Дело № 5-238/2018П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
08.08.2018 город Пермь
Судья Кировского районного суда г. Перми Разумовский М.О.,
при секретаре судебного заседания Садовиной Н.Л.,
с участием прокурора Лежневой И.В.,
защитников Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Химико-технологическая школа «СинТез» г. Перми Леушкановой Л.Р. и Камакаевой Л.И. (по доверенности),
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Химико-технологическая школа «СинТез» г. Перми (далее по тексту – МАОУ «Химико-технологическая школа «СинТез» г. Перми) (юридический адрес: <адрес>),
у с т а н о в и л:
юридическое лицо – МАОУ «Химико-технологическая школа «СинТез» г. Перми, расположенное по <адрес>, привлекается к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, - осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Прокуратурой Кировского района г. Перми, на основании поступившего письменного обращения работников данного учреждения и решения о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ№, в период ДД.ММ.ГГГГ в отношении МАОУ «Химико-технологическая школа «СинТез» г. Перми была проведена проверка, в ходе которой было выявлено следующее:
МАОУ «Химико-технологическая школа «СинТез» г. Перми имеет лицензию на право ведения образовательной деятельности: начальное общее, основное общее, среднее общее образование; дополнительное образование детей и взрослых; место осуществления образовательной деятельности – <адрес> (Лицензия № от ДД.ММ.ГГГГ).
При анализе представленных учреждением документов проверяемыми лицами было установлено, что МАОУ «Химико-технологическая школа «СинТез» г. Перми заключены договоры о взаимодействии и сотрудничестве в сфере профессиональной ориентации и самоопределения обучающихся в рамках дополнительного образования детей химико-технологической направленности (организация профессиональных проб и профессиональных практик) с различными организациями г. Перми, реализующими образовательную деятельность.
Договоры о сотрудничестве были заключены со следующими организациями:
1. АО «.......», расположенное по <адрес> (договор от ДД.ММ.ГГГГ№);
2. ГБПОУ «.......», расположенное по <адрес> (договор от ДД.ММ.ГГГГ№);
3. МАОУ ....... расположенное по <адрес> (соглашение от ДД.ММ.ГГГГ);
4. МАОУ ......., расположенное по <адрес> (договор от ДД.ММ.ГГГГ№).
По мнению прокуратуры района, данные договоры (соглашения) не являются договорами о сетевой форме реализации образовательных программ, в силу того, что их содержание не соответствует ст. 15 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В соответствии с ст. 91 Закона, в приложении к лицензии на право ведения образовательной деятельности указываются, в том числе, сведения о местах осуществления образовательной деятельности (адреса). Так, у МАОУ «Химико-технологическая школа «СинТез» г. Перми в лицензии отсутствуют места ведения образовательной деятельности в рамках реализации дополнительного образования детей по четырем <адрес>
Кроме того, прокуратурой района инкриминировано МАОУ «Химико-технологическая школа «СинТез» г. Перми отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, в которых ведется образовательная деятельность, а так же отсутствие заключения Государственного пожарного надзора, подтверждающего наличие у учреждения безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, с учетом соответствующих требований, установленных в федеральных государственных образовательных стандартах, федеральных государственных требованиях и (или) образовательных стандартах, по вышеуказанным адресам.
Приведенные нарушения нашли свое отражение в Справке, подготовленной Министерством образования и науки Пермского края по результатам проверки общего образовательного процесса (организации дополнительного образования) в МАОУ «Химико-технологическая школа «СинТез» г. Перми.
Таким образом, МАОУ «Химико-технологическая школа «СинТез» г. Перми вменено нарушение п.п. «ж» и «з» п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966, ст. 91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
В соответствии с п. 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности, к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения лицензионных требований и условий, предусмотренных п.п. «а-д», «ж-к» п. 6 и п.п. «б, д, е» п. 7 указанного Положения.
В соответствии с ч. 7 ст. 28, ч. 8 ст. 51 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», за нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данные обстоятельства явились поводом для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
МАОУ «Химико-технологическая школа «СинТез» г. Перми, в лице его представителей, не согласно с предъявленным обвинением, в силу следующего:
ДД.ММ.ГГГГ Министерство образования и науки Пермского края направило в адрес прокуратуры Пермского края Справку о результатах проверки по вопросам, касающимся общего образовательного процесса, а так же организации дополнительного образования в МАОУ «Химико-технологическая школа «СинТез» г. Перми. Однако, в нарушение требований ст. 28.5 КоАП РФ, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении было вынесено в отношении образовательного учреждения только ДД.ММ.ГГГГ.
