ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-23/19 от 08.04.2019 Верховажского районного суда (Вологодская область)

Дело № 5-23/2019

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

с. Верховажье 08 апреля 2019 года

Судья Верховажского районного суда Вологодской области Жукова С.Ю. при секретаре Стуловой Е.В., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального бюджетного образовательного учреждения «Верховажская средняя школа имени Я.Я. Кремлева», ОГРН ЮЛ 1023502490978 от 07.04.2008, ИНН 3505002566,

установила:

в отношении муниципального бюджетного образовательного учреждения «Верховажская средняя школа имени Я.Я. Кремлева» (далее – МБОУ «Верховажская средняя школа имени Я.Я. Кремлева») 05.03.2019 ведущим консультантом управления контроля и надзора в сфере образования Департамента образования Вологодской области Агаповой Т.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), за нарушение законодательства об образовании, а именно: статьи 46, части 4 статьи 91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании), частей 1, 2, 7 статьи 18 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании), подпунктов «а», «б», «г», «д», «ж», «з» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966, выразившееся в

- осуществлении образовательной деятельности по адресам, не предусмотренным лицензией (<адрес>),

- отсутствии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании зданий для осуществления образовательной деятельности <адрес>; земельных участков <адрес>

- отсутствии материально-технического обеспечения основной образовательной программы на 2018-2019 учебный год: предметно-пространственная среда не соответствует возрастным особенностям детей, отсутствует вариативность предметно-пространственной среды, в том числе сектор природы, сектор развивающих игр, сектор строительной тематики, сектор сюжетно-ролевой игры, сектор безопасности, сектор театрализованных игр, музыкальный сектор;

- не разработаны и не утверждены дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы «АБВГДейка», «Музыкальный калейдоскоп» (для детей 5-6 лет), по экологическому воспитанию (для детей 4-5 лет);

- отсутствии профессионального образования у Ш.Н., замещающей должность педагога-организатора, не прохождении педагогическими работниками обучения по освоению дополнительных профессиональных программ по профилю педагогической деятельности в сроки не реже чем один раз в три года, отсутствии в штатном расписании на 01.09.2018 штатной единицы по должности «преподаватель», необходимой для реализации основной программы профессионального обучения – программы профессиональной подготовки по профессии «Тракторист»;

- осуществлении образовательной деятельности в отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения, непринятии мер по созданию безопасных условий обучения, воспитания обучающихся по адресам: <адрес>

В судебное заседание представитель Департамента образования Вологодской области не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Законный представитель МБОУ «Верховажская средняя школа имени Я.Я. Кремлева» - директор Воробьева Г.И., действующая на основании прав по должности, в судебном заседании факт правонарушения признала.

В судебном заседании были исследованы материалы дела об административном правонарушении:

- приказ и.о. начальника Департамента образования Вологодской области Воробьева Л.Н. от 01.02.2019 № 114-ПП о проведении плановой выездной проверки МБОУ «Верховажская средняя школа имени Я.Я. Кремлева» в срок с 12.02.2019, продолжительностью не более 20 рабочих дней;

- акт проверки юридического лица от 05.03.2019 № 42 ЛК/НК/КК/19;

- выписка из ЕГРЮЛ в отношении МБОУ «Верховажская средняя школа имени Я.Я. Кремлева»;

- выписки из ЕГРН на земельные участки, здания;

- информационная справка от 27.02.2019;

- выкопировки из образовательной программы МБОУ «Верховажская средняя школа имени Я.Я. Кремлева»;

- фототаблица;

- копия учебного плана дошкольного образования МБОУ «Верховажская средняя школа имени Я.Я. Кремлева» на 2018-2019 учебный год;

- выписка из приказа МБОУ «Верховажская средняя школа имени Я.Я. Кремлева» от 01.09.2014 № 37/4-К о приеме на работу Ш.Н. на должность педагога-организатора;

- копия аттестата о среднем (полном) общем образовании Ш.Н.;

- копия справки ФГБОУ ВО «Вологодский государственный университет» об обучении Ш.Н.;

- копия приказа МБОУ «Верховажская средняя школа имени Я.Я. Кремлева» от 29.08.2018 № 227 «О распределении учебной нагрузки педагогических работников»;

