ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-23/20 от 04.06.2020 Северобайкальского городского суда (Республика Бурятия)

Дело №5-23/2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

04 июня 2020 г. г. Северобайкальск

Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Казаковой Е.Н.,

при секретаре - помощнике судьи Царевой О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видео-конференцсвязи материалы дела об административном правонарушении в отношении Общества с ограниченной ответственностью «КАВЫНАХ», в совершении административного правонарушения по ч.2 ст. 15.27 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

В ходе проведения проверки на основании распоряжения начальника Забайкальской Государственной инспекции пробирного надзора в отношении Общества с ограниченной ответственностью «КАВЫНАХ», расположенного по адресу: <адрес><адрес>, установлено, что на момент проведения проверки в период с 05.02.2020 г. по 20.02.2020 г. ( факт установления правонарушения 10 час. 00 мин. 20 февраля 2020 г.) у4становлены следующие нарушения:

1.Правила внутреннего контроля (далее - ПВК) не соответствовали действующему законодательству в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения, а именно:

1.1. В нарушение положений пункта 1.1 и пункта 2 Требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 667 от 30.06.2012 г., ПВК не приведены в соответствие с требованиями нормативных правовых актов о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения, в частности, а) в ПВК отсутствуют: программа изучения клиента при приёме на обслуживание и обслуживании; программа, регламентирующая порядок действий в случае отказа от выполнения распоряжения клиента о совершении операции; программа, регламентирующая порядок работы по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества; б) в программе идентификации не предусмотрена проверка сведений клиентов об их причастности к распространению оружия массового уничтожения в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 7.5 Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ) (подпункт «б» пункта 8 постановления Правительства РФ № 667 от 30.06.2012г. ); в) программа по приостановлению операций не включает в себя:

- порядок выявления среди участников операции с денежными средствами или иным имуществом физических или юридических лиц, указанных в абзаце первом пункта 8 статьи 7.5 Федерального закона № 115-ФЗ (подпункт «а» пункта 29 постановления Правительства РФ № 667 от 30.06.2012 г.);

- порядок действий, направленных на приостановление операции с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с пунктом 8 статьи 7.5 Федерального закона № 115-ФЗ (подпункт «б» пункта 29 постановления Правительства РФ № 667 от 30.06.2012 г.);

- порядок действий, направленных на реализацию требований, установленных абзацем третьим пункта 8 статьи 7.5 Федерального закона № 115-ФЗ, и связанных с осуществлением операции или дальнейшим приостановлением операции с денежными средствами или иным имуществом в случае получения постановления Федеральной службы по финансовому мониторингу, изданного на основании части третьей статьи 8 Федерального закона № 115-ФЗ (подпункт «д» пункта 29 постановления Правительства РФ № 667 от 30.06.2012 г.);

Ссылка на постановление Правительства Российской Федерации № 715 от 05.12.2005 г. «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» неправомерна, так как данное постановление утратило силу в связи с введением в действие с 09.06.2014 г. постановления Правительства Российской Федерации № 492 от 29.05.2014 г. «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее - постановление Правительства № 492 от 29.05.2014 г.).

Ссылка на приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу № 245 от 05.10.2009 г. «Об утверждении Инструкции о предоставлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» неправомерна, так как данный приказ утратил силу в связи с введением в действие с 10.06.2015 г. приказа Федеральной службы по финансовому мониторингу № 110 от 22.04.2015 г. «Об утверждении Инструкции о предоставлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Инструкция № 110 от 22.04.2015 г.).

Ссылка на постановление Правительства Российской Федерации № 27 от 18.01.2003 г. «Об утверждении Положения о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом» неправомерна, так как данное постановление утратило силу в связи с введением в действие постановления Правительства Российской Федерации № 804 от 06.08.2015 г. «Об утверждении Правил определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей».

2.В нарушение требований пункта 2 статьи 6, подпункта 6 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, пунктов 2.1, 2.4, 2.5 Положения «О требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма», утвержденного приказом Росфинмониторинга от 17.02.2011 г. № 59, у ООО «КАВЫНАХ» в проверяемом периоде отсутствовала возможность проверки наличия/отсутствия в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму в Перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности или терроризме и Решения межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансирования терроризма, в связи с отсутствием зарегистрированного Личного кабинета на интернет-сайте Росфинмониторинга. Личный кабинет зарегистрирован Обществом перед началом проверки 04.02.2010 г.

3.В нарушение требований подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ по 18-ти операциям с иным имуществом, совершенным при купле-продаже золота в проверяемом периоде и подлежащим обязательному контролю, сведения в Федеральную службу по финансовому мониторингу не направлены, к примеру:

п/п

Договор купли- продажи слитков золота,№, дата

Операция купли-продажи масса (г) стоимость (руб.)

Операция с иным имуществом

Датасовершенияоперации

Подтверждающиедокументы

Сообщение

Акт № ДМ/0604-2019 от 30.08.2019 г.

Не направлено

Акт № ДМ/0667-2019 от 18.09.2019 г.

