УИД 89МS0014-01-2020-010989-96
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
12 января 2021 года город Ноябрьск ЯНАО
Судья Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа Нигматуллина Д.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело № об административном правонарушении по ст.17.7 КоАП РФ в отношении акционерного общества «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» (629807, ЯНАО, <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>),
установил:
10 декабря 2020 года главным специалистом-экспертом ОГЭН в г.Ноябрьске Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора в отношении АО «Газпромнефть-ННГ» (далее – Общество) составлен протокол № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ, согласно которому Общество, являясь лицом, на которое определением от 3 ноября 2020 возложена обязанность в трехдневный срок с момента получения определения представить в указанный государственный орган сведения, необходимые для разрешения дела об административном правонарушении (заверенные копии ряда документов) по адресу: <адрес> (при отправке почтовой связью), <адрес> (при доставке курьером), а также продублировать их в отсканированном виде по адресу электронной почты: ...), умышленно не выполнило данное законное требование должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
Представители Общества ФИО2 и ФИО3 в судебном заседании пояснили, что Общество не имело цели умышленного неисполнения определения от 3 ноября 2020 года. Запрос был фактически получен на почте 9 ноября 2020 года, о чем не было сообщено исполнителю – ему был передан запрос с отметкой о его поступлении 10 ноября. Истребованные документы в установленный трехдневный срок в полном объеме были направлены на адрес электронной почты Росприроднадзора, поскольку именно такой порядок документооборота сложился между Обществом и Росприроднадзором. Направить их почтой либо курьером в тот же день не представлялось возможным ввиду перевода большинства сотрудников на удаленный режим работы в связи с ограничениями, введенными постановлением Губернатора ЯНАО от 16 марта 2020 года № 29-ПГ «О введении режима повышенной готовности». Документы действительно были заархивированы, так как того требует принятая Обществом политика безопасности, и для открытия файла требовался пароль, который был сообщен должностному лицу. Согласились с тем, что необходимо было направлять документы по почте либо курьером, как на указано в запросе, либо ходатайствовать о продлении срока их представления, чего сделано не было. Каких-либо негативных последствий указанных действий не наступило, должностное лицо провело проверку, в том числе на основании представленных ему по электронной почте документов в отношении Общества 20 ноября 2020 года составлен протокол по ст.8.1 КоАП РФ.
Выслушав представителей лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему:
Статьей 17.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ, выражается в нарушении (или невыполнении) физическим, юридическим или должностным лицом законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, ведущего производство по делу об административном правонарушении.
Согласно ст. 26.10 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела, в том числе сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа. Истребуемые сведения должны быть направлены в трехдневный срок со дня получения определения, а при совершении административного правонарушения, влекущего административный арест либо административное выдворение, незамедлительно. При невозможности представления указанных сведений организация обязана в трехдневный срок уведомить об этом в письменной форме судью, орган, должностное лицо, вынесших определение.
В силу ч.2 ст.2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из материалов дела следует, что 3 ноября 2020 года в ОАУ «Леса Ямала» поступило сообщение государственного инспектора ГКУ службы охраны биоресурсов ЯНАО ФИО4 о том, что на территории <адрес> произошел разлив подтоварной (технической) воды на площади около 600 кв.м. Данный объект принадлежит ФИО1.
В этот же день 3 ноября 2020 года государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора (далее – Управление) ФИО5 в отношении Общества возбуждено дело об административном правонарушении по ст.8.1 КоАП РФ с проведением административного расследования. В целях всестороннего, полного и объективного установления всех обстоятельств дела у Общества определением от 3 ноября 2020 года были истребованы: технические сведения по трубопроводу, расположенному на территории 181 куста Вынгапуровского месторождения с указанием географических координат; акт технического расследования аварии/инцидента от 3 ноября 2020 года; документы, определяющие принадлежность вышеуказанного трубопровода юридическому лицу; документы, определяющие использование земельного(ых) участков(ов), расположенных под трубопроводом; акт(ы) контрольных технических осмотров, ревизий, отбраковки, диагностики вышеуказанного трубопровода за 2020 год; объяснения должностных лиц, ответственных за безопасную эксплуатацию трубопровода, по факту аварии/инцидента в соответствии с их должностными (производственными) инструкциями; график технического обслуживания, капитального ремонта вышеуказанного трубопровода с приложением исполнительной документации; фотоматериалы с места аварии/инцидента; расчет массы разлитой жидкости, поступившей в окружающую среду в результате инцидента/аварии с указанием времени начала и устранения аварии/инцидента; отчет о выполнении мероприятий по локализации и ликвидации последствий (инцидента); мероприятия, принятые по ликвидации аварии/инцидента и ее последствий.