Инкриминированные МАОУ «Химико-технологическая школа «СинТез» г. Перми нарушения лицензионных требований не отвечают целям проверки – «Исполнение противопожарного законодательства, требований санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства об образовании, трудового законодательства и законодательства о закупках» (Решение о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ№).
Все образовательные учреждения, с которыми у МАОУ «Химико-технологическая школа «СинТез» г. Перми были заключены соответствующие договоры о сотрудничестве, имеют лицензию. Предметом данных договоров явилась не образовательная деятельность МАОУ «Химико-технологическая школа «СинТез» г. Перми, а деятельность, направленная на будущую профессиональную ориентацию учащихся школы «СинТез», которая реализовывалась за рамками образовательного процесса.
В судебное заседание представитель Министерства образования и науки Пермского края не явился, извещались о дате и времени рассмотрения данного дела об административном правонарушении.
Законный представитель МАОУ «Химико-технологическая школа «СинТез» г. Перми, его директор Погребицкая Е.М., в судебное заседание также не явилась, извещалась о дате и времени рассмотрения дела, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовала.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения защитников МАОУ «Химико-технологическая школа «СинТез» г. Перми Леушкановой Л.Р. и Камакаевой Л.И., указавших в судебном заседании на истечение срока давности привлечения юридического лица к административной ответственности, мнение прокурора Лежневой И.В., настаивавшей на привлечении юридического лица к административной ответственности, судья районного суда приходит к следующему.
Часть 3 статьи 19.20 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
В соответствии с п. 40 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра «Сколково») подлежит лицензированию.
Согласно требованиям п. 3 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации право юридического лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения такого разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок и прекращается при прекращении действия разрешения (лицензии).
В соответствии с п.п. «ж» и «з» п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, к лицензионным требованиям относится, в том числе, наличие в соответствии с пунктом 2 статьи 40 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления образовательной деятельности, учитывающего в том числе требования статьи 17 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", а также статьи 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"; наличие у образовательной организации безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, с учетом соответствующих требований, установленных в федеральных государственных образовательных стандартах, федеральных государственных требованиях и (или) образовательных стандартах, в соответствии с частью 6 статьи 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
Невыполнение данного требования относится к грубому нарушению лицензионных требований (п. 9 Положения).
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу положений статьи 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).
Доводы стороны защиты о том, что в сложившихся правоотношениях между МАОУ «Химико-технологическая школа «СинТез» г. Перми и другими образовательными учреждениями в рамках заключенных договоров о сотрудничестве, требования ч. 4 ст. 91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» не были нарушены, заслуживают внимания.
Образовательная деятельность – деятельность по реализации образовательных программ (п. 17 ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).
В соответствии с ч. 4 ст. 91 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", лицензия на осуществление образовательной деятельности (далее также - лицензия) имеет приложение, являющееся ее неотъемлемой частью. В приложении к лицензии указываются сведения о видах образования, об уровнях образования (для профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации), о подвидах дополнительного образования, а также адреса мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения. По каждому филиалу организации, осуществляющей образовательную деятельность, оформляется отдельное приложение к лицензии с указанием также наименования и места нахождения такого филиала. Форма лицензии, форма приложения к лицензии и технические требования к указанным документам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Установлено, что МАОУ «Химико-технологическая школа «СинТез» г. Перми имеет лицензию на право ведения образовательной деятельности по <адрес>, по видам образования: Общее образование (начальное общее, основное общее, среднее общее образование); дополнительное образование (дополнительное образование детей и взрослых) (лицензия № от ДД.ММ.ГГГГ).
В соответствии с п. 1,2 ч. 4 ст. 12 закона «Об образовании в Российской Федерации», к дополнительным образовательным программам относятся: 1) дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы; 2) дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.