Не направлено

Акт № ДМ/0767-2019 от 18.10.2019 г.

Не направлено

Акт № ДМ/0814-2019 от 05.11.2019 г.

Не направлено

4.В нарушение положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, пунктов 1.4, 7.1-7.7 Инструкции № 110 от 22.04.2015 г. Обществом не осуществляются периодические (не реже одного раза в три месяца) проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены, либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и не проводится информирование о результатах таких проверок Федеральной службы по финансовому мониторингу.

5.В нарушение положений абзаца 11 пункта 2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, пункта 1 постановления Правительства № 492 от 29.05.2014 г., пунктов 2, 3, 10 Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу № 203 от 03.08.2010 г., специальное должностное лицо Общества не прошло обучение в форме целевого инструктажа в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма до начала осуществления функций специального должностного лица. <данные изъяты>С. и специальное должностное лицо (<данные изъяты>) З. прошли обучение в форме целевого инструктажа перед началом проверки 30.01.2020 г.

В судебном заседании представитель ООО «КАВЫНАХ» по доверенности ФИО1 суду показала, что общество признает свою вину в совершении административного правонарушения. Просила учесть, что деятельность общества осуществляется сезонно. В настоящее время в обществе работают 11 человек. Сезон работ в 2020 г. не начался. Просила применить наказание в виде штрафа с учетом положений ч.3.2 ст. 4.1 КоАП РФ.

Представитель Забайкальской Государственной инспекции пробирного надзора главный контролер по надзору за производством, использованием и обращением драгоценных металлов и драгоценных камней в судебное заседание не явился. О слушании дела уведомлен надлежаще. Суд определил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Суд, выслушав представителя правонарушителя ООО «КАВЫНАХ», изучив материалы дела, приходит к следующему.

Установлено, что в период с 05.02.2020 г. по 20.02.2020 г. главным контролером по надзору за производством, использованием и обращением драгоценных металлов и драгоценных камней ФКУ «Российская государственная пробирная палата при Министерстве Финансов Российской Федерации» Забайкальская государственная инспекция пробирного надзора проведена проверка, в ходе которой установлены нарушения: 1. ведения документации, в частности Правил внутреннего контроля, которые не соответствуют действующему законодательству в сфере противодействия легализации ( отмыванию доходов), полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения, а именно:

1.1. требованиям пунктов 1.1. и п. 2 Требований к Правилам внутреннего контроля, разрабатываемыми организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 667 от 30.06.2012 г., ПВК не приведены в соответствие с требованиями нормативных правовых актов о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения, в частности, а) в ПВК отсутствуют: программа изучения клиента при приёме на обслуживание и обслуживании; программа, регламентирующая порядок действий в случае отказа от выполнения распоряжения клиента о совершении операции; программа, регламентирующая порядок работы по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества; б) в программе идентификации не предусмотрена проверка сведений клиентов об их причастности к распространению оружия массового уничтожения в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 7.5 Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ) (подпункт «б» пункта 8 постановления Правительства РФ № 667 от 30.06.2012г. ); в) программа по приостановлению операций не включает в себя:

- порядок выявления среди участников операции с денежными средствами или иным имуществом физических или юридических лиц, указанных в абзаце первом пункта 8 статьи 7.5 Федерального закона № 115-ФЗ (подпункт «а» пункта 29 постановления Правительства РФ № 667 от 30.06.2012 г.);

- порядок действий, направленных на приостановление операции с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с пунктом 8 статьи 7.5 Федерального закона № 115-ФЗ (подпункт «б» пункта 29 постановления Правительства РФ № 667 от 30.06.2012 г.);

- порядок действий, направленных на реализацию требований, установленных абзацем третьим пункта 8 статьи 7.5 Федерального закона № 115-ФЗ, и связанных с осуществлением операции или дальнейшим приостановлением операции с денежными средствами или иным имуществом в случае получения постановления Федеральной службы по финансовому мониторингу, изданного на основании части третьей статьи 8 Федерального закона № 115-ФЗ (подпункт «д» пункта 29 постановления Правительства РФ № 667 от 30.06.2012 г.).

Ссылка на постановление Правительства Российской Федерации № 715 от 05.12.2005 г. «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» неправомерна, так как данное постановление утратило силу в связи с введением в действие с 09.06.2014 г. постановления Правительства Российской Федерации № 492 от 29.05.2014 г. «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее - постановление Правительства № 492 от 29.05.2014 г.).

Ссылка на приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу № 245 от 05.10.2009 г. «Об утверждении Инструкции о предоставлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» неправомерна, так как данный приказ утратил силу в связи с введением в действие с 10.06.2015 г. приказа Федеральной службы по финансовому мониторингу № 110 от 22.04.2015 г. «Об утверждении Инструкции о предоставлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Инструкция № 110 от 22.04.2015 г.).

Ссылка на постановление Правительства Российской Федерации № 27 от 18.01.2003 г. «Об утверждении Положения о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом» неправомерна, так как данное постановление утратило силу в связи с введением в действие постановления Правительства Российской Федерации № 804 от 06.08.2015 г. «Об утверждении Правил определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей».

