах Шевыринского сельского поселения Абатского муниципального района на удалении 8 км 300 м. на юго-запад от д. Камышенка и 7 км 600 м. на юго-восток от с. Шевырино Шевыринского сельского поселения Абатского муниципального района Тюменской области, в нарушение действующего законодательства осуществляет содержание охотничьих ресурсов – дикого кабана в количестве 9 особей, в специально созданном объекте охотничьей инфраструктуры – вольере, площадью 0,15 га, в отсутствие разрешения на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания.

Постановлением № 668 Ишимского межрайнного отдела Федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) управления федерального государственного лесного надзора (лестной охраны) от 30.12.2020 года ФИО5 привлечен к административной ответственности по ст. 7.9 КоАП РФ за самовольное занятие (использование) лесного участка в кв. 109 выд. 3 Абатского сельского участкового лесничества для размещения постройки и ограждения забором на общей площади 0,15 га и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Согласно служебной записке государственного инспектора в области охраны окружающей среды Тюменской области Абатского районного отдела ФИО6 от 10.06.2021 года в ходе проведения Федерального государственного надзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания и федерального государственного надзора в отношении граждан был выявлен факт содержания в полувольных условиях диких копытных животных, а именно кабанов в возрасте до одного года в количестве 9 особей. Животные находятся в вольере, огороженном по периметру металлической сеткой, в вольере имеется навес, кормушка, на вход в вольер направлена лесная видеокамера. Вольер находится на участке закрепленных охотничьих угодий «Балаирский», закрепленных за пользователем ООО «ВТП», в 109 квартале 3 выделе Абатского сельского участкового лесничества в границах Шевыринского сельского поселения Абатского муниципального района на удалении 8 км 30 м. на юго-запад от д. Камышенка и 7 км. 600 м. на юго-восток от с. Шевырино Шевыринского сельского поселения Абатского муниципального района Тюменской области.

Указанный факт подтверждается детализацией карты с геопортала Тюменской области, детализацией карты GPS, фототаблицей.

Из объяснений от 24.06.2021 года старшего преподавателя кафедры экологии и генетики Тюменского государственного университета ФИО2 следует, что на представленных на обозрение фотографиях из фототаблиц, дикие животные относятся к детенышам дикого кабана в возрасте до года. (л.д.29-30)

Сведения о наличии у ООО «ВТП» разрешения на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания материалы административного дела не содержат. В ходе рассмотрения дела суду директором ООО «ВТП» представлено разрешение департамента по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Тюменской области от 16.07.2021 года, согласно которому ООО «ВТП» выдано разрешение на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, в том числе кабана 60 особей, срок действия разрешения с 16.07.2021 года по 22.03.2068 года. (л.д. 95)

Согласно служебной записке от 25.06.2021 года сектора учетных работ Госохотдепартамента Тюменской области разрешения на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания на территории Абатского муниципального района юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям Департаментом не выдавались. (л.д.26)

Из объяснения заведующего отделом противоэпизоотических, лечебно-профилактических мероприятий ГАУ ТО «Ишимский ветцентр» по Абатскому району Свидетель №1 следует, что он 16.06.2021 года принимал участие в плановомм рейдовом осмотре, обследовании территории охотничьих угодий в границах Шевыринского сельского поселения Абатского муниципального района Тюменской области на предмет павших животных совместно с государственным инспектором Абатского отдела Госохотдепартамента ФИО6. В ходе осмотра на участке охотничьих угодий «Балаирский», закрепленных за охотпользователем ООО «ВТП» в лесном массиве, расположенном в 8 км. от с. Шевырино Абатского муниципального района на участке около – 0,15 га, установлен факт содержания 9 особей дикого копытного животного – кабана в возрасте до одного года примерно около 6-7 месяцев в вольере, представляющем собой огороженный по периметру металлической сеткой загон, имеющий ворота, на которые направлена лесная видеокамера, внутри вольера имеется навес, выполненный из кровельного шифера, под навесом имеется подстилка из соломы, в вольере имеется кормушка из обрезанной автомобильной покрышки. (л.д.22-24)

В судебном заседании Свидетель №1 был допрошен в качестве специалиста, который свои объяснения от 16.06.2021 года поддержал. Суду пояснил, что животных осматривал на расстоянии двух метров.

В материалах дела имеется объяснение от 28.06.2021 года Свидетель №2, инспектора ООО «ВТП», из которых следует, что на участке ЗОУ «Балаирский», закрепленном за ООО «ВТП», на расстоянии примерно 8 км. в юго-западном направлении от д. Камышенка имеется вольер, в котором имеется навес и кормушка. Данный вольер построил в апреле 2021 года директор ООО «ВТП» ФИО5 с целью содержания животных. В апреле 2021 года ФИО5 привез 9 особей дикого кабана в возрасте до года, которые содержались в вольере. Документы на кабанов он не видел. Он знает, что кабан является охотничьим ресурсом. (л.д.41-42)

