ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-238/2022 от 27.01.2022 Новгородского районного суда (Новгородская область)

Дело № 5-238/2022

УИД 53RS0022-01-2021-013095-16

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Великий Новгород 31 января 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2022 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 31 января 2022 года.

Судья Новгородского районного суда Новгородской области Ящихина В.В. (по адресу: Великий Новгород, ул. Октябрьская, д. 15),

с участием защитника ФИО1 – Алфимова О.В.,

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица -

<данные изъяты> ФИО1, <данные изъяты>

установил:

21 декабря 2021 года аудитором Контрольно-счетной палаты Великого Новгорода ФИО2 в отношении <данные изъяты> ФИО1 составлен протокол № 11 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 названного Кодекса.

В соответствии с подведомственностью, установленной ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ, вышеуказанный протокол об административном правонарушение и другие материалы дела переданы на рассмотрение в Новгородский районный суд Новгородской области (поступили 30 декабря 2021 года).

В судебное заседание ФИО1 не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, ходатайства об отложении рассмотрения дела не представила, на защиту своих прав и законных интересов уполномочила защитника Алфимова О.В.

На основании ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ судьей принято решение о рассмотрении дела об административном правонарушении в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности.

При рассмотрении дела защитник Алфимов О.В. оспаривал указанные в протоколе об административном правонарушении факты нарушений бюджетного законодательства, считая ошибочными выводы должностного лица административного органа о возможности муниципального автономного общеобразовательного учреждения «<данные изъяты>» осуществлять закупки исключительно только для собственных нужд, и полагал, что при заключении между комитетом по образованию Администрации Великого Новгорода и МАОУ «<данные изъяты>» соглашения о предоставлении субсидии на иные цели условия предоставлении субсидии, предусмотренные пунктом 5 Порядка определения объема и условий предоставления субсидий на иные цели муниципальным бюджетным и автономным учреждениям из бюджета Великого Новгорода, утвержденного Постановлением Администрации Великого Новгорода от 21 декабря 2011 года N 5792, были полностью соблюдены. Кроме того, сослался на то, что с учетом даты заключения вышеуказанного соглашения – 09 января 2020 года в настоящий момент истек срок давности привлечения <данные изъяты> ФИО1 к административной ответственности.

Выслушав объяснения защитника Алфимова О.В., исследовав письменные материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 названного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Согласно основным понятиям и терминам, содержащимся в статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения в отношении ФИО1 дела об административном правонарушении), под главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета) понимается орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.

Порядок определения объема и условия предоставления субсидий в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией или уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления (абзац 4 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Подпунктом 10 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что главный распорядитель бюджетных средств обладает бюджетными полномочиями по обеспечению соблюдения получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.

Постановлением Администрации Великого Новгорода от 21 декабря 2011 года N 5792 (действовало на момент возникновения рассматриваемых правоотношений, утратило силу с 01.01.2021 в связи с изданием Постановления Администрации Великого Новгорода от 16.02.2021 N 1014) был утвержден Порядок определения объема и условий предоставления субсидий на иные цели муниципальным бюджетным и автономным учреждениям из бюджета Великого Новгорода (далее по тексту – Порядок), разработанный в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", который устанавливал правила определения объема и условий предоставления муниципальным бюджетным и автономным учреждениям (далее - Учреждения) из бюджета Великого Новгорода субсидий на иные цели, не включаемых в субсидии Учреждениям на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с муниципальным заданием муниципальных услуг (выполнением работ) (далее - субсидии на иные цели).

В пункте 2 названного Порядка определено, что предоставление субсидий на иные цели Учреждению осуществляется Администрацией Великого Новгорода или структурным подразделением Администрации Великого Новгорода, в ведомстве которого находится Учреждение (далее - Учредитель), в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Великого Новгорода.

Согласно пункту 4 Порядка объем субсидий на иные цели определяется Учредителем исходя из: количества планируемых мероприятий; объема расходов на реализацию мероприятий; других расчетов, подтверждающих финансово-экономическое обоснование расходов, планируемых к осуществлению за счет субсидии на иные цели.