- копии штатного расписания МБОУ «Верховажская средняя школа имени Я.Я. Кремлева»;

- выписка из санитарно-эпидемиологических заключений;

- копия заключения о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности от 27.02.2015;

- информация МБОУ «Верховажская средняя школа имени Я.Я. Кремлева»;

- копия лицензии МБОУ «Верховажская средняя школа имени Я.Я. Кремлева» от 20.11.2014 № 8450;

- выписки из ЕГРН на земельные участки, здания;

- копия договора аренды нежилого помещения от 01.09.2018;

- копия учебного плана дошкольного образования на 2018-2019 год, утвержденный приказом от 07.03.2019 № 57;

- выписка из приказа от 07.03.2019 № 57 «Об утверждении учебных планов, программ, графиков занятий»;

- копия санитарно-эпидемиологического заключения от 28.02.2019 №35.ВЦ.02.000.М.000122.02.19;

- копия заключения о соответствии (несоответствии) объекта защиты требованиям пожарной безопасности от 06.03.2019 № 3;

- копии сертификатов, удостоверений;

- справка о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности по образовательным программам МБОУ «Верховажская средняя школа имени Я.Я. Кремлева»;

- фототаблица;

- копии заявлений Ш.Н., аттестата о среднем (полном) общем образовании, справки об обучении, представления, ходатайства, протоколов аттестационной комиссии, выписки из приказа о приеме на работу.

Исследовав доказательства по делу, заслушав законного представителя МБОУ «Верховажская средняя школа имени Я.Я. Кремлева», считаю, что виновность МБОУ «Верховажская средняя школа имени Я.Я. Кремлева» в совершении правонарушения нашла свое подтверждение.

В соответствии с частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В силу примечания к указанной статье понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Согласно пункту 40 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра «Сколково») подлежит лицензированию.

В соответствии с пунктом 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности» лицензионными требованиями к лицензиату являются в том числе: наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам (подпункт «а»); наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, федеральными государственными требованиями и (или) образовательными стандартами (подпункт «б»); наличие разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии со статьей 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (подпункт «г»); наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам (подпункт «д»); наличие в соответствии с пунктом 2 статьи 40 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления образовательной деятельности, учитывающего в том числе требования статьи 17 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также статьи 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (подпункт «ж»); наличие у образовательной организации безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, с учетом соответствующих требований, установленных в федеральных государственных образовательных стандартах, федеральных государственных требованиях и (или) образовательных стандартах, в соответствии с частью 6 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (подпункт «з»).

В соответствии с пунктом 9 указанного Положения нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами «а» - «д», «ж» - «к» пункта 6, относится к грубым нарушениям.

Как следует из материалов дела, МБОУ «Верховажская средняя школа имени Я.Я. Кремлева» 23.12.2014 Департаментом образования Вологодской области выдана лицензия № 8474 на осуществление образовательной деятельности по следующим <адрес>

В ходе проведенной в период 12.02.2019 по 05.03.2019 на основании приказа Департамента образования Вологодской области от 01.02.2019 №114-ПП проверки выявлены нарушения части 4 статьи 91 Закона об образовании, частей 1, 2, 7 статьи 18 Закона о лицензировании, а также лицензионных требований, предусмотренных подпунктами «а», «б», «г», «д», «ж», «з» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности».

Нарушение МБОУ «Верховажская средняя школа имени Я.Я. Кремлева» лицензионных требований образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ.

Данный факт подтверждается протоколом об административном правонарушении от 05.03.2019, материалами административного дела в их совокупности.

Утверждение законного представителя МБОУ «Верховажская средняя школа имени Я.Я. Кремлева» об отсутствии нарушения части 4 статьи 91 Закона об образовании в связи с тем, что документы на лицензирование <адрес> направлены в Департамент образования Вологодской области, является несостоятельным.

Место осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию, - объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные (пункт 8 статьи 3 Закона о лицензировании).

Подпунктом 40 пункта 1 статьи 12 вышеуказанного закона предусмотрено, что образовательная деятельность подлежит лицензированию.