2.В нарушение требований пункта 2 статьи 6, подпункта 6 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, пунктов 2.1, 2.4, 2.5 Положения «О требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма», утвержденного приказом Росфинмониторинга от 17.02.2011 г. № 59, у ООО «КАВЫНАХ» в проверяемом периоде отсутствовала возможность проверки наличия/отсутствия в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму в Перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности или терроризме и Решения межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансирования терроризма, в связи с отсутствием зарегистрированного Личного кабинета на интернет-сайте Росфинмониторинга. Личный кабинет зарегистрирован Обществом перед началом проверки 04.02.2010 г.

3.В нарушение требований подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ по 18-ти операциям с иным имуществом, совершенным при купле-продаже золота в проверяемом периоде и подлежащим обязательному контролю, сведения в Федеральную службу по финансовому мониторингу не направлены, к примеру:

п/п

Договор купли- продажи слитков золота,№, дата

Операция купли-продажи масса (г) стоимость (руб.)

Операция с иным имуществом

Датасовершенияоперации

Подтверждающиедокументы

Сообщение

Акт № ДМ/0604-2019 от 30.08.2019 г.

Не направлено

Акт № ДМ/0667-2019 от 18.09.2019 г.

Не направлено

Акт № ДМ/0767-2019 от 18.10.2019 г.

Не направлено

Акт № ДМ/0814-2019 от 05.11.2019 г.

Не направлено

4.В нарушение положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, пунктов 1.4, 7.1-7.7 Инструкции № 110 от 22.04.2015 г. Обществом не осуществляются периодические (не реже одного раза в три месяца) проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены, либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и не проводится информирование о результатах таких проверок Федеральной службы по финансовому мониторингу.

5.В нарушение положений абзаца 11 пункта 2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, пункта 1 постановления Правительства № 492 от 29.05.2014 г., пунктов 2, 3, 10 Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу № 203 от 03.08.2010 г., специальное должностное лицо Общества не прошло обучение в форме целевого инструктажа в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма до начала осуществления функций специального должностного лица. <данные изъяты>С. и специальное должностное лицо (<данные изъяты>) З. прошли обучение в форме целевого инструктажа перед началом проверки 30.01.2020 г.

Виновность ООО «КАВЫНАХ» подтверждается распоряжением о проведении плановой документарной проверки от 13.01.2020 г., Правилами внутреннего контроля, приказом о назначении главного бухгалтера ООО «Кавынах», договором купли-продажи золота от 11 апреля 2019, сводной таблицей по сделкам, актами о приемке золота в хранилище от 12.07.2019 г., от 19.07.2029г, 26.07.2029г., 05.08.2019 г., 14.08.019 г., 15.08.2019 г., 19.08.2019 г., 23.08.2019 г., 06.09.2019 г., 12.09.2019 г., 20.09.019 г., 27.09.2019 г., 04.10.2019 г., 11.10.2019 г., 18.10.2019 г., 24.10.2019 г., 27.11.2019 г., 17.12.2019 г., 18.12.2019 г., сведениями из личного кабинета Росфинмониторинг, свидетельством о прохождении обучения в форме Целевого инструктажа от 30.01.2020 г., на директора общества и на главного бухгалтера.

Действия Общества с ограниченной ответственностью «КАВЫНАХ» судом квалифицируются по частью 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи.

При назначении наказания суд принимает во внимание, что общество вину в совершении административного правонарушения вину признало, нарушения, выявленные в ходе проведения поверки, устранены.

Учитывая изложенное, суд считает возможным назначить ООО «КАВЫНАХ» наказание в виде административного штрафа. Оснований для применения наказания в виде административного приостановления деятельности суд не усматривает, поскольку на дату принятия решения, выявленные нарушения в ходе проведения проверки, устранены.

В силу ч. 3.2. ст. 4.1. КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При определении размера штрафа суд принимает во внимание, что выявленные нарушения были устранены, отсутствуют какие - либо последствия. Суд также учитывает материальное положение правонарушителя, которое фактически работает по сезонам. В 2020 г. сезон, в течение которого общество имело бы доходы, не наступил. В связи с чем, суд считает возможным применить к правонарушителю наказание с учетом правил 4.1 КоАП РФ в размере 100 000 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд

П О С Т А Н О В И Л:

Признать Общество с ограниченной ответственностью «КАВЫНАХ» виновным по ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ, назначить наказание в виде административного штрафа в размере 100000 руб.

Административный штраф подлежит уплате по следующим реквизитам: УФК по Республики Бурятия (Забайкальская Государственная инспекция пробирного надзора) л/с <***>, р/с <***> в Отделение – НБ Республика Бурятия г. Улан-Удэ, ИНН <***>, КПП 032331001, БИК 048142001, КБК 09211601151019000140, ОКТМО 81701000.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение 10 суток со дня получения копии постановления.

Председательствующий судья: Е.Н.Казакова.