В соответствии с пунктом 5 Порядка условиями предоставления субсидий на иные цели являются:

предоставление Учреждением заявки на получение субсидии на иные цели;

наличие согласия антимонопольного органа на предоставление муниципальной преференции, в случае если предоставляемая субсидия на иные цели является муниципальной преференцией;

заключение Соглашения о предоставлении субсидии на иные цели из бюджета Великого Новгорода между Учредителем и Учреждением по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.

Как указано в пункте 6 Порядка, соглашение заключается после утверждения бюджета Великого Новгорода на очередной финансовый год и плановый период. Соглашение заключается на один финансовый год. К Соглашению прилагаются соответствующие расчеты (технические характеристики оборудования, предварительные сметы на ремонт и другие подтверждающие расчеты). Учредителем утверждается перечень получателей субсидий на иные цели с указанием кода субсидии на иные цели и представляется в комитет финансов Администрации Великого Новгорода.

Из материалов дела об административном правонарушении следует и судьей установлено, что в 2020 году в рамках государственной программы Новгородской области «Развитие образования в Новгородской области до 2026 года», утвержденной постановлением Правительства Новгородской области от 05 июля 2019 года N 257, осуществлялось предоставление субсидий бюджетам муниципальных районов, городского округа области на внедрение целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при реализации регионального проекта "Цифровая образовательная среда", средства которых (субсидий) предусматривалось направлять на приобретение средств вычислительной техники, программного обеспечения и презентационного оборудования, позволяющего обеспечить доступ обучающихся, сотрудников и педагогических работников к цифровой образовательной инфраструктуре и контенту, а также автоматизировать и повысить эффективность организационно-управленческих процессов в муниципальных общеобразовательных организациях (пункт 1 Приложения № 4).

Приказом министерства образования Новгородской области от 30 сентября 2019 года № 1072 утвержден перечень общеобразовательных организаций, в которых запланировано внедрение целевой модели цифровой образовательной среды, в который включены 29 общеобразовательных учреждений Великого Новгорода, которые являются участниками регионального проекта "Цифровая образовательная среда".

В соответствии с решением Думы Великого Новгорода от 25 декабря 2019 года № 340 «О бюджете Великого Новгорода на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» в местном бюджете комитету по образованию Администрации Великого Новгорода, как главному распорядителю бюджетных средств, предусмотрены бюджетные ассигнования на предоставление субсидий на иные цели подведомственным учреждениям на внедрение целевой модели цифровой образовательной среды.

Распоряжением Администрации Великого Новгорода от 10 февраля 2017 года № 149рл на должность <данные изъяты> назначена ФИО1 На основании приказа Контрольно-счетной палаты Великого Новгорода от 08 июня 2021 года № 14 должностными лицами указанного контрольно-счетного органа в период с 15 июня 2021 года по 16 августа 2021 года в комитете по образованию Администрации Великого Новгорода проведено контрольное мероприятие с целью проверки целевого и эффективного использования средств бюджета Великого Новгорода, направленных на внедрение (создание) и функционирование целевой модели цифровой образовательной среды и центров образования цифрового и гуманитарного профилей (Точек роста) в 2020 году и истекшем периоде 2021 года.

В ходе контрольного мероприятия выявлено, что конечным получателем бюджетных средств во внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях Великого Новгорода явилось подведомственное комитету по образованию Администрации Великого Новгорода муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «<данные изъяты>» (далее – МАОУ «<данные изъяты>»), в то время как изначально названным комитетом был определен порядок реализации мероприятий путем предоставления субсидии на иные цели каждому из подведомственных 29 общеобразовательных учреждений, участвующих в реализации проекта, который в дальнейшем был изменен.