В материалах дела имеется объяснение ФИО5, директора ООО «ВТП» от 25.06.2021 года, из которых следует, что в апреле 2021 года он лично сам построил вольер площадью примерно 0,15 га для содержания в нем диких копытных животных кабанов с целью соблюдения карантинных мероприятий перед выпуском кабанов в дикую природу. В то же время он закупил 9 особей кабана и запустил их в вольер, кабаны принадлежат ООО «ВТП», приобретены кабаны у ФИО1. Он знает, что кабан относится к охотничьим ресурсам. Он не считает, что содержание кабана в полувольных условиях с целью карантинных мероприятий является нарушением, так как в дальнейшем ООО «ВТП» планирует получить разрешение на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях. (л.д.38-40)

Согласно выписке из ЕГРЮЛ ФИО5 является директором ООО «ВТП» (л.д.44-49)

В связи с выявленным нарушением 29.06.2021 года должностным лицом Абатского отдела Госохотдепартамента Тюменской области в отношении юридического лица ООО «ВТП» составлен протокол № 72АП-03618 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.37 КоАП РФ.

В судебном заседании директором ООО «ВТП» ФИО5 в подтверждение доводов, что у него содержались не кабаны, а гибриды кабана были представлены: копия заключения эксперта ФИО3 по вопросу возможности определения гибридов дикой и домашней свиньи по фотографии; копия письменных пояснений главного зоотехника ЗАО «Племзавод Юбилейный» по вопросу определения диких кабанов от гибридов домашней свиньи; копия заключения эксперта ООО «УралОхота» по вопросу определения вида животного; копия заключения эксперта ФИО4 по вопросу определения вида животного по фотографиям; Копии указанных документов заверены директором ООО «ВТП» ФИО5 (л.д.84-94)

КоАП РФ не содержит требований к документам относительно их достоверности.

Применяя по аналогии закона положения статей 71 ГПК РФ и 70 КАС РФ, необходимо учитывать, что письменные доказательства (документы) представляются в суд в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии.

Суд отмечает, что оригиналы указанных выше документов суду не представлены, представленные копии документов не заверены надлежащим образом уполномоченным лицом. Кроме того, экспертам не разъяснены ст. 17.9 и 25.9 КоАП РФ, в связи с чем оценить их в совокупности с имеющимися доказательствами по делу в порядке ст. 26.11 КоАП РФ не представляется возможным.

Директор ООО «ВТП» ФИО5 суду пояснил, что он приобрел у ИП ФИО1 поросят и в подтверждение своих доводов в этой части представил копию накладной от 19.04.2021 года. Из данной накладной усматривается, что ИП ФИО1 поросята в количестве 11 голов были проданы Свидетель №2

Однако из материалов дела следует, что в вольере находилось 9 особей копытных животных. В своих объяснениях ФИО5 от 25.06.2021 года пояснил, что в апреле 2021 года он приобрёл 9 особей кабана и запустил их в вольер, кабаны принадлежат ООО «ВТП». (л.д.38-40)

Данные объяснения согласуются с объяснениями Свидетель №2.

Письменные объяснения этих лиц получены с соблюдением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, они последовательны, непротиворечивы, согласуются с иными собранными по настоящему делу доказательствами.

Изменение показаний директором ООО «ВТП» в ходе судебного заседания следует расценивать как желание уйти от ответственности.

Иных доказательств, отвечающих требованиям относимости, допустимости и достоверности в подтверждение доводов представителя юридического лица суду не представлено.

Таким образом, суд приходит к выводу о совершении ООО «ВТП» административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.37 КоАП РФ.

В силу ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Часть 3 ст. 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает ответственность за нарушение правил пользования объектами животного мира, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 и 2 этой статьи.

Животные, в силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона N 7-ФЗ от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей среды" являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.

Следовательно, объектом правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются и отношения в области охраны окружающей среды.

Статьёй 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены общие правила назначения административного наказания.

Исследовав все предоставленные документы, характер и обстоятельства совершенного административного правонарушения, суд приходит к выводу, что ООО «ВТП» следует назначить наказание в виде административного штрафа, что обеспечит достижение цели административного наказания.

Руководствуясь ст. 29.9, ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

постановил:

Признать ООО «Внешторгпром» (ИНН <***>, КПП 720701001, ОГРН <***>) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 (пятидесяти тысяч) рублей, без конфискации орудий добывания животных.

Получатель административного штрафа: Департамент по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Тюменской области

№ счета получателя платежа 03100643000000016700

к/с 03100643000000016700

ИНН <***>

Отделение Тюмень Банка России//УФК по Тюменской области г. Тюмень

БИК 017102101

Номер лицевого счета (код) плательщика) 12911601082010037140

Наименование платежа – штраф за нарушение в области охоты, вынесенного на территории Абатского муниципального района.

В соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ сумма штрафа должна быть уплачена не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу.

В случае неуплаты административного штрафа в установленный срок в соответствии с ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ будет решаться вопрос о возбуждении административного производства по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 31.5 КоАП РФ при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде штрафа невозможно в установленные сроки, Вы вправе обратиться к судье, вынесшему постановление, с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения постановления на срок до одного месяца. С учетом материального положения уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, вынесшим постановление, на срок до трех месяцев.

Постановление может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Абатский районный суд Тюменской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья (подпись) Н.В.Лихачева

Копия верна.

Судья Н.В.Лихачева