В соответствии с п.п. «з» п. 2 ч. 3 ст. 12 закона «Об образовании в Российской Федерации», основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между МАОУ ....... и МАОУ ....... (в настоящее время - МАОУ «Химико-технологическая школа «СинТез» г. Перми) было заключено соглашение о сотрудничестве в целях развития профессионального самоопределения учащихся. В соответствии с п. 3.1 соглашения, «.......» взяла на себя обязательства по организации профессиональных проб по дизайн-направлению для учащихся МАОУ «Химико-технологическая школа «СинТез» г. Перми. Данное соглашение прекратило свое действие ДД.ММ.ГГГГ после исполнения «Сторонами» взятых на себя обязательств по организации учебного процесса в рамках соглашения, представлен акт приемки выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, составляет 3 месяца. Обстоятельства, послужившие основанием для привлечения МАОУ «Химико-технологическая школа «СинТез» г. Перми к административной ответственности, в данном случае обусловлены сроком действия соглашения – период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности по данному вмененному нарушению истек ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ между МАОУ «.......» и МАОУ ....... (в настоящее время - МАОУ «Химико-технологическая школа «СинТез» г. Перми) был заключен договор, в соответствии с которым МАОУ «.......» взяло на себя обязательства провести для учащихся МАОУ «Химико-технологическая школа «СинТез» г. Перми курс профессиональной пробы по следующим направлениям: «.......». Данный договор исполнен ДД.ММ.ГГГГ, представлен акт приемки выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности по данному вмененному нарушению истек ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ между ГБПОУ «.......» и МАОУ ....... (в настоящее время - МАОУ «Химико-технологическая школа «СинТез» г. Перми) был заключен договор о взаимодействии и сотрудничестве, в рамках которого техникум взял на себя обязательства, в том числе, предоставлять возможность ознакомления с локальными нормативными актами техникума, проводить мероприятия для учащихся МАОУ «Химико-технологическая школа «СинТез» г. Перми с целью их профессиональной ориентации, привлекать педагогических работников и обучающихся МАОУ «Химико-технологическая школа «СинТез» г. Перми для участия в таких мероприятиях, как конференции, конкурсы, олимпиады, спартакиады, проводимых в техникуме. Срок действия договора определен сторонами – до ДД.ММ.ГГГГ, договор является действующим.
ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом ......., АО «.......» и МАОУ ....... (в настоящее время - МАОУ «Химико-технологическая школа «СинТез» г. Перми) был заключен договор, в рамках которого «.......» взял на себя обязательства перед МАОУ «Химико-технологическая школа «СинТез» г. Перми по оказанию школе содействия в проведении теоретических и практических занятий химико-технологической направленности, как на территории «.......», так и на территории школы; обеспечивать условия прохождения профессиональных проб и практик, стажировок; содействовать обеспечению квалифицированными сотрудниками для проведения социальных практик и профессиональных проб, стажировок, теоретических занятий; оказывать помощь в развитии материально-технической базы школы (п. 3.3 договора). Данный договор также является действующим.
Из содержания представленных договоров (соглашений) усматривается, что образовательная деятельность МАОУ «Химико-технологическая школа «СинТез» г. Перми имела место быть в иных организациях по вышеуказанным адресам (<адрес>) на основании заключенных договоров (соглашений). Представленные договоры являются одной из форм реализации дополнительных профессиональных программ для учащихся данной школы, одновременно с этим, необходимо учесть, что данная деятельность школы была направлена исключительно на профессиональное ориентирование обучающихся, материально-техническая база школы, ее наемный педагогический состав, задействованы не были, основные программы общего образования и (или) дополнительного образования детей и взрослых в рамках заключенных договоров не реализовывались, иное не доказано. При таких обстоятельствах, делаю вывод о том, что деятельность МАОУ «Химико-технологическая школа «СинТез» г. Перми по заключенным договорам (соглашениям) велась за рамками основного образовательного процесса школы, следовательно, обязательное отражение в лицензии адресов, по которым данная деятельность велась, для школы не требовалось. Кроме того, отсутствие у школы соответствующих санитарно-эпидемиологического заключения, заключения государственного пожарного надзора, на здания (помещения), в которых проводились учебные занятия (иные мероприятия) по вышеуказанным договорам (соглашениям), также не влечет административную ответственность для юридического лица, поскольку балансосодержателями таких зданий являлись и являются в настоящее время иные юридические лица, на которые данные требования должны распространяться, по смыслу закона.
На основании вышеизложенного, считаю необходимым прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении МАОУ «Химико-технологическая школа «СинТез» г. Перми, привлекаемого к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, по основанию – в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения, в связи с чем, остальные доводы защитников МАОУ «Химико-технологическая школа «СинТез» г. Перми, не рассматриваю.
Руководствуясь статьей 29.10 КоАП РФ, судья районного суда
п о с т а н о в и л:
Производство по делу об административном правонарушении в отношении МАОУ ....... прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление может быть обжаловано сторонами в Пермский краевой суд через Кировский районный суд г. Перми в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья М.О. Разумовский