Согласно пояснениям директора Воробьевой Г.И. образовательное учреждение осуществляет образовательную деятельность, в том числе и <адрес>, в связи с чем, наличие лицензии для осуществления образовательной деятельности по указанному адресу обязательно.

Регистрация права постоянного (бессрочного) пользования в отношении зданий, земельных участков, необходимых для осуществления образовательной деятельности, произведена МБОУ «Верховажская средняя школа имени Я.Я. Кремлева» после проведения Департаментом образования области плановой проверки.

В то же время в отношении нежилого помещения – спортивного зала <адрес> юридическим лицом представлен договор аренды, заключенный между МБУ ДО «Центр дополнительного образования детей» (Арендодатель) и МБОУ «Верховажская средняя школа имени Я.Я. Кремлева» (Арендатор) 01.09.2018 на срок до 31.05.2019, т.е. менее одного года. В отсутствие в Гражданском кодексе Российской Федерации каких-либо специальных норм о государственной регистрации договоров аренды нежилых помещений, в силу пункта 2 статьи 651 Гражданского кодекса Российской Федерации, данный договор аренды государственной регистрации не подлежит, в связи с чем адрес осуществления образовательной деятельности: с<адрес>, подлежит исключению из вменяемого юридическому лицу нарушения.

Устранение выявленных нарушений лицензионных требований, в частности приведение в соответствие материально-технического обеспечения основной образовательной программы, исключение из учебного плана дошкольного образования на 2018-2019 учебный год нереализуемых дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ «АБВГДейка», «Музыкальный калейдоскоп», по экологическому воспитанию, утверждение скорректированного учебного плана, прохождение работниками обучения по освоению дополнительных профессиональных программ по профилю педагогической деятельности, получение санитарно-эпидемиологических заключений, заключения о соответствии требованиям пожарной безопасности, после возбуждения дела об административном правонарушении не является основанием для освобождения МБОУ «Верховажская средняя школа имени Я.Я. Кремлева» от административной ответственности.

Вопреки доводам законного представителя юридического лица прием на должность «педагога-организатора» Ш.Н., не отвечающей квалификационным характеристикам в части требований к образованию (Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей профилю работы, без предъявления требований к стажу работы), является нарушением лицензионных требований, а именно подпункта «д» пункта 6 Положения о лицензировании.

Действительно, работодателю предоставлено право в порядке исключения и по рекомендации аттестационной комиссии назначить на соответствующую должность лицо, не имеющее специальной подготовки, но обладающее достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющее качественно и в полном объеме возложенные на него должностные обязанности. При этом, учитывая, что порядок назначения работника, не отвечающего установленным квалификационным требованиям, связан с наличием опыта работы и с выполнением качественно и в полном объеме возложенных на него должностных обязанностей, роль аттестационной комиссии может заключаться именно в оценке возможностей претендента выполнять предусмотренные по этой должности обязанности с учетом опыта его предыдущей работы.

Между тем, до приема на работу в МБОУ «Верховажская средняя школа имени Я.Я. Кремлева» Ш.Н. трудового стажа не имела, доказательств, подтверждающих наличие у указанного лица достаточного практического опыта и компетентности на момент приема на работу на должность педагога-организатора в материалы дела не представлено.

Часть 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ предусматривает, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, возможно назначение наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

В соответствии с частью 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении наказания в соответствии с частью 3.2 указанной статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ.

Исходя из конкретных обстоятельств совершенного правонарушения, целей деятельности юридического лица, отсутствия тяжких последствий допущенного нарушения, прихожу к выводу о наличии оснований для снижения административного штрафа до 75 000 рублей.

Руководствуясь частью 3 статьи 19.20, статьями 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановила:

признать муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Верховажская средняя школа имени Я.Я. Кремлева» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 75 000 (семьдесят пять тысяч) рублей.

Постановление может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Верховажский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья С.Ю. Жукова

Реквизиты для уплаты штрафа: УФК по Вологодской области (Департамента образования Вологодской области 04301А22360), КПП 352501001, ИНН 3525043641, код ОКТМО 19701000, расчетный счет № 40101810700000010002, ГРКЦ ГУ Банка России по Вологодской области г. Вологда, БИК 041909001.