П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
11 июля 2018 года Самарский районный суд <адрес> в составе председательствующего Саломатина А.А.,
при секретаре Михальчук И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении № в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГр., уроженца <адрес>, гражданина РФ, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, работающего в Фонде поддержки СМИ «5-ое время года», женатого, имеющего на иждивении двоих малолетних детей
у с т а н о в и л:
Протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, составленным инспектором ОИАЗ УМВД России по <адрес>, ФИО1 вменено совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 20.2 КоАП РФ при следующих обстоятельствах: так, согласно протоколу ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в размещенных на сайте «Ютуб» видеоматериалах «Самарская среда», «Самара Он нам не царь» ФИО1 организовал путем призывов к участию 05.05.2018г. в 14:00 часов на <адрес> в акции с целью привлечения внимания к несменяемости власти, блокировки «Телеграмм» и другим социальным и политическим вопросам, и в указанную дату и время по <адрес> от <адрес> до <адрес> г.о. Самара, чем нарушил порядок его проведения, а именно п. 1 ч. 4 ст. 5, ч. 2.5 ст. 5 Федерального закона № 54-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О митингах, шествиях, демонстрациях», что повлекло создание помех функционированию объектов социальной инфраструктуры, движению пешеходов. Действия ФИО1 были квалифицированы по части 3 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В настоящее время протокол об административном правонарушении и иные материалы дела направлены в Самарский районный суд <адрес> для рассмотрения по существу.
В судебном заседании ФИО1 вину в совершении административного правонарушения не признал, суду пояснил, что он не организовывал какое-либо публичное мероприятие, в видеоматериалах, размещенных в сети Интернет он призывал лиц, являющихся его друзьями прийти в определенное время в определенное место с целью проведения «протестной прогулки», при этом данная прогулка публичным массовым мероприятием не является. Кроме того, люди, пришедшие на данную «прогулку» каких-либо помех пешеходам и препятствий в деятельности социальной инфраструктуры не оказывали.
Представитель административного органа, составивший протокол об административном правонарушении в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был надлежащим образом уведомлен.
Выслушав ФИО1, исследовав материалы дела об административном правонарушении, изучив видеозаписи с места происшествия, суд полагает установленным и доказанным факт совершения ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 20.2 КоАП РФ.
Так, положения части 3 статьи 20.2 КоАП РФ предусматривают административную ответственность за нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, повлекшие создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры либо превышение норм предельной заполняемости территории (помещения), и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, или обязательные работы на срок до ста часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объектом посягательства соответствующих административных правонарушений являются общественные отношения в сфере охраны общественного порядка и общественной безопасности. Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена данной статьей, составляет нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 2 - 4 ст. 20.2 КоАП РФ, организация либо проведении публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных ч. 7 настоящей статьи, повлекшие создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры либо превышение норм предельной заполняемости территории (помещения). Субъектами административных правонарушений по данной статье могут быть граждане, должностные и юридические лица. Данное деяние следует характеризовать в качестве противоправного, совершенного с прямым умыслом.
Исходя из содержания закона, проведение публичных мероприятий требует повышенного внимания со стороны органов власти для обеспечения безопасного проведения публичного мероприятия, как для участников такого мероприятия, так и для других граждан, а также для обеспечения свободного волеизъявления участников публичного мероприятия.
Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Статья 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, наряду с провозглашением права каждого свободно выражать свое мнение, исходит из того, что осуществление такой свободы налагает обязанности и ответственность и может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены в законе и необходимы в демократическом обществе в целях охраны здоровья и нравственности.
Исходя из провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации цели утверждения гражданского мира и согласия и учитывая, что в силу своей природы публичные мероприятия (собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование) могут затрагивать права и законные интересы широкого круга лиц - как участников публичных мероприятий, так и лиц, в них непосредственно не участвующих, -государственная защита гарантируется только праву на проведение мирных публичных мероприятий, которое, тем не менее, может быть ограничено федеральным законом в соответствии с критериями, предопределяемыми требованиями ст. 17, 19, 55 Конституции Российской Федерации, на основе принципа юридического равенства и вытекающего из него принципа соразмерности, то есть в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, в том числе закрепленными во Всеобщей декларации прав человека, согласно п. 1 ст. 20 которой каждый человек имеет право на свободу мирных собраний, и в Международном пакте о гражданских и политических правах, ст. 21 которого, признавая право на мирные собрания, допускает введение обоснованных ограничений данного права, налагаемых в соответствии с законом и необходимых в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» установлен уведомительный порядок проведения публичных мероприятий на территории Российской Федерации.