Заверенные копии указанных документов необходимо было направить по адресу: <адрес> (при отправке почтовой связью), <адрес> (при доставке курьером), а также продублировать в отсканированном виде по адресу электронной почты: ....В определении от 3 ноября 2020 года об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении, указано на необходимость уведомления о невозможности исполнения запроса в трехдневный срок с указанием причин, а также приведено содержание ст.17.7 КоАП РФ.
Данное определение, согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором №, было получено адресатом в 18 часов 06 минут 9 ноября 2020 года. Официальный режим работы административно-управленческого персонала Общества предусматривает окончание рабочего дня в 18 часов 00 минут.
По общепринятому правилу документы, поступившие по окончанию рабочего дня, регистрируются и считаются поступившими адресату на следующий рабочий день, который в данном случае приходится на 10 ноября 2020 года.
Таким образом, определение подлежало исполнению в срок не позднее 13 ноября 2020 года. В этот же день Обществом могло быть заявлено о продлении срока исполнения в случае, если такое исполнение в срок было невозможно.
Ответ на определение был направлен 13 ноября 2020 года лишь на электронную почту Управления.
Следовательно, поскольку направление заверенных копий истребованных документов по почте либо курьером до 14 ноября 2020 года места не имело, определение нельзя считать исполненным таким образом, как то предписано ст.26.10 КоАП РФ.
До составления в отношении Общества протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ, истребуемые сведения в виде заверенных копий на бумажном носителе в адрес Росприроднадзора так и не поступили, о причинах невыполнения в срок требования должностного лица административного органа Общество в Управление своевременно тоже не сообщило.
Лишь после получения уведомления о составлении протокола об административном правонарушении по ст.17.7 КоАП РФ Обществом направлено письмо с указанием на ненаправление ответа на бумажном носителе в связи с эпидемиологической обстановкой, в котором также указано на отсутствие у Общества цели умышленного неисполнения определения от 3 ноября и принятие им необходимых мер к представлению запрашиваемых сведений.
Данные доводы были поддержаны представителями Общества в судебном заседании, однако с ними нельзя согласиться. Поскольку письмо от 13 ноября 2020 года с исходящим номером 13/2/015210, направленное на электронную почту административного органа, не является доказательством надлежащего исполнения определения от 3 ноября 2020 года. Более того, обществом были представлены не все запрашиваемые сведения, а именно не выполнены требования п.5 определения о представлении актов контрольных технических осмотров, ревизий отбраковки, диагностики трубопровода за 2020 год и не сообщено об отсутствии таковых. При этом доказательств невозможности представления истребуемых заверенных копий документов по указанному в определении адресу не имеется. Доводы о невозможности представления документов со ссылкой на эпидемиологическую обстановку также не состоятельны. Таким образом, невозможность своевременного представления документов по объективным причинам в ходе рассмотрения дела не установлена, как и невозможность уведомления Управления о причинах непредоставления.
Оснований считать действия Общества неумышленными при наличии предупреждения о возможности привлечения к административной ответственности по ст.17.7 КоАП РФ в тексте определения от 3 ноября 2020 года в случае его неисполнения также нет.
Факт умышленного невыполнения законного требования должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, в ходе рассмотрения дела установлен с достоверностью. Следовательно, событие и состав предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ административного правонарушения имеют место.
Срок привлечения к административной ответственности к моменту рассмотрения дела не истек.
В соответствии со ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В силу п.21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании ст.2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. При этом малозначительным административным правонарушением признается действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Определение об истребовании документов исполнено Обществом ненадлежащим образом, однако искажение существа представляемой информации при этом места не имело, а каких-либо негативных последствий не наступило. Административное расследование, назначенное 3 ноября 2020 года, проведено, по его результатам (в том числе с учетом направленных по электронной почте документов) в отношении Общества 20 ноября 2020 года составлен протокол об административном правонарушении по ст.8.1 КоАП РФ, документы на бумажном носителе в Управление также представлены.
Сведения о привлечении Общества к административной ответственности за аналогичные правонарушения отсутствуют.
Совокупность указанных выше обстоятельств свидетельствует о том, что, хотя формально совершенное Обществом деяние содержит признаки состава административного правонарушения, с учетом его характера, роли правонарушителя, отсутствия каких-либо тяжких последствий не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, в связи с чем имеются основания для признания административного правонарушения малозначительным и прекращения производства по делу на основании ст.2.9 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.2.9, 29.9 и 29.10 КоАП РФ, судья
постановил:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ, в отношении акционерного общества «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» прекратить на основании ст.2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
Объявить акционерному обществу «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» устное замечание.
Постановление может быть обжаловано в течение десяти суток со дня получения (вручения) его копии в Суд Ямало-Ненецкого автономного округа, в том числе путем подачи жалобы через Ноябрьский городской суд.
Судья (подпись) Д.М.Нигматуллина