Так, согласно приказу <данные изъяты> ФИО1 от 20 марта 2020 года № 143 «О переносе бюджетных ассигнований» принято решение о переносе бюджетных ассигнований, выделенных в бюджете 2020 года по субсидии на внедрение целевой модели цифровой образовательной среды, и предоставлении их МАОУ «<данные изъяты>» в целях проведения единой централизованной закупки. В связи с чем, бюджетные ассигнования, изначально предусмотренные в бюджете Великого Новгорода на эти цели, на основании соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели из бюджета Великого Новгорода от 09 января 2020 года № 274 и дополнительного соглашения от 27 марта 2020 года № 312, соглашения о предоставлении из муниципального бюджета Великого Новгорода муниципальному автономному учреждению субсидии от 22 сентября 2020 года № 20-2020-12921 и дополнительного соглашения от 30 декабря 2020 года, заключенных между комитетом по образованию Администрации Великого Новгорода и МАОУ «<данные изъяты>», были в полном объеме (58 692, 61 тыс. руб.) предоставлены последнему в форме субсидии на иные цели.

Однако, принятое председателем комитета по образованию Администрации Великого Новгорода ФИО1 решение (приказ от 20 марта 2020 года № 143) о предоставлении МАОУ «<данные изъяты>» целевой субсидии для приобретения оборудования для всех участвующих в проекте внедрения целевой модели цифровой образовательной среды муниципальных общеобразовательных учреждений Великого Новгорода не соответствует требованиям абзаца 2 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктам 2, 5, 6 Порядка, поскольку, исходя из норм части 1 статьи 2, частей 1, 2, 4 статьи 4 Федерального закона от 03 ноября 2006 года № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», бюджетные средства могли быть переданы автономному учреждению (МАОУ «<данные изъяты> исключительно на финансово-хозяйственную деятельность учреждения, направленную на оказание услуг в соответствующей сфере, при этом соответствующих расчетов (технических характеристик оборудования) МАОУ «<данные изъяты> адрес комитета по образованию Администрации Великого Новгорода не направлялось, к соглашению о предоставлении субсидии на иные цели из бюджета Великого Новгорода они не приложены.

Таким образом, председателем комитета по образованию Администрации Великого Новгорода ФИО1 допущено нарушение условий предоставления субсидии на иные цели МАОУ «<данные изъяты>».

Доказательствами, подтверждающими изложенные обстоятельства и факты выявленных нарушений, являются: протокол № 11 об административном правонарушении от 21 декабря 2021 года; копия приказа Контрольно-счетной палаты Великого Новгорода от 08 июня 2021 года № 14; копия акта о результатах контрольного мероприятия от 16 августа 2021 года; копия приказа (по основной деятельности) комитета по образованию Администрации Великого Новгорода от 20 марта 2020 года № 143 «О переносе бюджетных ассигнований» с приложением; копии заключенных между комитетом по образованию Администрации Великого Новгорода и МАОУ «<данные изъяты> соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели из бюджета Великого Новгорода от 09 января 2020 года № 274 и дополнительного соглашения от 27 марта 2020 года № 312, соглашения о предоставлении из муниципального бюджета Великого Новгорода муниципальному автономному учреждению субсидии от 22 сентября 2020 года № 20-2020-12921 и дополнительного соглашения от 30 декабря 2020 года; выписка из распоряжения Администрации Великого Новгорода от 10 февраля 2017 года № 149рл «О приеме на муниципальную службу ФИО1» и иные материалы дела.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций, несут административную ответственность как должностные лица.

В соответствии с должностной инструкцией председателя комитета по образованию Администрации Великого Новгорода к числу должностных обязанностей ФИО1 относится, в числе прочего, принятие решений по управлению финансовыми средствами отрасли «образование» в пределах лимитов, утвержденных комитету, организация работы комитета как главного распорядителя бюджетных средств, обеспечение соблюдения финансовой дисциплины, сохранности денежных средств и материальных ценностей.