В соответствии с п. п. 3 и 5 ст. 2 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», митинг – это массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера; шествие – это массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.
В силу п. 1 ч. 4 ст. 5 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном ст. 7 названного Федерального закона.
По смыслу ч. 1 ст. 7 вышеуказанного Федерального закона предусмотрено, что уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц либо пикетирования, осуществляемого одним участником с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, создающей препятствия для движения пешеходов и транспортных средств, уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырех дней до дня его проведения. Если срок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия полностью совпадает с нерабочими праздничными днями, уведомление может быть подано в последний рабочий день, предшествующий нерабочим праздничным дням.
Согласно ч. 3 ст. 7 указанного Федерального закона, в уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются: 1) цель публичного мероприятия; 2) форма публичного мероприятия; 3) место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников, а в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств, информация об использовании транспортных средств; 4) дата, время начала и окончания публичного мероприятия; 5) предполагаемое количество участников публичного мероприятия; 6) формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия; 7) фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона; 8) фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия; 9) дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 54-ФЗ, по предложению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления начальник органа внутренних дел, в обслуживании которого находится территория (помещение), на которой (в котором) планируется проведение публичного мероприятия, обязан назначить уполномоченного представителя органа внутренних дел в целях оказания организатору публичного мероприятия содействия в обеспечении общественного порядка и безопасности граждан.
Пунктом 2 ч. 3 ст. 14 указанного Федерального закона на уполномоченного представителя органа внутренних дел возложена обязанность по обеспечению общественного порядка и безопасности граждан, а также соблюдение законности при проведении публичного мероприятия. В целях зашиты прав граждан на свободное выражение своего волеизъявления, мирного проведения публичных мероприятий, недопущения фактов насилия, иных нарушений прав и законных интересов граждан, Федеральным законом предусмотрены отдельные гарантии (ст. 18); организатор публичного мероприятия, должностные лица и другие граждане не вправе препятствовать участникам публичного мероприятия в выражении своих мнений способом, не нарушающим общественного порядка и регламента проведения публичного мероприятия; органы государственной власти или органы местного самоуправления, которым адресуются вопросы, явившиеся причинами проведения публичного мероприятия, обязаны рассмотреть данные вопросы по существу, принять по ним необходимые решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и сообщить о принятых решениях организатору публичного мероприятия; поддержание общественного порядка, регулирование дорожного движения, санитарное и медицинское обслуживание в целях обеспечения проведения публичного мероприятия осуществляются на безвозмездной основе.
Вышеуказанные гарантии защиты прав и законных интересов граждан возможны лишь при соблюдении требований ст. 7 Федерального закона № 54-ФЗ, в противном случае органы власти не смогут гарантировать полную реализацию прав и законных интересов граждан, в том числе участников публичного мероприятия, на свободное волеизъявление обеспечения безопасности их жизни и здоровья.
В соответствии со ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ГД «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия и обеспечении отдельных условий реализации прав граждан на проведение публичных мероприятий в <адрес>» уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в Департамент по вопросам общественной безопасности <адрес> или главе местной администрации муниципального образования, на территории которого планируется проведение публичного мероприятия, в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия можжет подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения. Если организатором публичного мероприятия является гражданин (граждане) Российской Федерации, уведомление подписывается организатором (одним из организаторов) публичного мероприятия и подается лично либо через представителя с предъявлением им паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, а также документа, подтверждающего полномочия представителя.
Согласно ч. 5 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Суд считает, что совокупностью собранных и исследованных в судебном заседании доказательств, которые оценены судом по своему внутреннему убеждению и исходя из требований норм закона, достоверно и объективно установлен факт организации ФИО1 и его участия именно в публично-массовом мероприятии в сочетании форм шествия и митинга.