Таким образом, в соответствии с положениями статьи 2.4 КоАП РФ, ФИО1, исполняя обязанности председателя комитета по образованию Администрации Великого Новгорода и являясь должностным лицом главного распорядителя бюджетных средств, имеющим право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными получателями бюджетных средств, осуществляла организационно-распорядительные функции, и, допустив при этом нарушение условий предоставления субсидии на иные цели МАОУ «<данные изъяты> 3», ненадлежащим образом исполнила свои должностные обязанности, то есть является субъектом административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ.

Исследовав и оценив в совокупности представленные доказательства, судья приходит к выводу, что вина <данные изъяты> ФИО1 в совершении административного правонарушения доказана, ее действия правильно квалифицированы по части 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ.

Доводы защитника Алфимова О.В. об отсутствии в действиях ФИО1 состава вменяемого административного правонарушения несостоятельны по вышеизложенным основаниям, основаны на неверном толковании норм материального права, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, указанные доводы опровергаются совокупностью собранных по делу вышеперечисленных доказательств.

Каких-либо неустранимых сомнений виновности ФИО1 в совершении описанного выше административного правонарушения материалы дела не содержат.

Утверждение защитника об истечении срока давности привлечения ФИО1 к административной ответственности за содеянное, который, по мнению защитника должен исчисляться с даты заключения между комитетом по образованию Администрации Великого Новгорода и МАОУ «<данные изъяты>» соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели из бюджета Великого Новгорода от 09 января 2020 года № 274, нельзя признать обоснованным. В рассматриваемом случае нарушение условий предоставления субсидии на иные цели МАОУ «<данные изъяты>» допущено председателем комитета по образованию Администрации Великого Новгорода ФИО1 при принятии 20 марта 2020 года решения о переносе бюджетных ассигнований (приказа от 20 марта 2020 года № 143), а потому установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел двухгодичный срок давности привлечения надлежит исчислять с указанной даты, который на момент рассмотрения настоящего дела не истек.

Обстоятельств, в силу ст. 24.5 КоАП РФ исключающих производство по делу об административном правонарушении, равно как и оснований для признания совершенного <данные изъяты> ФИО1 административного правонарушения малозначительным, не установлено.

В силу ст. 3.1 КоАП РФ целью административного наказания является предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами, установление административного наказания и определение его вида и размера в каждом конкретном случае должно основываться на конституционных принципах справедливости наказания и его соразмерности совершенному правонарушению.

При назначении административного наказания в соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ, судья учитывает характер и общественную опасность совершенного правонарушения, личность виновной, ее имущественное положение.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, не установлено.

Учитывая изложенное, а также установленные законом цели применения административного наказания, судья приходит к выводу о назначении ФИО1 административного наказания в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренной санкцией частью 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ, полагая такое наказание соответствующим общим правилам назначения административного наказания, основанным на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности.

Руководствуясь ст.ст. 29.7, 29.10, 29.11 КоАП РФ, судья

постановил:

Признать <данные изъяты> ФИО1 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Разъяснить ФИО1, что административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Реквизиты для уплаты административного штрафа:

УФК по Новгородской области (Контрольно-счетная палата Великого Новгорода, л/с 04503Р28250)

ИНН <***>, КПП 532101001, ОКТМО 49701000,

р/сч <***> в Отделение Новгород//УФК по Новгородской области, г. Великий Новгород, кор. счет 40102810145370000042, БИК 014959900,

КБК 80511601157010000140.

Предложить ФИО1 уплатить административный штраф добровольно в течение шестидесяти дней с момента вступления постановления в законную силу и представить документ, свидетельствующий об оплате административного штрафа, в суд (Великий Новгород, ул.Октябрьская, д.15, каб.105).

Разъяснить, что в соответствии с частью 5 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении указанного выше срока, судья, вынесший постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 названного Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель.

Постановление может быть обжаловано в Новгородский областной суд в течение 10 суток со дня получения или вручения копии постановления через Новгородский районный суд Новгородской области или непосредственно в Новгородский областной суд.

Судья В.В. Ящихина