Так, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в размещенных на сайте «Ютуб» видеоматериалах «Самарская среда», «Самара Он нам не царь» ФИО1 организовал путем призывов к участию 05.05.2018г. в 14:00 часов на <адрес> в акции с целью привлечения внимания к несменяемости власти, блокировки «Телеграмм» и другим социальным и политическим вопросам, и в указанную дату и время по <адрес> от <адрес> до <адрес> г.о. Самара, что повлекло создание помех функционированию объектов социальной инфраструктуры и движению пешеходов.
Факт совершения ФИО1 правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 20.2 КоАП РФ, подтверждается протоколом 17 № от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении, рапортами сотрудников Управления МВД России по <адрес> о проводимом 05.05.2018г. в <адрес> незаконном и несанкционированном митинге сторонников А. Навального, допросами свидетелей ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, а также видеозаписями с места происшествия, непосредственно изученными судом при рассмотрении настоящего дела.
Суд полагает, что при рассмотрении дела достоверно установлен и подтвержден собранными по делу доказательствами факт организации ФИО1 и его участия 05.05.2018г. в публичном мероприятии в сочетании форм шествия и митинга людей по <адрес> от <адрес> до <адрес>. К данному выводу суд приходит исходя из анализа всех имеющихся в материалах дела доказательств, в том числе видеозаписей с места происшествия, из которых однозначно усматривается организованный характер шествия в одном определенном направлении большого количества людей, наличие у них средств наглядной агитации, наличие плаката в руках самого ФИО1, синхронное скандирование политических лозунгов, выражающих несогласие с проводимой Правительством Российской Федерации и Президентом Российской Федерации политикой в различных сферах жизни общества и государства.
Изучение видеозаписи с места проведения публичного мероприятия, к проведению которого призывал ФИО1 и которое он организовал, а также видеозаписей из сети Интернет, на которых ФИО1 призывает к участию в мероприятии, свидетельствует именно об организации присутствия граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем общественно-политического характера. К указанному выводу суд приходит также исходя из определенного круга вопросов, в связи с которыми организовано данное шествие, призывов к участию в его проведении неопределенного круга лиц, распространенных, в том числе, самим ФИО1
Указанные обстоятельства, в своей совокупности, свидетельствуют об организации 05.05.2018г. ФИО1 и его участия именно в публичном мероприятии в сочетании форм шествия и митинга, а также о надуманности, голословности, абсурдности, несообразности и нелепости доводов ФИО1 о том, что он призывал к проведению прогулки в указанное время в выше обозначенном месте, фактически заблокировало движение пешеходов по пешеходной части <адрес>, а также сделало невозможным доступ людей в объекты социальной инфраструктуры, расположенные на данной улице. Самим ФИО1 в судебном заседании не оспаривался факт участия в данном мероприятии большого (более 100 человек) количества людей
Согласно сведений, предоставленных органом местного самоуправления, в Администрацию г.о. Самары не поступало уведомлений о проведении ДД.ММ.ГГГГг. публичных мероприятий в форме шествия по <адрес> от <адрес> до <адрес>, что не отрицалось в судебном заседании самим ФИО1, в связи с чем, данное публичное мероприятие является незаконным.
При определении вида и размера наказания суд учитывает личность правонарушителя, наличие у ФИО1 постоянного места работы, семейное положение, наличие двоих малолетних детей.
При этом, судом также принимается во внимание исключительно высокая степень опасности совершенного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность, совершение ФИО1 правонарушения, которое, в том числе, привело к дезорганизации деятельности объектов социальной инфраструктуры на территории <адрес> в связи с организацией ФИО1 незаконного публичного мероприятия, в связи с чем, суд полагает возможным назначить ФИО1 наказание в виде административного штрафа, поскольку именно данный вид наказания будет в полной мере отвечать целям наказания, восстановления социальной справедливости и послужит способом предупреждения совершения ФИО1 правонарушений.
Руководствуясь ст.ст. 29.1-29.9 п.1 п.п.1 КоАП РФ, суд
П О С Т А Н О В И Л:
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГр., уроженца <адрес>, гражданина РФ, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес> признать виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 20.2 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Административный штраф подлежит уплате не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Постановление может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд <адрес> в течение 10 дней.
Судья: А.А. Саломатин